Анализ состава и структуры бюджета Пенсионного фонда РФ за 2008 – 2010 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть роль формирования и использования средств Пенсионного Фонда РФ в обеспечении финансовой стабильности, а так же перспективы его развития.
Задачи:
1 изучить социально-экономическую сущность социальных внебюджетных фондов;
2 изучить историю возникновения и развития Пенсионного Фонда РФ;
3 проанализировать состав и структуру бюджета ПФР за 2008 – 2010 года.

Содержание

Введение 6
1 Социально-экономическая сущность социальных внебюджетных фон-
дов 8
1.1 Сущность и значение социальных внебюджетных фондов 8
1.2 Модель социальной защиты населения 12
2 Пенсионный фонд РФ (ПФР) – важнейший социальный фонд 17
2.1 История возникновения и развития ПФР 17
2.2 Пенсионный фонд РФ: сущность, задачи, функции 26
3 Анализ состава и структуры бюджета Пенсионного фонда РФ за 2008 –
2010 года 32
Заключение 42
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 84.78 Кб (Скачать файл)

 

Федеральным законом утверждается отчёт об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2009 год, подготовленный в соответствии с принципами бюджетной системы Российской Федерации, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Исполнение  бюджета Фонда осуществлялось на основании Федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» с учётом внесённых в него изменений, в том числе в связи с принятием ряда решений о повышении размеров пенсий и социальных выплат.

В целом  бюджет Фонда за 2009 год исполнен по доходам в сумме 3222,6 млрд. руб. (98,2 % от утверждённых прогнозных показателей) и по расходам в сумме 3008,7 млрд. руб. (98,5 % от утверждённых показателей).

Исполнение  бюджета Фонда в части, не связанной  с формированием средств для  финансирования накопительной части  трудовых пенсий, составило по доходам 2939,8 млрд. руб. (98,2 % от утверждённых показателей), по расходам – 2976,5 млрд. руб. (99,3 % от утверждённых показателей).

Общий профицит бюджета Фонда составил 214,0 млрд. руб. Бюджет Фонда за этот же период в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, исполнен с дефицитом в сумме 36,8 млрд. руб., источником финансового обеспечения которого являлись остатки средств на счетах бюджета Фонда в указанной части.

 

Таблица 3 –  Бюджет ПФР за 2010 год13

                                                                               в млрд. руб.

показатель

план

факт

процент выполнения плана, %

Доходы Фонда

4 688 859 069,10

5 264 012 750,40

89,07

Расходы Фонда

4 406 858 555,70

4 894 370 349,60

90,04

Объем профицита (дефицита)

 

282 000 513,40

 

369 642 400,80

 

76,30


 

Исполнение  бюджета Фонда осуществлялось на основании Федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».

В целом  бюджет Фонда за 2010 год исполнен по доходам в сумме 5264,0 млрд. руб. (89,07 % от утверждённых прогнозных показателей) и по расходам в сумме 4894,4 млрд. руб. (90,04 % от утверждённых показателей), профицит бюджета Фонда составил 369,6 млрд. руб.

Федеральным законом предусматривается, что  формирование финансовой базы бюджета Фонда на обязательное пенсионное страхование начиная с 1 января 2010 года осуществляется за счёт страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исходя из размера страховых взносов в 2010 году – 20 %.

Направления по совершенствованию  системы пенсионного обеспе-

чения.

Заимствование опыта других стран при реформировании системы пенсионного обеспечения в России является достаточно бесперспективным. Более продуктивным представляется анализ этого опыта с целью выявления подходов, которые позволяют наиболее эффективно решать возложенные на пенсионную систему задачи не только в настоящее время, но и в перспективе.

Одним из ключевых направлений социальной политики российского правительства является совершенствование пенсионной системы  страны. С 2001 года был принят ряд  законов, основные из которых:

- "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" №167-ФЗ от 15 декабря 2001 года и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, согласно которым страховая часть трудовой пенсии выплачивается за счет средств бюджета ПФР, базовая - за счет федерального бюджета;

- "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" №111-ФЗ от 24 июля 2002 года, который обеспечивает права граждан на инвестирование денежных средств накопительной части трудовой пенсии.

Суть  ныне действующей пенсионной системы  Российской Федерации - в коренном изменении  взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности россиян за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника.

Необходимость реформирования пенсионной системы  стала очевидной вскоре после  принятия Закона Российской Федерации  от 20 ноября 1990 г. №340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации”. В течение 1992 – 1995 гг. объединенными усилиями специалистов Минсоцзащиты России, Минтруда России и Пенсионного фонда России была разработана Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, которая в августе 1995 года была одобрена Правительством Российской Федерации. Часть из мероприятий, намеченных Концепцией, реализована, и прежде всего, в форме перехода на персонифицированный учет в системе государственного пенсионного страхования.

Однако  намеченные мероприятия по созданию трехуровневой системы пенсионного  обеспечения и центрального её ядра в форме государственного страхования  пенсий, оказались не выполненными.

В 1997 г. как элемент развития Концепции 1995 г., был предложен проект Программы пенсионной реформы в Российской Федерации. Суть новых предложений сводится к внедрению в практику пенсионного обеспечения страховых механизмов в различных формах: индивидуальных именных накопительных и условно-накопительных счетов, профессиональных пенсионных систем. Само название документа – Программа пенсионной реформы, настраивает на оптимистическое настроение, что общество начнет движение к требуемым переменам.

Исходя  из роли пенсионной системы в обществе, принятую Правительством Программу необходимо рассматривать с разных позиций, наиболее важные из которых – социальная и финансовая.

Так социальная позиция предполагает: сохранение пенсионных прав, заработанных гражданами за предыдущие периоды; установление более справедливых правил определения размера пенсий; поддерживание приемлемого для общества уровня пенсий и размера страховых взносов; усиление заинтересованности граждан в контроле за финансированием пенсий и как часть – за уплатой страховых взносов.

С точки  зрения финансовой позиции необходимо: привлечение средств отраслей для  пенсионного обеспечения работавших в отрасли; привлечение инвестиционного  дохода от операций на финансовом рынке.

В связи  с трудным экономическим положением создание дополнительных профессиональных пенсионных систем для работников всех организаций на современном этапе не представляется возможным. Поэтому их формирование будет осуществляться постепенно, по мере готовности отдельных организаций и их групп, отраслей хозяйства или территорий создавать у себя такие системы, а также возможности государства предоставить соответствующие льготы.

Дополнительная  профессиональная пенсионная система  может быть как с установленными выплатами, так и с установленными взносами, солидарной либо накопительной или использовать одновременно оба эти принципа. Ее финансирование может осуществляться как исключительно за счет взносов работодателя, так и с участием работников. В то же время все обязательства по пенсионной системе должны иметь финансовое покрытие в форме накопленных активов и будущих поступлений взносов.

Поскольку большая часть активов профессиональных пенсионных систем будет использоваться на накопление и инвестироваться в развитие экономики, то представляется целесообразным также освободить от прямого налогообложения инвестиционный доход профессиональных пенсионных фондов. Вместе с тем следовало бы ввести налогообложение пенсий, выплачиваемых по дополнительным профессиональным пенсионным системам.

Для повышения  финансовой устойчивости пенсионной системы  предлагается провести ряд дополнительных мероприятий: повысить собираемость пенсионных взносов, главным образом за счет расширения базы плательщиков и значительного повышения доли отчислений, уплачиваемой непосредственно работником; оптимизировать технику доставки пенсий, используя современные технологии, что должно привести к ускорению оборачиваемости пенсионных средств, уменьшению задержек с выплатой пенсий, сокращению расходов на доставку.

Также необходимо провести серию комплексных расчетов и дополнительных исследований вариантов дальнейшего реформирования пенсионной системы и по их результатам пересмотреть основные параметры переходного периода – его начало и окончание, последовательность дальнейших шагов, ставки отчислений, направляемых на финансирование накопительных пенсий и при разработке законодательных актов основываться на результатах этих исследований.

В настоящее  время трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей: базовой (гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека) и накопительной (образуется только у граждан 1967 года рождения и моложе). Средний размер трудовой пенсии по старости за 2008 год увеличился на 953 рубля и на конец 2008 года составил 4902 рубля. В 2009 году базовая часть трудовой пенсии увеличилась дважды - 1 марта и 1 декабря - в общей сложности на 37,1 %. Страховая часть пенсии будет проиндексирована с 1 апреля 2009 года на 15,6 %. В результате, к концу 2009 года средний размер социальной пенсии не должен быть ниже прожиточного минимума пенсионера.

Для сокращения дефицита бюджета Пенсионного фонда  Правительство РФ рассматривает  варианты изменения структуры отчислений денежных средств предприятий и  граждан в Пенсионный фонд. Особое значение имеет законодательное  обеспечение пенсионной системы. Должна действовать четкая система защиты интересов пенсионеров. Не менее важно сформировать общественное мнение, убедить людей в необходимости реформ, разъяснять предпринимаемые шаги.

Необходимая составляющая политики экономического роста – усиление социальной ориентации системы государственного регулирования экономического развития, сопряжение социальных гарантий и финансовых возможностей. В политике доходов предстоит путем усиления государственного воздействия на распределительные процессы установить оптимальное соотношение в распределении вновь созданной стоимости по факторам производства, повысить долю оплаты труда в ВВП и издержках производства.

Необходима  целенаправленная работа по созданию актуарной службы в Пенсионном фонде  России для определения государственных  обязательств перед застрахованными  лицами. Поскольку производится переход  на полное пенсионное страхование, то соответственно необходимо четко проводить  эту политику и знать динамику численности работающих, демографическую  ситуацию и другие необходимые данные. Исходя из этих данных в дальнейшем можно было бы выстраивать оптимальные схемы с возможными системами дополнительного профессионального пенсионного страхования.

Необходимость проведения пенсионной реформы в  нашей стране общепризнанна. Нынешняя пенсионная система не удовлетворяет многих: пенсионеров – из-за явно низкого размера пенсий; работодателей – вследствие непомерно высоких страховых взносов в ПФР; власть – по причине недовольства значительной части населения низким прожиточным уровнем пенсионеров; регионы – поскольку одни из них – доноры, должны в существенной мере делится с другими, а последние считают, что выделяемые им дотации слишком малы; Пенсионный фонд России – так как он в одиночку не может решить задачу сбора необходимых для пенсионного обеспечения средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Пенсионное  обеспечение является серьезным  вопросом в настоящее время не только в России, но и во многих других государствах, когда прежние принципы уже не работают и необходимо искать новые пути решения возникающих  проблем. В России пенсионное обеспечение  как таковое начало существование  в 1927 г. и носило характер государственного обеспечения. Со временем в такой  системе поддержки граждан, имеющих  право на пенсионные выплаты, появлялось все больше проблем, и возникал все  больший дефицит средств. Тогда  был предпринят переход к европейской  пенсионной системе, носящей страховой  характер, когда посредствам взносов  работающего населения обеспечивались выплаты пенсионерам. Но в настоящее  время и эта система уже  малоэффективна, так как количество пенсионеров растет, количество работающих граждан падает, а дальнейший рост налогового бремени на социальные нужды  может подорвать налоговую дисциплину.

В 2002 года была проведена новая пенсионная реформа в основу, которой легла  чилийская система пенсионного  обеспечения. Была введена накопительная  часть трудовой пенсии, когда каждый гражданин в течение «трудовой  жизни» копит на «достойную старость». Система, имеющая явные преимущества в современных условиях, но необходимо учитывать и национальные особенности  населения, и качество жизни, и уровень  стабильности экономики. Большая часть  населения страны не готова доверить свои пенсионные накопления только что  образовавшимся негосударственным  пенсионным фондам, так как стабильность экономики России по-прежнему взывает  сомнения. Да и в целом, реформирование пенсионной системы требует достаточно длительных периодов, чтобы начать функционировать, так как это  было запланировано. Однако проблема дефицита средств ПФР существует сейчас, в  результате чего реформы продолжаются.

Информация о работе Анализ состава и структуры бюджета Пенсионного фонда РФ за 2008 – 2010 года