Основные приемы анализа финансовой отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 18:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение основных приемов анализа финансовой отчетности.
Задачи, которые необходимо решить в ходе исследования:
Определить понятие, формы и виды финансовой отчетности предприятия.
Охарактеризовать цель, принципы, основные приемы анализа финансовой отчетности, перечислить его пользователей.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………..3
1 Понятие финансовой отчетности организации и его основные приемы………………………………………………………………………….…5
1.1 Понятие, формы и виды финансовой отчетности предприятия…………..5
1.2. Цель, принципы и пользователи анализа финансовой отчетности….….11
1.3 Основные приемы анализа финансовой отчетности организации……...16
2 Применение приемов финансового анализа на примере предприятия ОАО «Автоваз»…………………………………………………………………….…..25
2.1 Характеристика объекта исследования …………………………………….25
2.2. Применение горизонтального и вертикального анализа баланса ОАО «АвтоВАЗ»…………………………………………………………………..…..27
2.3. Факторный и коэффициентный анализ финансового состояния ОАО «АвтоВАЗ»……………………………………………………………………….33
Заключение……………………………………………………………………....43
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 5 КУРС.docx

— 1.10 Мб (Скачать файл)

С помощью вертикального  анализа можно анализировать  отчет о прибылях и убытках, а  также баланс. Рассмотрим отчет о  прибылях и убытках. Самая большая  величина в счете прибылей - продажи. Поэтому все остальные компоненты счета устанавливаются в процентах  от объема продаж. Например, если стоимость  проданных товаров составляет 40% от объема продаж, то валовая прибыль  будет равна 60% от объема продаж29.

Баланс. Самая крупная  величина в балансе - совокупные активы или совокупный капитал, а потому все компоненты баланса выражаются в процентах к совокупным активам  или совокупному капиталу, которые  равны между собой, поэтому можно  использовать в расчетах и то, и  другое30.

Вертикальный анализ позволяет  высветить взаимосвязь всех компонентов  финансовых документов, и особенно полезен в двух случаях: когда  сравнивается деятельность компании за два года, или сравниваются две  компании, разные по размеру. В первом случае изменение относительных  величин делает очевидным для  аналитика ситуацию, сложившуюся  за два года. Например, если вырос  объем продаж, аналитик вряд ли сможет заметить подъем на несколько процентов  валовой прибыли или резкий скачок издержек, связанных с реализацией  товара31. Но с помощью вертикального анализа эти изменения делаются очевидными.

Вертикальный финансовый анализ можно представить в виде таблицы:

Таблица 1.3.1

Вертикальный анализ

Статья отчетности (1)

Период N, % (2)

Период N+1, % (3)

     

 

Таким образом, вертикальный анализ - определяет структуру итоговых финансовых показателей, выявляя влияние  каждой строки отчётности на результат  в целом, может употребляться  для исследования структуры актива и пассива32.

При горизонтальном (временном) анализе абсолютные показатели дополняются  относительными, как правило, темпами  роста или снижения. На основе горизонтального  анализа дается оценка изменений  основных показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Чаще всего  горизонтальный анализ применяется  при изучении баланса. Недостатком  метода является несопоставимость данных в условиях инфляции. Устранить этот недостаток можно путем пересчета  данных.

Горизонтальный анализ заключается  в сравнении статьи баланса текущего периода с базисным периодом в  относительном и абсолютном выражении, при его помощи определяются абсолютные и относительные изменения, с  помощью сопоставления с началом  отчетного периода;

Горизонтальный анализ весьма популярен в аналитической практике и призван отвечать на следующие  вопросы:

. Увеличивается или уменьшается  за период времени объем продаж, валовая прибыль, расходы, чистый  доход? 

. Как изменился объем  продаж по сравнению с прошлым  годом? 

. Как изменился объем  денежной наличности за последние  два года? 33

Горизонтальный финансовый анализ можно так же представить  в виде следующей таблице:

Таблица 1.3.2

Горизонтальный анализ

Статья отчетности (1)

Период N  (2)

Период N+1  (3)

Абсолютное изменение (4)

Относительное изменение (5)

     

(3)-(2)

((2)-(3))/(2)


 

Трендовый анализ является разновидностью горизонтального анализа, он используется в тех случаях, когда  сравнение показателей производится более чем за три года. При этом долгосрочные сравнения обычно проводятся с использованием индексов. Каждая позиция отчетности сравнивается с  рядом предыдущих периодов для определения  тренда. Анализ тенденций или трендовый  анализ, характеризует изменение  показателей деятельности организации  на протяжении длительного отрезка  времени по сравнению с базовым  показателем, который равен 100. Расчет серии индексных чисел требует  выбора базисного года для всех показателей. Поскольку базисный год будет  выступать основой для всех сравнений, лучше всего выбрать год, который  в смысле предпринимательских условий  является самым нормальным или типичным. При использовании индексных  чисел процентные изменения могут  трактоваться только в сравнении  с базисным годом. Этот вид анализа  носит характер перспективного прогнозного  анализа, используется в тех случаях, когда необходимо составить прогноз  по отдельным финансовым показателям  или по финансовому состоянию  предприятия в целом. Целью такого анализа является оценка работы финансовых менеджеров за прошедший период времени  и прогнозирование их поведения  в будущем34.

Анализ финансовых коэффициентов  основан на существовании определенных соотношений между статьями отчетности. Коэффициенты позволяют определить круг сведений, который важен для  пользователей информации о финансовом состоянии предприятия с точки  зрения принятия решений. Коэффициенты дают возможность выяснить основные симптомы изменения финансового  положения и определить тенденции  его изменения. При правильном анализе  коэффициентов можно определить области, требующие дальнейшего  изучения. У этого анализа существует большое преимущество, так как  он сглаживает негативное влияние инфляции, которая существенно искажает абсолютные показатели35.

«Анализ коэффициентов (коэффициентный анализ) - расчет отношений статей отчетности, определение взаимосвязей показателей. Эти коэффициенты представляют большой  интерес, так как они, во-первых, позволяют  определить тот круг сведений, который  важен для пользователей финансовой отчетности с точки зрения принятия решений; во-вторых, предоставляют возможность  глубже оценить положение данной отчетной единицы в системе хозяйствования и тенденции его изменения. Большим  преимуществом коэффициентов является также и то, что они сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые могут существенно искажать абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затруднять их сопоставление  в динамике. Этот метод наиболее удобен в силу его простоты и оперативности. Его суть заключается в сопоставлении  рассчитанных по данным отчетности коэффициентов  с общепринятыми стандартными коэффициентами, среднеотраслевыми нормами или  соответствующими коэффициентами, и  с численными по данным деятельности предприятия за предшествующие годы»36.

Сравнительный анализ применяется  для проведения внутрихозяйственных  и межхозяйственных сравнений по отдельным финансовым показателям. Его цель заключается в выявлении  сходства и различий однородных объектов. С помощью сравнения устанавливаются  изменения в уровне экономических  показателей, изучаются тенденции  и закономерности их развития, измеряется влияние отдельных факторов, осуществляются расчеты для принятия решений, выявляются резервы и перспективы развития.

Факторный анализ применяется  для изучения и измерения воздействия  факторов на величину результативного  показателя. Факторный анализ может  быть прямым, когда результативный показатель расчленяется на составные  части, и обратным, когда отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель. Он может быть и одноступенчатым, когда для анализа используются факторы только одного уровня и многоступенчатым, когда производится детализация факторов на составные элементы для изучения их поведения. Так же может быть ретроспективным, когда изучаются «причины изменения результативных показателей за прошлые периоды», и перспективным, когда исследуют поведение факторов и их воздействие на результативные показатели в будущем; статическим, для изучения влияния факторов на результативные показатели на определенную дату, и динамическим, когда причинно-следственные связи изучаются в динамике37.

Одним из важных инструментов финансового анализа является расчет потока денежных средств. Представленный в форме годового финансового  прогноза, он показывает ожидаемое  ежемесячное получение денежных средств и совершение ежемесячных  платежей в погашение долга. Такой  расчет позволяет оценить пик  потребности предприятия в дополнительных средствах и его способность  заработать достаточно денежных средств для погашения краткосрочной задолженности в течение операционного цикла. Расчет позволяет определить, является ли потребность в дополнительных средствах долгосрочной или краткосрочной. Это важно для предприятий сезонного характера.

К специфическим методам  анализа можно отнести:

    • анализ текущих инвестиций, который позволяет оценить влияние роста продаж на потребность в финансировании и способность предприятия увеличивать реализацию;
    • анализ устойчивого роста, который помогает определить способность предприятия расширять продажи без изменения доли заимствованных средств;
    • анализ чувствительности, который использует однотипные сценарии для выявления наиболее уязвимых мест предприятия;
    • отраслевой фактор, который учитывает непостоянство потоков наличности предприятия-заемщика в сравнении с движением средств других предприятий данной отрасли.

Эти методы имеют большое  значение для углубления финансового  анализа и оценки потенциала роста  организации. Специфический анализ получил наибольшее распространение  в зарубежной учетно-аналитической  практике финансового анализа.

Использование всех методов  финансового анализа позволяет  более точно оценить финансовую ситуацию, сложившуюся на предприятии, спрогнозировать ее на перспективу  и принять более обоснованное управленческое решение»38.

Но так как все приемы для анализа финансовой отчетности в одной организации не применяют, мы рассмотрим лишь некоторые из них  для дальнейшего практического  анализа финансовой отчетности организации  ОАО «АвтоВАЗ».

 

 

 

2 Применение приемов финансового анализа на примере предприятия ОАО «АвтоВАЗ»

 

2.1 Характеристика объекта исследования

 

ОАО «АвтоВАЗ» — российская автомобилестроительная компания, крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе. Полное официальное название — Открытое акционерное общество «АвтоВАЗ»39.

Предыдущие названия — Волжский автомобильный завод (ВАЗ) (1966—1971), Волжское объединение по производству легковых автомобилей «АвтоВАЗ» (с 1971). Указом Президиума Верховного Совета РСФСР в 1972 году Волжскому автозаводу присвоено имя 50-летия СССР.

Ранее выпускал автомобили марки ВАЗ с наименованиями «Жигули», «Нива», «Спутник», «Самара», «Ока». В настоящее время производит автомобили под собственной торговой маркой Lada («Лада»), а также автомобили марки Nissan, готовится производство автомобилей Renault. Кроме того АвтоВАЗ, поставляет другим производителям машинокомплекты для выпуска автомобилей марки «Lada» и их модификаций. Штаб-квартира и основное производство находится в городе Тольятти Самарской области.

Девиз компании: «LADA — ключ к дорогам России»40.

История.

20 июля 1966 года, после анализа 54 различных строительных площадок, ЦК КПСС и Советским правительством было принято решение о строительстве нового крупного автомобильного завода в городе Тольятти. Подготовка технического проекта была поручена итальянскому автомобильному концерну «Fiat». 15 августа 1966 года в Москве глава ФИАТа Джанни Аньелли подписал контракт с министром автомобильной промышленности СССР Александром Тарасовым по созданию автозавода в городе Тольятти с полным производственным циклом. По контракту на этот же концерн возлагалось технологическое оснащение завода, обучение специалистов.

3 января 1967 года ЦК ВЛКСМ объявил строительство Волжского автозавода Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Тысячи людей, в основном молодёжь, направились в Тольятти на стройку автогиганта. Уже 21 января 1967 года был вынут первый кубометр земли под строительство первого цеха завода — корпуса вспомогательных цехов (КВЦ).

С 1969 года начали формироваться трудовые коллективы завода, в большинстве это были люди, строившие завод. Продолжился монтаж производственного оборудования, произведённого на 844 отечественных заводах, 900 заводах социалистического содружества, фирмами Италии, ФРГ, Франции, Англии, США и других стран.

1 марта 1970 года первые 10 кузовов будущих автомобилей выдал цех сварки, а 19 апреля 1970 года с главного конвейера завода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули», по конструкции в основном повторявших итальянскую модель «FIAT-124», но собранных почти полностью из локализованных комплектующих. Интересно, что 15 апреля 1970 года Волжский автомобильный завод посетил Генри Форд-младший. 28 октября 1970 года в Москву был отправлен первый эшелон с автомобилями «Жигули». Таким образом, при расчётном сроке строительства в 6 лет, завод был пущен в эксплуатацию досрочно на 3 года, что позволило СССР сэкономить более 1 млрд советских рублей.

24 марта 1971 года Государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь Волжского автозавода, которая будет выпускать 220 тысяч автомобилей в год. 16 июля 1971 года был выпущен 100-тысячный автомобиль с маркой «ВАЗ». 10 января 1972 года Государственной комиссией подписан акт о приёмке в эксплуатацию второй очереди Волжского автозавода мощностью 220 тысяч автомобилей в год. Официально завод был принят Государственной комиссией с оценкой «отлично» 22 декабря 1973 года — после выпуска миллионного автомобиля; указом президиума ВС СССР Волжский автомобильный завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени. За архитектуру комплекса Волжского автомобильного завода в 1977 году была вручена Государственная премия СССР в области литературы, искусства и архитектуры.

Информация о работе Основные приемы анализа финансовой отчетности