Аудит и его роль в осуществлении независимого финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 08:43, курсовая работа

Краткое описание

На пороге нового тысячелетия в Российской Федерации начинают окончательно формироваться и совершенствоваться методы и структуры рыночной экономики. Появляются вполне правомочные субъекты делового и экономического бизнеса, одна из главных целей существования которых, – получение наибольшей прибыли от своей деятельности. Это невыполнимо при неверном ведении бухгалтерской отчётности и другим видам финансового учёта. Нарушения, связанные с отчётностью, могут привести к неправильному управлению предприятием и к претензиям со стороны государственных органов с последующим административным и даже уголовным (с администрации предприятия) взысканием.

Содержание

Введение
1.Понятие и сущность аудита
Экономический контроль и его место в системе управления экономическими
субъектами
1.2 Возникновение современного российского аудита
1.3 Международный опыт аудиторской деятельности
1.4 Правовые основы аудиторской деятельности
1.5 Аудит в системе финансового контроля
1.6 Виды аудитов, стандарты, классификация
Аудиторская проверка
2.1 Разработка программы и планирование аудиторской проверки.
2.2 Проведение аудиторской проверки
2.3 Оценка аудитором результатов проверки
2.4 Аудиторское заключение
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 152.08 Кб (Скачать файл)
  1. Контроль за состоянием активов и недопущение убытков.
  2. Подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур.
  3. Анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации.
  4. Оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.

      Внутренний  и внешний аудит дополняют  друг друга и в то же время существенно  отличаются.

      В табл. 1.3 перечислены основные особенности  и отличия внутреннего и внешнего аудита. 

      Таблица 1.3 Характеристика особенностей внутреннего и внешнего аудита

      Элементы       Внутренний  аудит       Внешний аудит
      Постановка  задач              Определяется  руководством, исходя из потребностей управления: как внутренними подразделениями предприятия,так и предприятием в целом       Определяется  договором между независимыми сторонами: предприятием и аудиторской фирмой (аудитором)       
      Объект              Решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия       Главным образом система учета и отчетности предприятия       
      Цель              Определяется  руководством предприятия              Определяется  законодательством по аудиту: оценка достоверности финансовой отчетности и подтверждение соблюдений действующего законодательства
      Средства              Выбираются  самостоятельно (либо определяются стандартами внутреннего аудита)       Определяются  общепринятыми аудиторскими стандартами       
      Вид деятельности Организация работы              Исполнительская деятельность Выполнение конкретных заданий  руководства              Предпринимательская деятельность Определяется аудитором  самостоятельно,исходя из общепринятых норм и правил аудиторской проверки
      Взаимоотношения              Подчиненность руководству предприятия, зависимость от него       Равноправное  партнерство, независимость       
      Субъекты              Сотрудники, подчиненные руководству предприятия и находящиеся в штате предприятия              Независимые эксперты, имеющие соответствующий  аттестат и лицензию на право заниматься этим видом предпринимательства
      Квалификация              Определяется  по усмотрению руководства предприятия       Регламентируется  государством
      Оплата              Начисление  заработной платы по штатному расписанию       Оплата  предоставленных услуг по договору
      Ответственность              Перед руководством за выполнение обязанностей              Перед клиентом и перед третьими лицами, установленная законодательными и нормативными актами
      Методы              Методы  могут быть и одинаковыми  при  решении одинаковых задач (например, оценка достоверности информации). Имеются различия в степени точности и детальности 
      Отчетность              Перед руководством              Итоговая  часть аудиторского заключения может  быть опубликована, аналитическая часть передается клиенту

      2.2 Управленческий и хозяйственный аудит

      Некоторые виды аудита называются управленческим или производственным аудитом. Основной их задачей является проверка и совершенствование организации и управления предприятием, качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности, рациональности использования средств, их экономии.

      Управленческий  аудит, выполняемый независимыми аудиторами, является одним из видов консультационных услуг в помощь клиенту для  повышения эффективности использования  его мощностей и ресурсов и достижения намеченных целей.

      Достаточно  близок к управленческому аудиту аудит хозяйственной деятельности, который заключается в систематическом анализе хозяйственной деятельности организации, проводимом для определенных целей. Этот вид аудита иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления и организации. При аудите хозяйственной деятельности предполагается, что аудитор должен провести объективное обследование и сделать всесторонний анализ определенных видов деятельности.

      Проведение  аудита хозяйственной деятельности может осуществляться как по заказу администрации, так и по требованию третьей стороны, в том числе и государственных органов.

      Аудит на соответствие требованиям заключается в анализе определенной финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях установления ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам. Если такие условия (например, внутренние правила контроля) установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляется сотрудниками предприятия, которые выполняют функцию внутреннего аудита. Если условия устанавливаются кредиторами (например, ' требование поддержания определенного соотношения между оборотным капиталом и краткосрочными обязательствами), то, поскольку они часто связаны с финансовыми отчетами компании, этот вид аудита проводится вместе с аудитом финансовых отчетов.

      Аудит на соответствие требованиям, установленным  государственными актами, проводится ревизорами, работающими в государственном органе, осуществляющем контроль за исполнением этих актов, или сторонними аудиторами, которым поручается такой контроль. Результаты аудита докладываются соответствующему государственному органу.

      2.3 Обязательный, первоначальный и др.

      Обязательный  и инициативный аудит. Обязательный аудит регламентируется государством. В Российской Федерации Правительством РФ утверждены основные критерии (система показателей), деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая), отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. В табл. 1.4. представлены критерии, экономические субъекты, показатели отчетности и нормативы обязательного аудита.

      Инициативный (добровольный) аудит проводится по решению экономического субъекта, на основе договора с аудитором (аудиторской фирмой). Характер и масштабы такой проверки определяет клиент... 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Предпосылки возникновения аудита и его место  в системе контроля в Российской Федерации

  1. Контроль  в условиях рыночной экономики 
  2. Предпосылки возникновения и развития аудита
  3. Развитие аудита в России

      Контроль  в условиях рыночной экономики

      В Российской Федерации сложилась  следующая структура контролирующих органов:

  • государственные контрольно-бюджетные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств из бюджетов всех уровней;
  • ведомственные контрольно-ревизионные службы, контролирующие финансово-хозяйственную деятельность подведомственных предприятий и организаций;
  • внутрихозяйственные контрольные службы, организуемые непосредственно на предприятиях (ревизионная ко миссия, служба внутреннего аудита, инвентаризационные комиссии и др.);
  • аудиторские фирмы и аудиторы, осуществляющие проверки и оказывающие другие аудиторские услуги на договорных условиях с экономическими субъектами.

      Аудит, выступая методом осуществления  вневедомственного независимого финансового  контроля, не заменяет государственный  финансовый контроль, однако его основными  субъектами служат прежде всего коммерческие предприятия и организации, которые не входят в систему имеющихся в стране министерств и ведомств и по этой причине не охватываются ведомственным контролем.

      Экономическая реформа привела к изменению  доминирующей формы собственности, которая все в большей степени  переходит в руки частных предпринимателей и негосударственных хозяйствующих  субъектов. Соответственно это вызывает существенное сужение сферы государственного финансового контроля и необходимость  соразмерной темпам реформ организации  новых, присущих рыночным отношениям способов упорядочения финансовой деятельности негосударственных предприятий  и организаций, исторически отработанной формой которых считается независимый аудит. Практика показала, что органы государственного финансового контроля и независимые аудиторы, аудиторские фирмы отнюдь не конкуренты, а наоборот, квалифицированный и добросовестный аудит может быть весомым подспорьем в работе государственных органов финансового контроля и оказывать существенное позитивное влияние на повышение эффективности их работы, на полноту и качество выполнения их функций и поставленных перед ними задач.

      В соответствии с Законом об аудиторской  деятельности аудит не подменяет  государственного контроля достоверности  финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого уполномоченными  органами государственной власти, в  частности Счетной палатой РФ (ст. 1). Вместе с тем Закон об аудиторской  деятельности не препятствует их сотрудничеству, а в ряде случаев подразумевает  его. Прежде всего это выражается в четком определении перечня условий, когда осуществляется обязательный независимый аудит. Под данный перечень подпадают кредитные организации, государственные внебюджетные фонды, государственные унитарные предприятия.

      В последние годы происходит подключение  аудиторских организаций к проверке бухгалтерской отчетности государственных  унитарных предприятий. При этом теоретически проверки достоверности бухгалтерской отчетности этих структур (и сопутствующие им услуги) могут быть реализованы как минимум в трех вариантах: с помощью аудиторских организаций, через ревизии и комбинированным способом (например, на базе ежегодного обязательного аудита с периодическими – допустим, раз в три года – ревизиями, существенно использующими результаты аудиторских проверок).

      Большинство российских экономистов выделяют следующие  различия при сопоставлении аудита и ревизии.

      Сопоставление аудита и ревизии
      Критерии  сопоставления        Аудит       Ревизия
      Цель  проверки       Признан выразить мнение по поводу достоверности финансовой отчетности, оказать услуги и помощь клиенту       Нацелена на выявление недостатков для их устранения и определения штрафных санкции
      Характер  деятельности       Предпринимательская деятельность       Исполнительская деятельность
      Управленческие  связи        Ориентирован на горизонтальные связи, равноправие во взаимоотношениях с клиентом       Ориентирована на вертикальные связи, назначается вышестоящим органом
      Решение практических задач        Нацелен на улучшение финансового положения клиента       Цель  — пресечение и профилактика злоупотреблении
      Оформление  результатов        Завершается составлением аудиторского заключения, имеющего юридическое значение. Итоговая часть, содержащая запись о подтверждении  достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, может быть опубликована       Завершается актом ревизии, в котором отмечаются выявленные недостатки. Акт передается вышестоящему органу.

      Предпосылки возникновения и  развития аудита

      Исторической  родиной аудита считается Англия, где в связи с мощным раз витием рыночных отношений в 1844 г. вышла серия законов о компаниях, согласно которым их Правления были обязаны приглашать не реже одного раза в год специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами. В Эдинбурге (1854 г.) возник институт, который объединил бухгалтеров и аудиторов. Последние ставили своей целью проведение экспертизы финансовой отчетности с выражением мнения о ее объективности, таким образом, взяв на себя определенную долю ответственности и в случае возникновения возможных убытков у клиентов. В 1862 г.

      в Англии был принят закон, регулирующий аудиторскую деятельность, позднее  законы об обязательном аудите вступили в действие и в других странах (например, во Франции в 1867 г.). В 1880 г. был основан Институт присяжных  бухгалтеров в Англии и Уэльсе. В настоящее время в Англии аудиторами именуются любые специалисты в области контроля за достоверностью финансовой отчетности, в том числе и работающие в государственных органах.

      В Германии в 1870 г. дополнение к закону об акционерных обществах обязало  наблюдательные советы этих обществ  осуществлять проверку основных отчетных форм и докладывать о результатах  проверки на общих собраниях акционеров, что и заложило законодательные  основы возникновения аудита. В 1932 г. в Германии был создан Институт аудиторов, просуществовавший до 1941 г. После  окончания Второй мировой войны в Дюссельдорфе образован Институт аудиторов, который в 1954 г. переименован в Институт аудиторов Германии, в который в настоящее время входят более 6000 аудиторов и 700 аудиторских организаций.

      До  начала XX в. независимый аудит в  США строился по английской модели, предусматривающей детальные исследования данных баланса. Первое официальное постановление об аудите в США было опубликовано в 1917 г. и посвящено «аудиту балансов». Законодательно аудит в США утвержден с 1937 г., а через два года началась его стандартизация.

      С начала XX в. аудиторские проверки и  судебная экспертиза аудиторских фирм становятся обычным явлением в экономически развитых странах.

      Потребность в услугах аудитора возникла в  связи:

  • с необходимостью представления качественной информации для принятия решений об инвестировании и сотрудничестве;
  • устранением необъективного представления информации предприятием заинтересованным пользователям;
  • необходимостью получения специальных знаний для проверки информации в связи со сложностью ведения учета и составления отчетности;
  • отсутствием у пользователей информации необходимого доступа к ней для оценки ее качества.

Информация о работе Аудит и его роль в осуществлении независимого финансового контроля