Межбюджетные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 14:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы является раскрытие сущности межбюджетных отношений, определение направлений их развития, а также определения роли государственного влияния на межбюджетные отношения.
Данная цель предполагает постановку и решение следующих задач:
1. Определение сущности, функции и принципов межбюджетных отношении и межбюджетные трансферты
2. Определение сущности межбюджетные трансферты
3. Анализ доходов и расходов Федерального бюджета
4. Анализ развития межбюджетных отношений на примере Чеченской республики.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работаФед.бюджет.docx

— 90.69 Кб (Скачать файл)

Выводы

Глубина и характер экономических проблем разрушенного хозяйственного комплекса Чеченской Республики свидетельствуют о том, что без целенаправленной помощи государства будет трудно добиться устойчивого социально-экономического развития при крайней ограниченности инвестиционных ресурсов населения и хозяйствующих субъектов.

Удобное географическое положение Чеченской Республики в перспективе будет способствовать дальнейшему развитию производительных сил, особенно после завершения работ по восстановлению и обновлению транспортной и инженерной инфраструктуры, объектов связи и телекоммуникаций. 

Важнейшим фактором проводимой налоговой политики , направленной на обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы будет являться поддержания сбалансированности бюджетов Чеченской Республики. 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Ключевая проблема в межбюджетных отношениях - недостаточная степень децентрализации, т.е. то, что официальная система межбюджетных отношений остается чрезвычайно высоко централизованной, в то время как невыполнимость ее требований позволяет субнациональным органам перекладывать большую часть политической и финансовой ответственности на федеральный центр.

Еще одной, основной проблемой, в системе межбюджетных отношений, главным образом касающихся управления региональными финансами, является распределение полномочий, ответственности и финансовых ресурсов между федеральным, субъектами и муниципальным уровнями власти и управления.

        Созданный за последние годы относительно стабильный механизм взаимоотношений бюджетов направлен всего лишь на детализацию и подробную регламентацию фактической зависимости нижестоящих бюджетов от вышестоящих бюджетов. В реальности межбюджетные отношения страдают многим недостатками, без ликвидации которых возникают трудности в сохранении единства страны, в построении цивилизованного рыночного государства.

      Современная картина межбюджетных отношений предстает как комплекс противоречий между органами государственной власти федерального и регионального уровней государства, а также между ОГВ и ОМСУ по поводу разграничения доходных источников бюджетной системы и обязанностей по осуществлению расходов из бюджетов всех уровней. Каждый уровень власти тянет на себя "финансовое одеяло". Продолжается увеличение доли концентрации ресурсов в вышестоящих бюджетах по отношению к нижестоящим бюджетам.

        Суть проблемы межбюджетных отношений заключается в том, что собственных доходов за каждым бюджетом не хватает для того, чтобы покрыть закрепленные за ним расходы. Механизм распределения доли расходов и доходов между бюджетами каждого уровня таков, что закрепленные расходы бюджетов регионального и муниципального уровней значительно больше закрепленных доходов.

В настоящее время бюджетное законодательство РФ не содержит базового критерия системы межбюджетных отношений - четкого разграничения расходных полномочий и ответственности между органами власти разных уровней.   

В Российской Федерации в настоящее время основными видами межбюджетных трансфертов являются дотации, субвенции, субсидии. Все они являются безвозмездными и безвозвратными. Отличие же их в том , что субсидии и субвенции имеют целевое назначение , а дотации – нет.

Законодательное закрепление межбюджетные трансферты получили в Бюджетном кодексе РФ, а также в принимаемых Правительством постановлениях и распоряжениях.

Высокий уровень долговой нагрузки бюджетов в ряде субъектов Российской Федерации свидетельствует об имеющихся проблемах в экономике, в формировании и исполнении их бюджетов, что может также осложнить в дальнейшем социально- экономическое развитие и модернизацию экономики этих регионов.

В 2013 - 2015 годах сохранится существенная нагрузка на региональные и местные бюджеты в связи с возвратом ранее предоставленных бюджетных кредитов.

В 2013 - 2015 годах прогнозируется ежегодный рост доходов и расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, в 2013 и 2014 годах – дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, в 2015 году – бездефицитный бюджет.

        Рост доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации будет обеспечиватся за счет увеличения поступлений налоговых и неналоговых доходов при одновременном сокращении объема предоставляемых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

  • При общем сокращении объема предоставляемых межбюджетных трансфертов законопроектом предусматривается увеличение бюджетных ассигнований на дотации бюджетам субъектов Российской Федерации.
  • В пределах общей суммы дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов будет выделено  в 2013 - 2015 годах бюджетам субъектов Российской Федерации 100,0 млрд. рублей ежегодно на реализацию указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, в том числе на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы.
  • Доля субсидий на софинансирование объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в общих бюджетных ассигнованиях федерального бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации (без учета субвенций) будет сокращатся в 2013 - 2015 годах.

Анализ прогноза социально-экономического развития регионов на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов показывает, что существенные различия между наиболее и наименее экономически развитыми регионами сохранятся и на ближайшую перспективу. При этом по уровню бюджетных возможностей (до межбюджетного выравнивания)  дифференциация между 10 наиболее и 10 наименее финансово обеспеченными субъектами Российской Федерации увеличится и составит в 2013 году 6,7 раза (в 2011 году – 5,8 раза).

В сфере межбюджетных отношений присущи такие недостатки, как нерациональность и неадекватность задачам эффективного управления территориями. Об этом свидетельствуют значительные избыточные финансовые потоки между федеральным бюджетом, бюджетами регионов и муниципальных образований. Отсутствие их нормативно-правового регулирования чревато субъективизмом в финансовых взаимоотношениях Федерации, и ее субъектов, а также регионов и муниципальных образований.

Основная причина хронического кризиса межбюджетных отношений и региональных финансов России — резкая диспропорция между переданными на субнациональный уровень финансовыми ресурсами и ответственностью за их использование. Официальная (легальная) система межбюджетных отношений остается чрезмерно централизованной даже по меркам унитарных государств, заведомая невыполнимость (нерациональность) ее требований позволяет субнациональным властям переложить основную политическую и финансовую ответственность на федеральный центр, сохранив за собой почти неограниченные теневые полномочия. Отсутствие легальных полномочий по управлению общественными финансами означает отсутствие легальной ответственности за его результаты, следствием чего являются принятие решений по принципу политической целесообразности и неэффективное управление общественными финансами.

В области межбюджетных отношений необходимо продолжить работу по достижению оптимального баланса между объективно необходимым выравниванием бюджетной обеспеченности и созданием стимулов для экономического роста и увеличения налогового потенциала субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и снижению уровня их дотационности.

Глубина и характер экономических проблем разрушенного хозяйственного комплекса Чеченской Республики свидетельствуют о том, что без целенаправленной помощи государства будет трудно добиться устойчивого социально-экономического развития при крайней ограниченности инвестиционных ресурсов населения и хозяйствующих субъектов.

Удобное географическое положение Чеченской Республики в перспективе будет способствовать дальнейшему развитию производительных сил, особенно после завершения работ по восстановлению и обновлению транспортной и инженерной инфраструктуры, объектов связи и телекоммуникаций. 

Важнейшим фактором проводимой налоговой политики , направленной на обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы будет являться поддержания сбалансированности бюджетов Чеченской Республики. 
        Органам местного самоуправления в целях обеспечения эффективного бюджетного процесса необходимо:

  • обеспечить принятие сбалансированных местных бюджетов на 2012 год до конца текущего финансового года;
  • принять меры по увеличению налоговых и неналоговых доходов в местные бюджеты;
  • разработать нормативные правовые акты по анализу эффективности применения налоговых льгот, предоставленных по местным налогам;
  • разработать муниципальные программы повышения эффективности бюджетных расходов;
  • повышать качество и доступность предоставляемых муниципальных услуг с учетом необходимости принятия и исполнения нормативных правовых актов органов местного самоуправления по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений, в том числе регламентирующих порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных автономных, бюджетных и казенных учреждений;
  • обеспечить экономное и рациональное использование бюджетных средств, оптимизацию расходов на муниципальное управление, своевременное и в полном объеме исполнение принимаемых бюджетных обязательств, недопущение просроченной кредиторской задолженности по ним, проведение взвешенной политики при принятии новых расходных обязательств;
  • провести ревизию и актуализацию нормативных правовых актов органов местного самоуправления по осуществлению ими бюджетного процесса с учетом необходимости принятия мер по повышению инициативы и ответственности участников бюджетного процесса.

 

 

 

 

 

 

I. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.1. Источники

    1. Федеральный закон от 20.08.2004 N 120-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений"// КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2008]. – Режим доступа:            http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=95741
    2. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"  от 8 октября 2013 г. //Счетная Палата РФ. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. [2000–2013] ]. – Режим доступа:  http://www.ach.gov.ru/ru/expert/before/?id=931
    3. ЗАКОН О БЮДЖЕТНОМ УСТРОЙСТВЕ, БЮДЖЕТНОМ ПРОЦЕССЕ И МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ от 26 июня 2008 года N 39-РЗ // Счетная Палата Чеченской Республики. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. [2000–2013] ]. – Режим доступа:http://spchr.ru/content/view/23/31/
    4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2012 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2013 И 2014 ГОДОВ ПОСТАНОВЛЕНИ от 11 октября 2011 г. № 137// Справочно-правовая система «ЗаконПрост».. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. [2000–2013]. – Режим доступа: 

http://www.zakonprost.ru/content/regional/77/1486919

    1. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"  от 8 октября 2012 г. //Счетная Палата РФ. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. [2000–2013] ]. – Режим доступа:  http://www.ach.gov.ru/userfiles/tree/resolution-2013-2015-tree_files-fl-637.pdf

1.2. Литература

  1. Богов, Х.М. Развитие межбюджетных отношений и предпосылок экономического роста [Текст] / Х.М. Богов // Финансы и кредит. - 2007. - № 28. - С.2-10.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 20 февраля 2007 г). Особенности применения при формировании бюджетов на 2006-2008 гг. [Текст]. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. - 240 с.
  3. Бюджетная система субъектов Российской Федерации [Текст]: учеб. пособие / В.Ю. Наливайский, Н.К. Дворецкова, В.Ф. Костюченко [и др.]. - Ростов н/Д.: РГЭА, 2008.
  4. Данченко, Е.Г. Налоговая составляющая бюджетов разных уровней [Текст] / Е.Г. Данченко, А.В. Гвоздикова // Тенденции развития финансово-кредитного механизма в Российской Федерации: материалы Юбилейной межвуз. науч.-практ. конференции; Южно-Рос. гос. ун-т экономики и сервиса. - Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2009. - С.32-34.
  5. НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ. ЧАСТЬ I И И. — М., 1998. В РЕД. 29.12.2009, С ИЗМ. И ДОП., ВСТУПИВШИМИ В СИЛУ С 29.01.2010Г. 
  6. БЮДЖЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ В 2013 - 2015 ГОДАХ ОТ 28 июня 2012 года

 

 

1 http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=95741

 

2 http://www.ach.gov.ru/ru/expert/before/?id=931

    1. 3 Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"  от 8 октября 2013 г. //Счетная Палата РФ. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. [2000–2013] ]. – Режим доступа:  http://www.ach.gov.ru/ru/expert/before/?id=931

 

4 http://www.ach.gov.ru/userfiles/tree/resolution-2013-2015-tree_files-fl-637.pdf

5 http://spchr.ru/content/view/23/31/

 

6 http://www.zakonprost.ru/content/regional/77/1486919

 


Информация о работе Межбюджетные отношения