Управление затратами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 01:15, курсовая работа

Краткое описание

На этапе перехода к рыночным отношениям многие предприятия, утратив
государственную поддержку, стали самостоятельными субъектами экономической
жизни. Вопросы выбора вида деятельности, организации производственного
процесса, выпуска и сбыта готовой продукции стали прерогативой самих
предприятий. В условиях самофинансирования основной задачей для предприятий
стала задача получения прибыли в размере, достаточном для
воспроизводственного процесса. Основным условием увеличения прибыли
предприятия является снижение издержек производства и сбыта продукции, в
частности себестоимости выпускаемой продукции. Поэтому вопросы управления
затратами являются весьма актуальными для предприятий.
Целью данной курсовой работы является разработка мероприятий, повышающих
эффективность управления затратами на предприятии.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая подобие.docx

— 62.59 Кб (Скачать файл)

существенно помочь в повышении  показателей прибыли и рентабельности

предприятия.

     2.3. Методы оперативной  диагностики как инструмент управления  затратами

Важнейшим аспектом управления затратами является сопоставление  фактических

затрат с нормативами. Разность между фактическими и нормативными затратами

называется отклонением. Отклонение рассчитывают отдельно по каждому объекту

учета затрат: центру ответственности, виду продукции, заказу и др. Цель

анализа отклонений – определение  и детальная оценка каждой причины, каждого

фактора, которые привели к возникновению отклонений, установление

ответственности за произошедшее. Современное выявление и анализ причин

отклонений позволяет  своевременно принимать необходимые  меры по устранению

нежелательных и укреплению благоприятных тенденций.

Важнейшим инструментом здесь  является факторный анализ, который  позволяет

определить, какая часть  отклонения каким фактором вызвана. Из многочисленных

существующих методов  факторного анализа на практике чаще всего применяется

метод цепных подстановок.

При использовании метода цепных подстановок в формулу  затрат «по цепочке»

вместо плановых подставляют  фактические значения факторов. Разность между

получившимся в результате такой подстановки значением  затрат и первоначальным

их значением и есть отклонение, вызванное данным фактором.

На следующем шаге проанализированный фактор «закрепляют» на фактическом

уровне и в формулу затрат подставляют фактическое значение следующего фактора

– и так до тех пор, пока в формулу затрат не подставлены  фактические значения

всех факторов [7, с.112].

Постановка начинается с  количественных факторов (например, объем  выпуска) и

заканчивается качественными  факторами (например, нормы и цены).

Например, затраты на материалы  зависят от трех факторов: объема выпуска

продукции, цен на материалы, нормы расхода материалов на единицу  выпуска:

        Змn = Qn * Нn * Цn ,       

        Змф = Qa * Нф * Цф ,       

где

Зм – затраты на материалы;

Q – объем выпуска;

Н – норма расхода материалов на единицу продукции;

Ц – цена единицы материалов;

«ф» и «n» - индексы фактического и планового значений соответственно.

Метод цепных подстановок  дает следующие формулы отклонений фактических

переменных затрат от плановых:

О (объем) = Qф * Нп * Цп – Qп * Нп * Цп = (Qф – Qп) * Нп * Цп;

О (цена) = Qф * Нп * Цф – Qп * Нп * Цп = Qф * (Цф - Цп) * Нп;

О (норма) = Qa * Нф * Цф – Qп * Нп = Qф * Цф * (Нф - Нп).

где

О – отклонение; в скобках  указан фактор, вызвавший соответствующее  отклонение.

Значение каждого отклонения зависит от порядка подстановки. Обычно

подстановку начинают с количественных факторов и заканчивают качественными

факторами: это увеличивает  значимость качественных факторов, поскольку

отклонения, вызванные совокупным влиянием факторов при этом относятся  на их

«долю» [7, с.112-114].

Распределение отклонений между  факторами можно представить  в графическом виде

(рис. 2).

Объем

                                                    Доля Q

     Qф                                                    Отклонение, вызванное

                                                            

совокупным влиянием факторов

     Qп                                           Доля Р

    

 

 

 

                                                                      

Расход материалов на единицу

Продукции Р=Ц*Н, тыс. руб.

На основе расчета по методу цепных подстановок можно выявить  виновников

отклонений: например, начальник  цеха фабрики отвечает за потери, вызванные

отклонением фактического расхода  ресурсов от нормы, но не несет

ответственности за потери, вызванные удорожанием материалов.

Пример расчет отклонений фактических затрат на материалы  от плана представлен

в табл. 1 (а, б).

                                                                   Таблица 1 (а)

Исходные данные

     План Факт

Объем выпуска, шт. Расход на единицу, кг 

Цена,

 

руб. за кг Объем выпуска, шт. 

Расход на единицу,

 

кг 

Цена,

 

руб. за кг

1125 3,1 3500 1138 2,5 3675

 

 

                                                                   Таблица 1 (б)

Пример расчета отклонений фактических затрат на материалы  от плана

     Плановые затраты  на материалы Фактические затраты на материалы 

Отклонение,

 

всего В т.ч. по объему По цене По норме

12206250 12128235 78015 0 155000 -40000

 

 

Анализ примера в табл. 1 (а,б) показывает, что увеличение фактической цены на

материалы по сравнению с  планом привело к увеличению затрат на 155000 руб.,

но в то же время снижение расхода материалов на единицу продукции  вызвало

снижение затрат на 40000 руб. по сравнению с планом. В итоге  суммарное

отклонение фактических  затрат от плановых составило 115000 руб [1, с.50-51].

Для постоянных затрат отклонение рассчитывают по общей сумме, причем каждый

руководитель отвечает за ту часть постоянных расходов, на которую  он реально

может воздействовать:

Опз = Хф – Хп ,

где Хф, Хп – фактические и плановые постоянные затраты.

Отклонение по объему производства можно разбить на две большие  группы:

отклонения по мощности и  по эффективности.

Отклонение по мощности:

Ом = (Сф - Сп) * Фп ,

где Сф – стоимость основных фондов (количественный фактор);

Ф – фондоотдача (качественный фактор).

Отклонение по фондоотдаче:

О = Сф * (Фф - Фп).

Расчет и анализ отклонений обычно оформляют в таблицах следующего вида (табл.

2):

Таблица 2

Таблица расчета и анализа  отклонений

     Статья затрат План Факт Отклонение

всего в т.ч. по объему по нормам по ценам

 

 

 

Для контроля и анализа  отклонений на предприятии может  быть разработан

классификатор возможных  причин и возможных виновников отклонений (табл. 3).

Каждому отклонению присваивается  пятизначный код: первые три цифры  – код

центра ответственности, где выявлены причины, последние  две цифры – код

виновника отклонений [1, с.51-53].

Таблица 3

    

Пример классификатора причин отклонений

 

     Величина отклонения Выявленные причины отклонения Центр ответствен-ности, определяющий причины отклонений  Код центра ответствен-ности Центр ответствен-ности – виновник отклонений Код центра ответст-венности – винов-ника

 

 

 

На основании табл. 2 и 3 менеджер может принимать решения  по устранению

нежелательных отклонений и  усилению благоприятных тенденций. Например, если

затраты предприятия увеличились  из-за роста цен на приобретаемые  ресурсы,

следует проанализировать возможности  перехода на менее дорогостоящие

материалы, уменьшения норм расхода дорогостоящих материалов, или, возможно,

просто искать других поставщиков, предлагающих товар по более низким ценам.

Если же причиной роста  суммарных затрат стал рост объема производства,

вызванный высоким рыночным спросом на продукцию предприятия, скорее всего,

следует постараться стимулировать  дальнейший рост объемов, либо, если

производственные мощности или опасность обострения конкуренции  не позволяют

этого сделать, повысить цены на продукцию, увеличив тем самым  прибыль

предприятия.

Для эффективного управления затратами на предприятии должен быть разработан

механизм реализации функций  управленческого контроля затрат [1, с.53-57].

     3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ  ОАО «ЭЛЕКТРОАГРЕГАТ»

     3.1. Анализ финансово-хозяйственной  деятельности предприятия

ОАО “Электроагрегат” – это промышленное предприятие, которое специализируется

на выпуске передвижных  и стационарных источников энергоснабжения. Это

производство является основным направлением деятельности предприятия, также

предприятие выпускает товары народного потребления. В августе 1991 года НПО

“Электроагрегат” учреждено в АО “Электроагрегат”, в которые вошли: КЗПА –

головное предприятие, СЭМЗ, РСУ-2. Учредители акционерного общества члены

трудового коллектива НПО  “Электроагрегат” и Минэлектротехприбор. Акционерное

Общество имеет самостоятельный  баланс, расчетный, валютный счета. Высшим

органом акционерного общества является общее собрание акционеров.

Система управления представлена следующим образом: на высшем уровне –

генеральный директор, затем  технический директор, затем технический  директор

(все технические отделы), директор по производству (производственные  отделы),

директор по экономическим  вопросам (ООТиЗ, ФО, ПЭС, ПТЭА), главный бухгалтер

(бухгалтерия), коммерческий  директор (отделы маркетинга, сбыта,  ОМТС),

заместители генерального директора: начальник управления кадров и режима,

начальник управления капитального строительства, помощник генерального

директора по ГО, ОВС.

Бухгалтерия – ведет учет фактических затрат, связанных с  работой предприятия,

производит контроль материальных и финансовых операций, анализ фактических

затрат ОАО.

Внешняя среда предприятия, как и у других предприятий, из-за экономического

положения в стране можно  считать нестабильной. Случается, что  заключенные

договора расторгаются по инициативе покупателя по каким-либо причинам; из-за

неритмичности поставок предприятие  не успевает выполнить план и выпускает

продукцию позже положенного  срока, а это влечет за собой позднюю  продажу и

распределение прибыли.

Внутренняя среда предприятия  стабильна и не создает никаких  барьеров в

достижении целей предприятия: организационная структура включает в себя все

необходимые отделы для успешной деятельности; на заводе освоены передовые

технологии; высокая инженерно-техническая  и организационная культура; наличие

материального поощрения  работников; квалифицированный управленческий

персонал.

Исходя из анализа внутренней среды предприятия можно сформулировать стратегию

ОАО “Электроагрегат” – упрочнение своих позиций как на отечественных, так и

на зарубежных рынках сбыта  путем выпуска конкурентоспособности  продукции.

Цель ОАО “Электроагрегат”- выживание в долгосрочной перспективе.

Перед предприятием стоит  ряд проблем, несмотря на то, что  предприятие

рентабельно. Прибыль по сравнению  с предыдущим годом, увеличилась  в два раза.

Это произошло не за счет снижения себестоимости, а за счет увеличения объема

реализации, что говорит  об улучшении деятельности отдела маркетинга.

Предприятие в состоянии  само финансировать свою деятельность и развитие.

Основной проблемой предприятия  является трудность, связанная с  поддержанием

качества выпускаемой  продукции. Это связано со следующими причинами: если

раньше на испытание новой  продукции отводили несколько лет, то теперь –

несколько месяцев; бракованные  комплектующие, ошибки рабочих и  др.

На рынке автономных источников энергоснабжения основными потребителями  ОАО

"Электроагрегат” являются предприятия, объекты которых расположены вне зоны

централизованного электроснабжения. В первую очередь по отраслевому  характеру

к ним относятся организации  нефте- и газодобычи, нефтепереработки,

машиностроения, строительства, геологии, сельского хозяйства. Значительный

интерес представляют изделия  передвижной энергетики.

В настоящее время предприятие  находится на стадии зрелости производства и

занимает достаточно прочные  позиции на рынках страны. Основные усилия

предприятия направлены на разработку и внедрение новых, превосходящих по

своим характеристикам продукцию  конкурентов.

Для того чтобы оценить  финансово-хозяйственную деятельность ОАО

«Электроагрегат» нами был проведен анализ данных баланса по форме №1, которая

представлена в прил. А. Исходя из этого мы составили агрегированный баланс

предприятия (табл. 4).

                                                                       Таблица 4

                   Агрегированный баланс ОАО «Электроагрегат»                  

     АКТИВ

Виды имущества 1999 год 2000 год 2001год 

Абсолютное отклонение,

 

(+, -) Темп роста, %

тыс. руб. % к итогу тыс. руб. % к итогу тыс. руб. % к итогу 1999- 2000 2000- 2001 1999-2000 2000- 2001

1.Внеоборотные активы 47950 46,0 47212 40,66 47731 33,78 -738 519 98,5 101,1

2.Оборотные активы 56265 54,0 68909 59,34 93575 66,22 12644 24666 122,5 135,8

 

2.1.Медленно-

 

реализуемые

 

оборотные активы 24907 23,9 34915 30,06 55150 39,03 10008 20325 140,2 157,9

 

2.2.Среднелик-

 

видные оборотные активы 30589 29,4 30930 26,64 32959 23,32 341 2029 101,1 106,6

 

2.3.Высоколик-

 

видные оборотные активы 769 0,70 3064 2,64 5466 3,87 2295 2402 298,4 178,4

 

Итого

 

 имущества 104215  116121  141306  11906 25185  

Виды источников финансирования  ПАССИВ

3.Собственный капитал 69033 66,24 75433 64,96 80136 60,25 6400 9703 109,3 112,9

4.Заёмный капитал 35182 33,76 40688 35,04 56170 39,75 5506 15482 115,7 138,1

 

4.1.Долгосрочные

 

пассивы 565 0,54 - - - - -565 - - -

 

4.2.Краткосрочные

 

пассивы 8721 8,37 15500 13,35 20022 14,17 6779 4522 177,7 129,2

Информация о работе Управление затратами