Методы формирования капитала фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 14:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в изучении капитала предприятия. Данная цель достигается посредством выполнения следующих задач: рассмотреть понятие капитала предприятия; изучить виды, формы и источники формирования капитала.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………...……………………………………………........3
Глава 1. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ: СОБСТВЕННЫЕ И ЗАЕМНЫЕ СРЕДСТВА ……………………………………………………….4
1.1.Финансовые ресурсы предприятия………………………………….4
1.2.Собственный капитал предприятия…………………………………7
1.3.Заемный капитал и дополнительно привлеченные средства…….11
Глава 2. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМ КАПИТАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………22
2.1.Политика формирования собственных и заемных средств………22
2.2.Политика использования финансовых ресурсов предприятия…..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..31
Список литературы…………………………………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

Полный срок использования  заемных средств представляет собой  период времени с начала их поступления  до окончательного погашения всей суммы  долга. Он включает в себя три временных периода: а) полезного использования; б) льготный (грационный); в) срок погашения.

а) срок полезного использования - это период времени, в течение  которого предприятие непосредственно  использует предоставленные заемные  средства в своей хозяйственной деятельности;

б) льготный (грационный) период - это период времени с  момента окончания полезного  использования заемных средств  до начала погашения долга. Он служит резервом времени для аккумуляции  необходимых финансовых средств;

в) срок погашения - это период времени, в течение которого происходит полная выплата основного долга и процентов по используемым заемным средствам. Этот показатель используется в тех случаях, когда выплата основного долга и процентов осуществляется не одномоментно после окончания срока использования заемных средств, а частями в течение определенного периода времени по предусмотренному графику.

Расчет полного срока  использования заемных средств  осуществляется в разрезе перечисленных  элементов исходя из целей их использования и сложившейся на финансовом рынке практике установления льготного периода и срока погашения.

Средний срок использования  заемных средств представляет собой  средний расчетный период, в течение  которого они находятся в использовании  на предприятии.

Он определяется по формуле:

ССз = СПз/2+ЛП+ПП/2,

где ССЗ - средний  срок использования заемных средств;

СПЗ - срок полезного  использования заемных средств;

ЛП - льготный (грационный) период;

ПП - срок погашения.

Средний срок использования заемных средств  определяется по каждому целевому направлению привлечения этих средств; по объему их привлечения на кратко- и долгосрочной основе; по привлекаемой сумме заемных средств в целом.

Соотношение заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе, может быть оптимизировано также с учетом стоимости их привлечения.

6. Определение  форм привлечения заемных средств.

Эти формы  дифференцируются в разрезе финансового  кредита; товарного (коммерческого) кредита; прочих форм. Выбор форм привлечения  заемных средств предприятие осуществляет исходя из целей и специфики своей хозяйственной деятельности.

7. Определение  состава основных кредиторов.

Этот состав определяется формами привлечения  заемных средств. Основными кредиторами  предприятия являются обычно его  постоянные поставщики, с которыми установлены длительные коммерческие связи, а также коммерческий банк, осуществляющий его расчетно-кассовое обслуживание.

8. Формирование  эффективных условий привлечения  кредитов.

К числу важнейших  из этих условий относятся:

а) срок предоставления кредита - является одним из определяющих условий его привлечения. Оптимальным считается срок предоставления кредита, в течение которого полностью реализуется цель его привлечения (например, ипотечный кредит - на срок реализации инвестиционного проекта; товарный кредит - на период полной реализации закупленных товаров и т.п.).

б) ставка процента за кредит - характеризуется тремя  основными параметрами: ее формой, видом  и размером.

По применяемым  формам различают процентную ставку (для наращения суммы долга) и учетную ставку (для дисконтирования суммы долга). Если размер этих ставок одинаков, то предпочтение должно быть отдано процентной ставке, так как в этом случае расходы по обслуживанию долга будут меньшими.

По применяемым  видам различают фиксированную ставку процента (устанавливаемую на весь срок кредита) и плавающую ставку процента (с периодическим пересмотром ее размера в зависимости от изменения учетной ставки центрального банка, темпов инфляции и конъюнктуры рынка). Время, в течение которого ставка процента остается неизменной, называется процентным периодом. В условиях инфляции для предприятия предпочтительней является фиксированная ставка или плавающая ставка с высоким процентным периодом.

Размер ставки процента за кредит является определяющим условием при оценке его стоимости. По товарному кредиту он принимается при оценке в размере ценовой скидки продавца за осуществление немедленного расчета за поставленные товары, выраженной в годовом исчислении.

в) условия  выплаты суммы процента - характеризуется порядком выплаты его суммы. Этот порядок сводиться к трем принципиальным вариантам: выплате всей суммы процента в момент предоставления кредита; выплате суммы процента равномерными частями; выплате всей суммы процента в момент уплаты суммы основного долга (при погашении кредита). При прочих равных условиях предпочтительней является третий вариант.

г) условия  выплаты суммы основного долга - характеризуются предусматриваемыми периодами его возврата. Эти условия  сводятся к трем принципиальным вариантам: частичному возврату суммы основного долга в течение общего периода функционирования кредита; полному возврату всей суммы долга по истечении срока использования кредита; возврата основной или части долга с предоставлением льготного периода по истечении срока полезного использования кредита. При прочих равных условиях третий вариант является для предприятия предпочтительней.

д) прочие условия, связанные с получением кредита - могут предусматривать необходимость  его страхования, выплаты дополнительного  комиссионного вознаграждения банку, разный уровень размера кредита по отношению к сумме заклада или залога и т.п.

9. Обеспечение  эффективного использования привлеченных  кредитов.

Критерием такой  эффективности выступают показатели оборачиваемости и рентабельности капитала.

10. Обеспечение  своевременных расчетов по полученным  кредитам.

С целью обеспечения  по наиболее крупным кредитам может  заранее резервироваться специальный  возвратный фонд. Платежи по обслуживанию кредитов включаются в платежный  календарь и контролируются в процессе мониторинга текущей финансовой деятельности.

На предприятия, привлекающих большой объем заемных  средств в форме финансового  и товарного (коммерческого) кредита, общая политика привлечения заемных  средств может быть детализирована затем в разрезе указанных  форм кредита.

Одним из основных инструментов, как говорилось выше, применяемых финансовыми менеджерами, является так называемый эффект финансового рычага.

ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМ КАПИТАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ.

2.1.Политика  формирования собственных и заемных  средств

Эффективная финансовая деятельность предприятия невозможна без постоянного привлечения заемных средств. Использование заемного капитала позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности предприятия, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, ускорить формирование различных целевых финансовых фондов, а в конечном счете — повысить рыночную стоимость предприятия.

Хотя основу любого бизнеса составляет собственный  капитал, на предприятиях ряда отраслей экономики объем используемых заемных  средств значительно превосходит объем собственного капитала. В связи с этим управление привлечением и эффективным использованием заемных средств является одной из важнейших функций финансового менеджмента, направленной на обеспечение достижения высоких конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия.

Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует  в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга). Эти финансовые обязательства в  современной хозяйственной практике дифференцируются следующим образом.

1. Долгосрочные  финансовые обязательства. К ним  относятся все формы функционирующего  на предприятии заемного капитала  со сроком его использования  более одного года. Основными  формами этих обязательств являются  долгосрочные кредиты банков и долгосрочные заемные средства (задолженность по налоговому кредиту; задолженность по эмитированным облигациям; задолженность по финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе и т.п.), срок погашения которых еще не наступил или не погашенные в предусмотренный срок.

2. Краткосрочные  финансовые обязательства. К ним  относятся все формы привлеченного  заемного капитала со сроком  его использования до одного  года. Основными формами этих  обязательств являются краткосрочные  кредиты банков и краткосрочные заемные средства (как предусмотренные к погашению в предстоящем периоде, так и не погашенные в установленный срок), различные формы кредиторской задолженности предприятия (по товарам, работам и услугам; по выданным векселям; по полученным авансам; по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами; по оплате труда; с дочерними предприятиями; с другими кредиторами) и другие краткосрочные финансовые обязательства.

В процессе развития предприятия по мере погашения его  финансовых обязательств возникает потребность в привлечении новых заемных средств. Источники и формы привлечения заемных средств предприятием весьма многообразны. Классификация привлекаемых предприятием заемных средств по основным признакам.

С учетом изложенной классификации организуется управление привлечением заемных средств, которое представляет собой целенаправленный процесс их формирования из различных источников и в разных формах в соответствии с потребностями предприятия в заемном капитале на различных этапах его развития. Многообразие задач, решаемых в процессе этого управления, определяет необходимость разработки специальной финансовой политики в этой области на предприятиях, использующих значительный объем заемного капитала.

Политика привлечения  заемных средств представляет собой часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия. 
Процесс формирования политики привлечения предприятием заемных средств включает следующие основные этапы.

Анализ привлечения  и использования заемных средств  в предшествующем периоде. Целью  такого анализа является выявление  объема, состава и форм привлечения  заемных средств предприятием, а  также оценка эффективности их использования.

На первом этапе  анализа изучается динамика общего объема привлечения заемных средств  в рассматриваемом периоде; темпы  этой динамики сопоставляются с темпами  прироста суммы собственных финансовых ресурсов, объемов операционной и инвестиционной деятельности, общей суммы активов предприятия.

На втором этапе  анализа определяются основные формы  привлечения заемных средств, анализируются  в динамике удельный вес сформированных финансового кредита, товарного  кредита и внутренней кредиторской задолженности в обшей сумме заемных средств, используемых предприятием.

На третьем  этапе анализа определяется соотношение  объемов используемых предприятием заемных средств по периоду их привлечения. В этих целях проводится соответствующая группировка используемого заемного капитала по этому признаку, изучается динамика соотношения кратко- и долгосрочных заемных средств предприятия и их соответствие объему используемых оборотных и внеооборотных активов.

На четвертой  стадии анализа изучается состав конкретных кредиторов предприятия и условия предоставления ими различных форм финансового и товарного (коммерческого) кредитов. Эти условия анализируются с позиций их соответствующей конъюнктуре финансового и товарного рынков.

На пятой  стадии анализа изучается эффективность использования заемных средств в целом и отдельных их форм на предприятии. В этих целях используются показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала, рассмотренные ранее. Первая группа этих показателей сопоставляется в процессе анализа со средним периодом оборота собственного капитала.

Результаты  проведенного анализа служат основой  оценки целесообразности использования  заемных средств на предприятии  в сложившихся объемах и формах.

2. Определение  целей привлечения заемных средств  в предстоящем периоде. Эти средства привлекаются предприятием на строго целевой основе, что является одним из условий последующего эффективного их использования. Основными целями привлечения заемных средств предприятиями являются:

а) пополнение необходимого объема постоянной части оборотных активов. В настоящее время большинство предприятий, осуществляющих производственную деятельность, не имеют возможности финансировать полностью эту часть оборотных активов за счет собственного капитала. Значительная часть этого финансирования осуществляется за счет заемных средств;

Информация о работе Методы формирования капитала фирмы