Управление затратами на качество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:10, реферат

Краткое описание

Никакие рыночные цели организации не могут быть достигнуты, если его продукция не пользуется спросом. Поэтому вопросы, связанные с обеспечением качества, не могут рассматриваться в отрыве от экономической деятельности предприятия. Следовательно, с развитием конкуренции производителей появляется насущная необходимость тесной увязки затрат на качество с конечными результатами производственной деятельности, уровнем качества изделий, объемом продаж, прибылью, что позволяет эффективнее управлять предприятием и добиваться более высокой прибыли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................ 3
1. Этапы формирования и виды затрат на качество продукции…....4
2. Методы анализа затрат на качество................................................. 8
2.1. Метод функционально-стоимостного анализа............................ 8
2.2. Методы технического нормирования......................................... 10
2.3. Некоторые другие методы анализа затрат на качество..............11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................... 15
Список литературы………………...................................................... 16

Вложенные файлы: 1 файл

реферат управление.doc

— 67.00 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО

 «ТВЕРСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ»

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему: «УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ НА КАЧЕСТВО»

 

 

 

 

Выполнила: студентка  технологического

факультета 

 

 

 

 

ТВЕРЬ 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................ 3

1. Этапы формирования  и виды затрат на качество  продукции…....4

2. Методы анализа  затрат на качество................................................. 8

2.1. Метод функционально-стоимостного  анализа............................ 8

2.2. Методы технического  нормирования......................................... 10

2.3. Некоторые  другие методы анализа затрат  на качество..............11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................... 15

Список литературы………………...................................................... 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Никакие рыночные цели организации не могут быть достигнуты, если его продукция не пользуется спросом. Поэтому вопросы, связанные с обеспечением качества, не могут рассматриваться в отрыве от экономической деятельности предприятия. Следовательно, с развитием конкуренции производителей появляется насущная необходимость тесной увязки затрат на качество с конечными результатами производственной деятельности, уровнем качества изделий, объемом продаж, прибылью, что позволяет эффективнее управлять предприятием и добиваться более высокой прибыли.

 

В силу условий, сложившихся в рамках централизованной системы планирования и управления народным хозяйством, на отечественных предприятиях проблеме оценки и учета затрат на качество не уделялось должного внимания. Поскольку с переходом к рыночным отношениям информации о затратах на качество предназначается одна из ключевых ролей не только в принятии решений в области управления качеством, но и выработке всей стратегии поведения предприятия, особо важное значение приобретает ее учет и анализ.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Этапы формирования  и виды затрат на качество  продукции

Производство  продукции и услуг сопровождается издержками производства и обслуживания. Ошибочное представление о том, что производство продукции высокого качества определяется значительным увеличением затрат, являлось в прошлом одним из основных препятствий на пути создания более совершенных систем управления качеством.

 

В общем смысле, затратами на качество являются расходы, связанные с установлением уровня качества, его достижением в процессе производства, контролем, оценкой и  информацией о соответствии продукции  требованиям качества, надежности и безопасности, а также расходы, связанные с установлением отказов изделий не предприятии или в условиях его эксплуатации потребителем.

 

Качество продукции  должно гарантировать потребителю  удовлетворение его запросов, надежность продукции и экономию затрат. Эти свойства формируются в процессе всей воспроизводственной деятельности предприятия, на всех ее этапах и во всех звеньях. Вместе с ним образуется стоимостная величина продукта, характеризующая эти свойства от планирования разработок продукции до ее реализации и послепродажного обслуживания.

 

Она позволяет  конкретизировать принцип гарантии качества и увидеть когда, т.е. на каком этапе деятельности, и где, в каком подразделении, он реализуется. Поскольку за каждый этап и подразделение  несет ответственность руководитель, становиться ясно, кто отвечает за качество продукции. То, что подразумевают под гарантиями, есть технические, технологические, экологические, эргономические, экономические и иные показатели качества, которые и обеспечивают удовлетворение запросов потребителя.

 

Затраты на качество связаны не только непосредственно  с производством продукции, но и  с управлением этим производством.

 

Укрупненные затраты, связанные с качеством продукции, можно разделить на научно-технические, управленческие и производственные. Научно-технические и управленческие подготавливают, обеспечивают и контролируют условия производства качественной продукции, т.е. как бы предопределяют наличие и величину производственных затрат.

 

Если разработка и конструирование новой продукции осуществляются внешними организациями, то затраты, обеспечивающие качество на данном предприятии, будут включать в себя только издержки на внедрение. В отдельных случаях, особенно при производстве новой продукции, контроль за ее подготовкой и освоением ведут конструкторские подразделения.

 

В общем случае управленческие затраты, связанные  с гарантией качества изделия, включают в себя:

 

·      транспортные – внешние и внутренние перевозки сырья, комплектующих  и готовой продукции;

 

·      снабженческие – закупка запланированного по видам, количеству и качеству сырья и комплектующих материалов;

 

·      затраты на подразделения, контролирующие производство;

 

·      затраты, связанные с работой  экономических служб, от деятельности которых зависит качество продукции: плановый отдел, финансовый отдел, бухгалтерия и др.;

 

·      затраты на деятельность других служб  аппарата управления предприятием, которые  в различной степени связаны  и влияют на обеспечение качества продукции, особенно управление кадрами, в функции которого входит набор персонала, повышение его квалификации и проверка соответствия требуемому уровню и условиям.

 

Производственные  затраты в свою очередь можно  разделить на материальные, технические  и трудовые. Причем все они прямо  относятся на стоимость продукции. И если величину управленческих затрат в затратах на качество можно определить лишь условно, опосредованно, то размер материальных производственных затрат поддается прямому счету. Значительно проще, чем управленческие, рассчитать и размер технических производственных затрат – через амортизационные отчисления, и трудовых – через заработную плату (оплату нормо-часов).

 

С целью управления затратами, связанными с обеспечением качества продукции, надо различать  базовые затраты, которые образуются в процессе разработки, освоения и производства новой продукции и являются в дальнейшем до момента ее снятия с производства их носителем, и дополнительные затраты, связанные с ее усовершенствованием и восстановлением утерянного (недополученного по сравнению с запланированным) уровня качества.

 

Основная часть  базовых затрат отражает стоимостную  величину факторов производства, а  также общехозяйственные и общепроизводственные расходы, относимые на изготовление конкретного изделия через смету  затрат.

 

Дополнительные затраты включают в себя затраты на оценку и затраты на предотвращение. К первым относятся расходы, которые несет предприятие для того, чтобы определить, отвечает ли продукция запланированным техническим, экологическим, эргономическим и прочим условиям. Ко вторым относятся расходы на доработку и усовершенствование продукции, не отвечающей стандартам, лучшим мировым образцам, требованиям покупателя, на проверку, ремонт, усовершенствование инструмента, оснастки, техники и технологии, а в отдельных случаях и на остановку производства.

 

Существует  еще одна группа издержек, которые  при их возникновении следует  относить или к базовым, или к  дополнительным в зависимости от новизны продукции. Это затраты  на брак и его исправление.  Их величина может существенно колебаться и состоять как из расходов на производство забракованной в дальнейшем продукции при наличии неисправимого брака или дополнительно к этому затрат на его исправление, если брак не окончательный, а может также включать оплату морального и/или физического ущерба, нанесенного потребителю некачественной продукцией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методы анализа затрат на качество

В зависимости  от целей, задач анализ затрат на качество и возможностей получения необходимых  для его осуществления данных аналитические методы существенно различаются. Влияет на это различие и прохождение продукцией определенного этапа деятельности предприятия, и ее место в цепочке формирования затрат в конкретный момент.

2.1. Метод функционально-стоимостного анализа

 

На этапах проектирования, технологического планирования, подготовки и освоения производства целесообразно применение функционально-стоимостного анализа (ФСА). Это – метод системного исследования функций отдельного изделия или технологического, производственного, хозяйственного процесса, структуры, ориентированный на повышение эффективности использования ресурсов путем оптимизации соотношения между  потребительскими свойствами объекта и затратами на его разработку, производство и эксплуатацию.

 

Основными принципами применения ФСА являются:

·      функциональный подход к объекту  исследования;

 

·      системный подход к анализу объекта  и выполняемых им функций;

 

·      исследование функций объекта и  их материальных носителей на всех стадиях жизненного цикла  изделия;

 

·      соответствие качества и полезности функций продукции затратам на них;

 

·      коллективное творчество.

Выполняемые изделием и его  составляющими функции можно  сгруппировать по ряду признаков. По области проявления функции подразделяются на внешние и внутренние. Внешние – это функции, выполняемые объектом при его взаимодействии с внешней средой. Внутренние – функции, которые какие-либо элементы объекта и их связи в границах объекта.

 

По роли в удовлетворении потребностей среди внешних функций  различают главные и второстепенные. Главная функция отражает главную цель создания объекта, а второстепенная – побочную.

 

По роли в рабочем процессе внутренние функции можно подразделить на основные и вспомогательные. Основная функция подчинена главной и  обуславливает работоспособность объекта. С помощью вспомогательных реализуются главные, второстепенные и основные функции.

 

 

По характеру проявления все перечисленные функции делятся  на номинальные, потенциальные и  действительные. Номинальные задаются при формировании, создании объекта и обязательны для выполнения. Потенциальные отражают возможность выполнения объектом каких-либо функций при изменении условий его эксплуатации. Действительные – это фактически выполняемые объектом функции.

 

Все функции  объекта могут быть полезными  и бесполезными, а последние нейтральными и вредными.

 

Цель функционально-стоимостного анализа состоит в развитии полезных функций объекта при оптимальном  соотношении между их значимостью  для потребителя и затратами на их осуществление, т.е. в выборе наиболее благоприятного для потребителя и производителя, если речь идет о производстве продукции, варианта решения задачи о качестве продукции и ее стоимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Методы технического нормирования

 

Существенную помощь в определении и анализе затрат на качество продукции могут оказать методы технического нормирования. Они основаны на расчете подетальных норм и нормативов материальных ресурсов (сырья, покупных комплектующих изделий и других видов материалов), расчете трудоемкости и иных затрат, включаемых в себестоимость продукции в соответствии с проектными размерами, конкретной технологии ее изготовления, хранения и транспортировки, а также затрат на гарантийное и сервисное обслуживание. Для их расчета используются методы микроэлементного нормирования, нормативно-справочные материалы. Методы технического нормирования позволяют достаточно точно определить затраты как на новое изделие по его составляющим, так и на усовершенствование продукции.

 

Если предприятие переходит к производству новой продукции, имевшей ранее аналог по потребительскому назначению и свойствам, то затраты на качество (Зк) можно определить разностью между затратами на старую (Зст) и новую (Зн) продукцию:

                 Зк = Зст – Зн ,                        

 

Если предприятие  усовершенствует качественные параметры  производимого ранее изделия, то затраты на качество можно определить прямым счетом по соответствующим нормам и направлениям.

 

Степень взаимосвязи  между какими-либо характеристиками качества, имеющими количественное выражение, и затратами на него или ценой изделия в целом как формой его стоимости, в которой основной удельный вес занимают затраты, позволяет определить коэффициент корреляции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Некоторые другие методы анализа затрат на качество

 

Одним из методов, позволяющих проанализировать изменение  затрат, связанных с изменением качества продукции, является индексный метод. Сложность его применения к данному  предмету исследования заключается  в том, что оба признака должны быть выражены количественно. Качество же не всегда имеет количественное значение и не всегда может быть описано словесно, например, продукция, пригодная и не прошедшая сертификацию, соответствующая и не соответствующая техническим условиям и др.

 

Если показатель качества имеет числовые характеристики, то при построении индексов их можно  использовать как веса затрат. В  противном случае весами может служить  количество элементов конструкции  изделия, количество деталей, узлов, изделий.

 

FMEA-АНАЛИЗ

 

FMEA-анализ, в  отличие от ФСА, не анализирует  прямо экономические показатели, в том числе затраты на недостаточное  качество, но он позволяет выявить  именно те дефекты, которые  обуславливают наибольший риск  потребителя, определить их потенциальные причины и выработать корректировочные мероприятия по их исправлению еще до того, как эти дефекты появятся и, таким образом, предупредить затраты на их исправление.

Информация о работе Управление затратами на качество