Банковское дело в России: современные проблемы и тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 12:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является исследования теоретических основы банковского дела его историю, а так же современных проблем и тенденции развития в России.
Указанная выше цель определяет постановку ряда конкретных задач:
1 Дать описание понятия и сущности банковского дела;
2 Рассмотреть историческое развитие банковского дела в России;
3 Определить современные проблемы банковского дела;
4 Обозначить пути тенденций развития банковского дела.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы банковского дела 5
1.1 Понятие и сущность банковского дела 5
1.2 История развития банковского дела в России 10
Глава 2 Банковское дело на современном этапе развития 14
2.1 Современные проблемы банковского дела. 14
2.2 Тенденции развития банковского дела в России 19
Заключение 38
Список использованной литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

Банквоское дело.docx

— 86.82 Кб (Скачать файл)

увеличение квот на инвестирование средств пенсионной системы в  банковские депозиты;  

- внесение дополнений и изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации с целью предоставления субъектам РФ, а также органам местного самоуправления права открытия счетов бюджетов в кредитных организациях;

- разрешение  банкам совмещать банковскую деятельность и деятельность по управлению  инвестиционными, паевыми инвестиционными и негосударственными пенсионными фондами;

- отказ от обременения иностранных пассивов банковской системы путем введения резервирования и пр. (за исключением случаев, связанных с чрезвычайными обстоятельствами);

- разрешение хранить средства ГУПов и МУПов в коммерческих банках, а также устранение практики принудительного перевода средств указанных предприятий из коммерческих банков в Федеральное Казначейство.

  Банковские облигации и сертификаты должны стать одним из дополнительных финансовых инструментов аккумулирования банками средств на средние и длинные сроки.

Ускорению развития рынка  облигаций коммерческих банков будет  способствовать снятие ограничений  на объем эмиссии облигаций. Целесообразно  ограничивать размер не обеспеченной залогом собственного имущества  или третьими лицами эмиссии облигаций  банков не величиной уставного капитала, а размером собственных средств  банка-эмитента.

Выпуск и обращение  банковских сертификатов необходимо освободить от ограничений:

- перейти от разрешительного к уведомительному принципу  регистрации условий выпуска и обращения сертификатов;

- производить размещение сертификатов одновременно на нескольких зарегистрированных условиях выпуска и обращения;

- предусмотреть возможность выпуска сертификатов в иностранной валюте;

включить в условия  обращения сертификатов возможность  промежуточной выплаты процентного  дохода.

В целях развития кредитного рынка необходимо создание правовых возможностей по секьюритизации активов. Целесообразно подготовить специальный закон о секьюритизации активов, который будет регулировать выпуск обеспеченных активами ценных бумаг посредством создания специализированных паевых инвестиционных фондов, а также формы и методы регулирования этого процесса.

Важнейший путь повышения  капитализации банков - увеличение инвестиционной привлекательности  банковского капитала. Этого можно  добиться, прежде всего, через улучшение  показателей рентабельности деятельности банков, обеспечение обязательной выплаты  дивидендов. Именно на этой основе можно активно  вовлечь  в банки  капиталы  из других  отраслей экономики.

        Сдерживает  повышение уровня рентабельности  банков чрезмерный объем  затрат. Он не позволяет кредитным  организациям снижать процентные  ставки и расширять доступ  предприятий и населения к  банковским кредитам.

Наряду с реализацией  мер по повышению  рентабельности банков, необходимо упростить  процедуры  регистрации  капитала и размещения  акций, а также снять ряд ограничений, необоснованно занижающих величину капитала банковской системы.

В первую очередь требуется  предпринять следующие меры:

- не уменьшать величину основного капитала банков на вложения в акции других кредитных организаций;

- учитывать в составе капитала резервы общего характера и переоценку основных средств;

- снять жесткие условия договоров субординированного кредита;

- не ограничивать возможность рекапитализации более жестким требованием к нормативу капитала, чем в рекомендациях Базельского комитета по достаточности капитала;

- продлить на срок не менее 10 лет действие льготы по расчету норматива Н6 для банков-участников банковских групп в части размещения средств на корреспондентских счетах между банками-участниками конкретной банковской группы.

Двойное налогообложение  доходов на вложенный капитал (налог  на прибыль и налог на дивиденды) также ограничивает капитализацию  банков. Необходимо освободить от налогов  сумму начисляемых дивидендов, создавая тем самым условия для реинвестирования средств.

С целью существенного  ускорения и удешевления процедуры  добровольной реорганизации кредитных  организаций путем слияний и  присоединений следует принять  специальный Федеральный закон, регулирующий процедуру слияния  и присоединения кредитных организаций, либо включить в действующий Закон  «О банках и банковской деятельности»  специальную статью, детально регулирующую порядок добровольной реорганизации.

В целях укрепления стабильности банковской системы, поддержания  ее текущей ликвидности и бесперебойного осуществления расчетов кредитным  организациям необходимо обеспечить эффективное  функционирование механизма пополнения банковской ликвидности в виде операций рефинансирования со стороны Банка  России.

Система рефинансирования Банка  России должна строиться на принципах  равного и максимально широкого доступа кредитных организаций  к инструментам Банка России. Кредиты  должны обладать достаточной гибкостью, позволяющей получить кредит в короткий срок, а также предусматривать условия обеспечения, соответствующие обычной кредитной практике.

Для этих целей необходимо:

1) Расширить перечень  активов, принимаемых в обеспечение,  добавив в него:

- дополнительный перечень облигаций субъектов РФ;

- муниципальные облигации;

- дополнительный перечень еврооблигаций РФ;

- дополнительный перечень корпоративных облигаций;

- наиболее ликвидные корпоративные ценные бумаги («голубые фишки»);

- векселя банков;

- кредитные требования к унитарным предприятиям и акционерным обществам, доля государства в которых составляет не менее 50%, а также их векселей;

- кредиты и векселя компаний, международный рейтинг которых равен или превышает "В-" по версии Standard&Poor's;

- кредиты, выданные для финансирования контрактов, заключённых по межправительственным соглашениям, расходы по которым включены в бюджет.

2) Чётко установить критерии  для кредитов, под которые может  осуществляться рефинансирование, с тем, чтобы банки могли,  исходя из них,  выстраивать  отношения с заёмщиками.

3) Минимизировать объём  требуемой от банка информации  и время для принятия решения  о предоставлении ему кредита.

4) На практике использовать  Генеральные кредитные договоры  между ГУ ЦБ и коммерческими  банками (далее – Договор), согласно  которым банки могут получать  по мере необходимости внутридневные,  ломбардные кредиты и кредиты  «овернайт»  без дополнительного  оформления разовых сделок в  рамках Договора.

С целью решения комплекса  назревших мер по совершенствованию  системы рефинансирования Банку  России необходимо уже в  2005 г. внести изменения в свою нормативную  базу.

Наряду с развитием  и укреплением системы рефинансирования необходимо активнее использовать возможности  межбанковского кредитного рынка для  перераспределения средств между  банками с избыточными и с  недостаточными ресурсами.

  Одновременно рынку межбанковских кредитов и депозитов требуется поддержка со стороны Банка России и его территориальных управлений для обеспечения нормальной работы и снижения рисков. Деятельность территориальных управлений Банка России может заключаться в координации действий и организации информационного обмена с кредитными организациями при заключении межбанковских кредитных сделок. Это позволит снизить вероятность невозврата средств, увеличить доверие банков друг другу и ускорить процесс согласования условий сделок МБК. Такая задача может быть решена как на внутрирегиональном, так и межрегиональном уровнях.

Примером такой организации  межбанковского кредитного рынка может  стать саратовская модель, которая  успешно себя показала в условиях кризисной ситуации летом 2004 года и  в настоящее время работает в  Республике Башкортостан, Нижегородской  и Астраханской областях. Данная модель предусматривает возможности бесспорного  списания денежных средств с корсчета банка-заемщика в случае неисполнения им обязательств по финансовой сделке, получения информации о финансовом состоянии других банков-участников,  оперативного согласования спроса и  предложения на межбанковском кредитном  рынке. Теперь кредитные организации  этих регионов в соответствии с единым порядком могут заключать между  собой межбанковские сделки с  использованием вышеуказанных преимуществ.

Учитывая институциональный  дефицит долгосрочных ресурсов, а  также снижение риска ликвидности  по мере развития системы рефинансирования, рынка МБК и совершенствования  риск-менеджмента кредитных организаций, становится целесообразным более активное вовлечение краткосрочных ресурсов в процесс кредитования нефинансового  сектора экономики на продолжительные  сроки. В этой связи необходимо постепенно снижать требования, предъявляемые  к количественным показателям ликвидности  банков. При этом, в первую очередь, нужно снижать нормативы, отражающие идею обязательного покрытия долгосрочных кредитов пассивами соответствующей  срочности. В перспективе, сообразуясь  с практикой развитых стран, ряд  нормативов ликвидности может быть отменен в принципе.

Сложившееся в российской  банковской системе чрезмерное   вмешательство надзорных органов  является   фактором, сдерживающим   развитие   банковского   бизнеса.

В среднем участники рынка  оценивают рост затрат на соблюдение всех пруденциальных требований ЦБ в 2004 году в 30%.

Усложнение надзора также  приводит к значительному росту  трудовых и финансовых затрат банков, требует увеличения штата высококвалифицированных (а значит, высокооплачиваемых) сотрудников  и других затрат, не оказывая существенного  влияния на эффективность самого надзора.

Установленная Банком  России  система   штрафных санкций    остается   исключительно  жесткой, поскольку  предусматривает  серьезные  меры  воздействия   к банкам   даже  в случае  незначительных нарушений. В нормативных  документах  Банка России   преобладает  применение максимальных санкций.

Для того, чтобы система  банковского надзора в России стала эффективной,   была в  состоянии упреждать возникновение  и развитие локальных и системных  кризисов  необходимо серьезное  совершенствование подходов к оценке деятельности банков. Надзорная  политика   должна  стимулировать  банки  совершенствовать   свою практику управления  рисками,  не  возлагая  на  банки   дополнительное  бремя.

Банку России необходимо в  короткие сроки перейти к системе  дифференцированного надзора. Объём  надзорных требований и процедур должен определяться финансовым состоянием каждого конкретного банка и  степенью соответствия его деятельности нормам действующего законодательства.

На современном этапе  приоритетом работы Банка России должен быть контроль за качеством  капитала банков, за системами управления рисками,  за качеством работы систем внутреннего контроля в банках. 

В целях  повышения эффективности  банковского регулирования и  надзора необходимо:

-сократить число форм, исключив дублирование предоставляемой информации,  упростить процедуры отчетности кредитных организаций перед Банком России и другими органами надзора и контроля. Сократить  число федеральных структур, требующих  предоставления  отчетности от  банков.;

- осуществить переход на систему «одного окна» при предоставлении отчётности;

- закрепить практику  предоставления отчётности только в электронном виде на всей территории  России;

- ограничиться при оценке финансового положения юридических лиц – учредителей кредитных организаций только факторами, однозначно свидетельствующими о наличии у них проблем финансового характера, а именно: наличие судебного производства или решения суда о признании предприятия банкротом, наличие картотеки по неоплаченным счетам и т.п.;

формализовать мотивы как  для банков так и для Банка  России при формировании «мотивированных  суждений», прежде всего при классификации  заемщиков для создания резервов на возможные потери по ссудам;

- снизить  требования  по  обязательным  мероприятиям, требующим  значительных затрат. Например, приравнять к публикации ежеквартальное размещение в глобальной сети Интернет   ежеквартальной  отчетности;

- унифицировать  бухгалтерскую и  налоговую отчетность банков путем перехода от кассового метода к методу начисления при определении доходов, расходов и финансовых результатов;

- число нормативов, невыполнение которых допускает  применение мер воздействия, должно быть сокращено.

Необходимо совершенствовать процедуры выявления и реагирования на финансовые трудности кредитных  организаций, оптимизировать процедуры  ликвидации нежизнеспособных кредитных  организаций.

В этих целях  требуется:

- создать систему раннего  предупреждения несостоятельности (банкротства)  кредитных организаций;

- обеспечить повышение оперативности реагирования на выявляемые скрытые свидетельства финансовых трудностей кредитных организаций;

Информация о работе Банковское дело в России: современные проблемы и тенденции развития