Финансовая оценка эффективности деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания данной курсовой работы: разработка рекомендаций по повышению эффективности функционирования Молочный завод.
Исходя из поставленной цели, в работе определены и решены следующие задачи:
1.изучить теоретические основы финансовой эффективности функционирования предприятия, а именно финансовые показатели, такие как прибыль и рентабельность;
2. систематизировать полученную информацию;
3.дать организационно–экономическую характеристику Молочный завод;
4. провести анализ уровня и динамики финансовых результатов, используя при этом данные бухгалтерской отчетности анализируемого предприятия;
5. провести анализ показателей рентабельности и факторов на них влияющих;
6.предложить основные направления эффективности функционирования предприятия.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы финансовой оценки эффективности функционирования предприятия 5
1.1 Прибыль, как основной показатель эффективности деятельности предприятия 5
1.2 Показатели рентабельности и их значение для оценки эффективности функционирования предприятия 12
1.3 Основные факторы, влияющие на прибыль и рентабельность 15
2. Финансовая оценка и анализ эффективности функционирования Молочный завод 18
2.1 Организационно-экономическая характеристика Молочный завод 18
2.2 Анализ и оценка уровня и динамики финансовых результатов 24
2.3 Анализ показателей рентабельности Молочный завод 31
3. Направления повышения эффективности функционирования Молочный завод 44
Заключение 47
Список использованных источников 50

Вложенные файлы: 1 файл

финансовая оценка эффективности деятельности предприятия.doc

— 537.50 Кб (Скачать файл)

       На заводе действуют цеха основного производства: цельномолочный, маслоцех, творожный.

     К вспомогательным и обслуживающим  цехам относятся: котельная, электроцех ,компрессорный цех, механическая мастерская, автогараж,  лаборатория.

     Анализ  ассортимента и структуры товарной продукции подтверждает специализацию завода. Наибольший удельный вес в структуре товарной продукции занимает цельное молоко,  кисломолочная продукция, масло животное.

     Молочный  завод выпускает следующие виды продукции: молоко, сливки, творог, сметана, сыры плавленые, ряженка, варенец, бифидок, простокваша, йогурты, сырки творожные.

       Для того чтобы составить организационно-экономическую характеристику предприятия необходимо рассчитать и сделать выводы о динамике следующих показателей:

     Таблица №2

     Основные  показатели деятельности

Показатели 2007 год 2008 год 2009 год Отклонения

(+,-)

Темп  роста, %
2008 от 2007 2009 от 2008 2008 г. к 2007 г., % 2009г. к 2008г., %
Выручка от продажи товаров, продукции, (без  НДС), тыс. руб. 64 784 109 842 195 093 45 058 85 251 169,6 176,6
Выпуск  продукции собственного производства в отпускных ценах (без НДС), тыс.руб. 55 489 107 445 189 786 51 956 82 341 193,6 177,6
Себестоимость проданных товаров, продукции тыс. руб. 55 062 96 400 165 925 41 338 69 525 175,1 172,1
Затраты на 1 рубль реализованной продукции, работ, услуг, руб. 0,85 0,88 0,85 0,03 -0,03 103,5 96,6
Прибыль от продаж, тыс. руб 9 722 13 442 29 168 3 720 15 726 138,3 217,0
Рентабельность  продаж, % 15,0 12,2 15,0 -2,8 2,8 81,3 123,0
Чистая  прибыль, тыс. руб. 3 888 4 701 12 083 813 7 382 120,9 257,0
Валюта  баланса (на конец года), тыс. руб. 45 565 61 657 85 311 16 092 23 654 135,3 138,4
 

     Полная  себестоимость реализованных товаров, продукции на 2009 год составила 165,9 млн. руб., что на 69,5 млн. руб. больше чем в 2008 г. и на 110,8 млн. руб. – в 2007 г. Это свидетельствует о том, что затраты на производство и реализацию готовой продукции ежегодно увеличиваются, это может плохо отразиться на конечном финансовом результате деятельности предприятия.

     Затраты на 1 рубль реализованных товаров, продукции в 2008 г. увеличились в сравнении с 2007 годом на 0,03 руб., или 3,5 %. На рост затрат в основном повлияли расходы на ремонт кровли производственного цеха и административного корпуса – 4,4 млн. руб., ремонт служебных и бытовых помещений с заменой, ремонтом и реконструкции внутренних коммуникаций – 11,1 млн. руб., капитальный и текущий ремонт производственного оборудования – 4,5 млн. руб. Затраты на один рубль реализованных товаров, продукции, работ и услуг в 2009 г. снизились в сравнении с 2008 годом на 0,03 руб. или 3,4%. По сравнению с плановой величиной затрат на один рубль реализованных товаров, продукции, работ и услуг на 2009 год (0,87 руб.) снижение составило 2 копейки или 2,3%. Снижение затрат на один рубль реализованной продукции, работ, услуг связано с эффектом масштаба – темпы роста выручки (177,6%) превышают темпы роста управленческих (постоянных) расходов (137,8%).

     Прибыль от продаж составила в 2008 г. 13,4 млн. руб., темп роста к 2007 году 138,3 %. Прибыль от продаж в 2009 г. составила 29,2 млн. руб., темп роста к 2008 году – 217 %.

     С учетом прочих доходов и расходов, налога на прибыль, чистая прибыль по итогам 2008 года составила 4,7 млн. руб. Увеличение чистой прибыли по сравнению с 2007 г. в абсолютном выражении составило 813 млн. руб.С учетом прочих доходов и расходов, налога на прибыль, чистая прибыль по итогам 2009 года составила 12,1 млн. руб. при плане 8,3 млн. руб. Увеличение чистой прибыли по сравнению с 2008 годом в абсолютном выражении составило 7,4 млн. руб., рост в 2,6 раза.

     Капитализация компании по валюте баланса составила  на конец 2009 года 85,3 млн. руб., увеличившись по сравнению с 2008 годом в 1,4 раза. В структуре активов на конец 2009 года внеоборотные активы составляют 22,2%, оборотные – 77,8%. По сравнению с 2008 годом доля оборотных активов в 2009 году увеличилась на 7,6%. 

2.2 Анализ и оценка  уровня и динамики  финансовых результатов

 

     Для анализа и оценки уровня и динамики финансовых результатов составляется таблица (табл.3), в которой используются данные бухгалтерской отчетности организации из формы №2 «Отчет о прибылях и убытках».

     Общий финансовый результат отчетного  периода отражается в отчетности в развернутом виде и представляет собой алгебраическую сумму прибыли (убытка) от реализации продукции; реализация основный средств, нематериальных активов и иного имущества и результата от другой финансовой деятельности; прочих внереализационных операций.

     Многие  относительные показатели этой таблицы (гр.2,4 и т.д.), рассматриваемые в  динамике, представляют несомненный интерес как для пользователей, так и для руководителей компании. Прежде всего сюда относятся: уровень совокупных расходов в общей сумме доходов и поступлений, структура затрат и др. В частности, можно сделать выводы:

     • Совокупные доходы предприятия возрастают: так рост с 2007 г. на 2008 г. составил 46648 тыс.руб. или 168,22%, а с 2008 г. на 2009 г. рост составляет 84896 тыс.руб. или 173,8%. 

     Таблица №3

     Аналитическая таблица для вертикального (компонентного) анализа финансовых результатов (тыс. руб.)

Показатель 2007 год 2008 год 2009год 2008/

2007

2009/

2008

Тыс.

руб.

% Тыс.

руб.

% Тыс.

руб.

% Тыс.руб

(%)

Тыс.руб

(%)

А 1 2 3 4 5 6 7 8
1.Всего  доходов и поступлений (∑стр.010,060, 080,090,120,170)  
68382
 
100
 
115030
 
100
 
199926
 
100
 
46648

(168,22)

 
84896

(173,8)

2.Общие  расходы финансово- хозяйственной  деятельности2 (∑стр.020,030,040,070,100,130

180)

 
65499
 
100
 
107691
 
100
 
181233
 
100
 
42192

(164,41)

 
73542

(168,29)

3.Выручка  от реализации2 (стр.010) 64784 94,74 109842 95,49 195093 97,58 45058

(169,55)

85251

(177,61)

4.Затраты  на производство и сбыт продукции4

В том  числе:

-себестоимость  продукции4 (стр.020)

-коммерческие  расходы4 (стр. 030)

-управленческие  расходы4 (стр.040)

 
55062 
 

38976 

855 

15231

 
84,99 
 

70,79 

1,55 

27,66

 
96400 
 

64683 

1840 

29877

 
87,76 
 

67,4 

1,91 

30,99

 
165924 
 

121088 

3665 

41171

 
86,38 
 

72,98 

2,21 

24,81

 
41338

(175,1) 

25707

(165,96)

985

(215,2)

14646

(196,16)

 
69524

(172,12) 

56405

(187,2)

1825

(199,18)

11294

(137,8)

5.Прибыль  (убыток) от продаж3 (стр.050) 9722 15,0 13442 12,24 29168 14,59 3720

(138,26)

15726

(216,99)

6.Доходы  по операциям финансового характера2 (стр.060+стр.080)  
19
 
0,03
 
4
 
0,003
 
12
 
0,006
 
-15

(21,1)

 
8

(300)

7.Прочие  доходы2 (стр.090) 3579 0,05 5184 4,5 4821 2,41 1605

(144,84)

-363

(93,0)

8.Прочие  расходы5 (стр100) 7437 11,35 11291 10,48 15309 8,45 3854

(151,94)

4018

(135,59)

9.Прибыль  (убыток) до налогообложения2 (стр.140)  
3883
 
8,6
 
7339
 
6,38
 
18692
 
9,35
3456

(189,0)

11353

(254,69)

10.Налог  на прибыль и иные обязательные платежи6 (стр.150) 2326 37,54 2048 27,9 6482 34,68 -278

(88,05)

4434

(316,5)

11.Чистая  прибыль2 (стр.190) 3888 5,69 4701 4,09 12083 6,04 813

(120,9)

7382

(257,0)

1 Номера строк взяты из формы «Отчет о прибылях и убытках» (приказ МФ РФ от 13.01.200г. №4н).

2 В процентах к стр.1.

3 В процентах к стр.3.

4 В процентах к стр.4.

5 В процентах к стр.2.

6 В процентах к стр.10.

 

     • увеличение показателя по стр. 3 свидетельствует  о том, что все больший доход  организация получает от своей основной деятельности, т.е. выпуска собственной продукции и дальнейшей ее реализации. Данную тенденция следует считать позитивной, т.к. наблюдается ежегодный рост выручки от реализации товаров (продукции, работ): так рост с 2007 на 2008 г. составляет 42192 тыс.руб., а с 2008 г. на 2009 г. – 73542 тыс.руб.

     • увеличение показателя по стр. 2 и стр. 4 – отрицательная тенденция, она  говорит о высоких затратах на производство и реализацию продукции. Если такая тенденция будет продолжатся и значение показателей возрастет, то предприятие будет работать себе в убыток, поэтому необходимо уделять этому большое внимание и искать пути для снижение его роста.

     • рост показателя по стр. 5 благоприятен и свидетельствует об увеличении рентабельности продукции и относительном снижении издержек производства и обращения. Рост с 2007 г. на 2008 г. составляет 3720 тыс.руб. или 138,26%, рост с 2008 г. на 2009 г. – 15726 тыс.руб. или 216,99 (т.е. прибыль от продаж в 2009 г. по сравнению с 2008 г. возросла в 2 раза).

     • рост показателей по стр. 9 и стр.10 также указывает на положительные тенденции в организации производства на данном предприятии; разные темпы изменения этих показателей могут быть вызваны в основном корректировкой системы налогообложения;

     • показатель по стр. 11 характеризует долю прибыли, перечисляемую в бюджет в виде налога на прибыль и обязательных платежей; рост этого показателя в динамике, происходящий, как правило, при увеличении ставок налогообложения, - нежелательное, но необходимое и не зависящее от коммерческой организации явление; в рамках внутрифирменного финансового анализа здесь можно выделить и контролировать динамику штрафных санкций. Однако, в период с 2007 г. по 2009 г. ставка по налогу на прибыль не изменялась, значит увеличение платежей по налогу на прибыль вызваны ростом налогооблагаемой прибыли, соответственно.

     На  основе данных, полученных в результате анализа «Отчета о прибылях и  убытках», можно сделать следующие  выводы: Молочный завод функционирует стабильно, в результате своей деятельности получает положительный финансовый результат в виде прибыли; также наблюдается увеличение доходов по операциям финансового характера, т.е. предприятие помимо доходов от выпуска и реализации продукции получает дополнительный доход; однако с увеличением доходов, увеличиваются и расходы, которые необходимо снижать. В общем можно сделать следующий вывод, предприятие функционирует эффективно.

     Важное  значение для оценки прибыли имеет  факторный анализ. В приведенных  ниже таблицах приведены расчеты  влияния на прибыль от продаж продукции  трех наиболее важных факторов – объем реализации в натуральном выражении, цена на единицу продукции и себестоимость одной реализованной единицы продукции.  

     Таблица №4

     Анализ  прибыли от продаж продукции Молочный завод за 2008 год.

Показатели 2007 год 2008 год Изменения, (+,-)
Выручка, тыс.руб. 64784 109842 +45058
Себестоимость, тыс.руб. 38976 64683 +25707
Объем реализации в натуральном выражении, тыс.руб. 55489 107445 +51946
Цена  за единицу, тыс.руб. 1,1675 1,0223 -0,1452
Себестоимость за единицу, тыс.руб. 0,7024 0,602 -0,1
Прибыль, тыс.руб. 25807,934 45159,134 +19351,2
 

     PR=V*(Ц  – С)

     PR2008=V *(Ц –С)=107445*(1,0223 – 0,602)=45159,134

     PR2007=V *(Ц –С)=55489*(1,1675 – 0,7024)=25807,934

     PR= PR2008 – PR2007=19351,2 

     1. Объем реализации в натуральном выражении: 

     PR0=V *(Ц –С)= 107445*(1,0223 – 0,602)=45159,134

     PR1= PR2008 – PR2007=19351,2 

     2. Цена: 

     PRц=V *(Ц –С)= 107445*(1,0223 – 0,7024)=34371,656

     PR2= PR01 – PR0=-10787,478 

     3. Себестоимость: 

Информация о работе Финансовая оценка эффективности деятельности предприятия