Анализ денежного обращения в России, современные методы и организация процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 21:12, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является изучение организации и развития денежного обращения в России. Методической основой выпускной квалификационной работы являются достижения экономической науки, представленные в работах отечественных авторов, а также нормативно-правовые акты, регулирующие организацию денежного обращения в нашей стране, утверждённые Центральным Банком Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ГЛАВА 1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РОССИИ
1.1 Понятие и сущность денежного обращения………………………....
1.1.1 Структура денежного оборота……………………………………….
1.2 Организация денежного обращения в Российской Федерации…...
1.2.1 Налично-денежное обращение в России……………………………
1.2.2 Безналичный оборот в России……………………………………….
1.2.3 Современные формы безналичных расчетов …………..................
1.3 Денежная масса, денежное обращение, уравнение обмена ………………………………………………………………………………....
1.3.1 Закон денежного обращения и скорость обращения денег……….
1.3.2 Инфляция……………………………………………………………...
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И ДЕНЕЖНОЙ МАССЫ В 2011-2012г.В РОССИИ
1.2 Анализ денежного обращения в России в 2011-2012 года……………………………………………………………………………50
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В В 2010 ГОДУ И НА ПЕРИОД 2011 И 2012 ГОДОВ……………………75
Заключение………………………………………………………………..
Список нормативных документов и литературы………………………...77

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 286.43 Кб (Скачать файл)

* По данным ММВБ-РТС, CПВБ и Биржи "Санкт-Петербург".   

 Средний дневной оборот  торгов на срочном рынке ММВБ-РТС  в рассматриваемый период по  сравнению с декабрем 2011 г. уменьшился на 27,8% — до 142,5 млрд. рублей. Суммарный объем открытых позиций по фьючерсам и опционам (в стоимостном выражении) на срочном рынке ММВБ-РТС увеличился на 99,4 млрд. руб. и на конец января 2012 г. составил 331,1 млрд. рублей.

   

 По итогам января 2012 г. на срочном рынке FORTS темпы прироста цен большинства ликвидных фьючерсов с исполнением в марте 2012 г. были положительными. Исключение составил контракт на курс доллара США к рублю, подешевевший на 6,2%. Наиболее значительно в рассматриваемый период возросла цена контрактов на серебро (на 20,8%), а также контрактов на индекс РТС (на 15,3%), на акции ОАО "Сбербанк России" (на 13,1%) и на золото (11,0%). Цены остальных ликвидных фьючерсов в рассматриваемый период повысились на 6,7; 3,1 и 1,2% (контракты на акции ОАО "Газпром", акции ОАО "ЛУКОЙЛ" и на курс евро к доллару США соответственно).

   

 В структуре открытых  позиций (в стоимостном выражении) по фьючерсам на срочном рынке FORTS на конец января 2012 г. по сравнению с концом декабря 2011 г. доля контрактов на индекс РТС несколько уменьшилась, доля контрактов на курс доллара США к рублю не изменилась. Доли остальных ликвидных контрактов изменились незначительно.

   

 В январе 2012 г. средние открытые позиции (в контрактах) по опционам call на фьючерсные контракты на индекс РТС превышали средние открытые позиции по опционам put на данный базовый актив. Это может свидетельствовать об ожидании участниками срочного рынка роста цен российских акций в ближайшей 

 

ГЛАВА 3 Совершенствование платежной системы и основные направления единой Государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов  
 
В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2011 году до 6-7%, в 2012 году - до 5-6%, в 2013 году - до 4,5-5,5% (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года). Указанной цели по инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 5,5-6,5% в 2011 году, 4,5-5,5% в 2012 году и 4-5% в 2013 году. 
 
Расчеты по денежной программе на 2011-2013 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозной динамике ВВП и валютных курсов, а также прогнозных показателей платежного баланса и параметров проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». 
 
В соответствии с прогнозом социально- экономического развития Российской Федерации ожидается, что в 2011 году экономический рост будет обеспечиваться за счет как внешних факторов, связанных с благоприятной конъюнктурой мировых рынков сырья и капитала, так и внутренних, включая рост внутреннего спроса и постепенное восстановление кредитования банками реального сектора российской экономики. Тем не менее в соответствии с прогнозными оценками в 2011 -2013 годах не ожидается существенного увеличения темпов экономического роста по сравнению с 2010 годом. При снижающейся инфляции это обусловит замедление роста 12трансакционной составляющей спроса на деньги. В то же время стабильный курс рубля будет способствовать росту спроса на национальную валюту как средство сбережения. В зависимости от вариантов прогноза прирост денежного агрегатаи М2 в 2011 году может составить 11 -23%, в 2012 году - 14-20% и в 2013 году - 13-17%. 
 
Банк России разработал три варианта денежной программы в зависимости от основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2011-2013 годов. При этом второй вариант базируется на макроэкономических показателях, использованных при формировании проекта федерального бюджета на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов. Темпы прироста денежной базы в узком определении, рассчитанные исходя из необходимости достижения целевых показателей по инфляции и соответствующие оценкам динамики экономического роста и валютного курса, в зависимости от варианта программы могут составить в 2011 году 8-19%, в 2012 году - 11-16%, в 2013 году - 9-13%.

Планируемое в 2011-2013 годах  сокращение дефицита федерального бюджета, в том числе монетарных источников его финансирования, будет способствовать ограничению воздействия бюджетного канала на рост денежного предложения, формируемого органами денежно-кредитного регулирования. Однако, как показывают расчеты по денежной программе в  соответствии с первым сценарием  социально- экономического развития, в  прогнозный период вероятно сохранение существенной роли бюджета в формировании денежного предложения. 
 
В рамках первого варианта денежной программы, рассчитанного исходя из значительного снижения цен на нефть - до 60 долларов США за баррель, снижение ЧМР может составить 0,2 трлн. рублей в 2011 году, 0,7 трлн. рублей в 2012 году и 1,4 трлн. рублей в 2013 году. 
 
Для обеспечения роста денежной базы на уровне, соответствующем параметрам данного варианта программы, увеличение ЧВА должно составить в 2011 году 0,7 трлн. рублей, в 2012 и 2013 годах - 1,4 и 2,1 трлн. рублей соответственно. 
 
Прогноз показателей денежной программы на 2011-2013 годы (млрд. рублей)*

   

1.01.2012

1.01.2013

1.01.2014

 

1.01.2011 (оценка)

I вариант

II вариант

III вариант

I вариант

II вариант

III вариант

I вариант

II вариант

III вариант

Денежная база (узкое определение)

5922

6379

6838

7068

7050

7757

8224

7717

8641

9320

- наличные деньги в  обращении (вне Банка России)

5789

6230

6679

6904

6880

7569

8025

7523

8424

9085

- обязательные резервы

133

149

159

165

171

188

199

194

218

235

Чистые международные  резервы

14682

14433

16121

17377

13705

17165

19606

12317

17144

20597

- в млрд. долларов США

486

478

534

576

454

569

650

408

568

682

Чистые внутренние активы

-8760

-8054

-9282

-10309

-6655

-9407

-11382

-4599

-8502

-11277

Чистый кредит расширенному правительству

-4683

-3761

-4511

-5224

-2869

-4603

-6126

-1686

-4693

-6884

- чистый кредит федеральному  правительству

-3683

-2661

-3411

-4125

-1670

-3403

-4927

-386

-3393

-5584

- остатки средств консолидированных  бюджетов субъектов Российской  Федерации и государственных внебюджетных фондов на счетах в Банке России

-1000

-1100

-1100

-1100

-1200

-1200

-1200

-1300

-1300

-1300

Чистый кредит банкам

-1400

-1616

-2158

-2359

-893

-2080

-2277

489

-734

-983

- валовой кредит банкам

600

600

600

600

600

600

600

1600

600

600

- корреспондентские счета  кредитных организаций, депозиты  банков в Банке России и  другие инструменты абсорбирования свободной банковской ликвидности

-2000

-2216

-2758

-2959

-1493

-2680

-2877

-1111

-1334

-1583

Прочие чистые неклассифицированные активы

-2677

-2677

-2614

-2726

-2892

-2724

-2979

-3403

-3074

-3409


* Показатели программы,  рассчитываемые по фиксированному  обменному курсу, определены исходя  из официального курса рубля  на начало 2010 года. 
 
Как предусмотрено «Основными направлениями бюджетной и налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов», в случае снижения цен на нефть ниже 75 долларов США за баррель для финансирования бюджетного дефицита возможно использование средств Фонда национального благосостояния в объемах, превышающих показатели, предусмотренные проектом федерального бюджета. Данный сценарий может быть реализован в рамках первого варианта программы. При этом объем чистого кредита расширенному правительству может увеличиться на 0,9 трлн. рублей как в 2011 году, так и в 2012 году и на 1,2 трлн. рублей - в 2013 году. Согласно расчетам по программе, в 2011 году такое увеличение чистого кредита расширенному правительству с учетом динамики ЧМР может вызвать необходимость уменьшения чистого кредита банкам на 0,2 трлн. рублей и осуществления Банком России операций по дополнительной стерилизации свободной банковской ликвидности. Однако в 2012 и 2013 годах в рамках первого варианта будет необходима активизация других источников роста денежного предложения: прогнозируется увеличение чистого кредита банкам на 0,7 и 1,4 трлн. рублей соответственно за счет сокращения объемов свободных денежных средств в банковском секторе, а в 2013 году - также за счет увеличения валового кредита банкам на 1,0 трлн. рублей. 
 
Во втором варианте денежной программы, предполагающем умеренный рост цен на нефть в рамках прогнозного периода, соответствующий показателям прогноза платежного баланса прирост ЧМР составит в 2011 году 1,4 трлн. рублей, в 2012 году - 1,0 трлн. рублей, а в 2013 году он будет близок к нулевому 
 
В 2011 и 2012 годах указанный прирост ЧМР будет частично компенсирован сокращением ЧВА, которое с учетом динамики денежной базы, определенной в соответствии с ориентирами по инфляции, в указанный период оценивается в объеме 0,5 и 0,1 трлн. рублей соответственно. Вме-сте с тем в 2013 году прогнозируется, что для обеспечения роста денежной базы на уровне, соответствующем параметрам данного варианта программы, потребуется увеличение ЧВА на 0,9 трлн. рублей. 
 
В условиях предполагаемого по данному варианту сокращения дефицита федерального бюджета и изменения источников его финансирования ожидается, что динамика чистого кредита расширенному правительству не окажет существенного влияния на ЧВА: в 2011 году объем чистого кредита расширенному правительству возрастет на 0,2 трлн. рублей, а в 2012 и 2013 годах он будет снижаться примерно на 0,1 трлн. рублей в год. 
 
При прогнозируемой динамике кредита расширенному правительству в 2011 году сокращение ЧВА будет обеспечено за счет изменения чистого кредита банкам, объем которого снизится на 0,8 трлн. рублей. В 2012 и 2013 годах требуемый для увеличения денежного предложения прирост ЧВА будет обеспечен за счет повышения чистого кредита банкам на 0,1 и 1,3 трлн. рублей соответственно. 
 
В соответствии с третьим вариантом денежной программы, основанным на предположении о существенном росте цен на нефть, в 2011 году прогнозируется увеличение ЧМР на 2,7 трлн. рублей, а в 2012 и 2013 годах - на 2,2 и 1,0 трлн. рублей соответственно. При этом с учетом оцениваемой динамики денежной базы ожидается, что сокращение ЧВА по данному варианту должно составить в 2011 году 1,5 трлн. рублей, в 2012 году - 1,1 трлн. рублей. В 2013 году прирост ЧВА может составить 0,1 трлн. рублей. 
 
С учетом предполагаемой благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и более значительного роста ВВП по данному варианту можно ожидать более существенного, чем по второму варианту, увеличения остатков средств на бюджетных счетах в Банке России, что соответствует снижению чистого кредита расширенному правительству на 0,5 трлн. рублей в 2011 году, на 0,9 трлн. рублей в 2012 году и на 0,8 трлн. рублей в 2013 году. При этом согласно прогнозу в 2011 году уменьшение чистого кредита банкам может составить около 1,0 трлн. рублей, а в 2012 году ожидается его незначительный прирост (на 0,1 трлн. рублей). В 2013 году требуемый для увеличения денежного предложения прирост ЧВА будет обеспечен путем повышения чистого кредита банкам на 1,3 трлн. рублей за счет уменьшения объема свободной ликвидности банковского сектора. 
 
Параметры денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены при изменении экономической конъюнктуры и отклонении фактических значений от исходных условий формирования вариантов развития экономики. В целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет использовать весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении. 
 
 
Курсовая политика в 2011-2013 годах будет направлена на удержание в приемлемых границах волатильности российской национальной валюты. При этом Банк России видит своей задачей последовательное сокращение прямого вмешательства в процессы курсообразования и подготовку субъектов экономики к работе в условиях плавающего валютного курса. 
 
На стадии перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России продолжит использование механизма плавающего интервала допустимых значений стоимости бивалютной корзины с автоматической корректировкой границ в зависимости от объема осуществленных валютных интервенций. Для обеспечения сглаживания изменений курса, не обусловленных фундаментальными факторами, Банк России сохранит возможность проводить операции по покупке/продаже иностранной валюты как на границах, так и внутри плавающего операционного интервала. Вместе с тем Банк России не будет задавать каких-либо фиксированных количественных ограничений на уровень курса национальной валюты. 
 
Указанный подход позволит сдерживать чрезмерно резкие колебания валютного курса, создающие риски для стабильности российской финансовой системы, и вместе с тем не будет препятствовать формированию рыночных тенденций курсовой динамики, обусловленных фундаментальными изменениями состояния мировой экономики, обеспечивая условия для адаптации участников рынка к плавающему валютному курсу. Эластичность границ и ширина операционного коридора будут постепенно меняться в рамках решения задачи повышения гибко-сти курсообразования. 
 
В переходный период порядок проведения интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке будет включать использование целевых покупок или продаж иностранной валюты, осуществляемых в заранее установленных объемах и интервалах. Параметры проведения данных операций будут определяться с учетом основных факторов формирования платежного баланса, показателей бюджетной системы и конъюнктуры российского денежного рынка. Применение указанного механизма будет направлено на сглаживание воздействия внешних конъюнктурных шоков на ожидания экономических агентов, состояние внутренних финансовых рынков и динамику основных показателей денежно-кредитной сферы. 
 
В 2011-2013 годах основными факторами изменения курса рубля будут баланс внешнеторговых операций и динамика трансграничных потоков капитала при растущей роли последних. В настоящее время сохранение положительного сальдо внешнеторговых операций создает условия для укрепления национальной валюты, однако по мере выравнивания торгового баланса значение данного фактора будет снижаться. Вместе с тем повышающийся вклад в формирование курсовых тенденций динамики потоков капитала, которые зависят от трудно прогнозируемого развития ситуации на мировых финансовых рынках и характеризуются высокой волатильностью, формирует значительную неопределенность в динамике курса рубля в среднесрочной перспективе. В этих условиях существенно повышается важность управления валютными рисками экономическими агентами на всех уровнях, а также возрастает роль процентной политики, проводимой Банком России, как для обеспечения финансовой стабильности, так и для выполнения целевых ориентиров по инфляции.

В среднесрочной перспективе одной из важнейших задач Банка России является создание необходимых условий для реализации эффективной процентной политики, что предполагает совершенствование системы инструментов денежно-кредитной политики и переход к более гибкому курсообразованию. 
 
Действие автономных факторов формирования ликвидности со стороны бюджетных потоков (с учетом предполагаемого дефицита бюджета), а также операций на внутреннем валютном рынке при относительно благоприятной внешней конъюнктуре допускает вероятность сохранения избытка банковской ликвидности. В этих условиях будут востребованы инструменты абсорбирования  
 
В качестве инструментов стерилизации Банк России продолжит использование операций по размещению ОБР и депозитных операции. Дополнительным инструментом регулирования ликвидности могут также являться операции Банка России на открытом рынке с государственными облигациями и другими ценными бумагами в соответствии с законодательством. 
 
Банк России продолжит совершенствование порядка и условий проведения депозитных операций, в частности путем внедрения механизма исполнения обязательств кредитными организациями по депозитным сделкам путем предъявления инкассовых поручений Банка России (по согласованию с кредитными организациями) на списание денежных средств в депозит с банковских счетов кредитных организаций, участвующих в депозитных операциях. Планируется продолжить использование как рыночных инструментов изъятия свободной ликвидности - депозитных аукционов, так и инструментов постоянного действия - депозитных операций по фиксированным процентным ставкам. Применение последних будет направлено на абсорбирование краткосрочной ликвидности кредитных организаций. 
 
С учетом нормализации ситуации на денежном рынке Банк России продолжит осуществлять меры по сокращению использования антикризисных инструментов и возвращению к традиционным механизмам регулирования ликвидности. Вместе с тем в случае возникновения объективной необходимости Банк России будет иметь возможность возобновить использование кредитов без обеспечения и других приостановленных к настоящему моменту инструментов рефинансирования. 
 
При сохранении стабильной ситуации на денежном рынке и отсутствии признаков возвращения кризисных тенденций Банк России будет концентрироваться на регулировании краткосрочной банковской ликвидности. При этом банковскому сектору по-прежнему будут доступны как рыночные инструменты рефинансирования, так и операции постоянного действия, процентные ставки по которым ограничивают колебания краткосрочных процентных ставок межбанковского кредитного рынка. 
 
В целях повышения эффективности инструментов денежно-кредитной политики Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности операций рефинансирования Банка России для кредитных организаций, включая возможность расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по указанным операциям, в том числе за счет золота. 
 
Банк России продолжит использование обязательных резервных требований в качестве инструмента регулирования ликвидности банковского сектора и сдерживания инфляционных процессов. В зависимости от изменения макроэкономической ситуации, состояния ресурсной базы российских кредитных организаций Банк России может принять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов и их дифференциации. Вместе с тем Банк России не исключает возможности дальнейшего повышения коэффициента усреднения обязательных резервов, позволяющего кредитным организациям поддерживать ликвидность при выполнении ими обязательных резервных требований. 
 
Дальнейшее развитие процентной политики Банка России будет направлено на совершенствование системы инструментов денежно-кредитного регулирования, сужение коридора процентных ставок, внедрение системы рефинансирования под единый пул обеспечения. 
 
Принимая решения о выборе инструментов денежно-кредитной политики, Банк России будет исходить как из текущих задач, так и задач, поставленных на среднесрочную перспективу, которыми, в частности, являются создание условий для последовательного снижения темпов инфляции и восстановление устойчивого экономического роста, включая формирование предпосылок для перераспределения активов кредитных организаций в пользу реального сектора экономики. 
 
В 201 1-2013 годах Банк России продолжит взаимодействие с Минфином России как в сферах, непосредственно относящихся к реализации денежно-кредитной политики, так и в области дальнейшего развития национальных финансовых рынков. В частности, будет продолжено использование реализованного Минфином России совместно с Банком России механизма размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях, позволяющего сглаживать воздействие неравномерности бюджетных потоков на состояние банковской ликвидности

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оценка и расчет денежного обращения  на территории страны составляет собой  довольно трудоемкий, сложный и затратный  процесс, но тем не менее правильное количество денег на территории страны играет очень большую роль, т.к. это  прямым образом влияет на инфляцию, а следовательно инвестиционной привлекательности страны, стабильности как экономической ,так и политической и ещё ряда не маловажных факторов и показателей.

Преобладающую часть денежного  оборота деньги обслуживают в  функции средства платежа и составляют основу организации безналичных  расчетов. В развитых странах с  рыночной экономикой и умеренной  инфляцией безналичный оборот составляет в среднем 90 % совокупного денежного  оборота. В России этот показатель пока существенно меньше: в 1998-2003 гг соответственно – около 60 %

Сравнительно высокий удельный вес в денежной массе налично- денежного оборота в российской экономике ( в среднем более 35%) увеличивает издержки государства на обращение, изготовление, перевозку, хранение денежных знаков, а также замену ветхих купюр. Также негативно увеличение наличности в обороте денежной массы сказывается на эффективности государственного контроля за движением денежных потоков и их организацией.

Среди основных причин роста наличности в денежном обращении российской экономики обычно выделяют нестабильность экономического развития, кризис неплатежей, наличие неформального сектора  экономики и неразвитость финансово-кредитной  системы.

В данной работе было рассмотрено денежное обращение, его виды

Итак, денежное обращение- это движение денег во внутреннем обороте в наличной и безналичной формах в процессе обращения товаров, оказания услуг и совершения различных платежей. Денежное обращение охватывает движение не только товаров и услуг, но и ссудного и фиктивного капитала. Значительная часть платёжного оборота в странах с рыночной экономикой приходится на финансовые операции, т.е. на сделки с различными видами ценных бумаг, ссудные операции, налоговые платежи и прочие финансовые сделки, большая часть денежного оборота осуществляется в безналичной форме, что связано с резким увеличением платежно-расчетных операций.

Как много значат деньги для экономического процветания и благополучия? Из вышесказанного видно, что нет общего согласия в  вопросах «как» и «в какой мере»  изменения темпов роста денежной массы воздействует на объём производства, занятость и цены. Однако экономическое  значение денег трудно переоценить. Без понимания сущности денег  и их функций невозможно понимание  действия механизмов рыночной экономики, а главное - воздействие на них. Если вы хотите понять, что есть «экономика»  и как процессы, протекающие в  ней, влияют на жизнь нашего общества, займитесь изучением денег, их сущности и функций. Знание этого вопроса  позволяет по-новому взглянуть на многие экономические проблемы, с  которыми сталкивается наше общество и даёт шанс попытаться изменить что-то к лучшему, используя свой индивидуальный подход и накопленный учёными  опыт. Денежная система России функционирует  в соответствии с Федеральным  законом о Центральном Банке  РФ (Банке России) от 12 апреля 1995 г., определившим правовые ее основы.

Информация о работе Анализ денежного обращения в России, современные методы и организация процесса