Межбюджетные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 21:19, контрольная работа

Краткое описание

В условиях федеративного государства при сложном построении бюджетной системы ее устойчивость, как и всего государства в целом, во многом зависит от характера межбюджетных отношений. Проблема оптимального построения модели межбюджетных отношений относится к числу самых актуальных. В настоящее время идет поиск динамичного равновесия между федеральными органами власти и органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления применительно к бюджетной сфере.
Межбюджетные отношения представляют собой взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам распределения регулирующих доходов и перераспределения денежных средств между бюджетами. Эти отношения определяются бюджетным устройством. Они должны строиться на базе экономических связей в рамках единой страны и заложенных в Конституции РФ принципов, на основе которых ставится задача достижения оптимального взаимодействия всех бюджетов и придания этому взаимодействию характера системности.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………………….3
2.Межбюджетные отношения………………………………………………………….5
3. Межбюджетные правоотношения и бюджетный федерализм…………………….7
4. Формы финансовой помощи бюджетам и условия их предоставления………...10
5.Заключение…………………………………………………………………………..13
6. Список литературы…………………………………………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

финансовое право.doc

— 66.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Министерство образования Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет в г. Вологде

 

 

Кафедра государственного и административного права.

 

Контрольная работа  по дисциплине

Финансовое право.

 

Тема: Межбюджетные отношения.

 

 

 

Содержание.

1.Введение……………………………………………………………………………….3

2.Межбюджетные отношения………………………………………………………….5

3. Межбюджетные правоотношения и бюджетный федерализм…………………….7

4. Формы финансовой помощи бюджетам и условия их предоставления………...10

5.Заключение…………………………………………………………………………..13

6. Список литературы…………………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В условиях федеративного государства при сложном построении бюджетной системы ее устойчивость, как и всего государства в целом, во многом зависит от характера межбюджетных отношений. Проблема оптимального построения модели межбюджетных отношений относится к числу самых актуальных. В настоящее время идет поиск динамичного равновесия между федеральными органами власти и органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления применительно к бюджетной сфере.

Межбюджетные отношения представляют собой взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам распределения регулирующих доходов и перераспределения денежных средств между бюджетами. Эти отношения определяются бюджетным устройством. Они должны строиться на базе экономических связей в рамках единой страны и заложенных в Конституции РФ принципов, на основе которых ставится задача достижения оптимального взаимодействия всех бюджетов и придания этому взаимодействию характера системности.

Содержание межбюджетных отношений базируется на конституционном механизме распределения бюджетных прав между органами власти Российской Федерации, ее субъектов и органами местного самоуправления. Самой широкой компетенцией в области регулирования бюджетных правоотношений наделены органы государственной власти Российской Федерации. Более ограниченным перечнем бюджетных прав обладают субъекты РФ и органы местного самоуправления.

Итак, целью данной работы является рассмотрение межбюджетных отношений и правоотношений.

В настоящее время, выбранная мной тема весьма актуальна, так как распределяет отношения между органами власти РФ и органами местного самоуправления по обеспечению бюджетного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Межбюджетные отношения.

Бюджет-форма образования  и расхода денежных средств , предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. [1,с.58].

Межбюджетные отношения существуют в любых государствах и зависят от исторических условий, организационной структуры государственного устройства и занимаемое место в системе мирового разделения труда.

Федеральные бюджетные системы выстраивают на основе предоставления широкой самостоятельности и автономии, территориальным органам государственной власти в исполнении бюджетных средств при соблюдении принципа приоритета  общегосударственных интересов. Принципы, на которых строят эти бюджетные отношения, аналогичны принципам бюджетного федерализма. Они закреплены в законодательстве конкретной страны. Отношения, формируемые в бюджетной системе с учетом принципов федерализма, называют межбюджетным федерализмом.

В России межбюджетные отношения -это финансовые отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по обеспечению бюджетного процесса, формирование и распределение доходов бюджетов бюджетной системы РФ.[1, с.78-79]

Принципы межбюджетных отношений -

1.распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ.

2.разграничения (закрепление на постоянной основе и распределения по временным нормативам ) регулирующих доходов по уровням бюджетных систем РФ.

3.равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенство бюджетных прав муниципальных образований.

4.выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований.

4.равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношение с федеральным бюджетом , равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут преследоваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджета субъектов РФ -в местные бюджеты. [2, с.80-81]

Для реализации на практике принципов межбюджетных отношений применяют процедуру межбюджетного регулирования. Оно выражает процесс, осуществляемый органом государственной власти вышестоящего уровня с целью выравнивания доходов  бюджетного нижестоящего уровня посредством распределения регулирующих доходов и перераспределение бюджетных средств из бюджетов одного уровня в бюджет другого.

К основным формам бюджетного урегулирования относят :

1.Дотация.

2.Субвенция.

3. Субсидию.

4.Межбюджетные трансферты.

5.Бюджетный кредит.

Дотация-бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе.

Субвенция-бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Межбюджетные трансферты-средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету данной системы.

Бюджетный кредит-форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств другому бюджету или юридическим лицам на возвратной и безвозмездных основах. [1,с.79-80]

 

2.Межбюджетные правоотношения и бюджетный федерализм.

 

Межбюджетные правоотношения — урегулированные нормами бюджетного законодательства взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Данные правоотношения охватывают не только вопросы перераспределения средств между бюджетами разных уровней, но и отношения по поводу организации и осуществления бюджетного процесса между органами власти и самоуправления различных уровней.

В основе межбюджетных правоотношений лежит жесткое разделение между субъектами бюджетного права денежных средств, выделяемых на финансовое выравнивание и на исполнение переданных государственных полномочий. При выделении межбюджетных трансфертов органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны использовать методики распределения соответствующих фондов денежных средств, которые законодательно закреплены. В межбюджетных правоотношениях механизмы финансового выравнивания заключаются в сбалансированности бюджетной обеспеченности (с учетом индекса бюджетных расходов), а также в межбюджетных трансфертах. При этом в БК РФ жестко регулируются сферы использования каждого из этих механизмов.

Одним из основных принципов межбюджетных правоотношений является бюджетный федерализм.

Бюджетный федерализм — это исходное начало (принцип) бюджетной деятельности государства, выражающееся в сочетании общегосударственных финансовых интересов с интересами субъектов РФ и заключающееся в распределении бюджетных доходов и расходов, а также в разграничении бюджетной компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами.

Значимость бюджетного федерализма обусловлена особенностями государственного устройства России, ее развитием в условиях рыночного механизма, наличием различных типов субъектов РФ и сложными взаимосвязями федерального центра с регионами. Принцип федерализма проявляется в различных сферах финансовой деятельности государства, но именно в бюджетной сфере он выражается в качестве совокупности всех составляющих данный принцип элементов. Федерализм как основа конституционного строя России, находя свое концентрированное выражение в бюджетной деятельности государства и в силу особого, важного значения государственного бюджета, существенно влияет на все финансовые отношения.

Принцип федерализма в бюджетном праве представляет собой преломление в бюджетной сфере государственного устройства Российской Федерации, установленного Конституцией РФ и получившего развитие в федеральных конституционных и текущих законах, а также конституциях (уставах) и законах субъектов РФ.

Принцип федерализма в бюджетном праве существенно влияет на бюджетную деятельность муниципальных образований, что обусловлено порядком разграничения доходов и расходов государственных и муниципальных бюджетов, наличием собственной бюджетной компетенции у Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, а также отнесением Конституцией РФ установления общих принципов организации местного самоуправления к предмету совместного ведения России и субъектов РФ.

Муниципальные образования действуют в рамках единой общегосударственной финансовой политики, участвуют в осуществлении различных государственных программ, включены в общую правовую систему государства. В условиях федеративного государственного устройства муниципальные образования осуществляют бюджетную деятельность самостоятельно, с учетом разграничения бюджетной компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами.

Одним из основных направлений действия принципа бюджетного федерализма является правотворчество в сфере бюджетной деятельности государства. Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления наделяет Россию компетенцией по правовому регулированию тех сфер бюджетной деятельности, которые относятся к ее исключительному ведению или к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Бюджетный федерализм обусловил разграничение компетенции Российской Федерации и ее субъектов относительно местных бюджетов. Российская Федерация вправе принимать рамочные законы, определять общие принципы и подходы к бюджетной деятельности муниципальных образований, устанавливать пределы бюджетно-правового регулирования. Правовую конкретизацию с учетом местных особенностей муниципальная бюджетная деятельность должна получать в финансово-правовых актах субъектов РФ.

Таким образом, принцип федерализма в бюджетном праве носит комплексный, многогранный характер. Комплексное содержание принципа федерализма в бюджетном праве пронизывает все его институты, определяет сущность складывающихся бюджетных правоотношений и гарантирует Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям установленный законодательством бюджетно-правовой статус. Являясь общеотраслевым исходным началом финансового права и имея конституционное установление, бюджетный федерализм служит ориентиром для всех нормативно-правовых актов, которые регулируют различные аспекты бюджетной деятельности государства.[3,246-250].

 

3. Формы финансовой помощи бюджетам и условия их предоставления.

 

Единые нормативы отчислений не решают проблемы выравнивания,  бюджетной обеспеченности, так как бюджеты субъектов РФ различаются и по финансовому потенциалу, поэтому весьма важным является установление принципов оказания финансовой помощи. БК РФ регламентирует, что нормативы минимальной бюджетной обеспеченности, являющиеся основой для расчета финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета, определяются на основе единой методики с учетом социально-экономических, географических, климатических и иных особенностей субъектов РФ и согласовываются с субъектами РФ до принятия Закона о бюджете на очередной финансовый год.

Оказание финансовой помощи может осуществляться в следующих формах:

. дотации на выравнивание уровня минимальной бюджетной

обеспеченности;

. субвенции и субсидии на финансирование отдельных целевых расходов;

. бюджетные кредиты;

. бюджетные ссуды на покрытие временных кассовых разрывов,

возникающих при исполнении бюджетов.

В случае получения финансовой помощи из федерального бюджета на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъект РФ не имеет права:

.ставить государственных служащих, финансируемых за счет

средств бюджета субъекта РФ, в лучшие условия (по оплате труда,

командировочным и прочим расходам) по сравнению с государственными

служащими федеральных учреждений (с учетом региональных

коэффициентов заработной платы);

. предоставлять бюджетные кредиты юридическим лицам в размере,

превышающем 3% расходов бюджета субъекта РФ;

•. предоставлять государственные гарантии субъекта РФ в размере,

превышающем 5% расходов бюджета субъекта РФ.

Информация о работе Межбюджетные отношения