Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2013 в 20:11, контрольная работа
Проблемы современного бюджетного механизма логично разделить на две
основные группы. К первой следует отнести те из них, которые определяются федеративным устройством нашей страны: вопросы совершенствования межбюджетных отношений и необходимости формирования системы бюджетного федерализма, что, руководствуясь вековым опытом ведущих западных стран, позволит стабилизировать и укрепить российскую государственность, повысит управляемость существующей рыночной системы и в конечном итоге оптимизирует
структуру доходов и расходов как федерального бюджета, так и местных
бюджетов.
ВВЕДЕНИЕ
1.1. Основы бюджетного устройства и построения бюджетной системы.
1.2. Межбюджетные отношения
Федеральный бюджет.
Региональные бюджеты.
Местные бюджеты.
Бюджетное право.
Бюджетные права органов государственной власти РФ.
Бюджетные права органов местного самоуправления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
устройство нашего государства, которое основано на государственной
целостности, единстве системы государственной власти, разграничении
предметов ведения и полномочий между органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской
Федерации.
Субъектами Российской Федерации являются республики в составе
Российской Федерации, края, области, автономные округа, автономная область,
города Москва и Санкт-Петербург.
В соответствии с Конституцией РФ разграничены предметы ведения и полномочия
между органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Федерации, в том числе в области бюджета.
Каждый субъект Федерации имеет свой бюджет, средства которого предназначены
для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам его ведения. В
статье 15 Бюджетного кодекса он назван региональным бюджетом.
Административно–
территорию субъекта Федерации согласно конституции РФ, имеют свои бюджеты.
Бюджет субъекта Федерации (региональный бюджет) и свод бюджетов
муниципальных образований (местных бюджетов) составляют консолидированный
бюджет субъекта Федерации. В свою очередь свод региональных и местных
бюджетов составляют территориальные бюджеты.
Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между
центром и субъектами Федерации являются предпосылкой финансово-бюджетного
федерализма.
Финансово-бюджетный федерализм – это разделение полномочий между
центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами
местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере.
*)Финансово-бюджетный
федерализм реализуется
бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходовании
бюджетных средств.
Финансово-бюджетный федерализм базируется на следующих основных
принципах:
1) законодательном разграничении полномочий по расходам между органами
власти всех уровней управления;
2) обеспечении
соответствующих органов
ресурсами
для выполнения ими
3) обеспечении вертикального и горизонтального выравнивания доходов
всех звеньев бюджетной системы;
4) наличии единых для каждого звена бюджетной системы формализованных
прозрачных
и всем понятных методов
*)Указ Президента N 2268 «О механизме финансово-бюджетного
федерализма»
5) самостоятельности и равноправии каждого бюджета, входящего в
бюджетную систему, которые выражаются в самостоятельности
6) бюджетного процесса, в том числе в определении направлений
использования бюджетных средств, подконтрольности исполнения
бюджета
соответствующим
В 1994г. в соответствии с Указом Президента РФ №2268 в механизм
финансово-бюджетного федерализма вводится новая форма перераспределения
средств между федеральными и региональными бюджетами – передача средств из
федерального бюджета региональным бюджетам путем формирования фонда
финансовой поддержки регионов и расчета размера выделяемых средств на
основе специально разработанной формулы. Этот метод стал также
использоваться и во взаимоотношениях между региональными и местными
бюджетами. Применение его способствует объективизации межбюджетного
распределения средств.
Следует отметить, что процесс создания финансово-бюджетного
федерализма в России не закончился. Предстоит решение ряда проблем:
1) полномочия всех уровней власти по расходам должны полностью
соответствовать имеющимся у них полномочиям по доходам;
2) передача расходов с бюджетов верхнего уровня на бюджеты нижнего
уровня должна быть полностью компенсирована одновременно
передаваемыми доходами;
3) должны быть
устранены встречные
создаваемые на территории, изымаются в бюджет вышестоящего уровня,
а
затем в виде финансовой
вниз;
4) следует максимально сократить использование такой формы
межбюджетных отношений, как средства, передаваемые по взаимным
расчетам;
5) Полный переход на казначейскую систему.
С этой целью следует:
. более четко разграничить бюджетные полномочия между различными
уровнями власти;
. фиксировать
в федеральных и
согласованные пропорции совместных налогов;
. создать более эффективный механизм корректировки диспропорций в
формировании территориальных бюджетов;
. создать
механизм межбюджетных
прозрачности,
гласности, равенстве
льгот для всех территорий;
. внедрить в практику формирования территориальных бюджетов
нормативно-расчетные методы, основанные на разработке
исполнительными органами власти и утверждении представительными
органами
власти минимальных
социальных и финансовых норм.
1.2. Межбюджетные отношения
Все бюджеты,
входящие в бюджетную
рамках межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной
власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с
формированием и исполнением соответствующих бюджетов.
Межбюджетные
отношения основываются на
. распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням
бюджетной системы Российской Федерации;
. разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по
временным нормативам)
регулирующих доходов по
Российской Федерации;
. равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства
бюджетных прав муниципальных образований;
. равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с
федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с
бюджетами субъектов Российской Федерации;
. принцип распределения доходных источников (формы и направление поддержки
дотационных бюджетов
субъектов Российской
В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут
передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов
субъектов РФ – в местные бюджеты.
В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями
бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во
взаимоотношениях с
бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета
нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и
муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным
бюджетам, а так же единый порядок уплаты федеральных и региональных
налогов.
Бюджетным кодексом РФ (ст.48) установлено, что при распределении
налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов
субъектов РФ должны составлять не менее 50% от суммы доходов
консолидированного бюджета РФ.
Во второй половине 90-х годов примерное распределение средств между
отдельными звеньями бюджетной системы РФ характеризовалось следующими
данными (Таблица 1).
Таблица 1.Распределение
средств между звеньями
|Консолидированный бюджет РФ |100 |
|Федеральный бюджет РФ
|Консолидированные бюджеты субъектов РФ |55-45 |
|Из них:
|Бюджеты субъектов РФ
(региональные бюджеты)
|Местные бюджеты
|В том числе:
|Городские бюджеты
|Районные бюджеты
|Поселковые бюджеты
|Сельские бюджеты
Распределение главных бюджетных налогов между звеньями бюджетной
системы иллюстрирует Таблица 2.
| |
| |Наименование налога
| |
|1. |Налог на прибыль
|2. |НДС
|3. |Акцизы
|4. |Подоходный налог с физических |3 |12 |- |
| |лиц
|5. |Налог на имущество с физических |- |4 |96 |
| |лиц
|6. | - - / / - - |- |44 |56 |
| |юридических лиц
|7. |Плата за недра
|8. |Земельные налоги и арендная |30 |20 |50 |
| |плата за землю
|9. |Налог на отдельные виды |100 |- |- |
| |транспорта
Пункты 1, 3, 7 – по ставкам, установленным законодательством ( с
01.01.2000г. ставки налогов изменены).
Для обеспечения расходов территориальных бюджетов (республиканских,
республик в составе РФ, краевых, областных, окружных, местных) они должны
иметь соответствующие доходы.
Доходы
территориальных бюджетов
Собственные
доходы бюджетов – виды
основе полностью или частично за соответствующими бюджетами
законодательством РФ.
Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами,
бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством РФ, и
неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные
перечисления.
Собственные
доходы составляют меньшую
часть доходов
бюджетов. Для финансового обеспечения выполнения возложенных на
региональные местные органы власти функции, экономического и социального
развития территорий, сбалансированности территориальных бюджетов им из
бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования передаются
регулирующие доходы.
Регулирующие доходы – это федеральные и региональные налоги и иные
платежи, по которым устанавливаются нормативы отчисления (в процентах)
бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а
также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам
таких доходов.
Консолидированный бюджет
Консолидированный бюджет Российской Федерации – это свод бюджетов
всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Консолидируемый бюджет
Российской Федерации включает федеральный бюджет и консолидированный
бюджеты субъектов Россйской Федерации. В свою очередь консолидированный
бюджет субъекта Российской Федерации включает региональный бюджет, т.е.
бюджет субъекта Российской Федерации, и местные бюджеты.