Анализ состава и структуры бюджета Пенсионного фонда РФ за 2008 – 2010 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть роль формирования и использования средств Пенсионного Фонда РФ в обеспечении финансовой стабильности, а так же перспективы его развития.
Задачи:
1 изучить социально-экономическую сущность социальных внебюджетных фондов;
2 изучить историю возникновения и развития Пенсионного Фонда РФ;
3 проанализировать состав и структуру бюджета ПФР за 2008 – 2010 года.

Содержание

Введение 6
1 Социально-экономическая сущность социальных внебюджетных фон-
дов 8
1.1 Сущность и значение социальных внебюджетных фондов 8
1.2 Модель социальной защиты населения 12
2 Пенсионный фонд РФ (ПФР) – важнейший социальный фонд 17
2.1 История возникновения и развития ПФР 17
2.2 Пенсионный фонд РФ: сущность, задачи, функции 26
3 Анализ состава и структуры бюджета Пенсионного фонда РФ за 2008 –
2010 года 32
Заключение 42
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 84.78 Кб (Скачать файл)

Система персонифицированного учета  позволила решить одну из главных задач пенсионной реформы – включение гражданина Российской Федерации в процесс формирования своей будущей пенсии путем его информирования о состоянии индивидуального лицевого счета и предоставления права на выбор перевода накопительной части в управляющую компанию или НПФ.

2002 год: Реформа пенсионной системы России.

С 1 января 2002 года запущен механизм преобразований пенсионной системы. Принятие пакета пенсионных законов открыло дорогу для формирования в стране современной и эффективной пенсионной системы, способной обеспечить старшему поколению достойные условия жизни.

Впервые в истории в основу пенсионной системы России были положены страховые принципы. Существовавшая распределительная система начисления пенсий была дополнена накопительной частью пенсии и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином. Размер пенсии в новой пенсионной модели определяется, прежде всего, не стажем работника, как было до 2002 года, а его реальным заработком и размером отчислений в ПФР, производимых работодателем. Это дает возможность гражданам самим влиять на размер своей будущей пенсии.

Принятыми законами было предусмотрено, что обязательное пенсионное страхование осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. В его обязанности, наряду с индивидуальным учетом сведений о гражданах, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования, вошло назначение, перерасчет, индексация всех видов пенсии и обеспечение ее своевременной выплаты, управление и контроль за инвестированием пенсионных накоплений граждан. Однако с введением ЕСН функция администрирования страховых взносов перешла к Министерству по налогам и сборам.

2004 год: Создание клиентских служб Пенсионного фонда.

Новые принципы работы пенсионной системы  потребовали внедрения новых  стандартов взаимодействия с гражданами. В отделениях ПФР начали создаваться  самостоятельные отделы по работе с  обращениями граждан, а в территориальных  управлениях – специализированные группы по приему населения. Это позволило регламентировать сам процесс приема населения, повысить ответственность специалистов за консультацию и выданные рекомендации, организовать учет и ежедневный анализ обращений граждан.

В то же время Пенсионный фонд искал  способы для повышения эффективности этой работы и новые варианты развития взаимодействия с населением. В результате было принято решение о создании клиентских служб, которые должны были существенно повысить качество и скорость обслуживания обратившихся граждан. В том числе – за счет использования современных технологий: информационные автоматы, электронные очереди, прием населения по принципу «одного окна» и т.д. Первые клиентские службы появились в Республике Татарстан, в Республике Башкортостан и в Республике Бурятия. Уже в 2004 году начался процесс создания и развития клиентских служб во всех территориальных органах ПФР. К 2005 году клиентские службы действовали практически во всех регионах России.

2005 год: Новые функции. Социальные выплаты.

С 2005 года на Пенсионный фонд были возложены функции по начислению и выплате гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Со временем к ним прибавилась функция назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны и их вдовам.

Для учета прав граждан на получение  ежемесячных денежных выплат, социальных услуг Пенсионный фонд Российской Федерации  осуществляет ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение  государственной социальной помощи.

2007 год: Новые функции. Материнский капитал.

На Пенсионный фонд Российской Федерации  возложена выдача государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал и выплата средств капитала. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на МСК будут направляться не ранее 2010 года, поскольку закон не предусматривал возможность распоряжения средствами МСК до достижения трехлетнего возраста второго ребенка. Однако в конце 2008 г. в связи со сложной экономической ситуацией законодательно было принято решение направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов семьи, независимо от возраста ребенка. В кратчайшие сроки ПФР провел всю необходимую подготовительную работу, и уже в январе 2009 года этот процесс был запущен.

2008 год: Новые функции. Программа государственного софинансирования пенсии.

В октябре 2008 года ПФР начал принимать заявления  от граждан о вступлении в Программу. С 1 января 2009 года стартовал второй этап Программы, в рамках которого участники приступить к платежам на накопительную часть своей будущей трудовой пенсии. За первый год участники Программы перечисли в фонд своей будущей пенсии 2,5 миллиарда рублей.

Все взносы, поступившие от граждан, взносы работодателей, уплаченные в пользу своих сотрудников, а также взносы государства на софинансирование Пенсионный фонд сначала разносит по индивидуальным лицевым счетам россиян-участников Программы, а затем передает их в управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды по выбору граждан.

В марте 2010 года Пенсионный фонд Российской Федерации запустил «прямую линию» по вопросам участия в Программе  государственного софинансирования пенсии. Цель проекта – предоставить гражданам максимально полную информацию о Программе, ответить на часто задаваемые вопросы как потенциальных, так и уже действующих участников Программы.

2009-2010 гг.: Дальнейшее совершенствование пенсионной системы

Летом 2009 года были приняты новые  пенсионные законы, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему. Перед  Пенсионным фондом, получившим ряд  дополнительных функций, встали новые  серьезные задачи.

Так, единый социальный налог (ЕСН) заменен  страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального  страхования Российской Федерации, в федеральный и территориальные  фонды обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов ПФР. В кратчайшие сроки было разработано и внедрено программное обеспечение, необходимое для эффективного взаимодействия со страхователями, разработаны формы и регламенты отчетности.

Новое законодательство определило ряд  мер, направленных на искоренение бедности среди пенсионеров – валоризацию пенсий (переоценку расчетного пенсионного капитала с учетом «советского» трудового стажа) и введение социальной доплаты до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе. ПФР в считанные месяцы произвел перерасчет пенсий 36 миллионов пенсионеров в связи с валоризацией, причем у 11,6 миллионов пенсионеров сведения о трудовом стаже были дополнены на основе индивидуальной работы с людьми и архивными документами. Совместно с органами социальной защиты регионов территориальные органы ПФР определили уровень материального обеспечения пенсионеров (с учетом всех видов регулярных социальных выплат). 5,1 миллиона человек получили федеральную либо региональную доплату к пенсии, в результате чего уровень их доходов стал не ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания.

С 2006 года бюджет ПФР возрос более  чем в 3 раза и в 2010 году составит 4,7 триллиона рублей, а это 10,8 % ВВП страны.

На повестке второй этап модернизации российской пенсионной системы – реформа накопительного компонента трудовой пенсии.

Одно  из дальнейших направлений работы ПФР - повышение качества обслуживания клиентов. Фонд будет стремиться к  тому, чтобы  любое взаимодействие с гражданами было результативным и комфортным. С этой целью уже сейчас вводятся в строй новые клиентские службы, постоянно проводится обучение персонала и повышение его квалификации, активно используется сеть интернет для предоставления услуг или справочной информации. 

Пенсионный  фонд Российской Федерации сегодня 

Пенсионный  фонд Российской Федерации сегодня - это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.

Ежедневная  работа более 130 000 специалистов Фонда  обеспечивает назначение, перерасчеты  и своевременную выплату пенсий каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами, определенными Федеральным законодательством.

Пенсионный  фонд Российской Федерации - это 81 Отделение  ПФР в субъектах РФ, а также  Отделение ПФР в г. Байконуре. Свыше 2 400 территориальных управлений ПФР ведут работу с населением и работодателями.

В сферу деятельности Пенсионного фонда РФ входит:

Установление и выплата пенсий. Более 39 миллионов пенсионеров получают пенсии по линии Пенсионного фонда. При этом ПФР назначает и выплачивает пенсии как в рамках системы обязательного пенсионного страхования (трудовые пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца), так и государственного пенсионного обеспечения (социальные пенсии, пенсии участникам Великой Отечественной войны, «чернобыльцам», государственным служащим и др.).

Кроме того, ПФР осуществляет пенсионное обеспечение 170 тысячам граждан, проживающих  в 99 государствах.

Назначение и реализация социальных выплат. Более 18 миллионов россиян - ветеранов, инвалидов, Героев Советского Союза, Героев России и др. – получают ежемесячные денежные выплаты и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение. Для учета прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Назначение и реализация федеральной  социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в  регионе. Более 2 миллионов человек, проживающих в 66 субъектах Российской Федерации, получают по линии ПФР доплату к пенсии. Соц. доплата устанавливается всем неработающим пенсионерам, чей совокупный материальный доход ниже регионального прожиточного минимума пенсионера в регионе проживания. Федеральная доплата устанавливается ПФР, если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального прожиточного минимума.

Персонифицированный учет пенсионных прав участников системы обязательного  пенсионного страхования. Более 100 миллионов граждан являются участниками системы обязательного пенсионного страхования. Пенсионный фонд Российской Федерации открывает каждому индивидуальный лицевой счет, на котором учитывается все сведения необходимые для установления пенсии, в первую очередь – о страховых взносах, поступивших в фонд будущей пенсии гражданина. Ежегодно ПФР специальным письмом информирует граждан о состоянии их индивидуальных лицевых счетов. Граждане могут выбрать информирование их в электронном виде.

Формирование и инвестирование средств пенсионных накоплений. У более 68 миллионов человек формируется накопительная часть трудовой пенсии, средства которой отражаются в специальной части их индивидуального лицевого «пенсионного» счета. По закону средства пенсионных накоплений инвестируют на фондовом рынке, поэтому, ПФР осуществляет также взаимодействие с 57 управляющими компаниями, включая государственную управляющую компанию Внешэкономбанк, специализированным депозитарием и 129 негосударственными пенсионными фондами.

Администрирование страховых взносов  на обязательное пенсионное страхование  и обязательное медицинское страхование. Это означает взаимодействие с более чем 10 миллионами работодателей - плательщиками страховых взносов. С 1 января 2010 единый социальный налог заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. ПФР осуществляет администрирование страховых платежей в Пенсионный фонд, ФОМС и территориальные ФОМС. Администрирование включает в себя контроль за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе учет платежей, зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов, взыскание задолженности по платежам.

Выдача сертификатов на получение  материнского (семейного) капитала и выплата средств материнского капитала. За 3,5 года ПФР выдал 2,2 миллиона сертификатов на получение материнского капитала - меры государственной поддержки российских семей, в которых после 1 января 2007 года появился второй или последующий ребенок. При этом 1,6 миллиона семей, имеющих сертификат, уже получили по линии ПФР единовременную денежную выплату из средств материнского (семейного) капитала, свыше 160 тысяч семей уже воспользовались материнским капиталом для погашения жилищных кредитов и займов.

Реализация Программы государственного софинансирования пенсии. Более 4 миллионов россиян уже стали участниками Программы, которая дает возможность каждому гражданину, зарегистрированному в российской системе обязательного пенсионного страхования, увеличить свою будущую пенсию за счет собственных дополнительных взносов на накопительную часть пенсии и паритетного софинансирования со стороны государства, а также дополнительных взносов работодателей.

Оказание совместно с региональными  органами власти адресной помощи пенсионерам и развитие социальной инфраструктуры. ПФР осуществляет финансирование расходов на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, а также мероприятий по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и расходов на проведение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Информация о работе Анализ состава и структуры бюджета Пенсионного фонда РФ за 2008 – 2010 года