Анализ сущности финансов и их функций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 13:00, курсовая работа

Краткое описание

Современное общество – это общество разнообразных товарно-денежных отношений. С ними связано функционирование любой страны, как на внутреннем, так и на мировом рынке. В процессе воспроизводства образуются фонды денежных средств. Этот процесс происходит на различных уровнях воспроизводства - и в организации, и экономике в целом. В данном случае форма денежных средств не играет роли. В процессе участвуют и банкноты, и кредитные карты, и суммы на банковских счетах.

Вложенные файлы: 1 файл

СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ И ИХ ФУНКЦИЙ.docx

— 97.00 Кб (Скачать файл)

2. Как категорию экономическую. Финансы представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования и использования, в первую очередь, фондов денежных средств у государства, предприятий и домохозяйств, участвующих в создании и распределении совокупного общественного продукта. Главное назначение финансов – обеспечить общественные потребности в денежных средствах

3. Как категорию стоимостную. Финансы всегда носят денежный характер и связаны с движением (оборотом) денег. Но деньги и финансы не одно и тоже.

4. Как общественную категорию. С помощью финансов идёт распределение именно общественного продукта. По этим признакам можно увидеть, что финансы возникают и функционируют на второй стадии воспроизводственного процесса – на стадии распределения и перераспределения стоимости общественного продукта. Но ограничение места финансов распределительной стадией производства не означает ограничения действия финансов только этой стадией. Через распределение и перераспределение финансы активно влияют на все стадии воспроизводства[17, c. 68].

Обобщая всё вышесказанное, выделим главные признаки, определяющие категорию «финансы»: денежный и распределительный характер финансовых отношений, связанный с формированием денежных фондов, принимающих вид финансовых ресурсов с учётом безэквивалентности этих отношений распределения, отличающие финансы от отношений купли-продажи

Учёные выделили в основном две функции финансов: распределительную (перераспределительную) и контрольную

Как известно, распределительная функция заключается в том, чтобы распределять и перераспределять стоимость общественного продукта и национального дохода между участниками финансовых отношений. Через распределительную функцию реализуется обеспечение каждого участника воспроизводственного процесса необходимыми финансовыми ресурсами. Объектом распределения является общественный продукт и национальный доход – вновь созданная стоимость. Она реализуется в два этапа: первичное и вторичное распределение, отсюда первичные и вторичные (производные) доходы. Контрольная функция предусматривает сохранность, целевое использование и эффективное использование денежных средств. Она реализуется посредством финансовой информации, которая заключена в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Различные подходы к трактовке термина «финансы» привели к возникновению разнообразных концепций, среди которых, «распределительная и воспроизводственная», а также «императивная и ориентированная на финансовые ресурсы».

Возможно современная концепция финансов, адекватная к условиям финансовой глобализации, основанная на комплексной оценке результатов предыдущих исследований, даст нам необходимые ответы на вопросы о противоречивости финансов.

Нет единообразия не только по основному понятию «финансы», но и относительно других финансовых терминов, например, финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы представляют собой денежные средства, которые находятся в распоряжении у субъектов хозяйствования, государства и населения. Они формируются за счет различных видов денежных доходов и накоплений, и используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование, удовлетворение социальных потребностей и т. д. Обособленные части финансовых ресурсов для целенаправленного их использования образуют финансовые фонды. В совокупности все целевые фонды денежных средств представляют  финансовые ресурсы страны[17, c. 89].

Что даст уточнение терминологии в сфере финансов? Уточнение терминологии способствует эффективному решению финансовых проблем, управлению финансированием в условиях риска, неопределённости и волатильности финансовых рынков; развитию механизма применения результатов фундаментальных научных исследований в практику; повышению качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективами развития российского общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исходя из проделанной работы, можно сделать ряд выводов.

  

 Современная теория финансов рассматривает финансы организаций (хозяйствующих субъектов, предприятий) как одну из основополагающих экономических категорий, которые, как известно, могут быть охарактеризованы как фундаментальные экономические понятия, представляющие собой формы бытия общественных отношений и отражающие отдельные существенные стороны экономического развития общества.

Являясь наряду с государственными финансами и финансами домашних хозяйств одним из звеньев финансовой системы государства, финансы организаций имеют своей целью формирование необходимого объема финансовых ресурсов с целью их использования в процессе текущей деятельности и обеспечения развития организаций в предстоящем периоде.

Финансы организации – это экономическая категория, представляющая собой объективно существующую систему денежных отношений, выражающих необходимость формирования и использования денежных фондов и обеспечивающих осуществление ее миссии.

В практической деятельности организации указанные в определении финансов денежные отношения – это, прежде всего, движение денежных средств из выручки от реализации ее продукции.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. Бюджет и сложные инструменты, разработанные одной ветвью власти и одобренные другими, выполняет вполне утилитарную функцию - отражает стиль осуществления управления страной. Бюджет в связи с текущей экономической политикой власти является производным продуктом, он полностью зависит от выбранного варианта развития общества и самостоятельно не является важным.

Финансовые потоки сравнивают с денежными, а понятие финансовых потоков используют в отношении потоков денежных средств. Одним из преимуществ такого определения является то, что финансовый поток представляется динамическим явлением на уровне организации. Недостатком же является то, что термин «финансовые потоки» учитывает лишь денежную составляющую, а движение самих потоков во внимание не берет.

Финансы возникают не только на стадии стоимостного распределения, но и на других стадиях воспроизводственного процесса. Расширительную трактовку сущности финансов дают представители зарубежной финансовой науки, которые относят к содержанию финансов также кредитные, валютные, ценовые и другие денежные отношения. Правда, среди зарубежных ученых есть и такие, кто рассматривает финансы с позиций аккумулирования ими и последующего распределения экономических ресурсов во времени и пространстве. Своими финансовыми теориями эти ученые стремятся объяснить, как деньги и рынки капитала способствуют перераспределению ресурсов в обществ.

Наличие разных теоретических позиций свидетельствует о том, что вопросы сущности финансов относятся к числу наиболее трудно познаваемых, что теоретические исследования этой экономической категории должны быть продолжены.

Нет единообразия не только по основному понятию «финансы», но и относительно других финансовых терминов, например, финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы представляют собой денежные средства, которые находятся в распоряжении у субъектов хозяйствования, государства и населения. Они формируются за счет различных видов денежных доходов и накоплений, и используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование, удовлетворение социальных потребностей и т. д. Обособленные части финансовых ресурсов для целенаправленного их использования образуют финансовые фонды. В совокупности все целевые фонды денежных средств представляют  финансовые ресурсы страны[17, c. 89].

Что даст уточнение терминологии в сфере финансов? Уточнение терминологии способствует эффективному решению финансовых проблем, управлению финансированием в условиях риска, неопределённости и волатильности финансовых рынков; развитию механизма применения результатов фундаментальных научных исследований в практику; повышению качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективами развития российского общества

Основная функция финансов – распределительная. Государство занимается распределением поступлений в федеральный бюджет для формирования расходов. Динамика расходов федерального бюджета за период с 2008 г. по 2012 г. представлена в таблице 1.

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ расходы федерального бюджета утверждены в сумме 12 656 444,0 млн. рублей, что составляет 21,6 % объема ВВП. Федеральным законом от 5 июня 2012 г. № 48-ФЗ расходы федерального бюджета увеличены на 88 707,3 млн. рублей, или на 0,7 %, и составили 12 745 151,3 млн. рублей, или 21 % объема ВВП, что ниже первоначально утвержденного показателя на 0,6 процентного пункта.

Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 247-ФЗ расходы федерального бюджета увеличены на 212 151,8 млн. рублей, или на 1,7 %, и составили 12 957 303,1 млн. рублей, или 21,2 % объема ВВП, что ниже первоначально утвержденного показателя на 0,4 процентного пункта.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ (ред. от 03.11.2013) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Последнее обновление 08.11.2013.
  2. Налоговый Кодекс РФ (часть I) от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ (ред. от 03.11.2013) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Последнее обновление 08.11.2013.
  3. Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение – М.: ИНФРА-М, 2010. – 324 с.
  4. Марк Блауг. Экономическая мысль в ретроспективе. – М. – 240с.
  5. Богачева О.Б. Проблемы укрепления бюджета Федерации. // Финансы. – 2012.  – №8. С. 25.
  6. Борзунова, О.А. Финансы. Учебник: М.: ЮРИСТЪ, 2011. – 298 с.
  7. Галицкая С.В. «Деньги, кредит, финансы». / М., 2012. – c.17
  8. Грязнова, А.Г. Финансы. Учебник: М.: Финансы и статистика, 2009. – 504 с.
  9. Дробозина, Л.А. Финансы. Учебник: М.: ЮНИТИ, 2010. – 527 с.
  10. Ковалева, А.М. Финансы. Учебное пособие: М.: Финансы и статистика, 2009. – 364 с.
  11. Колчин, С.П. Налоги в Российской Федерации. Пособие для вузов: М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 254 с.
  12. Лившиц А.Я. Основные ориентиры финансовой политики. // Финансы. – 2010. –  №1. С. 15.
  13. Налоги и налогообложение / Под ред. Т. В. Сапрыкиной. – М.: ИНФРА-М, 2010.  – 354 .
  14. Отчет счетной палаты России: Бюджетная аналитика /  [электронный ресурс] / Электрон. дан. – Москва, 2013.
  15. Петров В.А. Финансовые механизмы экономического роста бюджета. // Финансы. – 2011. – №8.  С.8.
  16. Рау К.Г. Основные начала финансовой науки/ перев. 5-го нем. изд. Том 1. – С.- Петербург, 1867.
  17. Родионова В.М. «Финансы. М., Финансы и статистика, 2012. – 445c/
  18. Сабанти Б.М. «Теория финансов.; Менеджер. - 2010г. – 232c.
  19. Финансы: Учебник/ Под ред. А.М.Ковалевой – М.: Ф и С, 2012. – 598с.
  20. Ханмурзина Д.Р. Институциональное проектирование налоговых отношений//Сегодня и завтра российской экономики. – 2009. – №30. С.21.
  21. Ханмурзина Д.Р. Развитие налогово-перераспределительных отношений в российской экономике //Научные труды факультета экономической теории и права КГТУ им.А.Н.Туполева. - Казань: Издательство НПК «РОСТ». Выпуск 11. 2011.
  22. Юрченко В.Р. Влияние налоговой нагрузки на возможности инвестиционного роста // Налоговая политика и практика. – 2012. –  № 5. С. 9.
  23. Юрченко В.Р. Методологические аспекты расчета налоговой нагрузки // Финансы и кредит. – 2009. – № 20. С.12-14

24. AdamsH. C. Science of Finance, an Investigation of Public Expenditure and Public Revenues. – N.Y.: Henry Holt &Co, 1999.

25. Plehn Carl.C. Introduction On Public Finance. –London: Macmillan&Co, 1909.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Структура расходов бюджета РФ за период 2008-2012 гг.

Наименование

2008

2009

2010

2011

2012

Общегосударственные вопросы

13,9

14,1

7,8

8,1

7,1

Национальная оборона

8,5

8,9

12,5

14,2

14,7

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

8,7

8,9

10,8

11,4

10,6

Национальная экономика

11,8

12,4

15,6

16,5

15,6

Жилищно-коммунальное хозяйство

0,9

0,9

2,2

2,0

0,8

Охрана окружающей среды

0,2

0,2

0,1

0,2

0,2

Образование

5,1

4,9

4,3

4,8

4,6

Культура, кинематография

0,8

0,7

0,7

0,8

0,7

Здравоохранение

3,2

3,5

4,2

4,4

4,3

Социальная политика

4,5

5,4

32,4

27,6

28,3

Физическая культура и спорт

0,3

0,4

0,3

0,4

0,3

Средства массовой информации

0,6

0,4

0,5

0,6

0,6

Обслуживание государственного и муниципального долга

3,1

3,5

2,7

3,7

4,6

Межбюджетные трансферты

38,2

36,0

5,6

5,3

7,7

Итого

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Информация о работе Анализ сущности финансов и их функций