Межбюджетные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 14:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы является раскрытие сущности межбюджетных отношений, определение направлений их развития, а также определения роли государственного влияния на межбюджетные отношения.
Данная цель предполагает постановку и решение следующих задач:
1. Определение сущности, функции и принципов межбюджетных отношении и межбюджетные трансферты
2. Определение сущности межбюджетные трансферты
3. Анализ доходов и расходов Федерального бюджета
4. Анализ развития межбюджетных отношений на примере Чеченской республики.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работаФед.бюджет.docx

— 90.69 Кб (Скачать файл)

          В 2013 - 2015 годах прогнозируется ежегодный  рост доходов и расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. В 2015 году доходы и расходы указанных бюджетов увеличатся по сравнению с 2012 годом на 35,7 % и на 35,2 % соответственно.

Исполнение консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2013 году прогнозируется с дефицитом в сумме 120,8 млрд. рублей (0,2 % ВВП), в 2014 году - 86,0 млрд. рублей (0,1 % ВВП); на 2015 год их исполнение в целом прогнозируется бездефицитным.4

2.2. Межбюджетные отношения на примере Чеченской республики

С экономической точки зрения Чеченскую республику можно характеризовать с меньшей положительной динамикой развития по сравнению с другими регионами России.

В Чеченской Республике на протяжении последних 15 лет экономика развивается  стихийно, подстраиваясь под реалии общей ситуации, и, в основном, характеризовалась низким объемом собственного производства и высокой активностью в распределении и перераспределении материальных благ.

 

 Необходимо отметить, что невысокий объем собственного производства и, соответственно, большой процент безработицы привели к постепенному обнищанию большей части населения республики.

Бюджет Чеченской Республики остается самым высокодотационным в России. Практически отсутствует промышленно-производственный потенциал, слабо развиты рыночные отношения, наблюдается низкая платежеспособность населения, сохраняются значительные риски для предпринимательской деятельности. Указанные причины не способствуют повышению инвестиционной привлекательности Чеченской Республики и сохраняют негативные тенденции в экономике и социальную напряженность. Единственно конкурентоспособной на внешних рынках является добыча нефти, дающая 98,6% общего объема промышленной продукции.  
Чеченская Республика при наличии собственных природно-ресурсных возможностей для производства энергетических мощностей является энергодефицитным регионом. Большая часть электроэнергии, поступающая потребителям, получена из других регионов.  
         В целях реализации задач, поставленных Бюджетным посланием Президента Российской Федерации на 2012 - 2014 годы, предусматривается проведение бюджетной политики, направленной на обеспечение макроэкономической стабильности, стимулирование роста и модернизацию экономики, повышения качества предоставляемых государственных услуг населению республики. В то же время, принятие расходных обязательств будет осуществляться исходя из безусловного исполнения действующих расходных обязательств с сохранением социальной направленности консолидированного бюджета Чеченской Республики, принятия новых расходных обязательств на основе оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений, повышения сбалансированности за счет жесткой политики размеров государственного долга и дефицитов республиканского и местных бюджетов Чеченской Республики.

Приоритетом бюджетной и налоговой политики является повышение жизненного уровня населения Чеченской Республики, развитие ее экономического потенциала путем привлечения инвестиций, в том числе на основе обеспечения мер по модернизации социальной и инженерной инфраструктуры, повышения уровня менеджмента участников бюджетного процесса.

Учитывая высокий уровень дотационное республики, условия предоставления дотаций из федерального бюджета, переход на бюджетное планирование на среднесрочную перспективу позволит наиболее качественно подходить к процессу исполнения действующих и принятию новых расходных обязательств.

Приоритет налоговой политики - повышение уровня налогового потенциала республики, создание стимулов для инвестиционной активности налогоплательщиков.

При формировании проекта бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов учитывались изменения, связанные с разграничением полномочий на федеральном уровне, в рамках перевода с 2012 года финансового обеспечения полиции на федеральный уровень:

  • передачи субъектам Российской Федерации федеральных учреждений среднего профессионального образования, полномочий в области содействия занятости населения (за исключением социальных выплат безработным гражданам) и учреждений, осуществляющих дезинфекционную деятельность;
  • финансовое обеспечение выплат пособий при устройстве детей-сирот в семью, содержания детей-сирот в семье опекуна и в приемных семьях, реализация мер по социальной поддержке реабилитированных лиц за счет собственных средств бюджетов субъектов Российской Федерации, высвобождаемых в результате сокращения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение полиции;
  • передачи в федеральный бюджет части доходных источников, администрируемых федеральными органами исполнительной власти, в частности, государственной пошлины за регистрацию транспортных средств и штрафов за административные правонарушения в сфере дорожного движения, и части акцизов на алкогольную продукцию.

         Политика в сфере межбюджетных отношений направлена на формирование межбюджетных отношений между республиканским бюджетом и местными бюджетами, исходя из бюджетной обеспеченности муниципальных образований и необходимости стимулирования развития их налогового потенциала, обеспечение сбалансированности местных бюджетов, повышение инициативы и ответственности при осуществлении бюджетного процесса, создание механизмов стимулирования органов местного самоуправления к повышению качества управления муниципальными финансами и организации бюджетного процесса в городах, районах и поселениях Чеченской Республики.

 На эти цели предусмотрено  выделение субвенции из республиканского  фонда компенсаций. Распределение  финансовой помощи нижестоящим  бюджетам по-прежнему будет осуществляться исходя из основного принципа бюджетного законодательства - выравнивания уровня бюджетной обеспеченности.

Наряду с дотациями на выравнивание бюджетной обеспеченности сохранены финансовая помощь в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и бюджетные кредиты.

Государственные полномочия по выравниванию бюджетной обеспеченности муниципальных поселений осуществляются путем передачи полномочий на уровень муниципальных районов.

Безвозмездные поступления из  республиканского фонда финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов на 2012 г. и на плановый период 2013-2014 годов(тыс. рублей)

Наименование

2012г

2013г.

2014г.

дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности

2 995 403,90

3 160 151,10

3 318 158,70

дотации на сбалансированность бюджетов

687 017,80

713 803,80

739 494,00

субвенций на обеспечение общеобразовательного процесса

6 682 582,10

7 050 124,10

7 402 630,30

субсидий

541 454,10

   

 

 

В связи с вводом в 2012 году Дорожного фонда Чеченской Республики, транспортный налог, ранее переданный на уровень муниципальных районов и городских округов, согласно закону будет передан на республиканский уровень. За счет средств дорожного фонда будут обеспечиваться содержание, ремонт и строительство дорог муниципального значения.

Основные характеристики республиканского бюджета на 2012г и на плановый 2013-2014 гг. в тыс. руб.

Наименование

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Общий объем доходов республиканского бюджета

64 676 002,70р.

48 080 501,30р.

49 153 938,30р.

 В т.. безвозмездные и безвозвратные поступления из Фед. Бюджета

56 442 016,70р.

39 370 933,30р.

39 796 624,30р.

Налоговые и неналоговые доходы

8 263 986,00р.

8 709 568,00р.

9 357 314,00р.

Общий объем расходов республиканского  бюджета

65 090 255,40р.

48 222 823,60р.

49 702 354,80р.

Нормативная величина резервных фондов

385 200,00р.

385 200,00р.

385 200,00р.

В т.ч. Резервный фонд Главы Чеченской республики,

115 000,00р.

115 000,00р.

115 000,00р.

Резервный фонд Правительства Чеченской республики

206 000,00р.

206 000,00р.

206 000,00р.

Резервный фонд Правительства Чеченской республики по чрезвычайным ситуациям

64 200,00р.

64 200,00р.

64 200,00р.

Верхний предел Государственного внутреннего долга Чеченской республики

 

4 131 993,00р.

4 354 784,00р.

Предельный объем расходов на обслуживание гос. Внутреннего долга Чеченской республики

166 925,00р.

103 307,50р.

27 199,30р.

Дефицит республиканского бюджета

414 252,70р.

142 322,30р.

548 416,50р.

Общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств

7 497 593,90р.

7 909 961,60р.

8 305 496,60р.

Фонд финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов

2 995 403,90р.

3 160 151,10р.

3 318 158,70р.

Средний по муницип-и районам и городским округам уровень налоговых доходов в расчете на душу населения

2 483,00р.

2 607,00р.

2 724,00р.

Средний уровень расходных обязательств местных бюджетов в расчете на 1 жителя

5 286,00р.

5 577,00р.

5 856,00р.

Фонд компенсаций

9 178 816,10р.

9 674 128,10р.

10 149 177,40р.

Размер субвенций из республиканского фонда компенсаций на выравнивание  бюджетной обеспеченности муниципальных поселений( в расчете на 1 жителя)

274,31р.

289,39р.

303,86р.

Средний расчетный налоговый доход на 1 жителя

347,00р.

364,00р.

380,00р.

Прогнозные налоговые и неналоговые доходы бюджетов всех поселений

335 580,00р.

352 359,00р.

368 215,00р.


 

 

По данным министра на плановый период 2013 и 2014 годов параметры республиканского бюджета рассчитаны исходя из прогнозируемого уровня инфляции, не превышающие, соответственно 5,5% - декабрь 2013 года к декабрю 2012 года, и 5% - декабрь 2014 года к декабрю 2013 года.5

Учитывая высокий уровень дотационности Чеченской Республики и ужесточения норм введения временной финансовой администрации, в условиях слабого развития реального сектора экономики новые расходные обязательства принимаются только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений. Необходимо осуществлять принятие новых расходных обязательств на основе конкурсного отбора, в целях исключения необеспеченных финансовыми источниками и соответствия принимаемых обязательств стратегии социально-экономического развития Чеченской Республики до 2020 года, утвержденной Постановлением Правительства Чеченской Республики от 9 ноября 2010 года № 202.

Бюджетные расходы на 2012 год и дальнейшую перспективу до 2014 года будут сформированы на основе следующих приоритетных направлений:

  • обеспечение равного доступа населения к государственным услугам, повышение их качества;
  • усиление адресной социальной помощи ветеранам и малообеспеченным гражданам, оказание дополнительной государственной поддержки по улучшению жилищных условий наиболее социально незащищенных категорий граждан;
  • проведение эффективной и рациональной инвестиционной бюджетной политики;
  • поддержка инновационного развития экономики, в том числе сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • модернизация социальной, инженерной и дорожной инфраструктуры;
  • обеспечение режима эффективного и экономного расходования бюджетных средств, в том числе за счет оптимизации расходов на содержание органов власти.

Главным приоритетом бюджетных расходов является обеспечение в рамках законодательно установленных полномочий равного доступа населения к государственным услугам в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и спорта, повышение качества предоставляемых услуг, переход от сметного финансирования учреждений к обеспечению выполнения государственных заданий.

В целях снижения социальной напряженности в обществе продолжается работа по содействию занятости населения и снижению напряженности на рынке труда.

Бюджетные расходы на капитальное строительство объектов инженерной, дорожной, социальной инфраструктуры будут способствовать достижению высокого экономического и социального эффекта, комплексному развитию муниципальных образований.

Одним из приоритетных направлений бюджетной политики является государственная поддержка организаций реального сектора экономики, которая будет оказана в основном путем предоставления субсидий на возмещение части затрат, связанных с их деятельностью, предоставление предприятиям субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным на инвестиционные цели. В том числе предусматривается поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов и потребительских обществ с целью развития торгово-закупочной деятельности на селе и выхода продукции агропромышленного комплекса республики на рынки за ее пределы.

Формирование объема и структуры расходов республиканского бюджета на 2012 - 2014 годы будет осуществляться исходя из следующих основных подходов:

1. Определение "базового" объема бюджетных ассигнований  на 2012 - 2014 годы, исходя из необходимости  финансового обеспечения действующих  расходных обязательств.

2. Уточнение базовых объемов  бюджетных ассигнований на 2012 - 2014 годы с учетом:

  • передачи с 2012 года финансового обеспечения полиции на федеральный бюджет;
  • индексации с 1 октября 2012 года на 6% фондов оплаты труда государственных служащих и стипендиального фонда для обучающихся в учебных заведениях с 1 сентября 2012 года на 6 %;
  • индексации заработной платы работникам государственных и муниципальных казенных и бюджетных учреждений Чеченской Республики в 2012 году темпами и в размерах, планируемых для федеральных бюджетных учреждений;
  • индексации по уровню инфляции публичных нормативных и приравненных к ним обязательств;
  • снижения на 2012 - 2013 годы тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34% до 30%, а для государственных учреждений, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, - до 20 % (с установлением ставки тарифа страховых взносов сверх установленной облагаемой базы 512 тыс. рублей в размере 10 % для плательщиков страховых взносов, для которых установлен базовый тариф);
  • индексации с 1 января 2012 года на 6%, с 1 января 2013 года - на 5,5%, с 1 января 2014 года - на 5,0%) расходов на обеспечение выполнения функций (содержание) государственных органов и обеспечение деятельности государственных учреждений, в том числе на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг;
  • доведения к 2013 году заработной платы учителей общеобразовательных учреждений до средней заработной платы в экономике по Чеченской Республике;
  • сохранения прочих расходов на уровне 2011 года.6

Информация о работе Межбюджетные отношения