Формирование и учет доходных поступлений от грузовых перевозок на железнодорожном транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 15:36, дипломная работа

Краткое описание

Цель аттестационной работы – изучение системы контроля за формированием финансовых результатов от оказания транспортных услуг, правильностью начисления, полнотой взыскания всех причитающихся железной дороге платежей и поступления их в полном объеме на доходные счета ОАО «РЖД», а также рассмотрение путей повышения ее эффективности, анализ основных финансовых показателей работы дороги за год

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1 Формирование и учет доходных поступлений от грузовых перевозок
на железнодорожном транспорте ..…………………………………………………6
1.1Основные положения и формы расчетов за перевозки грузов …………………...6
1.2 Порядок формирования и учета доходов и доходных поступлений
от грузовых перевозок ……………………………………………………………....9
1.3 Особенности формирования сводов доходных поступлений серии
ФДУ в условиях ведения Единого лицевого счета
плательщика………………………………………………………………………….....15
1.4 Свод сумм, начисленных при отправлении грузов формы ФДУ-5 …………..16
1.5 Свод начисленных сумм по ТехПД ……………………………………………..17
1.6 Свод разных сборов и прочих доходных поступлений формы ФДУ-4 ………..18
1.7 Балансовая книга формы ФРУ-31. Балансовая ведомость формы ФРУ-32 ..…....19
1.8 Формирование контрольных данных о доходных поступлениях …………….20
2 Анализ формирования доходов Свердловской железной
дороги – филиала ОАО «РЖД» ………………………………………………….22
2.1 Выполнение бюджета продаж ……………………………………………………23
3 Пути повышения эффективности системы контроля доходов
и увеличения доходных поступлений от оказания
транспортных услуг ……………………………………………………...…………35
Заключение . ……………………………………………………………………………39
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …. . . . . . . …..42

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 278.00 Кб (Скачать файл)


 

Результаты факторного анализа свидетельствуют о том, что отклонение доходов в 2009 году от аналогичного периода прошлого года произошли за счет:

 

Погрузки……………………………………………. –14 703,59          млн.руб.,

При факте 2008 года 133,3 млн. тонн, фактически в 2009 году погружено 104,8 млн. тонн.

Возврата порожних вагонов………………………. 883,28                 млн. руб.,

Прибытия (в т.ч. импорт)…………………………. –4 098,29             млн. руб.,

Дополнительных сборов…………………………... –1 186,09             млн.руб.

Доходной ставки от номенклатуры грузов……..... 7 267,26               млн. руб.

 

Основные параметры бюджета продаж приведены на диаграмме 2 (Приложение Б).

 

 

Диаграмма 2. – Основные параметры показателя бюджета продаж.

 

Из диаграммы видно, что основой бюджета продаж, дающей 84,6 % начислений и 85,6 % погрузки является отправление грузов, представленных в таблице 2.

Таблица 2. – Основные грузы, перевозимые по Свердловской железной дороге

 

 

Доля в начислениях

Доля в погрузке

Нефтепродукты

38,7

23,7

Черные металлы

15,1

9,2

Удобрения

9,1

7,9

Химикаты

7,3

3,6

Строительные грузы

6,6

17,4

Лесные

3,7

2,9

Руда цветная

3,1

7,2

металлолом

2,2

2,1

Руда железная

2,1

10

Промсырье

1,4

5,8


 

Как отмечено выше, максимальное снижение доходов произошло за счет сокращения объемов перевозок грузов, в том числе 73,8 % приходится на внутрироссийские перевозки (–10 848 млн. рублей.).

На отклонение доходов внутрироссийских перевозок повлияли следующие факторы:

– снижение объемов перевозок на 24,7 %, в том числе по массовым грузам, таким как строительные на 40 %; промышленное сырьё на 38,4 %; цемент на 37,7 %; лесные грузы на 36,1 %; черные металлы на 27,2 %; лом черных металлов на 20,3 %; нефтеналивные на 9,7 %.

– изменение средней дальности перевозки на 115,1 км увеличило доходы на 4 166 млн. рублей, что привело к росту доходной ставки на 12 % и доходов от неё на 3 974 млн. рублей.

 – рост доли иных собственников с 54,5 % до 64,8 % в данном сегменте.

Динамика основных показателей дороги по внутрироссийским перевозкам показана на диаграмме 3 (Приложение В).

 

 

Диаграмма 3. – Основные показатели дороги по внутрироссийским перевозкам.

Доходы от экспортных перевозок в 2009 году снижены на 1 968 млн. рублей, в том числе через погранпереходы на 939 млн. руб, через порты на 1 024 млн. рублей, при увеличении в структуре погрузки доли экспортных перевозок на 3,4 п.п. (до 23 %).

Доходность экспортных перевозок сокращена в результате:

– сокращения объемов перевозок (–7,9 %), в том числе по массовым грузам, таким как удобрения (–38 %); черные металлы (–17,9 %); химикаты (–20,9 %);

– изменения структуры перевозок (рост доли низкодоходных перевозок на 1,2 %. и снижение доли перевозки высокодоходных грузов на 1,9 %.);

– роста доли иных собственников (с 83,6 % до 84,7 % в данном сегменте).

Динамика основных показателей дороги по экспортным перевозкам показана на диаграмме 4 (Приложение Г).

 

 

Диаграмма 4. - Основные показатели дороги по экспортным перевозкам

Факторный анализ показывает, что уменьшение начисленной выручки от грузовых перевозок обусловлено, главным образом, снижением потенциального объема перевезенного груза железнодорожным транспортом. А также исполнением приказа Федеральной службы по тарифам «Об установлении исключительных тарифов на перевозки грузов». Потери от введения кодов исключительных тарифов (КИТ) составили 5 845,63 млн. рублей (7,8 % от общих начислений). Основные потери 61,7 % приходятся на перевозки нефтепродуктов. Вместе с тем, следует отметить изменение использования перевезенных нефтепродуктов: увеличение доходности на 8,7 % при росте использования грузовой базы на 3,7 %. При том, что по остальным родам грузов погрузка снизилась от 20 % до 40 % и уменьшение размеров доходов составило от 10 % до 36 %, в связи с сокращением выпуска продукции.

Задание по взысканию выручки за двенадцать месяцев 2009 года Дорогой выполнено: при плане, установленном в размере 61, 498 млрд. рублей получено 64774 млрд. рублей или 105,3 %. В оплату за грузовые перевозки при плане 48,374 млрд. рублей поступило 51,481 млрд. рублей (106, 4 %).

Задание по взысканию выручки за декабрь 2009 в целом Дорогой выполнено: при плане, установленном в платежном балансе в размере 4,517млрд. рублей, сбор выручки составил 6,284 млрд. рублей или 139 % к плану, к прошлому году выполнение составило 83,8 %. В оплату за грузовые перевозки при плане 3,676 млрд. рублей (145 % к плану, 64,4 % к прошлому году).

Кредиторская задолженность по состоянию на первое января 2010 составила 2 478 млн. рублей, тогда как на первое декабря 2009 кредиторская задолженность составляла 1 073 млн. рублей (+1405 млн. рублей).

Задачи на 2010 год по выполнению бюджета продаж за грузовые перевозки – 78,113 млрд. рублей.

Динамика взыскания выручки показана на диаграмме 5 (Приложение Д).

 

Диаграмма 5. – Взыскание выручки.

В 2009 году с вводом ЕЛС на сети дорог, со счетов открытых на Свердловской железной дороге, более 100 плательщиков перешли на ЕЛС других дорог, что привело к недополучению выручки в размере более 200 млн. руб. в месяц.

Ставка за одну погруженную тонну

При плане                                                                               703,97 руб. за тонну                                    фактически составила                                                           715,74 руб. за тонну перевыполнение                                                                     +1,7 %.                      Выше ставки аналогичного периода 2008 года на +10,1 % (за 12 месяцев 2008 года ставка составляла 650,29 руб. за тонну).

Динамика изменения доходной ставки по бюджету продаж за грузовые перевозки приведена на диаграмме 6 (Приложение Ж).

Диаграмма 6. – Динамика изменения доходной ставки по бюджету продаж за грузовые перевозки.

На прирост доходной ставки в декабре месяце к январю 2009 года отрицательно повлияли следующие факторы (средняя доходная ставка в январе снизилась с 830 рублей за тонну. до 794,37  рублей за тонну, а в декабре еще на-35,63 рублей за тонну).

– изменение номенклатуры погрузки привело к снижению начислений на -155,6 млн. рублей и оказало влияние на доходную ставку, снизив ее на -17,6руб. за тонну.

При общей погрузке в январе 198,9 тысяч тонн, доля строительных грузов составляла 10,3 %. В декабре доля этих грузов составила 12,9 %, что привело к снижению начислений на –84,3 млн. рублей  и уменьшению доходной ставки на  9,6 рублей за тонну. В итоге общие потери по ставке  строительных грузов  составили –421,5 руб. за тонну в сравнение со средней ставкой по отправлению.

Динамика изменения погрузки грузов первого класса показана на диаграмме 7 (Приложение З).

Диаграмма 7. –  Погрузка грузов первого класса в 2009 году.

При увеличении общей погрузки на 43 % в декабре, по сравнению с  январем, роста доли погрузки основных высокодоходных грузов в ее структуре, на Свердловской железной дороге, не произошло. Рассмотрим сложившуюся ситуацию по отдельным видам грузов:

нефтепродукты: при общем росте погрузки (+19 тысяч тонн), их доля к январю месяцу уменьшилась на 1,5 %, что привело к снижению начислений на – 52 млн. рублей;

черные металлы: при общем росте погрузки (+ 4 тысячи тонн), их доля к январю уменьшилась на 2%, снижение начислений составило – 63,1 млн. руб.

Влияние на общую доходную ставку снижения на – 4,7 рубля за тонну оказало уменьшение общего размера начислений по прибытию в сумме – 41,4 млн. рублей.

Факторы, повлиявшие на рост доходной ставки в декабре месяце:

– изменение по видам сообщения. Дополнительно начисления составили + 266,7 млн. рублей, что привело к изменению ставки в размере + 30,2 руб. за тонну, в том числе:

– международные перевозки + 342,9 млн. руб., что привело к увеличению ставки на +38,9 рублей за тонну.

– погрузка на экспорт в январе составила 25,5 % (1573 тыс. тонн) и увеличилась в декабре до 25,8 % ( 2271 тыс.тонн).

– по внутригосударственным  перевозкам недополучено -76,2 млн. рублей, что  привело к снижению ставки  на – 8,6 рублей за тонну.

– доля  погрузки в собственном подвижном составе уменьшилась  от 78 % в январе, до 77% в  декабре. Это изменение  оказало положительное влияние на начисления, получено дополнительно + 211,6 млн. рублей и  на общую доходную ставку в размере + 24 руб. за тонну.

Доля погрузки в собственном подвижном составе приведена на диаграмме 8.

Диаграмма 8. – Доля погрузки в собственном подвижном составе.

 

– Увеличение возврата порожних вагонов привело к росту  начислений за возврат порожних вагонов на + 66 млн. руб. и  повлияло на общую доходную ставку в размере + 7,6 руб. за тонну.

– Увеличение начислений по дополнительным сборам в сравнении с январем составляют  + 13,3 млн. руб., что объясняется  ростом погрузки   на     43 %  и   ростом  ставки  на + 1,5 руб.  за тонну.

– Анализ изменения средней дальности  перевозки  по сравнению с январем показал увеличение на 41 км., изменения по начислениям  составили + 70,3 млн. рублей, что  привело  к  росту доходной ставки  на  + 8 руб. за тонну.

Наиболее существенное влияние на  рост средней  дальности оказало увеличение доли экспортных перевозок. Увеличение средней  дальности  по  родам  грузов  произошло  в  основном за  счет роста дальности удобрений  на 267,81 км. (перевозки  в  Китай   через  Наушки, Гродеково, Забайкальск).

Факторы, влияющие на изменение доходной ставки приведены на диаграмме 9 (Приложение К).

 

 


 

3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ДОХОДОВ И УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДНЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ ОТ ОКАЗАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

Коренным отличием новой системы финансово-экономических отношений является применение постатейного планирования с увязкой физических и денежных показателей и возможностью корректировки планов (бюджетов) в зависимости от фактически выполняемых заказанных объемов работ в течение отчетного периода, а также последующей окончательной оценкой реально внесенного подразделением вклада в конечный финансовый результат работы ОАО «РЖД» и расчета «права» на дополнительное финансирование, фонда мотивации, который фиксируется в специальном мотивационном бюджете.

Основой реформирования в ведении управленческой отчетности и оценки финансово-экономической деятельности компании является Номенклатура доходов и расходов (НДиР) по видам деятельности, введенная с первого января 2008 года.

В классификаторе доходов Номенклатуры выполнена группировка статей доходов по видам доходов, видам деятельности и подгруппам для некоторых видов деятельности.

Доходы подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы.

Деятельность ОАО «РЖД» разделена на 10 видов:

– грузовые перевозки;

– предоставление услуг инфраструктуры;

– предоставление услуг локомотивной тяги;

– пассажирские перевозки в дальнем следовании;

– пассажирские перевозки в пригородном сообщении;

– ремонт подвижного состава;

– строительство объектов инфраструктуры;

– научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

– предоставление услуг социальной сферы;

– прочие виды деятельности.

За основу перечня услуг с первого по девятый вид деятельности взято Распоряжение № 119 от 31.01.2005 «О Едином перечне работ и услуг, оказываемых ОАО «РЖД» при организации перевозок грузов» и применяется функциональный подход к разделению видов деятельности на подгруппы, а для прочих видов деятельности в качестве подгрупп выступают отраслевые хозяйства.

К прочим доходам относят:

– поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

– поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

Информация о работе Формирование и учет доходных поступлений от грузовых перевозок на железнодорожном транспорте