Бюджетный процесс Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 12:22, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетный процесс – совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово бюджетной политики и управлению бюджетной системой.
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики.
Актуальность темы определена тем, что одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является бюджетный процесс.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Сущность бюджетного процесса РФ……………………………………….5
Понятие и участники бюджетного процесса РФ…………………………..5
Этапы бюджетного процесса РФ…………………………………………...8
Реформирование бюджетного процесса в РФ……………………………12
Бюджетный процесс Новосибирской области……………………………14
Бюджетный процесс в НСО………………………………………………..14
Бюджет Новосибирска в 2012 году………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………….………..25
Список использованных источников…………………………………………….26

Вложенные файлы: 1 файл

(Финансы)Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 70.24 Кб (Скачать файл)

На пленарном заседании Гос. Думы законопроект ставят на голосование  в целом.

Принятый Гос. Думой Закон в соответствии с Конституцией в течении 5 дней со дня принятия должен  быть передан на рассмотрение Советом Федерации.

Закон о бюджете считается одобренным, если за него проголосовало более 50% от общего числа членов палаты, либо, если в течении 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

При отклонении его Советом федерации  обе Палаты парламента создают Согласительную комиссию, после чего закон повторно рассматривает Дума.

В случае несогласия Гос. Думы с решением Совета Федерации закон считается  принятым, если при повторном голосовании  он набрал не менее 2/3 от общего числа  голосов депутатов Думы. 

III. Исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными органами и подписи Президентом РФ. Комитет министров РФ по согласованию с нижестоящими исполнительными органами организует исполнение бюджета.

Важнейшая задача исполнения - обеспечение полного и своевременного поступления налогов и др. платежей.

Сумма превышения доходов над расходами при исполнении бюджета, образующаяся за счет дополнительных доходов или экономии в расходах, зачисляется в соответствующий бюджет и изьятию не подлежит. Используется - по рассмотрению соответствующего органа власти.

Потери в доходах и издержках - не компенсируются из вышестоящего бюджета, за исключением случаев, когда они вызваны изменением действующего законодательства.

Работа по исполнению бюджета ведется  Минфином РФ, Гос. Налоговой службой  РФ и Гос. Таможенным комитетом РФ и их органами на местах.

При исполнении бюджета распределение  всех видов платежей и ассигнований ведется по бюджетной росписи доходов и расходов, которая представляет собой основной оперативный план распределения доходов - расходов по подразделениям бюджетной классификации.

Бюджетная роспись Федерального бюджета  РФ утверждается Минфином РФ.

Организуя исполнения бюджетов и внебюджетных фондов вложена на новую структуру Минфином РФ - Федеральное Казначейство РФ.

Переход от банковской к казначейской  системе исполнения бюджета означает. Что Казначейство должно осуществлять и учитывать все операции со всеми государственными и финансовыми ресурсами, находящимися в ведении Правительства.

Казначейство обеспечивает принцип единства кассы в отношении федеральных средств. Все платежи из федерального бюджета осуществляется с единого счета Федерального казначейства. Все другие счета, опосредующие движение средств федерального бюджета, открытые в учреждениях банковской системы, должны быть транзитными, т.е. не иметь переходящих остатков. Это означаетзакрытие счетов бюджета в банках и открытие их в системе Казначейства с перечислением средств непосредственно на расчетные счета хозяйствующих субьектов, выполняющих работы для бюджетных единиц, финансируемых за счет федерального бюджета.

Наличие казначейской системы позволит наиболее рационально проводить  оптимизацию бюджетных потоков, обеспечить учет и контроль каждого  этапа исполнения федерального бюджета.

IV. Составление отчета об исполнении бюджета и утверждение его в законодательных органах власти.        

 Работа по составлению отчетов  возложены на Минфин РФ и  его финансовые органы, Гос. Налоговую  службу и ее налоговые инспекции,  Гос. Таможенный комитет и его  органы. Отчеты направляются соответствующим  органам Гос. Власти. Отчет о  федеральном бюджете РФ докладывается  Федеральному собранию РФ, который  его утверждает.

Для осуществления контроля за исполнением Федерального бюджета Совет Федерации и Гос. Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности Счетной палаты определяется федеральным законом.5

    1. Реформирование бюджетного процесса РФ

Несмотря на осуществленные в последние  годы мероприятия по совершенствованию бюджетного процесса, в нем имелся главный недостаток — отсутствие механизма обеспечения результативности использования бюджетных средств.

Этот недостаток выразился:

  1. в разработке среднесрочного финансового плана для каждого бюджетного цикла отдельно, годовом периоде планирования бюджетных расходов, неопределенности объема и структуры ассигнований, выделяемых главным распорядителям, распорядителям и получателям бюджетных средств, т.е. администраторам бюджетных средств;
  2. предоставление бюджетных средств на основе корректировки (индексации) ассигнований прошлых лет в условиях низкой формализации механизмов перераспределения бюджетных ресурсов и отсутствия четких критериев и процедур отбора финансируемых направлений и мероприятий в соответствии с приоритетами государственной политики;
  3. отсутствие четких формулировок целей и конечных результатов использования бюджетных средств, а также критериев оценки деятельности администраторов бюджетных средств;
  4. ограниченности полномочий и, следовательно, ответственности администраторов бюджетных средств при формировании и исполнении бюджета;
  5. преобладании внешнего контроля за соответствием кассовых расходов плановым показателям при отсутствии процедур и методологии внутреннего и внешнего контроля (мониторинга) обоснованности планирования и результатов использования бюджетных средств;
  6. отсутствии системы оценки финансового результата деятельности органов власти разных уровней и закрепления за определенными органами государственной власти и органами местного самоуправления активов и обязательств соответственно РФ, субъекта РФ или муниципального образования;
  7. затянутости и громоздкости процедуры рассмотрения проекта бюджета представительными органами власти, ориентированной на технические детали в ущерб опенке приоритетов бюджетной политики и их реализации;
  8. нечеткости разграничения полномочий в бюджетном процессе между представительными и исполнительными органами власти.

Все это ограничивает возможности  и стимулы повышения эффективности  управления общественными финансами  и переориентации деятельности администраторов  бюджетных средств с освоения выделенных им ассигнований на достижение конечных значимых и измеримых результатов.6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Бюджетный процесс Новосибирской области
    1. Бюджетный процесс НСО

Бюджетный процесс в Новосибирской  области регламентируется Уставом  области, принятым областным Советом  депутатов 6 марта 1996 г. и подписанным Главой администрации области 5 апреля 1996 г. с последующими изменениями, которые, впрочем, не касаются бюджетной сферы, и законами Новосибирской области:

  • «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Новосибир-ской области» от 14 февраля 1995 г.;
  • «О бюджетных и внебюджетных фондах Новосибирской области» от 19 марта 1997 г.;
  • «О местном самоуправлении в Новосибирской области» от 11 июня 1997 г.;
  • «О бюджетной классификации Новосибирской области» от 25 сентября 1998 г.;
  • «О порядке внесения, рассмотрения и принятия Закона Новосибир-ской области “Об областном бюджете Новосибирской области на 2000 год”» от 8 июля 1999 г.;
  • законами о бюджете Новосибирской области и бюджетах внебюджетных фондов.

Доходы бюджета формируются  в соответствии с Налоговым Кодексом РФ и законами области «О вмененном  налоге», «О налоге с продаж» и  другими налоговыми законами. На размеры  поступлений в доходную часть бюджета (в части упущенных доходов вследствие предоставления различного рода льгот) оказывают влияние законы о поддержке различных отраслей народного хозяйства и видов деятельности.

Формирование расходной части  бюджета осуществляется в соответствии федеральными законодательными актами, областными программами (областной  закон о социально-экономических  планах и программах Новосибирской  области находится в стадии принятия), законом «О бюджете развития Новосибирской  области» и другими.

Бюджетный процесс в Уставе Новосибирской области

В Уставе области определено, что  областной бюджет, областные налоги, сборы и внебюджетные фонды, равно  как и экономическое и социальное развитие области отнесены к ведению  области (статья 21). К исключительным полномочиям областного Совета депутатов (статья 32, п. 3) относятся:

  • утверждение областного бюджета, поправок к нему, отчетов о его исполнении,
  • рассмотрение программ экономического, социального и культурного развития области, изменений и дополнений к ним,
  • установление налогов, сборов, пошлин, иных видов платежей и порядка их взимания,
  • установление льгот и преимуществ, в том числе по платежам в областной бюджет,
  • законодательное регулирование выпуска и условий размещения займов, порядка образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов области,
  • контроль за их использованием,
  • принятие решений о предоставлении дотаций, субвенций, займов из средств областного бюджета муниципальным образованиям.

В исключительном ведении территориальных  советов депутатов (статья 44, п. 2, закон № 05-ОЗ от 10 апреля 1998 г.), созданных в городах областного значения и районах области, находятся:

  • утверждение соответствующего бюджета, отчета об его исполнении;
  • принятие планов и программ развития города, района в области;
  • определение порядка своей деятельности и финансирования;
  • контроль за деятельностью территориальной администрации в части исполнения соответствующего бюджета, бюджетов внебюджетных фондов;

Глава 8 Устава регламентирует организацию  местного самоуправ-ления на территории области. Статья 54, п. 2 гарантирует со стороны областных органов власти достаточность материальных и финансовых средств для выполнения предусмотренных законом функций местного самоуправления и принятие мер для его поддержки.

Статьей 60 Устава определяется обязательность обнародования принятых областных  нормативных актов, в т.ч. и относящихся к бюджетному процессу. Пункт 7 этой статьи устанавливает, что законы области подлежат официальному опубликованию, а неопубликованные законы не применяются, равно как и другие нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан.

Статья 70 устанавливает административно-территориальное деле-ние области и перечисляет города областного, районного значения и районы области.

Статья 80, п. 1 устанавливает, что в социально-значимых для области сферах экономической деятельности в соответствии с федеральным и областным законами предприятиям и учреждениям всех форм собственности оказывается государственная поддержка путем установления соответствующих приоритетов в финансовой, налоговой и бюджетной политике.

Статья 86, п. 1 определяет перечень областных финансовых ресурсов, пункт 2 этой статьи предусматривает возможность выделения областных финансовых ресурсов органам местного самоуправления, а также предприятиям, учреждениям, общественным организациям и гражданам для финансирования совместных программ социально-экономического развития, пункт 3 гласит, что долговые обязательства области принимаются администрацией области по решению областного Совета. 

Статья 87, п. 1 определяет полномочия области в сфере финан-совых отношений, в том числе область формирует структуру бюджетной системы области и ее консолидированный бюджет.

Статья 88 определяет цель финансовой политики области —повышение благосостояния, улучшение качества жизни населения и развитие территории и формулирует принципы финансовой политики. Среди них важнейшими для рассматриваемой темы являются:

  • равноправие органов местного самоуправления между собой и во взаимоотношениях с органами власти области в сфере финансовых отношений (пп. б);
  • единство финансовой политики на территории области (пп. в);
  • гарантированное, полное и своевременное финансирование защищенных статей бюджета (пп. г);
  • сокращение встречных финансовых потоков между РФ, областью и субъектами местного самоуправления (пп. е).

Статья 89 посвящена принципам построения налоговой системы в Новосибирской  области, статья 90 — принципам построения бюджет-ной системы, а статья 91 определяет порядок разработки, утверждения и исполнения бюджета. В статье 92 п. 4 гарантируется возмещение средств за счет областного бюджета бюджетам городов, районов и муниципальных образований в случае принятия областными властями решений, повлекших увеличение расходов или уменьшение доходов соответствующих бюджетов.

Статья 93 содержит принципы формирования бюджетов муници-пальных образований, определяет их право на собственные доходы и самостоятельность их использование, определяет принцип бюджетного регулирования в направлении выравнивания бюджетной обеспечен-ности муниципальных образований в области.

Глава 15 Устава посвящена принципам  социальной политики в области (статьи 97-100).

Закон «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе 
в Новосибирской области»

Законом «О бюджетном устройстве и  бюджетном процессе в Новосибирской  области» (№ 14-ОЗ от 14 февраля 1995 г.) устанавли-ваются:

  • основные понятия бюджетного процесса в области,
  • конкретизируются полномочия органов государственной власти области и местного самоуправления в бюджетных правоотношениях,
  • определяется структура и принципы построения бюджетной системы области,
  • определяется перечень доходов и расходов по уровням бюджетной системы,
  • дается понятие сбалансированности бюджета, дефицита бюджета и способов его финансирования, обслуживания государственного и муниципальных долгов.

Информация о работе Бюджетный процесс Российской Федерации