Экономическое содержание рентабельности коммерческого предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 22:41, курсовая работа

Краткое описание

Показатель рентабельности производства имеет особенно важное значение в современных, рыночных условиях, когда руководству предприятия требуется постоянно принимать ряд неординарных решений для обеспечения прибыльности, а, следовательно, финансовой устойчивости предприятия. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи. Факторы, оказывающие влияние на рентабельность производства, многочисленны и многообразны. Одни из них зависят от деятельности конкретных коллективов, другие связаны с технологией и организацией производства, эффективности использования производственных ресурсов, внедрением достижений научно-технического прогресса.

Содержание

Введение……………………………………………………………
Экономическое содержание рентабельности коммерческого предприятия…………………………………………………………
Понятие рентабельности…………………………………………...
Виды рентабельности………………………………………………
Система показателей рентабельности……………………………
Анализ и пути повышения рентабельности коммерческого предприятия…………………………………………………………
Анализ показателей рентабельности производства в ОАО «Дружба» г. Майкоп за 2001-2003г…………
Пути повышения рентабельности предприятия, ликвидации убыточности и малорентабельности………
Заключение…………………………………………………………
Список литературы……………………………………………
Приложение…………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ЛЕНА Курсовая ЭП.doc

— 327.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 

Содержание:

 

 

Введение…………………………………………………………….

2

1.

Экономическое содержание рентабельности коммерческого предприятия…………………………………………………………

3

1.1.

Понятие рентабельности…………………………………………...

3

1.2.

Виды рентабельности………………………………………………

4

1.3.

Система показателей   рентабельности……………………………

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

7

2.

Анализ и пути повышения рентабельности коммерческого предприятия…………………………………………………………

12

2.1.

Анализ показателей рентабельности производства в  ОАО  «Дружба»  г. Майкоп за  2001-2003г…………

12

2.2.

Пути повышения рентабельности предприятия, ликвидации убыточности и малорентабельности………………………………

16

 

Заключение…………………………………………………………..

20

 

Список литературы………………………………………………….

21

 

Приложение…………………………………………………………

22


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Обобщающим показателем экономической эффективности работы коммерческого предприятия является показатель рентабельности. Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Она рассчитывается путём сопоставления валового дохода или прибыли с затратами или используемыми ресурсами.

 На  основе анализа средних уровней  рентабельности можно определить, какие виды продукции и какие  хозяйственные подразделения обеспечивают  большую доходность. Это становится  особенно важным в современных, рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства.

Целью написания курсовой работы является изучение показателей рентабельности и применение их в финансовом анализе и планировании деятельности предприятия, определение путей повышения рентабельности, используя финансовую отчетность ОАО «Дружба» г. Майкоп.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать определение понятия рентабельности, раскрыть его значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;

- рассмотреть систему показателей  рентабельности в соответствии  с их классификацией на показатели  рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и показатели рентабельности продукции;

- провести  анализ уровня и динамики доходности  хозяйственной деятельности ОАО «Дружба» г. Майкоп;

- дать  оценку уровня и динамики рентабельности  финансовой деятельности анализируемого предприятия, определить резервы и пути ее повышения;

- сделать  необходимые выводы по показателям  рентабельности ОАО 

«Дружба» г. Майкоп.

 

1. Экономическое содержание  рентабельности предприятия

1.1. Понятие рентабельности

В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим образом: рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов.

По мнению других авторов рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы.  Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска.  Более рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными. Так как капитал всегда приносит прибыль, для измерения уровня доходности прибыль, как вознаграждение за риск, сопоставляется с размером капитала, который был необходим для образования этой прибыли. Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия. При его помощи можно оценить эффективность управления предприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.

По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия получать достаточную прибыль на  инвестиции. Для долгосрочных кредиторов  инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса.

Устанавливая связь между суммой прибыли и величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. В процессе прогнозирования с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений. Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов.

Таким образом, можно сделать вывод, что показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса1.

 

1.2. Виды рентабельности

 

Рентабельность бывает следующих видов: 

 а) общая рентабельность объединений, предприятий определяется отношением балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств и рассчитывается по формуле:

где: 

R – уровень рентабельности , %

Р - прибыль

Оф – среднегодовая стоимость основных производственных фондов

Об -  среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств

б) фактическая общая рентабельность определяется отношением балансовой прибыли к фактической среднегодовой стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств, не прокредитованных банком. Фактические остатки нормируемых оборотных средств устанавливаются исходя из их остатка по балансу за вычетом задолженности поставщикам по акцептованным платежным требованиям, срок оплаты которых не наступил, и поставщикам по не отфактурованным поставкам, а также износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов и резерва на возмещение плановых потерь и предстоящих расходов.

Уровень рентабельности зависит не только от суммы прибыли, но и от фондоемкости производства. На предприятиях, объединения тяжелой промышленности с высокой фондоемкостью  производства уровень рентабельности по отношению к производственным фондам ниже, чем в объединениях, на предприятиях легкой и особенно пищевой промышленности. С увеличением суммы прибыли и уменьшением стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств рентабельность повышается, и наоборот.

в) расчетная рентабельность представляет собой, отношение балансовой прибыли за вычетом платы за производственные фонды, фиксированных платежей, процентов за банковский кредит, прибыли целевого назначения (прибыль от реализации товаров широкого потребления, новых товаров бытовой химии и т. п.), а также прибыли, полученной по причинам, не зависящим от деятельности объединения, предприятия, к среднегодовой стоимости основных производственных фондов (за вычетом основных фондов, по которым'' предоставлены льготы по плате) и нормируемых оборотных средств.

При анализе работы объединений, предприятий, особенно при планировании к оценке рентабельности  изделиям, важное значение имеет рентабельности определяемая как отношение суммы прибыли к полной себестоимости реализованной продукции. Расчет рентабельности отдельных видов продукции производится по формуле:

где 

R – уровень рентабельности , %

О – оптовая цена предприятия на изделия

С – полная себестоимость изделия. 
          Показатель рентабельности по изделиям отражает эффективность затрат живого и овеществленного труда на производство продукции.

В машиностроении и других обрабатывающих отраслях промышленности рентабельность определяют как отношение прибыли к себестоимости за вычетом стоимости использованного сырья, топлива, энергии, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. При этом может быть использована формула:

где   Rм  – расчетный норматив рентабельности к себестоимости за вычетом материальных затрат

Ф – производственные фонды отрасли

Rф – норматив рентабельности к производственным фондам

С – М  - себестоимость товарной продукции за вычетом прямых материальных затрат.

 Использование показателя нормативной  расчетной рентабельности в обрабатывающих отраслях промышленности обусловлено высоким удельным весом в себестоимости продукции этих отраслей материальных затрат, значительными их колебаниями в себестоимости отдельных видов изделий и широкими возможностями технологической замены используемого сырья, материалов.

1.3.   Система показателей  рентабельности.

 

Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности коммерческого предприятия.  Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса,    рыночного обмена.

Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности  используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

В рыночной экономике придается большое значение сравнениям прибыли с доходообразующими факторами и базами ее  формирования. Международная практика выработала разновариантные схемы расчета рентабельности (доходности)2.

При стандартной оценке финансового состояния предприятия западными методиками предлагается:

- во-первых, использование системы взаимосвязанных  показателей рентабельности, каждый из которых несет вполне определенную смысловую нагрузку как для работников предприятия, так и для пользователей финансовой информации (менеджеров, учредителей и акционеров, инвесторов и кредиторов);

- во-вторых, использование системы показателей  рентабельности как одного из  элементов финансово-экономической  оценки текущего положения предприятия;

- в-третьих, необходимость проведения динамического и сравнительного анализа показателей рентабельности по секторам основной деятельности,

по предприятиям-аналогам и предприятиям-конкурентам.

Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы (приложение 1)3.

1) показатели рентабельности капитала  (активов),

2) показатели рентабельности продукции;

3) показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.

Первая группа показателей рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются; все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал:

Несовпадение уровней и рентабельности по этим показателям характеризует степень  использования    предприятием  финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и  других заемных средств.

Данные показатели специфичны тем, что отвечают интересам все участников бизнеса предприятия. Например, администрацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов  (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов - отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей  - доходность акции и т.д.

Каждый из перечисленных показателей легко моделируется по факторным  зависимостям. Рассмотрим следующую  очевидную зависимость:

 

Эта формула раскрывает связь между рентабельностью  всех активов, рентабельностью реализации и оборачиваемостью активов. Экономически связь заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельности при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов.

Рассмотрим еще одну факторную модель рентабельности.

Информация о работе Экономическое содержание рентабельности коммерческого предприятия