Характеристика и порядок формирования финансовых результатов организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 17:35, курсовая работа

Краткое описание

Финансовый результат — это конечный экономический итог хозяйственной деятельности предприятия, который выражается в форме прибыли (дохода) или убытка.
В рыночных условиях хозяйствования прибыль является важнейшим экономическим показателем деятельности предприятия, она в обобщенном виде отражает результаты хозяйствования, продуктивность произведенных затрат.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 93.99 Кб (Скачать файл)

Поддержание необходимого уровня прибыльности – объективная закономерность нормального функционирования организации в рыночной экономике. Систематический недостаток прибыли и ее неудовлетворительная динамика свидетельствуют о неэффективности и рискованности бизнеса – одна из главных внутренних причин банкротства.

1.2 Классификация прибыли организации

Главная цель управления прибылью – максимизация благосостояния собственников в текущем и перспективном периоде. Это означает: обеспечение максимальной прибыли, соответствующей ресурсам организации и рыночной конъюнктуре; обеспечение оптимальной пропорциональности между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска; обеспечение высокого качества формируемой прибыли; обеспечение выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам компании; обеспечение достаточного объема инвестиций за счет прибыли в соответствии с задачами развития бизнеса; обеспечение роста рыночной стоимости организации; обеспечение эффективности программ участия персонала в распределении прибыли.

Н.Н. Селезнева предлагает следующую классификацию прибыли фирмы (рис. 1.1).

Рассмотрим более подробно каждый вид прибыли:

  1. По характеру отражения в учете.

Бухгалтерская прибыль представляет собой разность между доходами фирмы и внешними его текущими затратами (издержками), отражаемыми бухгалтерским учетом.

Экономическая прибыль представляет собой разность между суммой доходов фирмы, с одной стороны, и суммой как внешних, так и внутренних его текущих затрат (издержек), с другой. При этом внутренние текущие затраты фирмы, не отражаемые бухгалтерским учетом, оцениваются по альтернативной их стоимости. Экономическая прибыль фирмы всегда меньше бухгалтерской прибыли на величину внутренних текущих затрат (издержек).

 











 



Рис. 1.1 Классификация прибыли

 

И.А. Бланк предлагает более широкую классификацию прибыли (таблица 1.1):

Таблица 1.1

Классификация прибыли фирмы

Признаки классификации прибыли фирмы

Виды прибыли по соответствующим признакам классификации

1. Характер отражения в учете

- Бухгалтерская прибыль

- Экономическая прибыль

2. Характер деятельности фирмы 

- Прибыль от обычной деятельности

- Прибыль от чрезвычайных  событий

3. Основные виды хозяйственных  операций фирмы

- Прибыль от реализации продукции

- Прибыль от внереализационных операций

4. Основные виды деятельности  фирмы

- Прибыль от операционной деятельности

- Прибыль от инвестиционной  деятельности

- Прибыль от финансовой  деятельности

5. Состав формирующих элементов

- Маржинальная прибыль

- Валовая прибыль

- Чистая прибыль

6. Характер налогообложения

- Налогооблагаемая прибыль

-Прибыль,не подлежащая налогообложению

7. Характер инфляционной очистки

- Прибыль номинальная

- прибыль реальная

8. Достаточность уровня формирования

- Низкая прибыль

- Нормальная прибыль

- Высокая прибыль

9. Рассматриваемый период формирования

- Прибыль предшествующего периода

- Прибыль отчетного периода

- Прибыль планового периода

10. Характер использования

- Капитализируемая прибыль

- Потребленная прибыль

11. Степень использования 

- Нераспределенная прибыль

- Распределенная прибыль 

12. Значение итогового результата  хозяйствования

- Положительная прибыль

- Отрицательная прибыль


 

  1. По характеру деятельности фирмы.

Прибыль от обычной деятельности характеризует финансовый результат от всех традиционных для данной фирмы видов деятельности и хозяйственных операций, формируемый на регулярной основе.

Прибыль от чрезвычайных событий характеризует необычный или очень редкий для данной фирмы источник ее формирования.

  1. По основным видам.

Прибыль от реализации продукции – товаров, работ, услуг – является основным видом на предприятии, непосредственно связанным с отраслевой спецификой их деятельности. Аналогом этого термина выступает термин «прибыль по основной деятельности». В обоих случаях под этой прибылью понимается результат хозяйствования по основой производственно-сбытовой деятельности предприятия.

Прибыль от внереализационных операций формально характеризуется термином «доходы от внереализационных операций», однако по своему сущностному содержанию относится к категории прибыли, как отражается в отчетности в виде сальдо между полученными доходами и понесенными расходами по этим операциям. К составу доходов, формирующих эту прибыль, относятся доходы от паевого участия данной фирмы в деятельности других совместных фирм с отечественными и зарубежными партнерами. Так же относятся к ним и доходы принадлежащих фирме облигаций, акций и других ценных бумаг, выпущенных сторонними эмитентами; доходы по депозитным вкладам фирмы в банках; полученные штрафы, пени и неустойки и некоторые другие.

  1. По основным видам деятельности фирмы.

Прибыль от операционной деятельности представляет собой совокупный объем прибыли от реализации продукции и прибыли от других операций, не относящихся к инвестиционной или финансовой деятельности.

Прибыль от инвестиционной деятельности характеризует итоговый финансовый результат от операций по приобретению (сооружению, изготовлению) и продаже амортизируемого имущества – основных фондов, нематериальных активов и других необоротных активов, а также краткосрочных финансовых инвестиций, которые не являются эквивалентами денежных средств.

Прибыль от финансовой деятельности характеризует финансовый результат операций, которые приводят к изменению размера и состава собственного капитала и ссуд фирмы (привлечения дополнительного акционерного или паевого капитала, эмиссии облигаций и других ценных бумаг, привлечение кредита в различных его формах, погашение обязательств по основному долгу и т.п.).

  1. По составу элементов, формирующих прибыль, различают маржинальную, валовую (балансовую) и чистую прибыль фирмы. Под этими терминами понимают обычно различную степень «очистки» полученных фирмой чистых доходов от понесенных ей в процессе хозяйственной деятельности затрат.

Маржинальная прибыль характеризует сумму чистого дохода от операционной деятельности (валового дохода фирмы от этой деятельности, уменьшенного на сумму налоговых платежей за счет него) за вычетом суммы переменных затрат.

Валовая прибыль характеризует сумму чистого дохода от операционной деятельности за вычетом всех операционных расходов, как постоянных, так и переменных (балансовая прибыль соответственно представляет собой разницу между всей суммой чистого дохода фирмы и всей суммой ее текущих затрат).

Чистая прибыль характеризует сумму балансовой (или валовой) прибыли, уменьшенную на сумму налоговых платежей за счет нее.

  1. По характеру налогообложения прибыли выделяют налогооблагаемую и не облагаемую налогом ее части. Такое деление прибыли играет важную роль в формировании налоговой политики фирмы, так как позволяет оценивать альтернативные хозяйственные операции с позиции конечного их эффекта. Состав прибыли, не подлежащей налогообложению, регулируется соответствующим законодательством.
  2. По характеру инфляционной «очистки» прибыли выделяют номинальную и реальную. Реальная прибыль характеризует размер номинально полученной ее суммы, скорректированной на темп инфляции в соответствующем периоде.
  3. По достаточности уровня формирования выделяют низкую, нормальную и высокую прибыль фирмы (критерием такого деления выступает уровень нормальной прибыли).

Нормальная прибыль характеризует такой уровень ее формирования, когда после покрытия внешних и внутренних текущих затрат (издержек), остается доход, равный минимальной ставке депозитного процента (по отношению к сумме используемого собственного капитала).

Низкая и высокая прибыль характеризует уровень ее формирования, который соответственно ниже или выше уровня нормальной прибыли.

9. По рассматриваемому  периоду формирования выделяют  прибыль предшествующего периода (т.е. периода, предшествующего отчетному), прибыль отчетного периода и  прибыль планового периода (планируемую  прибыль). Такое деление используется  в целях анализа и планирования  для выявления соответствующих  трендов ее динамики, построения соответствующего базиса расчетов.

10. По характеру  использования в составе прибыли, остающейся после уплаты налогов  и других обязательных платежей (чистой прибыли), выделяют капитализируемую  и потребляемую ее части.

Капитализированная прибыль характеризует ту ее сумму, которая направлена на финансирование прироста активов фирмы.

Потребленная прибыль характеризует ту ее часть, которая израсходована на выплаты собеседникам (акционерам), персоналу или на социальные программы фирмы.

11. По степени  использования.

Нераспределенная прибыль характеризует часть сформированной прибыли фирмы, которая еще не распределена (а соответственно и не использована) на конкретные хозяйственные нужды.

Распределенная прибыль характеризует часть сформированной прибыли, которая на рассматриваемую дату уже распределена и не использована в процессе хозяйственной деятельности.

12. По значению  итогового результата хозяйствования  различают положительную прибыль (или собственно прибыль) и отрицательную  прибыль (убыток).

Говоря о прибыли как о финансовом результате фирмы нельзя упустить из внимания такой показатель как рентабельность.

Рассмотрим сущность, роль и классификацию показателей рентабельности фирмы предложенную А.Д. Шереметом.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы фирмы в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат. Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формировании прибыли фирмы. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния фирмы. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы (таблица 1.2):

 

 

 

 

Таблица 1.2

Показатели рентабельности

1 группа

Показатели рентабельности капитала (активов)

2 группа

Показатели рентабельности продукции

3 группа

Показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств


 

 

1.3 Порядок формирования  финансового результата деятельности организации.

Таким образом, важнейшим финансовым показателем, определяющим способность фирмы обеспечивать необходимое для ее нормального развития превышение доходов над расходами, является прибыль. С целью выявления условий и возможностей для получения фирмой прибыли проводится анализ финансовых результатов, в ходе которого должны быть получены ответы на следующие вопросы:

  • насколько стабильны полученные доходы и произведенные расходы;
  • какие элементы отчета о прибылях и убытках могут быть использованы для прогнозирования финансовых результатов;
  • насколько производительны осуществляемые затраты;
  • насколько эффективно управление предприятием.

Сумма прибыли, и уровень рентабельности являются основными показателями, характеризующими финансовые результаты предприятия. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие и устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности является одной из основных задач в любой сфере бизнеса.

Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводится экономическому анализу, основными задачами которого являются:

  • систематический контроль за формированием финансовых результатов;
  • определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;
  • выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности и прогнозирование их величины;
  • оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;
  • разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов.

Основными источниками информации для анализа являются:

  • данные аналитического бухгалтерского учета по счетам результатов,
  • отчет о прибылях и убытках (форма №2),
  • отчет об изменениях капитала (форма №3),
  • приложение к балансу (форма №5),
  • соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия.

В связи с введением новых форм бухгалтерской отчетности изменился порядок формирования и оценки конечного финансового результата (чистой прибыли или убытка) организации, хотя во многом сохранена преемственность с действовавшей ранее практикой учета выручки от реализации продукции и себестоимости товаров.

В новом «Отчете о прибылях и убытках» произведен ряд важнейших изменений. Принимая во внимание, что основные показатели раздела «доходы и расходы по обычным видам деятельности» остались без изменения, из формы №2 исключена детализированная расшифровка выручки от реализации и себестоимости проданных товаров. Это значительно упрощает порядок формирования показателей «Отчета о прибылях и убытках» предприятиями, осуществляющими несколько видов деятельности. Однако необходимо учитывать требование существенности, предъявляемое к бухгалтерской отчетности и определяемое организацией самостоятельно. Существенной признают сумму, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5%. Уровень существенности, принятый предприятием, закрепляют в его учетной политике. Показатели в случае их существенности непосредственно включают в Отчет о прибылях и убытках либо в пояснительную записку. Следует помнить, что данные о расходах по обычным видам деятельности в форме №2 приводят по организации в целом без учета внутрихозяйственного оборота.

Информация о работе Характеристика и порядок формирования финансовых результатов организации