Управление затратами и ценообразованием на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 00:44, курсовая работа

Краткое описание

Затраты на производство являются одним из важнейших показателей, характеризующих деятельность предприятия. Их величина оказывает влияние на конечные результаты деятельности предприятия и его финансовое состояние. Определённый уровень затрат, складывающийся на предприятии, формируется под воздействием процессов, протекающих в его производственной, хозяйственной и финансовой сферах.

Вложенные файлы: 1 файл

курс.rtf

— 347.53 Кб (Скачать файл)

Переменные затраты - это затраты, размер которых изменяется прямо пропорционально изменению физического объема производства. Условно-переменные затраты - это затраты, размер которых зависит от объема производства, но эта зависимость не является прямо пропорциональной. К ним относятся заработная плата управленческого персонала в составе общепроизводственных расходов, расходы на эксплуатацию машин и оборудования.

Условно-постоянные затраты - это затраты, которые практически не зависят от изменения объема производства продукции. К ним относятся административно-управленческие расходы, а также часть общепроизводственных расходов (сумма начисленной амортизации по зданиям, сооружениям, машинам и оборудованию и т.п.), часть расходов на продажу (расходы на рекламу продукции).

Производственные затраты связаны с изготовлением товарной продукции и образуют ее производственную себестоимость. Внепроизводственные расходы - это расходы организации, связанные с отгрузкой и продажей продукции (расходы на сбытовую деятельность производителя).

В соответствии с ПБУ 10/99 расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются: на расходы по обычным видам деятельности; на прочие расходы.

При формировании расходов по обычным видам деятельности они группируются по экономическим элементам затрат: материальные затраты: сырье, материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, электроэнергия, теплоэнергия и т.д.; затраты на оплату труда; затраты на отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты (арендная плата, проценты по кредитам банка, налоги и др.).

Материальные затраты включают стоимость материалов и различных видов сырья, приобретаемых со стороны с целью изготовления продукции, выполнения необходимых работ или оказания соответствующих услуг.

Цена приобретения покупных материалов складывается из следующих расходов: договорной стоимости; наценок (надбавок); комиссионного вознаграждения, уплачиваемого посредническим организациям; услуг товарных бирж, включая брокерские услуги; услуг транспортных и иных организаций по доставке и хранению; стоимости тары и тарных материалов, включая упаковку.

К затратам на оплату труда относятся: оплата труда за фактически выполненную работу, выдаваемая в виде денежных средств или материальных ценностей; оплата в соответствии с действующим законодательством ежегодных и дополнительных отпусков (или их компенсация в случае неиспользования), льготных часов подростков, перерывов в работе кормящих матерей; единовременные выплаты в виде вознаграждения за выслугу лет как надбавка к окладу за стаж работы по специальности в данной сфере народного хозяйства; различные выплаты за неотработанное время, подлежащие оплате согласно действующему законодательству: оплата за время нахождения работника в учебном отпуске, выходного пособия при увольнении, в случае направления на курсы для повышения квалификации с отрывом от производства и пр.; выплаты по районным коэффициентам, обусловленные необходимостью районного регулирования оплаты труда работников (районы Крайнего Севера, безводные и высокогорные районы); оплата вынужденных прогулов или ниже оплачиваемой работы; разница в окладе работника, выплачиваемая в связи с переводом его из другой организации, с сохранением ее в течение определенного срока (если это предусмотрено законодательством); выплаты стимулирующего и/или компенсирующего характера; оплата труда при вахтовом методе в размере тарифной ставки, оклада за время нахождения в пути от пункта сбора или места, где находится организация, к месту работы и обратно согласно графику работы на вахте; заработная плата работникам за время их обучения в системе повышения квалификации и переподготовки кадров с отрывом от основной работы; плата работникам-донорам за дни обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемого после каждого дня сдачи крови; оплата труда студентов и учащихся вузов, колледжей, техникумов, лицеев и школ в период прохождения ими практики в организациях в составе студенческих отрядов, а также в период их профессиональной ориентации; оплата труда работников, привлеченных со стороны для выполнения работ в соответствии с договорами гражданско-правового характера в пределах сумм, предусмотренных по смете на их выполнение и платежными документами; суммы, начисленные и выданные или перечисленные за выполненную работу лицам, привлеченным в организацию согласно специальным договорам с государственными организациями на предоставление рабочей силы; другие выплаты, формирующие фонд оплаты труда, кроме расходов на оплату труда, финансируемых за счет чистой прибыли организации и других целевых поступлений.

Отчисления на социальные нужды включают начисление на фонд оплаты труда для осуществления расходов социального характера (выплата пенсий по старости, инвалидности, пособий по временной нетрудоспособности, безработице и пр.). Состав их содержит обязательные отчисления в соответствии с действующим законодательством по установленным нормам. Размер отчислений определяется путем умножения действующей ставки (нормы) по соответствующему внебюджетному фонду на начисленную заработную плату, включаемую в себестоимость продукции (работ, услуг) по элементу «Затраты на оплату труда». При этом подлежат исключению те виды оплаты, на которые страховые взносы не начисляются.

Амортизация основных фондов включает: сумму начисленных амортизационных отчислений на полное восстановление собственных основных средств организации в соответствии с принятыми методами начисления, определенными в учетной политике; сумму начисленных амортизационных отчислений на полное восстановление арендованных основных средств, эксплуатируемых на условиях долгосрочной аренды, лизинга; сумму начисленных амортизационных отчислений на полное восстановление основных средств, предоставленных бесплатно организациям общественного питания, обслуживающим персонал своей организации и работников других организаций; сумму начисленных амортизационных отчислений на полное восстановление от стоимости помещений и инвентаря, предоставляемых организациями медицинским учреждениям для организации медицинских пунктов с целью оказания медицинских услуг трудовому коллективу и находящихся на территории данной организации; сумму прироста амортизационных отчислений на полное восстановление по результатам переоценки основных средств, производимой в соответствии с действующим законодательством.

Сумма амортизационных отчислений на полное восстановление нематериальных активов учитывается в составе прочих затрат.

Прочие затраты объединяют все другие расходы, не вошедшие в состав предыдущих элементов затрат: оплату процентов за банковский кредит, полученный для приобретения основных средств и запасов, до принятия этих активов к бухгалтерскому учету; затраты на служебные командировки; оплату стоимости работ по сертификации продукции, подтверждающей соответствие ее необходимым потребительским качествам; различные налоги, сборы и платежи (включая платежи по обязательным видам страхования); вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения; подъемные; плату сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану; плату за подготовку и переподготовку кадров; оплату почтово-телеграфных, канцелярских расходов; затраты на гарантийный ремонт и обслуживание; плату за аренду в ситуации аренды отдельных объектов, относящихся к основным средствам, или отдельных их частей; отчисления в ремонтный фонд, создаваемый самой организацией на основании разработанных ею нормативов отчислений и балансовой стоимости основных средств; амортизацию нематериальных активов; другие затраты, входящие в себестоимость продукции, но не относящиеся к указанным выше.

Классификация текущих затрат включает в себя разделение текущих затрат на постоянные и переменные затраты.

Переменные (или пропорциональные) затраты возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства. Это расходы на закупку сырья и материалов, потребление электроэнергии, транспортные издержки, торгово-комиссионные и другие расходы; они составляют постоянную величину в расчете на единицу продукции.

Постоянные (непропорциональные или фиксированные) затраты не зависят от динамики объема производства. К таким затратам относятся амортизационные отчисления, проценты за кредит, арендная плата, оплата коммунальных услуг, оклады управленческих работников, административные расходы и т.п.; уровень постоянных затрат в расчете на единицу продукции имеет тенденцию к относительному уменьшению с ростом объема производства, и наоборот.

Существует также группа статей затрат, которые изменяются не прямо пропорционально изменению объема производства. Данные затраты принято называть условно-постоянными (или условно-переменными), для простоты расчетов их часто объединяют соответственно с постоянными или переменными расходами. Исходя из логики описанной классификации затрат, можно сделать вывод о том, что она используется для изучения влияния изменения объема производства на величину затрат.

Кроме того, некоторые виды расходов для одних предприятий являются переменными, а для других - постоянными затратами, например, затраты на оплату труда: при сдельной оплате - это переменные затраты, при твердом окладе - постоянные.

Второй способ классификации текущих затрат заключается в делении затрат на прямые и косвенные. Прямые затраты можно отнести непосредственно на объект затрат экономически оправданным способом. Косвенные затраты не имеют прямой связи с объектом затрат и обычно относятся к нескольким объектам затрат. Например, заработная плата производственного персонала будет являться статьей прямых расходов, а руководителя цеха - косвенных. Данная классификация используется при изучении влияния на затраты решения о выпуске определенной продукции независимо от предполагаемого объема производства.

 

 

 

1.3. Понятие и сущность ценовой политики

Рыночное ценообразование представляет собой, с одной стороны, связь между ценой и ценообразующими факторами, с другой - способ формирования цены, технологию процесса ее зарождения и функционирования, изменения во времени. Процесс ценообразования складывается из последовательных этапов:

1) выявление факторов внешней среды, влияющих на уровень цены;

2) постановка целей ценообразования;

3) выбор метода ценообразования;

4) формирование ценовой стратегии предприятия;

5) разработка тактики ценообразования;

6) установление первоначальной цены на товар;

7) рыночная корректировка цены на товар;

8) страхование цены от неблагоприятных внешних воздействий.5

Методология ценообразования - совокупность общих правил, принципов, методов, позволяющих разрабатывать концепции ценообразования, управлять процессом ценообразования, определять структуру и уровень цены.

Центральным моментом в установлении цены является выбор метода ценообразования. От правильности этого выбора в конечном итоге будет зависеть результат маркетинговой политики и деятельности предприятия.

Все методы ценообразования могут быть разделены на три основные группы:

1) На издержки производства - затратные методы:

1. Метод полных издержек - основан на определении полных издержек (метод «издержки плюс»), состоит в суммировании совокупных издержек (переменные (прямые) плюс постоянные (накладные) издержки) и прибыли, которую фирма рассчитывает получить. Расчет продажной цены может быть произведен по следующей формуле:

Р = С (1+ R/100), (2)

где Р - продажная цена;

С - полные издержки на единицу продукции;

R - ожидаемая (нормативная) рентабельность.

2. Метод прямых затрат - сущность метода состоит в установлении цены путем добавления к переменным затратам определенной надбавки - прибыли. Эта разница получила название «добавленной», или «маржинальной».

3. Метод предельных издержек - расчет цен на основе предельных издержек. Метод базируется на анализе себестоимости, но он более сложен.

4. Метод анализа безубыточности - метода на основе издержек производства, анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.

Фирма стремится установить на свой товар цену на таком уровне, который обеспечивал бы ей получение желаемого объема прибыли.

5. Метод учета рентабельности инвестиций - относится к группе методов расчета цен на основе издержек. Основная задача данного состоит в том, чтобы оценить полные затраты при различных программах производства товара и определить объем выпуска, реализация которого по определенной цене позволит окупить соответствующие капиталовложения.

6. Метод надбавки к цене. В практике оптовых и розничных продавцов встречается ситуация, когда покупатель требует от них осуществить снижение цены на определенное количество процентов. Поэтому, если заранее определить величину прибыли, которую необходимо получить в целом от продажи данного товара, можно легко и без ущерба для финансовой деятельности фирмы контролировать величину снижения цен. Этот метод можно определить по формуле:

Ps = Pp x (1 + m), (3)

где Ps - цена продажи;

Pp - цена приобретения;

M - повышающий коэффициент (торговая надбавка), %.

2) На конъюнктуру рынка - рыночные методы:

1. методы с ориентацией на потребителя. Предприятия, использующие рыночные методы с ориентацией на потребителя, прежде всего, ориентированы в своей практике ценообразования на сложившийся уровень спроса на товар, на эластичность спроса, а также на ценностное восприятие потребителем их продукции.

2. Метод с ориентацией на спрос. Различают: - метод на основе анализа пределов - чаще всего используется компаниями, ведущими или начинающими свою хозяйственную деятельность на несовершенном, незрелом рынке; - метод определения цены продажи на основе анализа пика убытков и прибылей - позволяет найти объем производства и объем продаж, соответствующие такому положению, когда общая сумма прибылей и общая сумма затрат равны между собой.

3. Методы расчета цены с ориентацией на конкуренцию. Различают: - метод следования за рыночными ценами - предусматривает, что каждый продавец, продающий товар, устанавливает цены, уважая обычаи ценообразования и уровень цен, сложившиеся на рынке, исходя из реально существующего уровня рыночных цен и при этом, существенно не нарушая его; - метод следования за ценами фирмы-лидера на рынке - означает, что фирма негласно определяет свои цены исходя из уровня цен фирмы-лидера, обладающей самой большой рыночной долей, то есть занимающей в данной отрасли лидирующее положение по масштабам производства и продаж, уровню технологии, престижности, сбытовой силе и т.д.; - метод ценообразования на основе привычных, принятых в практике данного рынка цен.

Привычные цены - это цены, которые сохраняются на установленном и ставшем обычным уровне в отношении определенных товаров в течение длительного срока на довольно широком рыночном пространстве.

Примерами товаров такого типа могут служить драгоценности, легковые автомобили, норковые шубы, черная икра, услуги роскошных ресторанов, гостиниц и т.д. Если подобные товары будут продаваться по более низким ценам, и каждый потребитель сможет приобрести их, т. е. они станут легкодоступными, то данные товары потеряют свою основную товарную ценность и привлекательность. Поэтому продавать их по низким ценам не представляется возможным.

Состязательный метод - определения цен (тендерный метод) применяется главным образом на различных торгах (оптовые рынки, биржи ценных бумаг и т.д.). Методика ценообразования на торгах предполагает ситуацию, когда большое количество покупателей стремятся купить товар у одного ограниченного, малого числа продавцов, или наоборот, когда большое число продавцов стремятся продать товар одному или ограниченному, малому числу покупателей, а цена на товар определяется за один раз и в присутствии обеих сторон.

Информация о работе Управление затратами и ценообразованием на предприятии