Финансовая оценка эффективности деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания данной курсовой работы: разработка рекомендаций по повышению эффективности функционирования Молочный завод.
Исходя из поставленной цели, в работе определены и решены следующие задачи:
1.изучить теоретические основы финансовой эффективности функционирования предприятия, а именно финансовые показатели, такие как прибыль и рентабельность;
2. систематизировать полученную информацию;
3.дать организационно–экономическую характеристику Молочный завод;
4. провести анализ уровня и динамики финансовых результатов, используя при этом данные бухгалтерской отчетности анализируемого предприятия;
5. провести анализ показателей рентабельности и факторов на них влияющих;
6.предложить основные направления эффективности функционирования предприятия.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы финансовой оценки эффективности функционирования предприятия 5
1.1 Прибыль, как основной показатель эффективности деятельности предприятия 5
1.2 Показатели рентабельности и их значение для оценки эффективности функционирования предприятия 12
1.3 Основные факторы, влияющие на прибыль и рентабельность 15
2. Финансовая оценка и анализ эффективности функционирования Молочный завод 18
2.1 Организационно-экономическая характеристика Молочный завод 18
2.2 Анализ и оценка уровня и динамики финансовых результатов 24
2.3 Анализ показателей рентабельности Молочный завод 31
3. Направления повышения эффективности функционирования Молочный завод 44
Заключение 47
Список использованных источников 50

Вложенные файлы: 1 файл

финансовая оценка эффективности деятельности предприятия.doc

— 537.50 Кб (Скачать файл)

     

1.2 Показатели рентабельности  и их значение  для оценки эффективности  функционирования  предприятия

 

     Конечный  финансовый результат хозяйственной  деятельности предприятий (организаций) характеризуется абсолютной величиной прибыли. Сумма прибыли выражает количественную сторону финансового результата хозяйственной деятельности предприятия (организации). Однако она не всегда дает возможность объективной оценки работы предприятия или разных предприятий в одно и то же время. В связи с этим для объективной оценки деятельности предприятий используется относительный показатель – рентабельность. Она характеризует эффективность, определяемую как отношение прибыли к одному из показателей функционирования предприятий. Выбор относительного показателя зависит от того, какая сторона финансово-хозяйственной деятельности изучается. Уровень рентабельности исчисляется в процентах.

     Показатели  рентабельности измеряют прибыльность (доходность) с разных позиций. Общая формула расчета рентабельности: 

         П

     Р=-----,

         V 

     где П- прибыль организации;

     V – показатель, по отношению к  которому рассчитывается рентабельность.

     В качестве числителя может выступать:

     - прибыль от продажи продукции;

     - прибыль до налогообложения;

     - чистая прибыль.

     В знаменателе могут быть:

     - активы (или капитал) организации;

     - собственный капитал;

     - перманентный капитал (сумма собственного капитала и долгосрочных заемных средств);

     - текущие активы;

     - основные производственные средства;

     - производственные средства (сумма основных производственных средств и производственных оборотных фондов);

     - выручка от реализации продукции;

     - себестоимость проданной продукции.

     Использование такого обширного состава показателей  и их сочетаний для расчета  рентабельности в практической и аналитической работе – следствие сложности финансово-хозяйственной деятельности; это затрудняет адекватную интерпретацию полученных результатов.

     При принятии решений, связанных с управлением процессами формирования прибыли, используются показатели рентабельности капитала, издержек, продаж и др. (табл.1).

     1-й  показатель характеризует выход  прибыли в процессе реализации  продукции на единицу издержек  в основной деятельности предприятий.

     2-й  характеризует доходность основной  деятельности предприятия. Менеджеры используют этот показатель для контроля над взаимосвязью между ценами, количеством реализованного товара и величиной издержек производства и реализации продукции.

     3-й  служит для определения эффективности  использования капиталов на разных предприятиях и в отраслях, поскольку дает общую оценку доходности вложенного в производство капитала как собственного, так и заемного, привлекаемого на долгосрочной основе.

     4-й  характеризует прибыль, полученную  с каждого рубля, вложенного  в текущие активы.

     5-й  занимает особое место среди  показателей рентабельности и  характеризует эффективность использования  собственных средств акционеров, т.е. прибыль, остающуюся в распоряжении  предприятия, полученную на каждый  рубль вложений акционеров в  данное предприятие. Значение этого показателя отражает степень привлекательности объекта для вложений средств акционеров. Чем выше этот показатель, тем больше прибыли приходится на одну акцию, чем выше потенциальные дивиденды. 

     Таблица 1.- Основные показатели рентабельности

  Показатель Формула расчета Пояснения
1 Рентабельность  продукции (издержек) (Рпр) 
Отношение прибыли  от реализации ( ) к полной себестоимости реализованной продукции (ПС).
2 Рентабельность  продаж (ROS) Отношение прибыли  от реализации ( ) к выручке от реализации без налогов, включаемых в цену продукци (В).
3 Рентабельность  активов (ROA) Отношение прибыли  балансовой или чистой ( к средней величине активов за определенный период ( ).
4 Рентабельность  текущих активов (Рта) Отношение чистой прибыли предприятия (Пч) к средней величине текущих активов (оборотных средств) предприятия (Ат.ср.)
5 Рентабельность  собственного акционерного капитала (ROE) Отношение чистой прибыли (Пч) к средней величине собственного капитала предприятия ( ) за определенный период
 
 

     Показатели  рентабельности активно участвуют в процессах анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий, финансовом планировании, выработке управленческих решений, принятии решений потенциальными кредиторами и инвесторами5.

1.3 Основные факторы,  влияющие на прибыль и рентабельность

 

     Для того, чтобы сознательно и целесообразно  принимать организационно-технические  и хозяйственно- управленческие решения по наращиванию прибыли, необходимо, прежде всего, классифицировать факторы роста прибыли и параметры, количественная оценка которых позволяет оценить их влияние на этот процесс. Все факторы можно разделить на две группы – внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные)1.

     К группе внешних – не зависящих, от предприятия, или неконтролируемых – факторов относятся:

     - чрезвычайные события, природные (климатические) условия, изменение рыночной конъюнктуры, конкуренция, социальные условия в стране, транспортные и другие факторы, вызывающие дополнительные затраты у одних предприятий и обусловливающие дополнительную прибыль – у других;

     - изменение государственными органами  или инфляционными процессами цен на продукцию, потребляемое сырье, материалы, топливо, покупные полуфабрикаты, тарифов на услуги и перевозки, торговых скидок, надбавок, норм амортизационных отчислений ставок заработной платы, начислений на нее и ставок налогов и других сборов, выплачиваемых предприятием;

     - нарушение дисциплины по хозяйственным  вопросам поставщиками, снабженческо-сбытовыми,  финансовыми, банковскими и другими органами, затрагивающие интересы предприятия.

     К группе внутренних – зависящих от предприятия и контролируемых им факторов относятся: основные факторы, определяющие сущностные результаты работы, и факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины.

     Экономическая теория определяет как основные факторы формирования прибыли от продаж: количество и качество продукции, ее себестоимость, цены на продукцию и элементы себестоимости, а также структурные сдвиги в составе продукции.

     В свою очередь, основные факторы обусловлены  уровнем управления и хозяйствования на предприятии. Речь идет о факторах:

     - материально-технических (использование  прогрессивных и экономичных  предметов труда, применение производительного  технологического оборудования, проведение  модернизации и реконструкции  материально-технической базы производства);

     - организационно-управленческих (освоение  новых, более совершенных видов  продукции и услуг, разработка стратегии и тактики деятельности и развития организации, информационное обеспечение процессов принятия решения);

     - экономических (финансовое планирование деятельности организации, анализ и поиск внутренних резервов роста прибыли, экономическое стимулирование производства, налоговое планирование);

     - социальных (повышение квалификации  работников, улучшение условий труда,  организация оздоровления и отдыха работников)3.

     Количественную  оценку перечисленных факторов производят с помощью ряда параметров, основными  из которых являются:

     • изменения отпускных цен на реализованную  продукцию;

     • изменения в объеме продукции (по базовой себестоимости);

     • изменения в структуре реализации продукции;

     • экономия от снижения себестоимости  продукции;

     • изменения себестоимости за счет структурных сдвигов;

     • изменения цен на материалы и тарифов на услуги;

     • изменение цен на 1 руб. продукции.

     На  рентабельность оказывают влияние факторы, определяющие направления развития хозяйственного механизма в целом. К ним можно отнести рост тарифов на автоперевозки и процентных ставок за кредит, цен на товары народного потребления, платежи в бюджет. Ряд факторов непосредственно зависят от работников предприятий. Это совершенствование структуры управления и организационного построения; организация технологического процесса, рекламы; максимальное ускорение оборачиваемости оборотных средств; повышение доли собственных средств в оплате товаров; снижение себестоимости.

 

2. Финансовая оценка  и анализ эффективности  функционирования  Молочный завод

2.1 Организационно-экономическая  характеристика Молочный завод

 
 

     Молочный  завод расположен в п.Саракташ Оренбургской облатси, в 2005 году вошел в состав Торговый Дом «Саракташский молочный завод».

       Молочный завод является юридическим лицом, действует на основании устава и законодательства Российской Федерации. Общество создано без ограничения срока его деятельности.

     Основной  целью деятельности Молочный завод, также как и целью любого коммерческого предприятия является получение прибыли. В связи с этим предприятие занимается следующими видами финансово-хозяйственной деятельности:

  • Заготовка, переработка, производство и реализация молочной продукции;
  • Реализация продовольственных товаров через собственную и арендуемую торговую сеть;
  • Маркетинг, коммерческая, посредническая деятельность.

     ООО «Саракташский молочный завод «АНАИР»  получает до 60т товарного молока в день, которое полностью перерабатывается и реализуется не только в п.Саракташ ,но и  по всей Оренбургской области. Значительно расширен ассортимент выпускаемой продукции с 5 наименований до 35 , ведутся разработки новой продукции.

     ООО «Саракташский молочный завод «АНАИР»  осуществляет любые виды деятельности, не запрещенные законом, в установленном законом порядке.

     Учетная политика предприятия соответствует  нормативным актам РФ в области  бухгалтерского учета и закреплена отдельным приказом по предприятию. В котором выручка определяется по методу отгрузки и по такому же методу определяются финансовые результаты деятельности. С целью равномерного формирования издержек в течение отчетного периода предприятие может создавать резервы : на ремонт основных фондов, на выплату вознаграждений по итогам года и другие аналогичные резервы в соответствии с действующим законодательством.

     Все структурные подразделения Молочного  завода занимают земельный участок площадью 3,32га. Организация электроснабжения осуществляется от городской электрической сети, резервного питания нет. На предприятии завода находится собственная котельная, которая обеспечивает предприятие теплом. Вода поступает от городского водозабора.

     Проектная мощность по переработке молока 50-60 тонн в сутки.  

     Согласно  Устава предприятия Молочный завод занимается переработкой молока, как натурального,  так и сухого закупаемого. Выработанную молочную продукцию завод реализует населению п. Саркташ через розничную и по Оренбургской области через оптовую торговлю.

Информация о работе Финансовая оценка эффективности деятельности предприятия