Организация и порядок осуществления денежных расчетов на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 19:13, курсовая работа

Краткое описание

Анализ денежных средств и управление денежными потоками является одним из важнейших направлений деятельности финансового менеджера. Оно включает в себя расчет времени обращения денежных средств (финансовый цикл), анализ денежного потока, его прогнозирование, определение оптимального уровня денежных средств, составление бюджетов денежных средств .

Содержание

Введение ………………………………………………...………………3
Порядок осуществления денежных расчетов на предприятии………………………………………………...……….4
Виды и формы расчетов, применяемых предприятием в процессе своей хозяйственной деятельности……………………………..…6
Характеристика и порядок организации безналичных форм расчетов предприятия…………………………………………...…14
Достоинства и недостатки применяемых форм расчетов…….…20
Анализ порядок оборота наличных денежных средств предприятия.ООО «Маранд»……………………………………..24
Заключение………………………………………………………...….32
Список литературы ………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Тема IX.docx

— 381.33 Кб (Скачать файл)

При недостаточности  денежных средств  на счете предприятия для удовлетворения всех предъявленных к нему требований, списание денежных сумм со счета осуществляется в следующей очередности:

    • списание сумм, присужденных судом и оформленных исполнительными листами, предусматривающими перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
    • списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, выплату вознаграждений по авторским договорам;
    • списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачи денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонды обязательного медицинского страхования (ЕСН);
    • списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в предыдущей очереди;
    • списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
    • списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности поступления документов.

Расчеты по товарным операциям осуществляются различными формами безналичных  платежей. Формы расчетов между плательщиком и получателем денежных средств  определяются в заключаемых между  ними договорах.

Расчеты платежными поручениями являются распространенной формой расчетов. Как правило, ими оформляется предварительная плата, а также плановые платежи за продукцию и выполненные услуги.

Плановые  платежи применяются при наличии  долговременных хозяйственных связей между поставщиками и покупателями. Такая форма расчетов предполагает  периодическое перечисление денежных средств в соответствии с планами  поставок, с последующей сверкой  взаимных обязательств и погашением разницы той или иной стороной.

Платежное требование-поручение является требованием поставщика к потребителю оплатить стоимость отгруженной продукции на основании товарно-транспортных документов (счет-фактуры, товарно-транспортных накладных, товарных реестров, сертификатов качества и др.). Главным условием такой формы оплаты является акцептирование (согласие)  потребителя (плательщика) на  списание средств со счета. В случае неполучения банком плательщика в течение трех рабочих дней акцепта по требованию-поручению, документ возвращается банку поставщика с указанием, что он не акцептован. Отказ от акцепта должен быть обоснован со ссылками на условия договора.

Возможен  также другой вариант расчета  – прием требований-поручений  банком поставщика на инкассо. В соответствии с такой формой расчета банк поставщика либо сам перечисляет платежное  требование-поручение в банк плательщика, либо через спецпочту или другие средства связи. Услуги инкассо предоставляются  банком клиенту за комиссионные вознаграждение.

Платежное требование содержит требование поставщика к плательщику оплатить сумму, указанную в требовании  через банк. Платежное требование после отгрузки продукции отправляется по системе инкассо в банк плательщика, которое оплачивается также только при наличии акцепта плательщика. Однако при такой форме расчета применяется так называемая отрицательная форма акцепта, в соответствии с которой незаявление плательщиком в течение трех рабочих дней письменного отказа от оплаты, расценивается банком как согласие на оплату платежного требования.

Аккредитив является поручением банка покупателя банку поставщика оплатить сумму, предусмотренную в аккредитивном заявлении, на условиях предоставления поставщиком соответствующих документов. Такая форма расчетов используется только при иногородних расчетах.

Аккредитивы могут быть покрытыми (обеспеченными) или непокрытыми (гарантированными). Покрытые аккредитивы предполагают предварительное депонирование  денежных средств плательщика на специальном счете в банке  поставщика.

Непокрытые  аккредитивы открываются банками  под свою гарантию первоклассным  клиентам. Аккредитив может быть отзывным или безотзывным. Отзывный аккредитив может быть изменен или аннулирован  банком покупателя по его поручению  без согласования с поставщиком.

Безотзывный аккредитив не может быть изменен  без согласия поставщика, в пользу которого он был открыт. На каждом аккредитиве  должно быть указание – отзывный или  безотзывный. При отсутствии такого указания он считается отзывным.

Аккредитивная форма расчетов имеет значительные преимущества по отношению к расчетам по  платежным поручениям с предварительной  оплатой, поскольку при использовании  аккредитивов денежные средства, депонированные банком служат обеспечением гарантий поставщика, а не являются бесплатными  кредитными ресурсами для получателя. При этом поставщик получает оплату сразу же  после отгрузки товаров  в адрес  покупателя и предъявлении товарно-транспортных документов в  свой банк.

Чек является письменным распоряжением плательщика своему банку уплатить с его счета предъявителю чека обозначенную в нем денежную сумму. Различают денежные и расчетные чеки. Денежные чеки применяются для получения наличных денег в банке на выплату заработной платы, оплату хозяйственных нужд, командировочные расходы и пр.

Расчетные чеки применяются для безналичных расчетов, и представляют собой ничем не обусловленный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств. Расчетный чек, как и аккредитив, может быть покрытым или непокрытым. На основании заявления клиента банк выдает ему чековую книжку. На обороте каждого чека проставляется сумма лимита денежных средств. Чек действителен в течение 10 дней со дня выписки. Чеки могут передаваться по индоссаменту, а также быть гарантированы посредством аваля.

В системе  безналичной формы расчетов применяется  такой способ осуществления платежей, как коммерческий  кредит, который  представляет собой отсрочку и рассрочку  платежей за реализованную продукцию. Фактически поставщик, предоставляя отсрочку покупателю в оплате поставленной продукции, дает ему краткосрочный кредит, за который мог бы получать проценты. На практике зачастую поставщик продукции  не только не получает проценты за предоставление отсрочки, но вынужден еще предоставлять  и скидки с цены поставляемой продукции.

Разновидностью  коммерческого кредита является вексель, который представляет собой письменное долговое обязательство, дающее его владельцу (векселедержателю) бесспорное право при наступлении срока требовать от должника уплаты обозначенной в нем денежной суммы.

Имеется два вида векселей: простой и переводной. Простой (соло) вексель – документ, содержащий ничем не обусловленное обязательство векселедателя (должника) уплатить при наступлении срока определенную сумму  векселедержателю.

Переводной вексель (тратта) – документ, содержащий приказ векселедателя плательщику об уплате указанной в векселе денежной суммы третьему лицу или по его приказу. В отличие от простого в переводном векселе участвуют не два, а как минимум три лица: векселедатель, выдающий вексель (трассант); плательщик, к которому обращен приказ произвести платеж по  векселю (трассат); векселедержатель – получатель платежа по векселю (ремитент).

Переводной  вексель должен быть акцептован плательщиком (трассатом). В противном случае трассат  не становится должником по отношению  к получателю по векселю. Если плательщик не акцептовал вексель, то должником  по нему становится векселедатель (трассант). Отказ от уплаты официально удостоверяется нотариусом или в суде. Вексель  является строго формальным документом и должен содержать перечень обязательных реквизитов. Отсутствие хотя бы одного из них лишает вексель юридической силы.

Вексель может быть дополнительно обеспечен  гарантией посредством выдачи на него вексельного поручительства –  аваля. Аваль дается третьим лицом (обычно банком) и представляет собой  гарантийную запись на векселе или  на добавочном листе (аллонж). Векселя  могут быть срочными, когда на них  указан срок платежа, или подлежащими  оплате по предъявлению.

Вексель может передаваться из рук в руки. Передача векселя называется индоссаментом  и оформляется также специальной  надписью на векселе или аллонже. В этом случае вексель становится средством платежа. Передача векселя  по индоссаменту означает передачу вместе с векселем права другому лицу на получение им платежа. В отечественной  практике расчеты при помощи векселей получили достаточно широкое распространение, которое однако сдерживается отсутствием  надлежащих гарантий безусловного исполнения вексельных обязательств,  связанных  с неустойчивостью рыночной среды, а также несовершенством действующего законодательства.

  Среди платежных документов, применяемых  для осуществления безналичных  расчетов, могут использоваться  и некоторые другие виды ценных  бумаг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Достоинства  и недостатки применяемых форм  расчетов.

По сравнению с банковским переводом  и инкассо аккредитив является более  надежной формой расчетов. Аккредитив, кроме того, может облегчить коммерческую сделку путем обеспечения соответствующего финансового механизма и делая  различными способами невозможные  сделки возможными.

Главное достоинство аккредитива  заключается в замещении кредита  клиента кредитом эмитента. Бенефициар не должен опасаться за состоятельность  клиента, опираясь на кредит известного и с хорошей репутацией лицо, обычно это банк. Большинство эмитентов  аккредитивов занимаются бизнесом, связанным  с кредитованием, и могут исполнить  задачу более эффективно и экономично.

Бенефициар избегает риска банкротства  клиента, валютных или импортных  ограничений, равно как и рисков, связанных с плавающими валютными  курсами.

Продавец может использовать аккредитив в качестве средства для финансирования. Как только товары отгружены, продавец-бенефициар получает уверенность в немедленной  оплате после пересылки соответствующих  документов. Поэтому продавец избегает задержек, связанных с процедурой выставления коммерческого счета  и получением других платежных документов. Покупатель-клиент избегает предоплаты всей суммы до момента отгрузки без  уверенности в удовлетворительном исполнении контракта. Покупатель может  надеяться, что соответствие документов всем требованиям будет означать адекватное исполнение, потому что  механизм аккредитива позволяет  покупателю настоять на том, чтобы определенные документы, указанные им, сопровождали требование о платеже.

В отсутствии необходимости изъятия  средств из оборота заключается  выгода для покупателя.

Определенную уверенность вносит и принцип независимости, который  разделяет аккредитив и основной контракт. Поэтому заявления покупателя о том, что товары не соответствуют  необходимым требованием, не повлияют на платеж бенефициару. Покупатель не может уменьшить продажную цену, но должен подать иск на продавца для  взыскания оплаты, уже произведенной  эмитентом.

Информация о работе Организация и порядок осуществления денежных расчетов на предприятии