Анализ расходов государственного бюджета с 2007 по 2010 гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 23:09, реферат

Краткое описание

Цель данной работы - показать в общих чертах основные положения и принципы бюджетной системы России в целом и основные показатели бюджета на период с 2007 по 2010 гг., определить, на чем основан рост профицита последних лет.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….................3
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ. ОСНОВНЫЕ СТАТЬИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА............................................................. ……............................…………..4
1.1. Государственный бюджет и его использование…...…........………………..4
1.2. Уровни государственного бюджета…..……………..................…………….9
2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В ПЕРИОД С 2007 ПО 2010 ГОДЫ......................................................................................................………14
3. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, СПОСОБЫ ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЯ......……………………………………................……….19
Заключение…………………………………………………………................……..29
Список использованной литературы………………………….................…………31

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы.docx

— 79.44 Кб (Скачать файл)

Сегодня в проекте федерального бюджета на 2009-2010 годы прослеживается определенная тенденция к увеличению субсидирования вышеизложенных статей расходов.

Источник: Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие                / А.З. Селезнев/ под ред. проф. В.Ю. Катасонова. - М.: Магистр, 2007. С.386-387.

 

Таблица  4                                                                                                       Основные показатели консолидированного бюджета Российской Федерации на 2006-2007гг. млрд. руб.

 

Показатели

Федеральный  бюджет

Бюджеты территорий

Консолидированный бюджет

 

2006 г.

2007 г.

2006 г.

2007 г.

2006 г.

2007 г.

Всего доходов

4525,6

6188,1

3172,2

4335,5

7697,8

10523,5

Налоговые доходы

3167,8

4242,9

2432,4

3289,2

5600,5

7532,1

Неналоговые доходы

1878,2

2721,8

219,3

269,1

2097,5

2990,9

В с е г о расходов

3749,6

4686,2

3102,6

4257,4

6852,2

8943,6

В том числе  по разделам:

           

Общегосударственные вопросы

647,04

821,3

271,0

337,1

918,0

1158,4

Национальная  оборона

667,25

821,2

0,64

0,89

667,9

822,0

Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность

540,24

664,8

142,3

186,5

682,55

851,3

Национальная  экономика

338,6

495,9

560,5

786,5

899,1

1282,4

Жилищно-коммунальное хозяйство

316,27

49,8

474,1

615,5

505,7

665,3

Охрана окружающей среды

6,3

7,85

12,3

21,98

18,7

29,8

Образование

206,02

278,5

678,6

951,7

884,6

1230,2

Культура, кинематография, средства массовой информации

50,45

65,1

103,9

150,2

154,4

215,3

3дравоохранение  и спорт

145,8

206,1

461,6

655,9

607,4

872,0

Социальная политика

209,6

210,9

397,6

541,0

607,2

752,0

Межбюджетные  трансферты

906,6

1064,0

-

-

906,6

1064,0

Профицит

776,0

1501,8

69,6

78,0

845,6

1579,8


Источник: Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие                    /А.З. Селезнев/ под ред. проф. В.Ю. Катасонова. - М.: Магистр, 2007. С.17-18.

 

Таблица 5                                                                                                        Основные пропорции консолидированного бюджета России на 2007 г.

Показатели

Федеральный бюджет

Бюджеты территорий

Консолидированный бюджет

 

млрд. руб.

% к ВВП

млрд. руб.

% к ВВП

млрд. руб.

% к ВВП

Всего доходов

6188,1

19,8

4335,5

13,9

10523,6

33,7

Всего расходов

4686,3

14,9

4251,4

13,6

8943,7

28,5

Профицит

1501,8

4,8

78,1

0,26

1519,9

5,06


Источник: Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие                  /А.З. Селезнев/ под ред. проф. В.Ю. Катасонова. - М.: Магистр, 2007. С.163

 

Таблица 6

Ограничения, установленные по использованию государственного долга Бюджетным кодексом РФ.

 

Ст., БК

Вид ограничений

Ограничения

92

Размер дефицита федерального бюджета

Не более размера нефтегазового  дефицита федерального бюджета

 

Размер дефицита бюджетов субъектов Федерации

Не более 15% собственных  доходов - без учета утвержденного  объема безвозмездных поступлений

 

Размер дефицита бюджетов муниципальных образований

Не более 10% собственных  доходов - без учета утвержденного  объема безвозмездных поступлений

99, 100

Максимальный срок погашения  государственного долга РФ или субъекта РФ

Не более 30 лет

 

Срок погашения долга  муниципальных образований

Не более 10 лет

107

Предельный объем государственного долга РФ

Не должен превышать утвержденный объем доходов бюджета без  учета безвозмездных поступлений

 

Предельный объем внешних  заимствований РФ

Не более годового объема по обслуживанию и погашению внешнего долга, допускается превышение в случае реструктуризации долга и сокращения расходов на его обслуживание

     

Источник: Бюджетная система  Российской Федерации: учебное пособие                /А.З. Селезнев/ под ред. проф. В.Ю. Катасонова. - М.: Магистр, 2007. С.199

 

 

 

 

 

 

 

  1. БЮДЖЕТНЫЙ ДИФИЦИТ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, СПОСОБЫ ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЯ

Сбалансированность  бюджетов всех уровней - основной принцип функционирования бюджетной системы России. Практически этот принцип реализуется по-разному. Возможна реализация принципа сбалансированности бюджета по трем схемам:

  1. Доходы равны расходам. Если в процессе исполнения бюджета доходная и расходная части не совпадают по объему, вносятся изменения в закон о бюджете. Возможны ситуации, когда в законе о бюджете заранее оговаривается порядок распределения дополнительных доходов, а если доходов поступает меньше, вводится режим сокращения расходов вплоть до секвестра (пропорционального сокращения расходов). Норма о секвестре ныне в Бюджетном кодексе РФ не содержится.
  2. Расходы сознательно устанавливаются ниже доходов, формируется профицит (профицит бюджета - превышение доходов бюджета над расходами, начиная с 2000 г. федеральный бюджет России - профицитный). Накопленная за ряд лет сумма профицита бюджета РФ превысила в 2006 г. 2,5 трлн. руб. После 2007 г. профицит бюджета сокращается в результате выведения за пределы доходов бюджета доходов от экспорта нефти и газа.
  3. Расходы превышают доходы, образуется дефицит бюджета (дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над доходами), для покрытия которого необходимо изыскивать дополнительные средства (прежде всего это займы). Как правило, значительный объем дефицита характерен для бюджетов в кризисных ситуациях. Усиление дефицитности бюджета, как правило, связано с ухудшением состояния экономики, снижением рентабельности производства. Так было в 90-е годы, когда разрыв хозяйственных связей между предприятиями республик СССР привел к резкому спаду производства, снижению доходов бюджета. Постепенно ситуация изменилась, благоприятно сказал ась внешнеэкономическая конъюнктура (рост мировых цен на энергоресурсы). Однако в странах бывшей мировой системы социализма, не имеющих возможности экспорта энергоресурсов, дефицит бюджета остается перманентно растущим. К числу таких стран относится, например, Венгрия. Дефицит ее бюджета составляет 64% ВВП. Сказалось и растущее бремя финансовых обязательств перед НАТО. В частности, стоимость перевооружения армии по образцам НАТО на период с 2005 по 2012 г. составляет 21 млрд. форинтов. Долг страны возрос до 12 трлн. форинтов (что составляет 60 млрд. долл., В том числе внутренний долг - 31,5, внешний - 28, 5 млрд. долл.). Проводятся чрезвычайные меры по снижению государственных расходов: вместо 19 областей образованы 5 региональных администраций с сокращением занятых в государственном аппарате, а также численности муниципальных депутатов. При средней продолжительности жизни 66 лет пенсионный возраст для мужчин повышен до 65 лет, для женщин - до 60-62 лет.

Умеренный дефицит бюджета  создает условия использования  источников его покрытия для создания новых рабочих мест, решения социальных проблем. Но чрезмерный дефицит как  результат финансирования расходов (не по средствам), чреват увеличением  долговой нагрузки на экономику.

В зависимости от проводимой финансовой политики бюджетный дефицит  может быть активным или пассивным. Активный дефицит связан с политикой  увеличения расходов и снижения налогов  и считается способом повышения  хозяйственной активности. В Российской Федерации на «старте», административной реформы в 2004 г., предполагающей развитие финансовой базы местных бюджетов, реальностью был растущий дефицит муниципальных бюджетов. Очевидно, что собственные доходы бюджетов муниципальных образований недостаточны для финансирования расходов. Сегодня около 40% расходов муниципальных бюджетов не покрываются их собственными доходами. Но и после финансирования из бюджетов субъектов Федерации они остаются дефицитными. Основная причина - закрепление за бюджетами муниципальных образований налогов, которые часто некому платить. Например, не приносящим дохода в бюджет является налог на землю. В настоящее время явным стал переход к четвертому варианту сбалансированности, когда при профицитном бюджете используются практически все источники покрытия дефицита бюджета.

Одной из задач бюджетной  политики является сокращение процентных и увеличение непроцентных расходов. Это делается на основе регулирования  и относительного сокращения внутренних и внешних заимствований, перехода к долгосрочным займам, по которым  объем процентных платежей в расчете  на год уменьшается. До тех пор  пока государство выплачивает значительные суммы по основному долгу, доля процентных расходов остается высокой. В 2005 г. досрочное погашение кредиторам Парижского клуба российского долга составило 15 млрд. долл., в 2006 г. 21 августа российский долг кредиторам Парижского клуба был в полном объеме погашен досрочно. Именно поэтому верхний предел внешнего государственного долга на конец 2007 г. был установлен на уровне 46 млрд. долл. В предыдущем году он устанавливался на уровне 79 млрд. долл. В настоящее время в Бюджетном кодексе РФ нет ограничений по формированию профицита, в связи с чем его величина ежегодно возрастает. Объем накопленного профицита в виде Стабилизационного фонда на конец 2006 г. был предусмотрен в размере 2,24 трлн. руб. и возрастал опережающими темпами. В то же время в Бюджетном кодексе РФ остаются ограничения по объему дефицита бюджетов. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем расходов бюджетов по инвестициям и обслуживанию государственного долга. Размер дефицита бюджетов субъектов Федерации не может превышать 15% от объема собственных доходов; соответственно на муниципальном уровне - не более 10%.

Институциональной формой процесса формирования государственного долга  является государственный кредит, когда  в качестве заемщиков и должников  на договорной основе выступают государства. Накопленный на определенную дату объем  заимствований с учетом погашения  и начисления процентов по каждому  конкретному займу формирует  государственный долг.

Государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, международными финансовыми организациями, правительствами иностранных государств. В государственный долг включаются обязательства по государственным гарантиям. Государственный долг формируется также на уровне субъектов Российской Федерации, муниципальный - на уровне органов местного самоуправления.

В состав государственного долга субъекта Федерации включаются:

- задолженность по кредитам, полученным субъектом Федерации;

- задолженность по облигациям, выпущенным от имени субъектов  Федерации;

- обязательства по гарантиям,  предоставленным субъектам Федерации.

в бюджетном законодательстве России и в научной литературе содержится классификация государственного и муниципального долга, его группировка  по ряду критериев:

  1. По типу долговых обязательств:

- в форме кредитных  соглашений и договоров, заключенных  от имени Российской Федерации  как заемщика, с кредитными организациями,  с правительствами иностранных  государств и с международными  финансовыми организациями;

- в форме займов, осуществленных  путем выпуска ценных бумаг  от имени Российской Федерации,  субъектов РФ и муниципальных образований;

- в виде договоров и  соглашений о получении бюджетных  кредитов от бюджетов других  уровней бюджетной системы;

- в виде договоров о  предоставлении Российской Федерации  государственных или муниципальных  гарантий;

- в виде договоров и  соглашений о пролонгировании обязательств прошлых лет.

  1. По срокам заимствования:

краткосрочные (до одного года); среднесрочные (от года до пяти лет); долгосрочные (от пяти до 30 лет).

В Российской Федерации в  настоящее время используются облигации  федерального займа (ОФЗ), срочность  обязательств по которым в годах  составляет 2,2 года.

  1. По местонахождению кредитора и валюте номинирования:

Информация о работе Анализ расходов государственного бюджета с 2007 по 2010 гг.