Бюджетное устройство России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2013 в 20:11, контрольная работа

Краткое описание

Проблемы современного бюджетного механизма логично разделить на две
основные группы. К первой следует отнести те из них, которые определяются федеративным устройством нашей страны: вопросы совершенствования межбюджетных отношений и необходимости формирования системы бюджетного федерализма, что, руководствуясь вековым опытом ведущих западных стран, позволит стабилизировать и укрепить российскую государственность, повысит управляемость существующей рыночной системы и в конечном итоге оптимизирует
структуру доходов и расходов как федерального бюджета, так и местных
бюджетов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.1. Основы бюджетного устройства и построения бюджетной системы.
1.2. Межбюджетные отношения
Федеральный бюджет.
Региональные бюджеты.
Местные бюджеты.
Бюджетное право.
Бюджетные права органов государственной власти РФ.
Бюджетные права органов местного самоуправления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.docx

— 57.19 Кб (Скачать файл)

устройство  нашего  государства,   которое   основано   на   государственной

целостности,  единстве   системы   государственной   власти,   разграничении

предметов  ведения  и  полномочий  между  органами  государственной   власти

Российской Федерации  и органами государственной власти субъектов  Российской

Федерации.

 

      Субъектами  Российской  Федерации  являются   республики   в   составе

Российской Федерации, края, области, автономные округа, автономная  область,

города Москва и Санкт-Петербург.

 

В соответствии с Конституцией РФ разграничены предметы ведения и  полномочия

между  органами  государственной  власти  Российской  Федерации  и  органами

государственной власти субъектов  Федерации, в том числе в  области  бюджета.

Каждый субъект Федерации  имеет свой бюджет, средства которого  предназначены

для обеспечения задач  и функций,  отнесенных  к  предметам  его  ведения.  В

статье   15   Бюджетного   кодекса   он   назван   региональным    бюджетом.

Административно–территориальные(муниципальные)образования,      составляющие

территорию субъекта Федерации  согласно конституции РФ, имеют  свои  бюджеты.

Бюджет  субъекта   Федерации   (региональный   бюджет)   и   свод   бюджетов

муниципальных образований (местных  бюджетов)  составляют  консолидированный

бюджет субъекта Федерации.  В  свою  очередь  свод  региональных  и  местных

бюджетов составляют территориальные  бюджеты.

 

      Федеративное  устройство России, разграничение  прав и полномочий  между

центром и субъектами Федерации  являются  предпосылкой  финансово-бюджетного

федерализма.

 

      Финансово-бюджетный   федерализм  –  это  разделение  полномочий  между

центральными  органами  власти,  властями  субъектов  Федерации  и  органами

местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере.

 

      *)Финансово-бюджетный  федерализм реализуется главным   образом  в  ходе

бюджетного  процесса  при  мобилизации  бюджетных  доходов  и   расходовании

бюджетных средств.

 

      Финансово-бюджетный   федерализм  базируется  на   следующих   основных

принципах:

 

     1) законодательном  разграничении полномочий по расходам между органами

        власти  всех уровней управления;

 

     2) обеспечении  соответствующих органов власти  необходимыми финансовыми

        ресурсами  для выполнения ими возложенных  на них функций;

 

     3) обеспечении вертикального и горизонтального выравнивания  доходов

        всех  звеньев бюджетной системы;

 

     4) наличии единых для каждого звена бюджетной системы формализованных

        прозрачных  и всем понятных методов регулирования  бюджетов;

 

      *)Указ   Президента   N   2268   «О   механизме   финансово-бюджетного

      федерализма»

 

     5)  самостоятельности   и  равноправии  каждого   бюджета,  входящего  в

        бюджетную систему, которые выражаются в самостоятельности

 

     6)   бюджетного  процесса,  в  том  числе   в  определении  направлений

        использования   бюджетных   средств,   подконтрольности   исполнения

        бюджета  соответствующим представительным  органом власти и т.д.

 

      В 1994г.  в соответствии  с  Указом  Президента  РФ  №2268  в  механизм

финансово-бюджетного  федерализма  вводится  новая  форма  перераспределения

средств между федеральными и региональными бюджетами –  передача  средств  из

федерального  бюджета  региональным  бюджетам   путем   формирования   фонда

финансовой поддержки  регионов  и  расчета  размера  выделяемых  средств  на

основе   специально   разработанной   формулы.   Этот   метод   стал   также

использоваться  и  во  взаимоотношениях  между  региональными   и   местными

бюджетами.  Применение   его   способствует   объективизации   межбюджетного

распределения средств.

 

      Следует   отметить,   что   процесс   создания    финансово-бюджетного

федерализма в России не закончился. Предстоит решение ряда проблем:

 

     1)  полномочия  всех  уровней  власти  по  расходам  должны  полностью

        соответствовать  имеющимся у них полномочиям  по доходам;

 

     2) передача  расходов с бюджетов верхнего  уровня  на  бюджеты  нижнего

        уровня    должна   быть   полностью   компенсирована   одновременно

        передаваемыми  доходами;

 

     3) должны быть  устранены встречные финансовые  потоки,  когда  доходы,

        создаваемые на территории, изымаются в бюджет вышестоящего  уровня,

        а  затем в виде финансовой помощи, дотаций  и  субвенций   передаются

        вниз;

 

     4)   следует   максимально   сократить   использование   такой   формы

        межбюджетных  отношений,  как  средства,  передаваемые  по  взаимным

        расчетам;

 

     5) Полный переход  на казначейскую систему.

 

      С этой  целью следует:

 

      . более  четко  разграничить  бюджетные   полномочия  между  различными

        уровнями  власти;

 

      . фиксировать  в  федеральных  и  региональных  законодательных  актах

        согласованные  пропорции совместных налогов;

 

      . создать  более эффективный  механизм  корректировки  диспропорций  в

        формировании территориальных бюджетов;

 

      . создать  механизм межбюджетных отношений,  основанный  на  принципах

        прозрачности, гласности, равенстве возможностей  получения помощи  и

        льгот  для всех территорий;

 

      .  внедрить  в   практику   формирования   территориальных   бюджетов

        нормативно-расчетные    методы,    основанные     на     разработке

        исполнительными  органами  власти  и  утверждении   представительными

        органами  власти минимальных государственных  социальных  стандартов,

        социальных  и финансовых норм.

 

          1.2. Межбюджетные отношения

 

 

      Все бюджеты,  входящие в  бюджетную  систему   страны,  взаимосвязаны  в

рамках межбюджетных отношений.

 

      Межбюджетные  отношения – это отношения  между органами  государственной

власти  Российской  Федерации,  органами  государственной  власти  субъектов

Российской  Федерации  и  органами  местного  самоуправления,  связанные   с

формированием и исполнением  соответствующих бюджетов.

 

      Межбюджетные  отношения основываются на следующих  принципах:

 

. распределения и закрепления  расходов  бюджетов  по  определенным  уровням

   бюджетной системы  Российской Федерации;

 

 . разграничения (закрепления на  постоянной  основе  и распределения по

   временным нормативам) регулирующих доходов по уровням   бюджетной  системы

   Российской Федерации;

 

.  равенства  бюджетных   прав  субъектов  Российской  Федерации,  равенства

   бюджетных прав  муниципальных образований;

 

. равенства  всех  бюджетов  Российской  Федерации  во  взаимоотношениях  с

   федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов  во  взаимоотношениях  с

   бюджетами субъектов  Российской Федерации;

 

 . принцип распределения доходных источников (формы и направление поддержки

   дотационных бюджетов  субъектов Российской Федерации).

 

   В соответствии  с этими принципами отдельные  виды бюджетных расходов могут

передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов  РФ  и  из  бюджетов

субъектов РФ – в местные  бюджеты.

 

   В  основе  процесса  распределения  расходов  и   доходов  между  звеньями

бюджетной  системы  заложен  принцип  равенства  бюджетов  субъектов  РФ  во

взаимоотношениях с федеральным  бюджетом и местных бюджетов  с  региональными

бюджетами,  который  предполагает  использование единой  методики   расчета

нормативов   финансовых   затрат   на   предоставление   государственных   и

муниципальных услуг, нормативов расчета  финансовой  помощи  территориальным

бюджетам,  а  так  же  единый  порядок  уплаты  федеральных  и региональных

налогов.

 

   Бюджетным  кодексом  РФ  (ст.48)  установлено,  что   при   распределении

налоговых доходов по уровням  бюджетной  системы  налоговые  доходы  бюджетов

субъектов  РФ  должны   составлять   не   менее   50%   от   суммы   доходов

консолидированного бюджета  РФ.

 

   Во второй половине  90-х  годов  примерное   распределение  средств  между

отдельными  звеньями  бюджетной  системы  РФ  характеризовалось   следующими

данными (Таблица 1).

 

  Таблица 1.Распределение  средств между звеньями бюджетной  системы РФ (%).

 

|Консолидированный бюджет  РФ                          |100        |

|Федеральный бюджет РФ                                |45-55      |

|Консолидированные бюджеты  субъектов РФ               |55-45      |

|Из них:                                                          |

|Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты)          |20-25      |

|Местные бюджеты                                      |25-20      |

|В том числе:                                                     |

|Городские бюджеты                                    |16-20      |

|Районные бюджеты                                     |7,5-8      |

|Поселковые бюджеты                                   |0,5-0,7    |

|Сельские бюджеты                                     |1-1,3      |

 

 

      Распределение   главных  бюджетных  налогов   между  звеньями  бюджетной

системы иллюстрирует Таблица 2.

 

|   |                                |Федераль|Регионал|Местный |

|   |Наименование налога             |-ный    |ь-ный   |бюджет  |

|   |                                |бюджет  |бюджет  |        |

|1. |Налог на прибыль                |-       |-       |-       |

|2. |НДС                             |85      |15      |-       |

|3. |Акцизы                          |-       |-       |-       |

|4. |Подоходный налог с  физических   |3       |12      |-       |

|   |лиц                             |        |        |        |

|5. |Налог на имущество  с физических |-       |4       |96      |

|   |лиц                             |        |        |        |

|6. |       - - / / - -              |-       |44      |56      |

|   |юридических лиц                 |        |        |        |

|7. |Плата за недра                  |-       |-       |-       |

|8. |Земельные налоги и  арендная     |30      |20      |50      |

|   |плата за землю                  |        |        |        |

|9. |Налог на отдельные  виды         |100     |-       |-       |

|   |транспорта                      |        |        |        |

 

 

Пункты  1,  3,  7  –  по  ставкам,  установленным  законодательством   (   с

01.01.2000г. ставки налогов  изменены).

 

      Для обеспечения расходов  территориальных  бюджетов  (республиканских,

республик в составе РФ, краевых, областных, окружных,  местных)  они  должны

иметь соответствующие доходы.

 

      Доходы  территориальных бюджетов состоят  из собственных и регулирующих.

 

      Собственные  доходы бюджетов – виды доходов,  закрепленные на постоянной

основе   полностью    или    частично    за    соответствующими    бюджетами

законодательством РФ.

 

      Это налоговые   доходы,  закрепленные  за  соответствующими  бюджетами,

бюджетами  государственных  внебюджетных  фондов  законодательством  РФ,   и

неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а также  безвозмездные

перечисления.

 

      Собственные  доходы составляют меньшую   часть  доходов  территориальных

бюджетов.   Для   финансового   обеспечения   выполнения   возложенных    на

региональные местные  органы власти  функции,  экономического  и социального

развития  территорий,  сбалансированности  территориальных  бюджетов  им  из

бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного  регулирования  передаются

регулирующие доходы.

 

      Регулирующие  доходы – это федеральные и   региональные  налоги  и  иные

платежи, по  которым  устанавливаются  нормативы  отчисления  (в  процентах)

бюджеты субъектов РФ или  местные бюджеты  на  очередной  финансовый  год,  а

также на долговременной основе (не менее чем на  3  года)  по  разным  видам

таких доходов.

 

 

 

      Консолидированный   бюджет

 

 

 

      Консолидированный  бюджет Российской  Федерации   –  это  свод  бюджетов

всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации. Консолидируемый  бюджет

Российской  Федерации  включает  федеральный  бюджет   и   консолидированный

бюджеты субъектов Россйской  Федерации.  В свою  очередь консолидированный

бюджет субъекта Российской  Федерации  включает  региональный  бюджет,  т.е.

бюджет субъекта Российской Федерации, и местные бюджеты.

Информация о работе Бюджетное устройство России