Экономическое содержание акцизов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 04:25, контрольная работа

Краткое описание

Акциз – это косвенный налог, взимаемый с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию, но фактически его уплата перекладывается на покупателя. Акциз – индивидуальный налог на отдельные виды и группы товаров, входящие в специальный перечень.

Вложенные файлы: 1 файл

налоги.doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Российский  государственный  гуманитарный университет

Филиал  в г. Калуге 
 
 
 
 

Фаткин  Илья Станиславович 

Экономическое содержание акцизов 
 
 

 
Контрольная работа по налогам и  налогообложению 

студента 2 курса  з/о группы ФЗВ-08  
 
 

                                                                     

                                                 Научный руководитель

                                               кандидат экономических наук Петрушина О.М.                                                        
 
 
 
 

Калуга  2009

 

    Акциз – это косвенный  налог, взимаемый с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию, но фактически его уплата перекладывается на покупателя. Акциз – индивидуальный налог на отдельные виды и группы товаров, входящие в специальный перечень.

    Акцизы  имеют древнюю историю. В прошлых  веках система акциза имела всеобъемлющий характер. Так, в Англии в XVIII веке насчитывалось около 200 видов акциза.

    Акцизами  в России всегда облагались некоторые  дефицитные товары либо отдельные виды таких товаров, без которых граждане обойтись не могли и потому, были вынуждены их покупать, несмотря на взимание акцизов. В разное время это были совершенно разные товары.

    Например, до революции в России существовали табачный, спичечный, нефтяной и сахарные акцизы. И поскольку это были товары массового личного или промышленного  потребления, за счет такого обложения  бюджет Российской империи получал 61% всех доходов. В 20-е годы, на заре советской власти, акцизами облагались соль, сахар, керосин и спички – в нищей стране брать налоги было больше не с чего.

    В СССР акциз использовался в период новой экономической политики, что обусловливалось острой нуждой государства в денежных средствах. Плательщиками акциза были преимущественно государственные предприятия. Система акциза была отменена налоговой реформой 1930-1931 гг. В СССР слово «акциз» употреблялось только для характеристики соответствующих налогов капиталистического государства, хотя в 80-е годы налог с оборота по алкогольной продукции составлял более 10% всех бюджетных доходов. После распада СССР в России вновь введена система акциза.

      Исторически, акциз считался налогом на производство, а не на потребление, и налагался на производителя, как правило, по месту производства. Этот налог существовал, или существует, на базе фиксированной суммы в расчете на единицу продукции, что дополняет административные преимущества налога. Кроме того, налог может давать значительные доходы, в особенности в расчете на единицу административных издержек, если перечень подакцизных товаров тщательно продуман и включает лишь ограниченный круг товаров.

    Актуальность  темы контрольной работы состоит в том, что акцизы являются важным источником налоговых поступлений в переходной экономике. Доля доходов, полученных от акцизов, наиболее высока на самом первом этапе переходного периода, благодаря относительной легкости их сбора и четкому определению налоговой базы. Доходы бюджета не являются эластичными по отношению к личным доходам, и поэтому бюджетные поступления от них стабильны.

    Налогоплательщиками акциза признаются:

  1. организации;
  2. индивидуальные предприниматели;
  3. лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

    Существует  три основных вида акцизов, подразделяемых в зависимости от функции, которую  они выполняют. К первой группе относятся так называемые традиционные акцизы — на алкоголь и табачные изделия. Взимание данного вида акциза преследует две основных цели: ограничение потребления вредных для здоровья продуктов и фискальная.

    Ко  второй группе относятся акцизы на горюче-смазочные материалы, которые помимо фискальной функции выполняют еще и роль платежа за пользование автодорогами.

      Третья  группа включает в себя акцизы на так  называемые люксовые товары и, как правило, не имеет целенаправленной фискальной функции. В большей степени данный вид акциза призван играть перераспределительную роль, так как основными потребителями люксовых товаров являются более состоятельные граждане. Кроме того, возможно также преследование иных целей, например, поощрение трудоемких производств путем взимания акцизов с продуктов капиталоемких производств, относящихся в некоторых странах к люксовым товарам (автомобили, дорогая электроника и т.д.), поощрение местных производителей или же улучшение внешнеторгового баланса путем взимания акцизов в дополнение к таможенным пошлинам с импортных товаров.

      Обложения акцизами определенных товаров, считающихся  вредными, или ассоциирующихся с  негативными побочными явлениями (табачные изделия и алкоголь, а также, например, бензина и горючего, потребление которых связанно с загрязнением атмосферы) может отчасти воспрепятствовать их потреблению. Такие косвенные результаты могут стать дополнительным эффектом от внедрения налога, однако большинство акцизов вводятся, как это и должно быть, для получения налоговых поступлений.

    Для достижения этой цели акцизы должны быть, во-первых, просты как в организации, так и в применении, что достигается  за счет поддержания минимального перечня подакцизных товаров. В настоящее время большинство стран ограничило список подакцизных товаров табаком, алкоголем и определенным ассортиментом нефтепродуктов. Доходы от этих товарных групп высоки, круг их производителей относительно узок и большинство товарных категорий четко определены. Во-вторых, ставки налога не должны быть слишком высоки. Если же местные акцизы значительно выше соответствующих налоговых ставок в соседних странах, проблемой может стать контрабанда. Кроме того, если ставки акцизов слишком высоки, может возрасти нелегальное производство, в особенности кустарное производство алкогольных товаров. Подобное производство может стать опасным для общественного здоровья, обеспокоенность которым и было одной из причин введения налога. В-третьих, налог должен взиматься как можно раньше в цепочке начисления добавленной стоимости, т.е. он должен взиматься либо в момент пересечения таможенной границы страны, либо в момент производства (или отгрузки).

    Статьёй 181 Налогового Кодекса РФ подакцизными товарами признаются:

    1. спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
    2. спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта не более 9 процентов;
    3. алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов);
    4. пиво;
    5. табачная продукция;
    6. автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);
    7. автомобильный бензин;
    8. дизельное топливо;
    9. моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных двигателей;
    10. прямогонный бензин. Под прямогонным бензином понимаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного и продукции нефтехимии.

    Объектом  налогообложения признаются следующие  операции:

    1. реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;
    2. передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
    3. ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
    4. получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина и др.

    Министерство  финансов России подготовило предложения  по увеличению ставок акцизов на спирт, сигареты, бензин и другие виды подакцизных товаров в 2010 году. Ставки акцизов в России индексируются ежегодно, однако с 2010 года они будут повышаться значительнее. Это будет сделано для того, чтобы повысить поступление налогов в федеральный бюджет страны.

    Согласно  документу Минфина, ставка акциза на этиловый спирт вырастет с 27,7 рубля  в 2009 году до 30,5 рубля в 2010-м, до 33,6 рубля - в 2011-м и до 37 рублей в 2012 году. При  этом спиртсодержащая парфюмерно-косметическая  продукция налогом облагаться не будет. Также не будут введены и акцизы на безалкогольное пиво, зато ставка налога на пиво с содержанием спирта от 0,5 до 8,6 процента вырастет в 2010 году в три раза с 3 до 9 рублей за литр. В 2011 году пиво будет облагаться налогом в 10 рублей, а в 2012-м - в 12 рублей за литр.

    Акциз на крепкое пиво будет увеличен до 14 рублей за литр в 2010 году, до 17 рублей - в 2011-м и до 21 рубля - в 2012-м году.

    Кроме того, значительно будут увеличены  и ставки акциза на табачную продукцию. Так, трубочный и жевательный табак будет облагаться акцизом в 422 рубля за килограмм начиная с 2010 года. В 2011 году ставка налога вырастет до 510 рублей за килограмм, а в 2012-м - до 610 рублей. Акциз на сигареты с фильтром вырастет до 205 рублей за тысячу штук, а адвалорная (начисляемая на стоимость продукции) ставка акциза составит 6,5 процента. В 2011 году аналогичные показатели составят 250 рублей и 7 процентов, а в 2012-м - 305 рублей и 7,5 процента. Сейчас ставка на сигареты с фильтром составляет 150 рублей за тысячу сигарет плюс 6 процентов от их стоимости.

    В отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.), а  также свыше 112,5 кВт (150 л. с.) и по мотоциклам с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.) налоговые ставки в 2009—2011 годах будут повышаться примерно на 9% ежегодно.

    Особого внимания заслуживают ставки акцизов  на подакцизные виды нефтепродуктов. В 2009 и 2010 годах останутся без изменения ставки акцизов на автомобильный бензин с октановым числом до 80 и с иными октановыми числами, дизельное топливо и моторные масла. Так, на указанные годы ставка акциза на автомобильный бензин с октановым числом до 80 составит 2657 руб. за 1 тонну, ставка акциза на автомобильный бензин с иными октановыми числами — 3629 руб. за 1 тонну.

    В 2011 году ставка акциза на моторные масла  будет проиндексирована на 10% к уровню 2010 года и составит 3246 руб. за 1 тонну (на 2009—2010 годы — 2951 руб. за 1 тонну).

    Уплата  акцизов может осуществляться несколькими  способами: с применением акцизных марок; с применением так называемых налоговых бондов — ценных бумаг, эмитированных частными банками и страховыми компаниями, гарантирующих уплату налога по товарам, находящимся на территории склада или производственной территории, в случае, если фактический плательщик не выполнит своих налоговых обязательств; уплата наличным платежом.

    Акцизные марки, или акцизные бандероли, — вид фискальных марок для оплаты акцизного сбора на отдельные виды товаров народного потребления, таких как, например, вино и табак. Применение акцизных марок позволяет государству своевременно обнаруживать товары, не оплаченные акцизным сбором, а покупателю гарантирует качество и количество покупаемого товара.

      К преимуществам подобного метода уплаты акцизов относится относительная простота в администрировании и контроле за уплатой. Фактически контроль за уплатой сводится к физическому контролю за наличием марок на подакцизных товарах и за их количеством. Одним из главных недостатков акцизных марок является возможность их подделки, а также невозможность их использования в случаях неделимости подакцизного товара (например, бензин), а также при обложении услуг. С целью контроля за уплатой акциза или же применения по назначению льготируемых подакцизных товаров (в основном, горючего) иногда применяется их окраска. Акцизные марки используются в основном при уплате акцизов на алкогольные товары (в случае их розничной реализации в емкостях малых объемов), на табачные изделия (в случае их продажи в пачках или коробках) или же на парфюмерные изделия.

      В случае, если обязательство по налогу возникает в момент производства, а между стадией производства подакцизной продукции и ее реализацией  существует значительный разрыв во времени, может применяться гарантирование уплаты налога с применением налоговых бондов. Приобретение данных ценных бумаг позволяет осуществлять хранение, а также переработку подакцизных товаров на специальных территориях без немедленной уплаты акциза. Подобная отсрочка предоставляется в связи с тем, что эмитенты бондов (коммерческие банки или страховые компании) гарантируют уплату налога в случае неисполнения своих обязательств фактическим налогоплательщиком — держателем бонда.

Информация о работе Экономическое содержание акцизов