Анализ механизма функционирования и современного состояния рынка государственного внутреннего долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в изучении государственного внутреннего долга.
Достижению поставленной цели подчинено решение следующих задач:
• Раскрыть понятие государственного долга;
• Провести анализ динамики и структуры государственного внутреннего долга РФ;
• Изучить объемы государственного внутреннего долга.
• Исследовать тенденции и перспективы государственного внутреннего долга.

Содержание

Введение
Глава I. Понятие внутреннего государственного долга
1.1. Понятие государственного долга
1.2. Внутренний государственный долг и его сущность
1.3. Состав внутреннего государственного долга
Глава II. Государственный внутренний долг
2.1. Структура и объем внутреннего долга РФ
2.2. Верхний предел и динамика государственного внутреннего долг
Глава III. Перспективы развития государственного внутреннего долга
3.1 Основные способы погашения внутреннего долга
3.2 Тенденции государственного внутреннего долга
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая финансы госдолг++.doc

— 369.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ федеральное  агентство по образованию

Негосударственное образовательное учреждение

Уральский финансово-юридический  институт

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

по  дисциплине «Финансы»

на  тему: «Анализ механизма функционирования и современного состояния рынка государственного внутреннего долга»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

судент: Комягин С.В.

гр.4007

проверил: Окунева Л.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2013

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…..…3

Глава I. Понятие внутреннего государственного долга ………….……....…….....4

    1. Понятие государственного долга……………..………………….…..…4
    2. Внутренний государственный долг и его сущность…………………...6
    3. Состав внутреннего государственного долга….……………...….……..7

Глава II. Государственный внутренний долг……………….……………….........10

    1. Структура и объем внутреннего долга РФ …………………...…….....10
    2. Верхний предел и динамика государственного  внутреннего долг….17

Глава III. Перспективы развития государственного внутреннего долга .…..…....19

3.1               Основные способы погашения внутреннего долга…………………….19

3.2               Тенденции государственного внутреннего  долга………………………21

Заключение……………………………………………………………….……….......26

Список  литературы ……………………………………………………………….…27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Данная курсовая работа посвящена изучению государственного внутреннего долга РФ.  Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации.

Политика в  области государственных заимствований, управления суверенными долгами  для большинства стран является важной составляющей государственной  финансовой политики. От ее эффективности зависят международный имидж государства, отношение политиков, инвесторов, потенциальных партнеров по совместным крупным международным бизнес-проектам, международных финансовых организаций, а также международный суверенный рейтинг.

Цель данной работы заключается в изучении государственного внутреннего долга.

Достижению поставленной цели подчинено решение следующих  задач:

  • Раскрыть понятие государственного долга;
  • Провести анализ динамики и структуры государственного внутреннего долга РФ;
  • Изучить объемы государственного внутреннего долга.
  • Исследовать тенденции и перспективы государственного внутреннего долга.

Для написания  данной работы использовались следующие  методы: аналитический, статистический, монографический, а также анализ экономической литературы.

Структура работы. Курсовая работа состоит из:

Введения; Трех глав; Заключения; Списка используемой литературы;

Приложения.

 

 

Глава I.  Понятие внутреннего государственного долга

1.1 Понятие государственного долга

 

Термин "Государственный  долг" в его общеупотребительном значении включает не весь государственный сектор.

В толковых словарях есть множество  определений государственного долга, например:

Сумма задолженности государства  внешним и внутренним кредиторам. Различают внешний государственный  долг и внутренний государственный долг. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.

Сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным  займам (включая начисленные по ним проценты); в зависимости от рынка размещения валюты, займа и других характеристик подразделяется на внутренний и внешний, в зависимости от срока погашения - капитальный и текущий.

Следует различать иностранный  долг, с одной стороны, и государственный долг - с другой. Государственный долг - это то, что государство взяло взаймы, чтобы покрыть дефицит платежного баланса. Та часть, которую государство занимает за рубежом, будет таким образом входить как в государственный, так и в иностранный долг. Движение платежного баланса определяет суммарный иностранный долг. Государственный долг определяется динамикой бюджетного дефицита. Чтобы государственный долг уменьшался, бюджет должен иметь положительное сальдо. Если государственный бюджет имеет дефицит, государственный долг увеличивают для покрытия этого дефицита, путем выпуска новых займов, в основном заменяя краткосрочные обязательства более долгосрочными ценными бумагами или обязательствами, по которым истекает срок погашения новыми облигациями - то есть рефинансируют государственный долг.

Большая часть государственного долга обычно возникает внутри страны. В основном займы поступают от предприятий и более или менее  зажиточных домашних хозяйств. Таким  образом, граждане тем или иным образом способом оплачивают издержки государственного долга, в частности путем уплаты налогов, предоставляя государству возможность платить проценты по государственному долгу.

Из вышеприведенных определений, очевидно, что государственный долг - это суммарная задолженность государства своим кредиторам. В зависимости от происхождения кредиторов, государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

В России юридическое  определение государственного долга  приведено в Бюджетном кодексе  Российской Федерации1 в статье 97 в которой говорится: "к государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса".

Долговые обязательства  Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и  долгосрочными (свыше пяти лет и  до 30 лет). Существуют ограничения по срокам погашения долговых обязательств, которые не могут превышать 30 лет, а также не допускается изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения.

Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. По валютному критерию государственный долг делится на внешний и внутренний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные соответственно - к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга - как совокупного долга нерезидентам, а внутреннего долга - как совокупного долга резидентам.

Различают также  капитальный государственный долг, то есть вся сумма выпущенных и  непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты, которые должны быть уплачены по этим обязательствам, а также текущий долг - расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

 

1.2 Внутренний государственный долг и его сущность

 

По своей сущности государственный внутренний долг представляет собой совокупность кредитно-финансовых отношений, возникающих в связи  с перемещением капиталов из национального  частного сектора в государственный  бюджет на основе их заимствования. С помощью государственного долга преодолевается ограниченность налоговых поступлений в госбюджет, ограничивается рост наличной денежной массы, государственные займы играют существенную роль в обеспечении бюджетного равновесия.

На первоначальных этапах развития стран с рыночной экономикой нарастание госдолга было связано с увеличением правительственных военных расходов, а также расходов для обеспечения механизма функционирования тогда еще относительно небольшого государственного сектора. А постепенно, начиная с 1930-х годов, в связи с резким ростом правительственных расходов по вмешательству в экономику значение внутреннего государственного долга качественно изменилось.

Последнее было вызвано двумя обстоятельствами. Во-первых, превращением государственных финансов в важнейшую материальную основу государственного регулирования экономики, основным теоретическим источником для которого стали научные разработки представителей кейнсианского течения. Превращение кредитного финансирования в важнейший инструмент стимулирования совокупного спроса и легализация бюджетных дефицитов как средства стабилизации экономики привело к увеличению размеров и качественным изменениям государственных расходов. Во-вторых, модификацией природы денежного обращения, когда в связи с утратой деньгами связи с золотом государственный кредит остался единственным стержнем их стабильности. Государственные займы стали выступать эффективным инструментом кредитно-денежной политики государства.

Внутренний государственный  долг играет достаточно весомую роль в экономике всех государств и по его доле в общем, объеме госзадолженности можно судить об экономическом положении государства. Например, в развитых рыночных государствах на долю внутреннего долга приходится основная масса всей госзадолженности, в то же время, как в большинстве развивающихся стран и стран с переходной экономикой в связи с низким уровнем внутренних накоплений основная масса государственной задолженности приходится на внешний долг.

В дальнейшем под  внутренним государственным долгом будем понимать - внутреннюю задолженность государства организациям, предприятиям и населению, образовавшаяся в связи с привлечением их средств для выполнения государственных программ и заказов, государственных облигаций и других государственных ценных бумаг, а также вследствие наличия вкладов населения в государственных банках, выраженную в валюте Российской Федерации.

1.3 Состав внутреннего государственного долга

 

В состав общего государственного долга в странах  с рыночной экономикой, как правило, включается долг центрального правительства (федеральный долг), задолженность местных органов власти (коммунальный долг), государственных корпораций и предприятий и другие долги, причисленные законодательством страны к государственному долгу. Их соотношение определяется особенностями экономического и исторического развития каждой страны, но, как правило, большую часть внутреннего долга составляет задолженность центрального правительства.

Качественный  анализ государственной задолженности  позволяет выделить три ее составных элемента.

Первый из них - финансовая задолженность, под которой  понимаются денежные обязательства  государства, возникшие в связи  с правительственными займами кредитных  средств (государственные ценные бумаги, кредиты Центральных банков и др.), предназначенные для финансирования расходов государственного бюджета. Данный вид задолженности широко распространен как в развитых рыночных странах, так и в странах с переходной экономикой, и именно этот вид задолженности определяет в большей степени размеры внутреннего госдолга.

Второй вид  государственной задолженности - административная задолженность, которая включает в  себя находящиеся в тесной взаимосвязи  с проведением текущей бюджетной  политики денежные обязательства. К  данному виду долга относятся, прежде всего, задолженности по платежам в государственном секторе (например, долги по выплате заработной платы на государственных предприятиях и учреждениях). Этот вид задолженности сохраняется до момента его погашения в новом финансовом году и носит обычно краткосрочный характер. Данный вид задолженности в большей степени характерен для стран с переходной экономикой, где существуют огромные проблемы с пополнением доходной части бюджета, связанных в первую очередь с общим экономическим кризисом в стране. К примеру, это было в России в 1990-х годах, когда задолженность по выплате заработной платы работникам бюджетных предприятий и организаций составляла более 47 трлн. руб., или около 2% ВВП.

Третий вид  государственной задолженности  представляет собой возможные долговые обязательства, возникающие при предоставлении государственными органами гарантий и поручительств в рамках содействия определенной деятельности государственных и частных предприятий. Выделение бюджетных средств на подобные цели является наиболее плодотворным и отвечающим государственным экономическим интересам. Данный вид государственной задолженности широко распространен в развитых странах.

Информация о работе Анализ механизма функционирования и современного состояния рынка государственного внутреннего долга