Бюджетное устройство России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2013 в 20:11, контрольная работа

Краткое описание

Проблемы современного бюджетного механизма логично разделить на две
основные группы. К первой следует отнести те из них, которые определяются федеративным устройством нашей страны: вопросы совершенствования межбюджетных отношений и необходимости формирования системы бюджетного федерализма, что, руководствуясь вековым опытом ведущих западных стран, позволит стабилизировать и укрепить российскую государственность, повысит управляемость существующей рыночной системы и в конечном итоге оптимизирует
структуру доходов и расходов как федерального бюджета, так и местных
бюджетов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.1. Основы бюджетного устройства и построения бюджетной системы.
1.2. Межбюджетные отношения
Федеральный бюджет.
Региональные бюджеты.
Местные бюджеты.
Бюджетное право.
Бюджетные права органов государственной власти РФ.
Бюджетные права органов местного самоуправления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.docx

— 57.19 Кб (Скачать файл)

42 % - на культуру и искусство, 66 % -  на  жилищно-коммунальное  хозяйство,

67 % - на образование. Таким  образом, важнейшие направления   государственной

политики финансируются  не с федерального, а с местного  уровня.  В  качестве

одной из мер для решения  вопроса бюджетного обеспечения  местных  бюджетов  в

РФ принят закон «О финансовых основах местного самоуправления  в  Российской

Федерации», установивший единую методологию формирования  местных бюджетов

для  всех  субъектов  РФ.  Однако  без  закрепления  за  местными  бюджетами

реальных размеров доходов, отвечающих  потребностям  бюджетов  муниципальных

образований, проблему решить невозможно (в настоящее время  БК РФ  -  ст.  60

-закрепил за местными  бюджетами  в  полном  размере   только  государственную

пошлину и местные налоги и сборы).

 

 

 

Бюджетное право.

 

 

      Бюджетное   устройство  страны,  функционирование  бюджетной   системы,

компетенции органов власти всех уровней в области  бюджета  регламентируются

законодательством о бюджетных  правах.

 

      Бюджетное  право –  это  совокупность  юридических  норм,  регулирующих

бюджетное  устройство  страны  и  бюджетный   процесс,   то   есть   порядок

формирования и  исполнения  всех  бюджетов,  входящих  в  бюджетную  систему

государства, а также компетенцию  всех органов власти в бюджетной  сфере.

 

      Процесс   формирования   и   исполнения   бюджетов   осуществляется   в

соответствии с бюджетными правоотношениями,  т.е.  урегулированными  нормами

права общественными отношениями, к которым относятся отношения,  возникающие

между субъектами бюджетных  правоотношений в ходе составления,  рассмотрения,

утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной  системы,  контроля

за  их   исполнением,   осуществления   государственных    и   муниципальных

заимствований, регулирования  государственного и муниципального долга.

 

      Конституция  страны – основополагающий акт  бюджетного права.

 

      В Конституции  Российской Федерации 1993г.  заложены  основы  бюджетных

прав  федеральных,  региональных   и   местных   органов   власти,   которые

сформулированы с учетом федеративного устройства государства.

 

      В  соответствии  со  ст.5  Конституции  РФ   федеративное   устройство

Российской   Федерации   основано   на   государственной    целостности    и

разграничении предметов  ведения и полномочий между органами  государственной

власти Российской Федерации  и  органами  государственной  власти  субъектов

Российской Федерации.

 

      Предметы  ведения в области бюджета  очерчены в  ст.71  Конституции   РФ,

где зафиксировано, в  ведении  Российской  Федерации  находятся  федеральный

бюджет,  федеральные  налоги  и  сборы,  федеральные   фонды   регионального

развития.

 

      В ст.72 Конституции  РФ  записано,  что  установление  общих  принципов

налогообложения  в  Российской  Федерации  находится  в  совместном  ведении

Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации. В ст.1  «Протокола  к

Договору о разграничении  предметов ведения и полномочий  между  федеральными

органами государственной  власти  Российской  Федерации  и  органами  власти

краев, областей, городов  Москвы  и  Санкт-Петербурга  Российской  Федерации»

зафиксировано, что к совместному  ведению  относятся  и  установление  общих

принципов бюджетной системы  Российской Федерации.

 

      В ст.75 Конституции  РФ отмечено,  что  система   налогов,  взимаемых  в

федеральный бюджет, и общие  принципы налогообложения в Российской  Федерации

устанавливаются федеральными законами.

 

      В  развитие   основных   положений   в   области   бюджетного   права,

зафиксированных  в  Конституции  РФ,  издаются  специальные  законодательные

акты.

 

      Наиболее  важным и емким из законодательных  актов, изданных в 1998 году

в  области  бюджетного  права,  является  Бюджетный  кодекс  РФ,  в  котором

установлены общие  принципы  бюджетного  законодательства,  правовые  основы

функционирования бюджетной  системы Российской Федерации, правовые  положения

субъектов  бюджетных  правоотношений,  порядок  регулирования   межбюджетных

отношений, а  также  определены  основы  бюджетного  процесса  в  Российской

Федерации.  Бюджетный  кодекс  законодательно  зафиксировал  компетенцию   и

полномочия органов власти всех уровней в бюджетной сфере.

 

 

 

Бюджетные права органов  государственной власти РФ.

 

 

      Бюджетные компетенции и полномочия федеральных органов государственной

власти  закреплены  в  Конституции  РФ  и  вышеперчисленных  законодательных

актах.

 

      К ведению   Российской  Федерации  в   области  регулирования  бюджетных

правоотношений относятся:

 

. установление общих  принципов  организации  и   функционирования  бюджетной

   системы Российской  Федерации;

 

. разграничение налогов  и других доходов между уровнями  бюджетной системы,

   а также  распределение   в  порядке  межбюджетного   регулирования  доходов

   федерального бюджета  между бюджетами  разных  уровней   бюджетной  системы

   Российской Федерации;

 

. разграничение полномочий  по осуществлению расходов между  бюджетами разных

   уровней бюджетной  системы Российской Федерации;

 

. определение основ   составления  и  рассмотрения  проектов  бюджетов  всех

   уровней бюджетной  системы Российской Федерации,  утверждение отчетов об их

   исполнении и осуществление контроля за их исполнением;

 

.  определение  основ   формирования  доходов,  осуществления   расходов   из

   бюджетов всех  уровней бюджетной системы Российской  Федерации;

 

.  определение  основ   осуществления   государственных   и   муниципальных

   заимствований, а  также основ управления государственным  и муниципальным

   долгом;

 

. установление порядка   составления  и  рассмотрения  проекта  федерального

   бюджета, утверждения  и  исполнения  федерального  бюджета,  осуществления

   контроля за его исполнением,  составления отчетности  об  исполнении  и

   утверждения  отчетов   об  исполнении  федерального  бюджета  и   бюджетов

   государственных  внебюджетных фондов;

 

. составление и рассмотрение  проекта федерального  бюджета,  утверждение  и

   исполнение  федерального   бюджета,   осуществление   контроля   за   его

   исполнением и  утверждение отчетов об исполнении  федерального  бюджета  и

   бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

 

. установление федеральными  законами  порядка  осуществления   заимствований

   Российской Федерации,  субъектами Российской Федерации  и органами местного

   самоуправления,  управления  долгом   Российской   Федерации,   субъектов

   Российской Федерации  и органов местного самоуправления;

 

.  осуществление  государственных   заимствований  Российской  Федерации   и

   предоставление  кредитов  иностранным  государствам,  а   также  управление

   государственным  долгом Российской Федерации;

 

. установление порядка  формирования доходов федерального  бюджета и бюджетов

   государственных  внебюджетных фондов;

 

. осуществление расходов  федерального бюджета  и   бюджетов  государственных

   внебюджетных фондов;

 

.  установление  порядка   и  условий  предоставления  финансовой  помощи  и

   бюджетных ссуд  из  федерального  бюджета   бюджетам  субъектам  Российской

   Федерации и местным  бюджетам;

 

. установление порядка  и условий предоставления бюджетных  кредитов;

 

. установление минимальных  государственных социальных  стандартов,  норм  и

   нормативов финансовых  затрат на единицу  предоставленных   государственных

   или муниципальных  услуг;

 

. утверждение бюджетной  классификации Российской Федерации;

 

. установление единых  форм бюджетной документации  и отчетности для бюджетов

   всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации;

 

.  формирование,  обеспечение   погашения  и  обслуживание  внешнего  долга,

   определение  перечня   и  порядка  осуществления   государственных  внешних

   заимствований;

 

. определение перечня  и порядка формирования  государственных  внебюджетных

   фондов, управление  их деятельностью;

 

.  установление  оснований   и  порядка  привлечения   к  ответственности  за

   нарушение бюджетного  законодательства Российской Федерации.

 

   Бюджетным  кодексом  РФ  регламентируются  также   полномочия  федеральных

органов власти в сфере  формирования  бюджетных  доходов  и  средств  целевых

бюджетных фондов.

 

   К ведению федеральных  органов относится разграничение  бюджетных доходов и

расходов между федеральным и региональными бюджетами.

 

   Разграничение расходов  между звеньями бюджетной системы   регламентируется

Бюджетным  кодексом  РФ  (раздел  III,  гл.11).   Расходы   разделяются   на

ассигнования, финансируемые  исключительно из  федерального,  региональных  и

местных  бюджетов  и  на  расходы,  совместно  финансируемые   из   бюджетов

федерального, региональных и местных.

 

   Субъекты Российской  Федерации вправе издавать свои  законодательные  акты,

регламентирующие бюджетные  правоотношения на подведомственной территории.

 

   Представительные  органы субъектов  Российской  Федерации  вправе  вводить

региональные налоги и  сборы, устанавливать размеры ставок по ним  и  вводить

налоговые   льготы    в    пределах    прав,    предоставленных    налоговым

законодательством Российской Федерации.

 

   Органы  исполнительной  власти  субъектов  Российской   Федерации   могут

предоставлять  налоговые  кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате  налогов  и

иных обязательных  платежей  в  бюджеты  субъектов  Российской  Федерации  в

пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек  по

уплате  налогов  и  иных  обязательных   платежей,   определенных   законами

субъектов  Российской   Федерации   о   бюджете.   Вместе   с   тем   органы

исполнительной власти субъектов  Российской  Федерации  вправе  предоставлять

отсрочки или рассрочки  по уплате налогов  и  иных  обязательных  платежей  в

бюджеты субъектов Российской Федерации в  части  суммы  федерального  налога

или сбора, поступающей в  бюджет субъекта Российской  Федерации,  только  при

отсутствии задолженности по бюджетным ссудам  бюджета субъекта  Российской

Федерации  перед  федеральным  бюджетом  и  соблюдении  предельного  размера

дефицита бюджета  субъекта  Российской  Федерации,  установленных  Бюджетным

кодексом РФ.

 

Бюджетные права органов  местного самоуправления.

 

 

      Правовой  основой  функционирования   местных  бюджетов  в  Российской

Федерации являются законодательные  акты, изданные в 1991-1999гг.

 

      В Законе  «О местном самоуправлении в  РСФСР» (от 6 июня 1991г. №1550-1)

вопросам местного самоуправления посвящен отдельный раздел. В нем  определен

состав финансовых ресурсов местного самоуправления, которые  формируются  за

счет бюджетных и внебюджетных средств, кредитных ресурсов, валютных  средств

местных органов самоуправления.

 

      В Законе  зафиксированы важные положения   о  том,  что  местные   органы

власти самостоятельно разрабатывают, утверждают и  исполняют  свои  бюджеты,

при  этом  вмешательство  вышестоящих  органов  в   бюджетный   процесс   не

допускается.

 

      Органы  государственной   власти   Российской   Федерации   и   органы

государственной власти субъектов  Российской Федерации  содействуют  развитию

местных финансов в  порядке,  предусмотренном  законодательством  Российской

Федерации и законодательством  субъектов Российской Федерации, В  этих  целях

указанные органы соответственно:

 

. регулируют отношения  между бюджетами  субъектов   Российской  Федерации  и

   местными  бюджетами,  а  также  между  федеральным   бюджетом  и  местными

   бюджетами  - в рамках  федеральных целевых программ;

 

.  участвуют  в   решении  вопросов  местного  значения   путем   выполнения

   федеральных целевых  программ  и региональных программ;

 

. распределяют средства, выделяемые для финансирования  федеральных  целевых

   программ и   региональных  программ,   а   также  иных  мероприятий,  между

   муниципальными образованиями,  осуществляют  контроль  за  эффективным  и

   целевым использованием  этих средств;

 

.   разрабатывают   государственные   минимальные   социальные   стандарты,

   устанавливают социальные  нормы;

 

. оказывают методическую  помощь органам местного самоуправления  в работе по

   формированию и  исполнению местных бюджетов;

Информация о работе Бюджетное устройство России