Методы формирования капитала фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 14:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в изучении капитала предприятия. Данная цель достигается посредством выполнения следующих задач: рассмотреть понятие капитала предприятия; изучить виды, формы и источники формирования капитала.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………...……………………………………………........3
Глава 1. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ: СОБСТВЕННЫЕ И ЗАЕМНЫЕ СРЕДСТВА ……………………………………………………….4
1.1.Финансовые ресурсы предприятия………………………………….4
1.2.Собственный капитал предприятия…………………………………7
1.3.Заемный капитал и дополнительно привлеченные средства…….11
Глава 2. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМ КАПИТАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………22
2.1.Политика формирования собственных и заемных средств………22
2.2.Политика использования финансовых ресурсов предприятия…..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..31
Список литературы…………………………………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

б) обеспечение  формирования переменной части оборотных  активов. Какую бы модель финансирования активов не использовало предприятие, во всех случаях переменная часть  оборотных активов частично или полностью финансируется за счет заемных средств;

в) формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов. Целью привлечения заемных средств  в этом случае выступает необходимость  ускорения реализации отдельных  реальных проектов предприятия (новое  строительство, реконструкция, модернизация); обновление основных средств (финансовый лизинг) и т.п.

г) обеспечение  социально-бытовых потребностей своих  работников. В этих случаях заемные  средства привлекаются для выдачи ссуд своим работникам на индивидуальное жилищное строительство, обустройство садовых и огородных участков и на другие аналогичные цели;

д) другие временные  нужды. Принцип целевого привлечения  заемных средств обеспечивается и в этом случае, хотя такое их привлечение осуществляется обычно на короткие сроки и в небольших объемах.

3. Определение  предельного объема привлечения заемных средств. Максимальный объем этого привлечения диктуется двумя основными условиями:

а) предельным эффектом финансового левериджа. Так как объем собственных финансовых ресурсов формируется на предшествующем этапе, общая сумма используемого собственного капитала может быть определена заранее. По отношению к ней рассчитывается коэффициент финансового левериджа (коэффициент финансирования), при котором его эффект будет максимальным. С учетом суммы собственного капитала в предстоящем периоде и рассчитанного коэффициента финансового левериджа вычисляется предельный объем заемных средств, обеспечивающий эффективное использование собственного капитала;

б) обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия. Она должна оцениваться не только с позиций самого предприятия, но и с позиций возможных его кредиторов, что обеспечит впоследствии снижение стоимости привлечения заемных средств. С учетом этих требований предприятие устанавливает лимит использования заемных средств в своей хозяйственной деятельности.

 

2.2.Политика  использования финансовых ресурсов  предприятия

Финансовые  ресурсы предприятия — это  денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществлению затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию работающих. Формирование финансовых ресурсов осуществляется за счет собственных и приравненных к ним средств, мобилизации ресурсов на финансовом рынке и поступления денежных средств от финансово банковской системы в порядке перераспределения.

Первоначальное  формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда  образуется уставный фонд. Его источниками в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствования выступают: акционерный капитал, паевые взносы членов кооперативов, отраслевые финансовые ресурсы (при сохранении отраслевых структур), долгосрочный кредит, бюджетные средства.

Величина уставного  фонда показывает размер тех денежных средств, основных и оборотных, которые инвестированы в процесс производства.

Основным источником финансовых ресурсов на действующих  предприятиях выступает стоимость реализованной продукции (оказанных услуг), различные части которой в процессе распределения выручки принимают форму денежных доходов и накоплений. Финансовые ресурсы формируются главным образом за счет прибыли (от основной и других видов деятельности) и амортизационных отчислений. Наряду с ними источниками финансовых ресурсов также выступают:

- выручка от реализации выбывшего имущества,

-  устойчивые пассивы,

- различные целевые поступления (плата за содержание детей в дошкольных учреждениях и т. д.),

-  мобилизация внутренних ресурсов в строительстве и др.

Наряду с  выше перечисленными важную роль играет еще один источник финансовых ресурсов — паевые и иные взносы членов трудового коллектива. Значительные финансовые ресурсы, особенно по вновь создаваемым и реконструируемым предприятиям, могут быть мобилизованы на финансовом рынке. Формами их мобилизации являются: продажа акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпускаемых данным предприятием, кредитные инвестиции.

До перехода на рыночные условия хозяйствования значительные финансовые ресурсы предприятия получали на основе внутриотраслевого перераспределения денежных средств и бюджетного финансирования. Однако принципы рыночного хозяйствования, внедрение коммерческих начал в деятельность предприятий, естественно, потребовали принципиально иных подходов к формированию финансовых ресурсов.

Ориентация  на инициативу и предприимчивость, полная материальная ответственность обусловили два важнейших изменения в области финансовых взаимосвязей предприятий с другими структурами: во-первых, развитие страховых операций, и, во-вторых, существенное сокращение сферы безвозмездно получаемых ассигнований. В этой связи при переходе на рыночные основы хозяйствования в составе финансовых ресурсов, формируемых в порядке перераспределения, все большую роль постепенно будут играть выплаты страхового возмещения, поступающие от страховых компаний, и все меньшую бюджетные и отраслевые финансовые источники. Предприятия смогут получать финансовые ресурсы: от ассоциаций и концернов, в которые они входят (лишь в том случае, если это предусмотрено механизмом использования соответствующих денежных фондов); от вышестоящих организаций при сохранении отраслевых структур; от органов государственного управления в виде бюджетных субсидий на строго ограниченный перечень затрат. Зато в условиях функционирования рынка ценных бумаг появятся такие виды финансовых ресурсов, как дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов, а также прибыль от проведения финансовых операций.

Использование финансовых ресурсов осуществляется предприятием по многим направлениям, главными из которых являются:

     — платежи органам финансово-банковской системы, обусловленные выполнением финансовых обязательств. Сюда относятся: налоговые платежи в бюджет, уплата процентов банкам за пользование кредитами, погашение ранее взятых ссуд, страховые платежи и т. д.;

     — инвестирование собственных средств в капитальные затраты (реинвестирование), связанное с расширением производства и техническим его обновлением, переходом на новые прогрессивные технологии, использование “ноу-хау” и т. д.;

     — инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги, приобретаемые на рынке: акции и облигации других фирм, обычно тесно связанных кооперативными поставками с данным предприятием, в государственные займы и т.п.;

                —   направление финансовых ресурсов на образование денежных фондов поощрительного и социального характера;

     —   использование финансовых ресурсов на благотворительные цели, спонсорство и т. п.

В настоящее  время необычайно возрастает не только роль руководителей предприятий, членов правлений акционерных компаний, но и финансовых служб, игравших второстепенную роль в условиях административно-командных методов управления. Изыскание финансовых источников развития предприятия, направлений наиболее эффективного инвестирования финансовых ресурсов, операции с ценными бумагами и другие вопросы финансового менеджмента становятся основными для финансовых служб предприятий в условиях рыночной экономики. Суть финансового менеджмента заключается в такой организации управления финансами  со стороны соответствующих служб, которая позволяет привлекать дополнительные финансовые ресурсы на самых выгодных условиях, инвестировать их с наибольшим эффектом, осуществлять прибыльные операции на финансовом рынке, покупая и перепродавая ценные бумаги. Достижение успеха в области финансового менеджмента во многом зависит от такого поведения работников финансовых служб, при котором главными становятся инициатива, поиск нетрадиционных решений, масштабность операций и оправданный риск, деловая хватка.

Мобилизуя денежные средства других собственников на покрытие затрат своего предприятия, работники финансовой службы прежде всего должны иметь ясное представление о целях инвестирования ресурсов и уже в соответствии с ними давать рекомендации о формах привлечения средств. Для покрытия краткосрочной и среднесрочной потребности в средствах целесообразно использовать ссуды кредитных учреждений. При осуществлении крупных капитальных вложений в реконструкцию и расширение предприятия можно воспользоваться выпуском ценных бумаг; однако, подобная рекомендация может быть дана лишь в том случае, если финансисты основательно изучили финансовый рынок, проанализировали спрос на разные виды ценных бумаг, учли возможное изменение конъюнктуры и, взвесив все это, тем не менее уверены в сравнительно быстрой и выгодной реализации ценных бумаг своего предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе изученного материла, можно сделать вывод что формирование капитала представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации решений, связанных с установлением оптимальных параметров его объема и структуры, а также с его привлечением из различных источников и в разнообразных формах для осуществления хозяйственной деятельности предприятия.

Главными принципами формирование капитала являются оценка стоимости капитала и определение оптимальной его структуры. 
Процесс оценки стоимости капитала базируется на следующих основных принципах:

1. Принцип предварительной поэлементной оценки стоимости капитала.

2. Принцип обобщающей оценки стоимости капитала.

3. Принцип сопоставимости оценки стоимости собственного и заемного капитала.

4. Принцип динамической оценки стоимости капитала

5.   Принцип взаимосвязи оценки текущей и предстоящей средневзвешенной стоимости капитала предприятия.

6.   Принцип определения границы эффективного использования дополнительно привлекаемого капитала.

Что касается методов определения оптимальной структуры капитала, то можно выделить качественные и количественные методы.  
Среди количественных методов оценки оптимальной структуры капитала существуют три группы:

1. Связаны с анализом бухгалтерских показателей, сфокусированы на прибыли и дают приближенную картину.

2. Строятся на базе финансовой модели анализа компании и предполагают использование показателей, увязанных с инвестиционным риском компании.

3. Также построены на принципах финансовой модели анализа, но, в отличие от второй группы, предполагают моделирование и включают более сложные сценарии.

При формировании оптимальной структуры капитала необходимо использовать  качественные и количественные методы оценки в комплексе. 
В нашей стране практика эффективного формирования капитала  находится пока лишь в стадии становления, сталкиваясь с объективными  экономическими трудностями переходного периода , недостаточно развитым рынком капитала, низким уровнем предложения свободных финансовых средств и современных капитальных товаров, несовершенством нормативно-правовой базы, недостаточным уровнем подготовки специалистов к работе в кризисных экономических условиях. Дальнейшее продвижение страны по пути рыночных реформ и преодоление кризисных экономических тенденций позволит в полной мере использовать теоретические результаты и практический опыт управления формированием капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Александров Д.С. Экономическая оценка инвестиций. – М.: Колос-Пресс, 2002. – 382 с.
  2. Антикризисное управление: Уч.пос./под ред. Кэн К.В.Балдина. – М.: Гардарики, 2006.- 270 с.
  3. Балабанов А.И. Финансы. – СПб: Питер, 2002. – 192 с.
  4. Балашов В.Г. Технологии повышения финансового результата предприятий и корпораций. – М.: Приор,2002. – 512 с.
  5. Барбаумов В.Е. Финансовые инвестиции: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 544 с.
  6. Бочаров В.В. Финансовый анализ. – СПб.: Питер,2002. – 240 с.
  7. Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в РФ: Теория и практика. – М.: Дашков и К, 2002. – 496 с.
  8. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 400 с.
  9. Гибкое развитие предприятия: эффективность и бюджетирование/отв.ред. дэн, проф. В.Н.Самочкин. – М.: Дело, 2002, 376 с.
  10. Городничев П.Н. Финансовое и инвестиционное прогнозирование. – М.: Экзамен, 2005. – 224 с.
  11. Карасева И.М. Финансовый менеджмент. – М.: Омега-Л, 2006. – 335 с.
  12. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 560 с.
  13. Ковалев В.В. Курс финансовых вычислений. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 544 с.
  14. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 768 с.
  15. Нешитой А.С. Инвестиции: Учебник. – М.: Дашков и К, 2006. – 376 с.
  16. Румянцева Е.Е. Финансы организаций: финансовые технологии управления предприятием.- М.: ИНФРА-М, 2003. – 459 с.
  17. Сергеев И.В. Оперативное финансовое планирование на предприятии. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 288 с.
  18. Трубочкина М.И. Управление затратами производства. – М.: Инфра-М, 2005. – 218 с.
  19. Управление финансами (финансы предприятия): Учебник/А.А.Володин, Н.Ф.Самсонов и др. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 504 с.
  20. Финансовый бизнес-план: Уч.пос. / Под ред. действ. чл.

академии инвестиций, дэн, проф. В.М.Попова.- М.: Финансы  
и статистика, 2004. – 480 с.

  1. Чернов В.А. Финансовая политика организации. – М.: ЮНИТИ-Дина, 2003. – 247 с.

Информация о работе Методы формирования капитала фирмы