Управление затратами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 01:15, курсовая работа

Краткое описание

На этапе перехода к рыночным отношениям многие предприятия, утратив
государственную поддержку, стали самостоятельными субъектами экономической
жизни. Вопросы выбора вида деятельности, организации производственного
процесса, выпуска и сбыта готовой продукции стали прерогативой самих
предприятий. В условиях самофинансирования основной задачей для предприятий
стала задача получения прибыли в размере, достаточном для
воспроизводственного процесса. Основным условием увеличения прибыли
предприятия является снижение издержек производства и сбыта продукции, в
частности себестоимости выпускаемой продукции. Поэтому вопросы управления
затратами являются весьма актуальными для предприятий.
Целью данной курсовой работы является разработка мероприятий, повышающих
эффективность управления затратами на предприятии.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая подобие.docx

— 62.59 Кб (Скачать файл)

 

4.3.Кредиторская

 

задолженность 25826 24,85 25188 21,69 36148 25,58 -708 10960 97,3 143,5

 

Итого

 

 источников финансирования 104215  116121  141306  11906 25185  

 

 

В результате анализа агрегированного  баланса предприятия за 3 года были

получены следующие данные: на 21,7% увеличилось имущество предприятия  к концу

2001 года по сравнению  с 2000 годом (25185 тыс. руб.). Это  связано с ростом

оборотных и внеоборотных активов на 24666 тыс. руб. и 519 тыс. руб.

соответственно. То есть произошло  увеличение источников финансирования в 2001

году на 21,7% (25185 тыс. руб.), что вызвано увеличением заемного капитала.

Рост оборотных активов  произошел в результате увеличения стоимости всех его

составляющих: с 54,0% в 1999 году, до 59,34% в 2000 году и 66,22% - 2001

году. Необходимо также отметит  рост медленно реализуемых активов  на 20235

тыс. руб., что связано с  ростом цен на сырьё, материалы и  комплектующие.

Дебиторская задолженность  предприятия увеличилась на 2029 тыс. руб., что

является хоть и не значительном, но все же негативным фактором в деятельности

ОАО «Электроагрегат», так как это означает, что из оборота предприятия были

отвлечены определенные средства. На 78,4% (2402 тыс. руб.) возросла доля

высоколиквидных активов  предприятия.

Также в результате анализа  агрегированного баланса был  отмечен рост

собственного капитала предприятия  в 2000 году на 9,3% (6400 тыс. руб.) и на

12,9% (9703 тыс. руб.) в 2001 году, однако доля собственных средств  в

источниках финансирования уменьшилась с 64,96% до 60,25%.

Собственный капитал предприятия  составляет более 50%. На 15482 тыс. руб.

вырос заемный капитал  предприятия, что вызвано увеличением  кредиторской

задолженности, что в определенной мере является положительной тенденцией в

деятельности ОАО «Электроагрегат».

Также было отмечено увеличение краткосрочных кредитов и займов на 4522 тыс. руб.

Отсутствие долгосрочных обязательств у предприятия уменьшает  возможность

капитальных вложений, однако огромным преимуществом является достаточное

количество собственных  источников финансирования у предприятия  ОАО

«Электроагрегат».

     3.2. Управление  затратами с помощью операционного  анализа

Чтобы выработать рациональные решения, связанные с настоящей и будущей

производственно-хозяйственной  деятельностью рассматриваемого предприятия, нам

необходимо изучить качественную информации. Об издержках предприятия. Данные

о затратах на производство продукции ОАО «Электроагрегат» за период с января

по декабрь 2001 года представлены в таблице 5:

                                                                       Таблица 5

        Затраты  на производство продукции ОАО  «Электроагрегат» за 2001г.       

     Месяц 

Объем производства

 

(шт.) 

Материальные расходы

 

(т.р.) 

Ценовые расходы

 

(т.р.) Общепроиз-водственные расходы (т.р) 

Себес-тоимость

 

(т.р.)

Январь 1356,3 8780,2 2218 1259,4 12157,6

Февраль 1192,2 7879,4 1976,5 2138,2 11994,1

Март 1418,5 8155,1 3247,8 940,6 12343,5

Апрель 1867,3 13219,1 279,9 1207,5 14706,6

Май 1589,6 9093,8 2327,1 1400 12820,9

Июнь 1149,38 6592,5 2452,7 688,4 9733,7

Июль 1460,8 8157,6 2290,5 1186,4 11634,2

Август 1552,65 8481,9 1510,7 1823,7 11876,4

Сентябрь 726,85 5066,9 1191,7 1623 7880,6

Октябрь 2250,36 19710,5 1747,9 2344,9 23803,4

Ноябрь 2158 24730,4 1956,6 2111 28898

Декабрь 2195 33508,5 2639,3 3139,1 39286,9

Итого 16582 153375,9 23798,7 19960,9 197135,9

 

 

При применении инструментов операционного анализа в управлении затратами

предприятия, необходимо затраты  разделить на постоянную и переменную части.

Материальные затраты, которые  включают в себя затраты на сырье,

вспомогательные материалы, тару, зарплату производственных рабочих  и

начисления на зарплату относим  к переменным.

Так как цеховые и общезаводские  расходы представляют собой смешанные  затраты,

то для управления ими  необходимо разделить их на переменные и постоянные. Для

этого воспользуемся методом  наименьших квадратов.

Определение коэффициентов  и результаты расчетов представлены в таблице 6 и в

таблице 7 (прил. А, Б).

Используя данные таблицы 6, найдем ставку переменных издержек (для  цеховых

расходов):

                   

Переменные издержки в  расчете на среднесписочный объем  производства

составляют (1510,7 шт. * 324,0027 руб./шт.) = 489461,16 руб. Тогда постоянные

издержки составляют (1843739,79 руб. – 489461,16 руб.) = 1354278,63 руб.

Таким образом, уравнение  регрессии цеховых расходов будет  иметь следующий вид:

                         у = 1354,3 тыс. руб. + 324 * Х                        

Используя данные таблицы 7, рассчитаем ставку переменных издержек (для

общепроизводственных расходов):

                   

Переменные издержки в  расчете на среднемесячный объем  производства составляют

(1510,67 шт. * 834,0535 руб./шт.) = 1259979,6 руб. Тогда постоянные издержки

составляют (1289106,24 руб. – 1259979,6 руб.) = 29126,64 руб.

Таким образом, искомое уравнение  регрессии общепроизводственных расходов

будет иметь вид:

    

У = 29,13 тыс.руб. + 834,05 * Х

 

Далее необходимо рассчитать ключевые показатели операционного  анализа

деятельности предприятия  за 2000 год. Для этого воспользуемся  общим

уравнением регрессии  цехов и общепроизводственных расходов:

                  У = 1383,43 тыс.руб. + (Х*1158,05 тыс.руб.),                 

где

1383,43 тыс. руб. – это  постоянные расходы,

а (Х*1158,05 + Материальные затраты) – это переменные расходы,

Х – объем производства.

Расчетные данные представлены в табл. 8 (прил. В). Рассчитаем силу

воздействия операционного  рычага, порог рентабельности и запас  финансовой

прочности за 2001 год для  предприятия ОАО «Электроагрегат». Данные для

расчета кратко представим в  таблице:

     Показатель В тыс. руб. В процентах и в относительном выражении (К ВРП)

1. Выручка от реализации 237252 100% или 1

2. Переменные затраты 175303 73,9% или 0,739

3. Валовая маржа 61949 26,1% или 0,261

4. Постоянные затраты 16601 6,99% или 0,0699

5. Прибыль 45348 19,1% или 0,191

 

 

Порог рентабельности = Постоянные затраты / Валовая маржа (в относительном

выражении. к ВРП) = 16601 тыс. руб. / 0,261 = 63605 тыс. руб.

Запас финансовой прочности = 237252 – 63605 = 173647 тыс. руб.

Запас финансовой прочности  в % =

Сила воздействия операционного  рычага =

Таким образом, для предприятия  ОАО «Электроагрегат» можно сделать следующие

выводы:

1)                            порог рентабельности, равный 63605 тыс.  руб.,

показывает, что при этом количестве выручки предприятия  не имеет ни убытков,

ни прибыли;

2)                            запас финансовой прочности составил 73,19%,

т.е. выручка от реализации продукции может снизиться на 73,19%, но убытков

пока это не принесет,

3)                            сила воздействия операционного  рычага составила

1,36, а это означает, что  если выручка увеличится, например, на 10%, то это

должно принести рост прибыли  на 10% * 1,36 = 13,6%

3.3. Анализ чувствительности  прибыли предприятия к изменению   элементов

операционного рычага

Для предприятия ОАО «Электроагрегат» необходимо провести анализ

чувствительности прибыли  предприятия к 10-процентным изменениям основных

элементов операционного  рычага и определим:

1.      Цена реализации  изменится на 10%, как изменится  прибыль? На сколько

единиц продукции можно  сократить объем реализации без  потери прибыли?

2.      Оценим  влияние 10% изменения переменных  расходов на прибыль.

3.      Оценим  влияние 10% изменения постоянных  расходов на прибыль.

4.      Оценим  влияние 10% увеличения объема  реализации.

Выбор именно 10-процентного  изменения элементов операционного  анализа

обусловлен среднеотраслевым показателем темпов роста выручки.

Воспользуемся нижеприведенными формулами вычисления объема реализации (К0

), обеспечивающего постоянный  результат при изменении одного  из элементов

операционного рычага:

-         если изменится цена реализации:

К0 = (Исходная сумма валовой маржи / Новый коэффициент валовой

маржи): Новая цена реализации

-         если изменяются постоянные издержки:

К0 = (Исходная сумма валовой маржи / исходный коэффициент валовой

маржи): Цена реализации

-         если изменяются переменные издержки:

К0 = (Исходная валовая маржа / Новый коэффициент валовой маржи).

Для выполнения анализа необходимо, прежде всего, определить по исходящим

данным роль различных  элементов операционного рычага в формировании

финансовых результатов  предприятия ОАО «Электроагрегат» за 2001 год для

исходного положения:

     Показатели Значения

Цена реализации 12,53047 тыс. руб. / шт.

Выручка от реализации 237252 тыс. руб. (100%)

Переменные издержки 175303 тыс. руб. (73,9%)

Валовая маржа 61949 тыс. руб. (26,1%)

Постоянные издержки 16601 тыс. руб. (6,99%)

Прибыль 45348 тыс. руб. (19,1%)

Средние переменные издержки 9,2586 тыс. руб. / шт.

 

 

1.     Предположим,  что цена реализации возрастает  на 10%, тогда:

Новая цена реализации – 13,783515 т.р. / шт.

Переменные издержки – 175303 тыс. руб. (67,17%)

Валовая маржа – 85674 тыс. руб. (32,83%)

Постоянные расходы – 16601 тыс. руб. (6,36%)

Прибыль – 69073 тыс. руб. (26,47)

Определим, при каком объеме реализации можно получить прежний  результат

прибыли (45348 тыс. руб.):

                   

     Показатели 

Объем – 18934 шт;

 

Цена – 13,783517 т.р./шт. Объем, обеспечивающий неизменный результат 13689,99шт.; цена=12,53

тыс. руб. % тыс. руб. %

Выручка от реализации продукции 260977 100 188699 100

Переменные издержки 175303 67,17 126750 67,17

Валовая маржа 85674 32,83 61949 32,83

Постоянные издержки 16601 6,36 16601 8,79

Прибыль 69073 26,47 45448 24,03

 

 

Переменные издержки (при V = 13689,99) = Ср. переменные издержки * V

реализации = 9,2586 т.р. / шт. * 13689,99 шт. = 126750 т.р.

Таким образом, повышение  цены на 10% компенсирует сокращение объема

реализации (18934 шт. – 13689,99 шт. = 5244,01 шт. или на 27,69%) и

увеличивает прибыль на 52,32%; если цена снизится на 10%, то предприятие

должно увеличить объем  реализации на 55,38%.

2.                Проанализируем влияние изменения  переменных издержек на

прибыль предприятия. Предположим, что благодаря повышению производительности

труда и более выгодным закупкам сырья и материалов предприятию  ОАО

«Электроагрегат» удалось снизить переменные издержки на 10%. Определим

величину сокращения объема реализации, которую компенсирует данное снижение

переменных затрат (без  потери прибыли).

Выручка от реализации – 237252 тыс. руб. (100%)

Новые переменные расходы  – 157772,7 тыс. руб. (66,5%)

Валовая маржа – 79479,3 тыс. руб. (33,49%)

Постоянные расходы – 16601 тыс. руб. (6,99%)

Прибыль – 62 878 тыс. руб. (26,5%)

Новый объем реализации:

                   

     Показатели Объем – 18934 шт Объем, обеспечивающий неизменный результат 14762,2 шт.

тыс. руб. % тыс. руб. %

Выручка от реализации продукции 237252 100 184958 100

Переменные издержки 157772,7 66,5 123009 66,5

Валовая маржа 79479,3 33,49 61949 33,49

Постоянные издержки 16601 6,99 16601 8,87

Прибыль 62878,3 26,5 45348 24,51

 

 

Следовательно, снижение переменных издержек на 10% компенсирует сокращение

объема реализации на 4171,8 шт. (18934 – 14762,2) или на 22,033% и

увеличивает прибыль на 38,6572%. Анализ показывает, что при повышении

переменных издержек на 10% предприятие ОАО «Электроагрегат» должно добиться

увеличения объема реализации на 32% (чтобы компенсировать потерянную часть

дохода), или оно потеряет 38,65% своей прибыли.

3.                Рассмотрим изменение постоянных  издержек. Предположим,

рассматриваемому предприятию, благодаря новой организации  своей деятельности

удалось снизить постоянные издержки на 10%. Тогда при первоначальном объеме

реализации прибыль должна возрасти на 4534,8 т.р. или на 10%. Определим

снижение объема реализации, на которое теперь может пойти  предприятие для

достижения первоначальной прибыли 45348 т.р. После снижения постоянных

издержек требуется валовая  маржа на уровне 60288,9 т.р. Тогда новый  объем

реализации составит:

                   

Аналогично, рост постоянных издержек предприятия может компенсировать путем

уменьшения объема реализации на 2,64%, так как в противном  случае прибыль

снизится на 10%.

4.                Влияние изменения объема реализации  на прибыль

проанализируем с помощью  эффекта операционного рычага. Сила воздействия

рычага равна (61949 т.р.: 45348) = 1,36. Предположим, предприятие ОАО

«Электроагрегат» увеличило объем реализации на 10%. Тогда выручка возрастет

на 10% также, а прибыль с  учетом действия операционного рычага должна

увеличиться на (10% * 1,36) = 13,6

Проверка:

     Выручка от  реализации 2600977,2

Переменные издержки 192832,56

Валовая маржа 68144,64

Постоянные издержки 16601

Прибыль 51543,64

 

 

Прибыль действительно выросла  на 13,6% или на 6195,64 тыс. руб.

Таким образом, для предприятия  ОАО «Электроагрегат» можно сделать следующие

выводы: на основе проведенного анализа можно распределить элементы

рентабельности по степени  их влияния на прибыль предприятия:

-         повышение цены на 10% увеличивает  прибыль на 52,32%, а

соответствующее снижение цены ухудшает  результат на 52,32%;

Информация о работе Управление затратами