Транспортное обеспечение железнодорожных перевозок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:21, реферат

Краткое описание

Маршруты ж/д туров разнообразны по географии, форме и содержанию. Они могут быть довольно увлекательными, интересными и неутомительными. Достигается это благодаря созданию высококомфортабельных поездов, организации экскурсионных мероприятий во время путешествия и высокому уровню сервисного обслуживания, обеспечиваемого проводниками вагонов туристского поезда.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1. Правовые основы железнодорожных перевозок……………….4-5
2. Документы перевозок…………………………………………….6-17
3. Порядок построения пассажирских тарифов в пригородном и дальнем сообщении Российской Федерации………………………18-21
4. Особенности расчета тарифов в межгосударственном и международном сообщениях…………………………………………….22-24
5. Основные виды льгот и скидок, предоставляемых пассажирам, пользующихся железнодорожным транспортом……………..25-27
Заключение………………………………………………………….28-29
Список использованной литературы…………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 64.92 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение…………………………………………………………………3

    1. Правовые основы железнодорожных перевозок……………….4-5
    2. Документы перевозок…………………………………………….6-17
    3. Порядок построения пассажирских тарифов в пригородном и дальнем сообщении Российской Федерации………………………18-21
    4. Особенности расчета тарифов в межгосударственном и международном сообщениях…………………………………………….22-24
    5. Основные виды льгот и скидок, предоставляемых пассажирам, пользующихся железнодорожным транспортом……………..25-27

Заключение………………………………………………………….28-29

Список использованной литературы…………………………………30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

В сфере транспортного  обслуживания железнодорожные перевозки  имеют ряд особенностей, которые  позволяют им в ряде случаев выглядеть  более привлекательными по сравнению  с другими видами перевозок. К  таким особенностям относятся: большая  провозная способность железнодорожного транспорта, способность преодолевать большие расстояния, достаточно высокая скорость доставки из пункта отправления в пункт назначения, регулярность перевозок не зависимо от метеоусловий, сезона года и времени суток. Большим достоинством этих перевозок является возможность широкого обзора местности, что повышает их познавательный характер, а также комфортные условия, которые предоставляются туристам при длительных путешествиях.

Особенно велика роль железнодорожного транспорта в России, где он пользуется большой популярностью при реализации внутреннего туризма и международного туризма в страны, непосредственно  граничащие с Российской Федерацией.

Российская Федерация, обладающая обширной территорией, уникальными природными свойствами, значительным удалением сырьевой базы от предприятий, только с помощью ж/д транспорта, являющегося основой транспортной системы, перемещает почти 80% груза, дальними, пригородными сообщениями перевозит 40% пассажиров.[2]       

 

 

 

 

 

 

 

    1. Правовые основы железнодорожных перевозок.

 

 Изучение данной темы  следует начать с ознакомления  с рядом документов, которые регламентируют перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в международном и внутреннем сообщениях.

Следует отметить, что железнодорожные  перевозки, осуществляемые между различными государствами, регулируются многосторонними  и двусторонними соглашениями, которые заключаются на правительственном уровне уполномоченными государственными органами. Наиболее полным документом в области международного железнодорожного сотрудничества является Единая Конвенция о международных перевозках (в редакции 1980г.), которая объединила Бернские конвенции, принятые ещё в конце XIX века рядом европейских государств и периодически пересматривающиеся. В ней отражены основные общие правила перевозки грузов и пассажиров на железных дорогах в международном сообщении.

Особое внимание обратите на тот факт, что в настоящее  время в России действует “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации”, вступивший в силу 10 января 2003 года. Устав регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями, владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта и устанавливает их права, обязанности и ответственность. Разберитесь, что представляет собой каждая из названных категорий участников железнодорожных перевозок.[3]

Согласно Уставу для осуществления  перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа между инфраструктурой  и перевозчиком заключается договор  об оказании услуг по использованию  инфраструктуры. К таким услугам  относятся: предоставление перевозчику  права использовать принадлежащие владельцу инфраструктуры железнодорожные пути и иные необходимые для осуществления перевозок объекты; обеспечение доступа железнодорожного подвижного состава перевозчика на железнодорожные пути, являющиеся частью инфраструктуры, как для перевозки, так и для нахождения на них порожних вагонов; осуществление управления движением поездов, в том числе согласование технических и технологических возможностей осуществления перевозок с владельцами других инфраструктур, железными дорогами иностранных государств и организациями других видов транспорта; погрузка, выгрузка, хранение грузов и др. Следует отметить, что перечень указанных работ Устав оставил открытым, что даёт право заключения договоров между перевозчиками и инфраструктурами на иные работы (услуги).

Устав перечисляет нормативные  документы, содержащие нормы, обязательные для всех участников системы пользования и обслуживания железнодорожным транспортом, которые разрабатываются и утверждаются в установленном порядке Федеральным органом исполнительной власти совместно с заинтересованными организациями.

Особое внимание главе VI Устава, где изложена информация, посвящённая перевозкам пассажиров, багажа и грузобагажа. В ней подчёркивается, что перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых вещей и их своевременную доставку, а также движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием. Перевозки пассажиров осуществляются на основании договоров, заключённых между ними и перевозчиком. Рассмотрите сущность договора на перевозку, а также порядок составления актов и предъявления претензий и исков в случае нарушения договоров.[2]

 

 

 

 

    1. Документы перевозок

 

Транспортные услуги, оказываемые  перевозчиком на железных дорогах, представляют собой предмет договора, который заключается между ними и пассажирами или грузоотправителями, и оформляется перевозочными документами. Согласно ст. 82 Устава железнодорожного транспорта РФ по договорам перевозки перевозчик обязуется перевезти в пункт назначения пассажиров с предоставлением им мест в поезде, их багаж, а также грузобагаж отправителей, выдать багаж, грузобагаж управомоченным на получение багажа, грузобагажа лицам. При этом пассажиры должны оплатить свой проезд в соответствии с установленными тарифами, а при сдачи багажа или грузобагажа – их провоз.

Заключение договор на перевозку пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией, сдача грузоотпрвителем грузобагажа – грузобагажной квитанцией.

Договор перевозки пассажира  считается заключенным с момента  выдачи ему проездного документа(билета). По виду и способу оформления проездных документов бывают: картонные, катушечные, бланковые ручной выписки и бланковые.

Картонные билеты представляют собой проездные документы, оформленные на плотной бумаге (картоне), с обеих сторон покрытые фоновой защитной сеткой, которая может иметь разный цвет и рисунок. С помощью игольчатых компостеров на такие билеты наносятся номер поезда и дата отправления. Номера вагона и места выписываются кассиром. Каждый билет выдается на одного человека. Картонные билеты печатаются, как правило, для железнодорожных сообщений с устойчивым потоком пассажиров или наоборот, на малодеятельных участках в прямом сообщении.

Катушечные билеты продаются  проводниками в пригородных и  пассажирских поездах на участках. Где отсутствуют билетные кассы. Они печатаются на непрерывной бумажной ленте и бывают разного цвета – с черной и зеленой сеткой. Билет с черной сеткой считается основным – он выдается каждому пассажиру; билет с зеленой сеткой выдается дополнительно к основному в зависимости от суммарной стоимости проезда.

Бланковые билеты оформляются  на поезда дальнего следования. Они  бывают ручной выписки или оформленные  через автоматизированную систему бронирования билетов «Экспресс-2».

Бланковые билеты ручной выписки  оформляются на станциях малодеятельных участков железных дорог, где отсутствуют терминалы автоматической выписки железнодорожных билетов. Они печатаются на цветной бумаге и состоят из трех частей. Левая часть проездного документа является корешком, остающемся в кассе, правая – непосредственно билетом. В ней указываются станция отправления и назначения, цена билета и плацкарты, общая стоимость проезда, страховой и комиссионные сборы, номера поезда, вагон, места, дата и время рейса. В средней части приведен перечень категорий вагона и набор сумм, необходимых для взимания стоимости проезда. При оформления билета кассир разрезает документ в средней части таким образом, чтобы на нем по границе резки оставалась информация, отражающая условия проезда – тип вагона и стоимость перевозки. Билет выдается на каждого пассажира или на группу лиц, при этом кассир вручную заполняет левую и правую часть билета,  указывая тарифный пояс и цену. Номер поезда и дата отправления наносятся игольчатым компостером на предварительно сложенный вдвое по горизонтальной линии проездной документ. Такие бланковые билеты различаются цветом: полный имеет розовый цвет, детский – синий, льготный – оранжевый, групповой – сиреневый. В последнем случае в средней части проездного документа помимо указанных выше данных печатаются цифры от 1 до 20, обозначающие количество пассажиров. Оформляя групповой билет, кассир обязан разрезать его так, чтобы на проездном документе сохранилось число, соответствующее количеству пассажиров, едущих по нему.

В последнее время бланковые билеты ручного оформления встречаются редко, так как основная масса проездных документов в поезда дальнего следования выдается через автоматизированную систему. Однако они могут быть выданы пассажирам при технологических перерывах в работе системы. При этом кассир, связываясь по телефону с диспетчерским терминалом автоматизированной системы, получает информацию о наличии мест на необходимом рейсе.

Бланковые проездные документы  автоматизированной системы оформляются через специальные билетопечатающие автоматические устройства практически на всех железных дорогах России. Данный проездной документ представляет собой бланк на цветной бумаге. Имеющий несколько степеней защиты, на котором печатается определенная информация.[4]

На первой строчке проездного документа указывается номер  поезда, состоящий из трех цифр и  двух букв, позволяющих машине различать  поезда с одинаковыми номерами на разных участках дорог. На этой же строчке  печатается дата, время отправления поезда, номер и категория вагона. Номер вагона обозначается двумя цифрами. А категория – буквенными символами: О – общий, С – межобластной, П – плацкартный, К – купейный, М – мягкий 4-местный, Л – мягкий 2-местный(СВ). Затем указывается стоимость билета и стоимость плацкарты, количество человек, едущих по этому документу, и вид документа: полный, детский или льготный (бесплатный или льготный).

На второй строчке печатается маршрут – станция отправления  и станция назначения. При этом в скобках указываются семизначные коды станций Коду российских станций начинаются с числа 20, белорусских – с числа 21, украинских – с числа22 и т.д. Если перевозка осуществляется фирменным поездом, после кода станции это фиксируется сокращением «ФИРМ».

На третьей строчке  печатается номер места, состоящий  из трех цифр. Нижние места. Расположенные  в купе, имеют нечетные номера, верхние  – четные. В плацкартных вагонах  места, расположенные сбоку, имеют  номера с 38 по 45. При продаже проездных  документов в плацкартные , купейных и мягкие вагоны с нумерованными местами пассажирам, приобретающим два проездных документа и более, предоставляется. Как правило, равное количество верхних и нижних мест, исключение может быть сделано начальником станции (или вокзала) инвалидам, больным или престарелым.

Следует иметь в виду, что пассажир имеет право занимать при проезде одно место. При наличии свободных мест в момент приобретения проездного документа пассажиру могут быть предоставлены дополнительные места с оплатой их стоимости.

Если проездной документ оформляется на несколько человек, в нем указывается несколько мест: через тире, если места следуют подряд, или через запятую – в противном случае.

Если проездной документ выдается на промежуточной станции, номер место не указывается.

После указания места ставится служебный знак, а после него (в  настоящее время) сокращенно печатается названия железной дороги, которой принадлежит состав или прицепной вагон.

На четвертой строчке  печатается служебная информация: защищенный код билета обозначение терминала, выдавшего билет; номер заказа; дата и время оформления документа. Здесь же обозначается форма оплаты – наличными деньгами (Н) или по безналичному расчеты (Ч). В круглых скобках приводится величина страхового сбора. В случае оформления проездного документа на несколько человек она составляет сумму страховых сборов всех участников поездки по данному билету.

На пятой строчке печатаются данные документа, удостоверяющего  личность пассажира, и через дробь  – его фамилия и первая буква  имени. Согласно «Правилам оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте» продажа билета может осуществляться при предоставлении пассажиром паспорта, военного билета, удостоверения или иного документа, а для детей до 14 лет – свидетельства о рождении. При несоответствии фамилии пассажира или номера документа, удостоверяющего его личность, фамилии или номеру, указанным в билете пассажир к посадке в поезд не допускается. В такой ситуации начальник пассажирского поезда делает отметку на билете «Отказано в перевозке на основании пункта 14 правил оказания услуг». Возврат денег по таким проездным документам производиться только в случаях, если в них отсутствуют фамилии.

Информация о работе Транспортное обеспечение железнодорожных перевозок