Теоретические основы оценки эффективности работы кредитной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

целью работы является разработка в рамках банковского финансового менеджмента системы оценки эффективности деятельности коммерческого банка и принятия управленческих решений по ее повышению.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы и решены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы оценки эффективности работы кредитной организации и определить возможные подходы к построению системы оценки и управления эффективностью деятельности банка;
2. изучить методические подходы к оценке эффективности деятельности коммерческого банка в рамках банковского финансового менеджмента;
3. провести оценку эффективности работы кредитной организации ЗАО «Русский Стандарт»;
4. разработать рекомендации по повышению эффективности деятельности ЗАО «Русский Стандарт».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава1. Теоретические основы оценки эффективности работы кредитной организации…………………..5
1.1. Понятие эффективности деятельности коммерческого банка…..
1.2. Системный подход к оценки эффективности работы кредитной организации….
Глава 2. Методические подходы к оценке эффективности кредитной организации в системе банковского финансового менеджмента….
2. 1.Общие методические подходы,используемые при оценке эффективности деятельности коммерческого банка………………..
2.2. Методы оценки эффективности деятельности коммерческого банка на основе балансовых обобщений……………………………………………..
Глава 3. Оценка и пути повышения эффективности деятельности ЗАО<<Банк Русский Стандарт>>……………
3.1. Общая характеристика и стратегия деятельности ЗАО<<Банк Русский Стандарт>>………………………………………..
3.2.Оценка эффективности деятельности ЗАО<<Банк Русский Стандарт>> и рекомендации по её повышению……………………………………
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курс.р.docx

— 65.98 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава1. Теоретические основы оценки эффективности работы кредитной организации…………………..5

1.1. Понятие эффективности деятельности коммерческого банка…..

1.2. Системный  подход к оценки эффективности  работы кредитной организации….

Глава 2. Методические подходы к оценке эффективности кредитной организации в системе банковского финансового менеджмента….

2. 1.Общие методические подходы,используемые при оценке эффективности деятельности коммерческого банка………………..

2.2. Методы оценки эффективности деятельности коммерческого банка на основе балансовых обобщений……………………………………………..

Глава 3. Оценка и пути повышения эффективности деятельности  ЗАО<<Банк Русский Стандарт>>……………

3.1. Общая характеристика  и стратегия деятельности ЗАО<<Банк Русский Стандарт>>………………………………………..

3.2.Оценка эффективности деятельности  ЗАО<<Банк Русский Стандарт>> и рекомендации по её повышению……………………………………

Заключение………………………………………………………………………29

Список использованной литературы

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава1. Теоретические основы оценки эффективности работы кредитной организации…………………..5

1.1. Понятие эффективности деятельности коммерческого банка…..

1.2. Системный  подход к оценки эффективности  работы кредитной организации….

Глава 2. Методические подходы к оценке эффективности кредитной организации в системе банковского финансового менеджмента….

2. 1.Общие методические подходы,используемые при оценке эффективности деятельности коммерческого банка………………..

2.2. Методы оценки эффективности деятельности коммерческого банка на основе балансовых обобщений……………………………………………..

Глава 3. Оценка и пути повышения эффективности деятельности  ЗАО<<Банк Русский Стандарт>>……………

3.1. Общая характеристика  и стратегия деятельности ЗАО<<Банк Русский Стандарт>>………………………………………..

3.2.Оценка эффективности деятельности  ЗАО<<Банк Русский Стандарт>> и рекомендации по её повышению……………………………………

Заключение………………………………………………………………………29

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        ВВЕДЕНИЕ

 

Преобразования в банковском секторе предполагают усиление конкуренции, ужесточение государственного регулирования и надзора, установление более тесных отношений с реальным сектором экономики, изменение в структуре банковских услуг, повышение общего уровня риска деятельности коммерческих банков. Основу для расширения масштабов деятельности банковского сектора создают происходящие на протяжении последних лет позитивные изменения макроэкономической ситуации в стране, которые также во многом определяют цели и задачи его реформирования.

Изменения в построении и функционировании банковской системы стали отправной точкой развития в российской экономической науке направления «банковский финансовый менеджмент». Но в настоящее время еще не все вопросы финансового менеджмента в банке проработаны отечественными авторами достаточно глубоко, что обусловлено спецификой деятельности коммерческого банка как единственного экономического субъекта, системно управляющего всеми функциями денег.

Курс на формирование в нашей стране сильного и динамично развивающегося банковского сектора повышает значимость вопросов управления эффективностью деятельности каждого конкретного коммерческого банка для банковской системы в целом. Поэтому проблема оценки эффективности деятельности коммерческого банка и принятия мер по ее повышению требует подробного изучения и выработки научной концепции.

Таким образом, можно говорить об актуальности темы курсовой работы.

Учитывая актуальность темы, целью работы является разработка в рамках банковского финансового менеджмента системы оценки эффективности деятельности коммерческого банка и принятия управленческих решений по ее повышению.

Исходя из поставленной цели, были сформулированы и решены следующие задачи:

1. рассмотреть  теоретические основы оценки  эффективности работы кредитной  организации и определить возможные  подходы к построению системы  оценки и управления эффективностью  деятельности банка;

2. изучить методические подходы  к оценке эффективности деятельности  коммерческого банка в рамках  банковского финансового менеджмента;

3. провести оценку эффективности  работы кредитной организации  ЗАО «Русский Стандарт»;

4. разработать  рекомендации по повышению эффективности  деятельности ЗАО «Русский Стандарт».

Объектом исследования является кредитная организация ЗАО «Русский Стандарт».

Предметом исследования является оценка эффективности работы кредитной организации и разработка мероприятий по ее повышению.

Теоретической базой написания курсовой работы стали законы и нормативные акты РФ, в которых определены обязательные требования, предъявляемые государством к ведению коммерческими банками своей деятельности, и направления реформирования и развития российского банковского сектора. А также научные труды авторов Л.Т. Гиляровской, Т.В. Никитина и И.А. Киселева и других, в которых освещены теоретические основы процесса управления финансами в коммерческом банке и методики проведения оценки деятельности банка в системе банковского финансового менеджмента.

Структура курсовой работы подчинена выполнению вышеназванных задач.

 

Глава1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

1.1 Понятие эффективности  деятельности коммерческого банка

 

Коммерческие банки – активный элемент рыночной экономики. Банки аккумулируют средства юридических и физических лиц и размещают их от своего имени на условиях платности, возвратности и срочности, а также осуществляют расчетно-кассовые, комиссионно-посреднические, трастовые операции, операции с ценными бумагами, кредитными картами, валютой, лизинг, факторинг, страхование, брокерские услуги и другие.

Коммерческие банки – единственный экономический субъект, который системно управляет всеми функциями денег и в этой связи является первичным звеном рыночной экономики.1

Коммерческие банки – посредники продвижения в систему рыночной экономики и мирохозяйственных связей других участников рынка – промышленности, торговли, небанковского финансового сектора, государства и населения – через обслуживание их денежных потоков. Причем банки, в отличие от других финансовых небанковских структур, обеспечивают основную часть всех средств денежного обращения конкретной страны.2

Коммерческие банки западных стран (например, США) уделяют большое внимание анализу своей деятельности. В банковском бизнесе получила распространение концепция «высокорентабельной банковской деятельности» (high-profitability banking), основные принципы которой:

  • максимизация доходов – предполагает максимизацию доходов от предоставления кредита и доходов по ценным бумагам и др., поддержание гибкой структуры активов, приспособленных к изменениям процентной ставки;
  • минимизация расходов – предполагает оптимизацию структуры пассивов, минимизацию потерь по кредитам, контроль за текущими расходами и т.п.;
  • эффективный банковский менеджмент – рассматривается как система управления отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, маркетинговой деятельностью, а также персоналом, призванная обеспечить эффективную деятельность коммерческого банка.

В экономической литературе термин «эффективность» впервые появился в работах классика политэкономии У. Петти и физиократа Ф. Кенэ, но он не разрабатывался ими как самостоятельное экономическое понятие. Они употребляли этот термин в значении «результативности» и использовали его для оценки правительственных и частных мер в зависимости от того, способствовали они или нет оживлению экономической жизни.

Изменение взглядов на роль правительства, которое стали воспринимать не только как субъект власти, но и как субъект управления, изменило взгляд на «эффективность». Ее стали связывать с объективированным измерением результата деятельности по отношению к определенной цели.

Но новый термин не вошел в практику употребления среди экономистов сразу после своего появления, поскольку еще не были известны другие субъекты управления. И даже классик политэкономии А. Смит не употреблял в своих трудах термина «эффективность».

Развитие промышленной буржуазии, мануфактурного производства подготовило становление новых социальных субъектов управления – менеджеров. И к термину «эффективность» обратился другой классик политэкономии Д. Рикардо, который трактовал ее как отношение результата к определенному виду затрат. С этого времени понятие «эффективность» приобрело статус экономической категории.

В конце XIX века термин «эффективность» начал утрачивать чисто экономическое значение и стал использоваться для оценки разнообразных действий. Один из первых теоретиков менеджмента Г. Эмерсон считал эффективность основной задачей управления. В его книгах – «Эффективность как основание для управления и оплаты труда» (1900 г.) и «Двенадцать принципов эффективности» (1912 г.) – нет единого определения «эффективности», но Эмерсон сделал важный вклад в развитие понятия, увидев связь эффективности с функциональностью. 3

Таким образом, термин «эффективность» является многозначным понятием и отражает отношение различных аспектов деятельности: результата и затрат, результата и целей, результата и потребностей, результата и ценностей. «Эффективность» как характеристика деятельности отражает отношение результата как одного из «элементов» деятельности ко всем ее другим «элементам», причем каждое из выделенных отношений является частным критерием эффективности.

Таким образом, эффективность деятельности коммерческого банка это не только результаты его деятельности, но и эффективная система управления, построенная на формировании научно обоснованной стратегии деятельности банка (системы целей деятельности банка, ранжированных по значимости и ценности) и контроле за процессом ее реализации.

 

 

 

 

1.2 Системный подход к оценке  эффективности работы кредитной  организации

 

Российские специалисты определяют финансовый менеджмент как систему управления отношениями по формированию и использованию денежных ресурсов.

В гораздо меньшей степени, чем общий финансовый менеджмент, отечественными авторами проработана проблема финансового менеджмента в банке. Причина – в специфике деятельности коммерческого банка как экономического субъекта по управлению денежными потоками, которым присуща вся совокупность функций денег. Но именно в коммерческом банке финансовый менеджмент должен быть не просто элементом финансового управления, а составлять основу процессов управления, поскольку финансовая деятельность является преобладающей в банке.

Финансовый менеджмент коммерческого банка можно определить как систему управления, которая обеспечивает эффективной методологией процессы управления активами и пассивами банка, его ликвидностью, собственным и заемным капиталом, банковскими рисками, кредитным портфелем, внутрибанковским контролем и аудитом для поддержания устойчивости функционирования банка, соблюдения им требований и нормативов, установленных органами государственного надзора.

Элементом финансового менеджмента в коммерческом банке является финансовый анализ – научно-практическая деятельность, направленная на сбор, обработку и интерпретацию данных о финансово-экономических процессах и явлениях, факторах объективного и субъективного характера, под воздействием которых возникают коммерческие риски и складываются результаты деятельности банка.4

Следует отметить, что содержание финансового анализа банковской деятельности определяется его целью, видом деятельности объекта анализа и задается пользователями его результатов.

В ответ на возникшую на западе концепцию «высокорентабельной банковской деятельности» в России необходимо разрабатывать аналогичные подходы.

Одним из таких подходов в России является системный подход к исследованию банковского бизнеса на базе финансово анализа, оценка эффективности деятельности коммерческого банка с позиции соответствия достигнутых результатов деятельности банка его стратегическим целям и задачам.

Системный подход как методологическое направление в науке позволяет провести глубокий анализ всех сторон деятельности банка с точки зрения их подчиненности стратегии развития банковского бизнеса, интересам акционеров, менеджеров, а также соответствия полученных результатов поставленным целям и задачам, имеющемуся потенциалу развития, то есть оценить эффективность деятельности коммерческого банка.

Принцип системного подхода к оценке эффективности деятельности коммерческого банка состоит в том, чтобы рассмотреть этот объект как сложную, относительно самостоятельную целостную систему в совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем, между которыми существуют жестко детерминированные горизонтальные и вертикальные взаимосвязи, характеризующие финансово-хозяйственное состояние банка и динамику его развития.

Проблема оценки эффективности работы коммерческого банка на основе системного подхода состоит в том, чтобы разработать такую методику анализа, которая позволяла бы, дать интегральную оценку результатам деятельности банка с учетом множественности внешних и внутренних факторов, на них воздействующих.

Информация о работе Теоретические основы оценки эффективности работы кредитной организации