Дифференциация продукта и монополистической конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 11:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: охарактеризовать особенности дифференциации продукта и монополистической конкуренции.
Задачи работы:
- определить понятие и условия монополистической конкуренции;
- рассмотреть особенности дифференциации продукта и монополистической конкуренции;
- проанализировать рынок мобильных телефонов в России как рынок монополистической конкуренции за 2008-2010 гг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПРОДУКТА И МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ
1.1. Понятие и условия монополистической конкуренции
1.2. Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта
1.3. Неэффективность монополистической конкуренции.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЫНКА МОБИЛЬНЫХ ТЕЛЕФОНОВ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1. Рынок мобильных телефонов как рынок монополистической конкуренции в России
2.2. Предпочтения российских потребителей на рынке мобильных телефонов по итогам 2009 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая...аппазова -ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОДУКТА И МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ - копия.doc

— 442.50 Кб (Скачать файл)

Рис.5. Эффективность монополистической конкуренции

Избыточные производственные мощности свидетельствуют о том, что в отрасли действует больше фирм, чем необходимо. Меньшее их количество могло бы предложить то же количество продукции по более низким ценам. Однако в условиях монополистической конкуренции, где фирмы обладают рыночной властью, сокращение количества фирм приведет лишь к росту степени этой власти, что при отраслевом равновесии дает более высокие цены. Поскольку в данном случае рыночная власть обусловлена дифференциацией продукта, наличие излишних производственных мощностей является своеобразной платой общества за такую дифференциацию, размер которой будет зависеть от рыночной власти продавцов. Чем разнообразнее продукт, тем ниже эффективность, и наоборот. Поэтому суть проблемы заключается в том, сколько потребитель готов платить за ассортиментную дифференциацию. Учитывая, что рыночная власть фирм ограничена эластичностью спроса на продукцию, потери благосостояния при монополистической конкуренции будут невелики. К тому же неэффективность рынков с монополистической конкуренцией в какой – то степени компенсируется за счет роста благосостояния потребителя, вызванного расширением ассортимента.[1]

Таким образом, по первой главе работы можно сделать следующие выводы:

Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:

Большое число покупателей и продавцов. На рынке монополистической конкуренции действует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и её конкурентами. При монополистической конкуренции размеры рыночных долей фирм составляют в среднем от 1 до 5% общего объёма продаж на данном рынке, что больше, чем в условиях совершенной конкуренции (до 1%). Количество продавцов обуславливает тот факт, что последние не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают объёмы продаж и устанавливают цены на свою продукцию, в отличие от ситуации олигополии, когда на рынке одного товара действует лишь несколько крупных продавцов.

Невысокие барьеры для вступления в отрасль. При монополистической конкуренции легко основать новую фирму в отрасли или покинуть рынок – вход на данный отраслевой рынок не затруднён такими барьерами, какие ставят на пути новичка монополия и олигопольные структуры. Однако этот вход не настолько лёгок, как при совершенной конкуренции, поскольку вновь пришедшие фирмы часто испытывают трудности со своими новыми для покупателей торговыми марками. Примерами отраслей с преобладанием монополистической конкуренции могут служить рынки женской, мужской или детской одежды, ювелирных изделий, обуви, безалкогольных напитков, книг, а также рынки различных услуг – парикмахерские и т.п.

Производство дифференцированной продукции имеющей много заменителей. Хотя на отраслевом рынке продаются товары (или реализуются услуги) одного типа, при монополистической конкуренции продукт каждого продавца обладает специфичными качествами или характеристиками, которые служат тому, чтобы некоторые покупатели предпочли его товар товару конкурирующих фирм. Это называется дифференциацией товара в противовес стандартизированным товарам, характерным для совершенно конкуренции. Специфичность товара даёт каждому продавцу определённую степень монопольной власти над ценой: на престижные товары (например, часы «Ролекс», ручки «Монт Бланк», духи «Шанель») цены всегда устанавливаются выше, чем на аналогичные товары, не имеющие столь знаменитой торговой марки или не столь блестяще разрекламированные.

Наличие неценовой конкуренции. Очень часто в условиях монополистической конкуренции фирмы, соперничая друг с другом, не используют ценовую конкуренцию, но зато активно применяют различные способы неценовой конкуренции и в особенности рекламу. При неценовой конкуренции эпицентром соперничества между производителями становятся такие неценовые параметры продукции, как её новизна, качество, надёжность перспективность, соответствие международным стандартам, дизайн, удобство эксплуатации, условия послепродажного обслуживания и др. Фирмы на рынках с монополистической конкуренцией стремятся всеми способами убедить потребителя в том, что их товары отличаются от товаров конкурентов в лучшую сторону. Монопольно конкурентные рынки непрерывно разрабатывают новые товары и улучшают уже имеющиеся. Улучшение товара может быть незначительным, однако многие потребители действительно откликаются на изменение характеристик товара, что позволяет фирме извлекать дополнительную прибыль до тех пор, пока эти улучшения не будут взяты на вооружение её конкурентами.

Суть монополистической конкуренции заключается в том, что каждая фирма продает продукцию, на которую существует много близких, но несовершенных заменителей. В результате каждая фирма имеет дело с убывающей кривой спроса на свою продукцию. В краткосрочном периоде поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции во многом аналогично поведению монополии. Так как товар данной фирмы отличается от товаров фирм-конкурентов особыми качественными характеристиками, которые нравятся определённой категории покупателей, тогда фирма может поднять цену своего товара без падения продаж, потому что достаточное число потребителей готово заплатить более высокую цену. Как и монополия, фирма несколько недопроизводит продукцию и завышает на нее цену. Таким образом, монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии тем, что фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров.

В долгосрочном периоде монополистическая конкуренция аналогична совершенной конкуренции. В условиях свободного доступа на рынок потенциальная возможность получить прибыль привлекает новые фирмы с конкурирующими марками товаров, снижая прибыли до нуля. Этот же процесс работает и в обратном направлении. Если бы спрос на рынке с монополистической конкуренцией снизился после достижения равновесия, то фирмы покинули бы рынок. Это происходит потому, что сокращение спроса сделало бы невозможным для фирм покрывать свои экономические издержки. Они выйдут из отрасли и переместят свои ресурсы в более выгодные предприятия. Когда это произойдёт, кривые спроса и предельного дохода, оставшихся на рынке продавцов сместятся вверх. Выход фирм из отрасли будет продолжаться до тех пор, пока не будет достигнуто новое равновесие.

 


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЫНКА МОБИЛЬНЫХ ТЕЛЕФОНОВ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

2.1. Рынок мобильных телефонов как рынок монополистической конкуренции в России

 

Одним из рынков монополистической конкуренции, несомненно, является рынок мобильных телефонов. В настоящее время он в России все еще находится на взлете. На этом рынке существует множество различных компаний, которые находятся в постоянной и жесткой конкуренции между собой.

На рынке продаж мобильных телефонов потребительские предпочтения в сегменте телефонов средний и ниже среднего ясны, а в сегменте телефонов класса премиум аналитические компании усмотрели склонности потребителей в сторону более функциональных моделей.

В январе и феврале 2010 года количество проданных телефонов в России выросло на 9% и 17% в сравнение с показателями предыдущего года соответственно. В январе было реализовано 2,27 млн. аппаратов, в феврале – 2,22 млн.

 

Рис. 6. Российский рынок мобильных устройств, январь-февраль 2009-2010 гг.

В первом полугодии 2010 года объем рынка телефонов в штучном выражении может вырасти на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 13,1 миллионов телефонов. Однако в денежном выражении за аналогичный период рынок может снизиться на 10-15%, что объясняется снижением средней рыночной цены (падение к предыдущему году около 19%).

 

Рис. 7. Средняя розничная цена мобильных телефонов, январь-февраль 2008-2010 гг., руб.

В феврале 2010 года доля рынка розничной сети МТС (без франчайзинга) на рынке мобильных телефонов в штучном выражении достигла 13,8%.[1]

Доля телефонов стоимостью менее 5 000 руб. по итогам января-февраля 2010 года в розничной сети МТС составила около 70% (в штучном выражении). Доля телефонов стоимостью от 5 000 до 9 999 руб. составила около 24%. Дорогие модели, стоимостью более 10 000 руб, заняли чуть более 6%.

Если говорить о новых моделях, то важной новинкой 2010 года можно назвать запуск продаж телефона iPhone 3GS, продажи которого стартуют в розничной сети МТС 5 марта 2010 г.

 

 

Рис. 9. Структура продаж мобильных телефонов в розничной сети МТС по ценовым категориям в январе-феврале 2010 г., % штук

2.2. Предпочтения российских потребителей на рынке мобильных телефонов по итогам 2009 г.

 

В 2009 году свою долю в числовом выражении нарастили лидеры Nokia (+4%), Samsung (+2,1%). Сдал позиции Sony Ericsson (-6,3%). Лидером роста в 2009 году стал LG (+5,4%). Брендированные телефоны МТС в конце 2009 года занимали около 15% в продажах в сети МТС. По итогам 4 месяцев (сентябрь — декабрь 2009 года) модель МТС-236 вошла в топ-15 самых продаваемых моделей на рынке России.

 

Рис. 10. Доли ведущих производителей на российском рынке мобильных телефонов в 2009 г., % штук

В 2009 году в России в структуре мобильных телефонов смартфоны занимали около 4,5% в численном выражении и около 14% в денежном выражении. В пятерку лидеров вошли Nokia, Samsung, HTC, Blackberry, iPhone. Достаточно интересным остается рынок смартфонов в средней ценовой категории (10-12 000 рублей), на который вендоры обращают все больше внимания. Так, с ноября 2009 года в рознице МТС доступен смартфон BlackBerry Curve 8520 по цене 12 500 рублей.[1]

За счёт значительного снижения средней стоимости мобильного телефона, объем рынка 2011 года в денежном выражении составит порядка 180 млрд. рублей.

По итогам 2010 года, основными поставщиками мобильных телефонов в России по-прежнему остаются компании: Nokia, Samsung, LG и Sony Ericsson, совокупная доля которых составляет на рынке 88%. Тем не менее, на рынке наметилась тенденция роста «азиатских» брендов, таких как ZTE, UBIQUAM, Huawei и др. (с 2% до 5%). Большинство таких телефонов продаются на российском рынке под брендами «Билайн», «Мегафон», «МТС» и «Скай Линк».

В 2011 году на рынке ожидается рост продаж смартфонов. Наибольшей популярностью будут пользоваться смартфоны на операционной системе Android. Большинство «азиатских» брендов готовы предложить рынку смартфоны на базе Android по доступным ценам. Именно за счёт такого фактора возможно изменение долей основных игроков в следующем году.

Как известно, компания Nokia поставляет свои телефоны исключительно на операционной системе Symbian. Другие крупные игроки, такие как Samsung, Sony Ericsson, LG будут выпускать свою продукцию на разных операционных системах.

 

Рис. 11. Динамика продаж мобильных телефонов ведущих компаний в России за 2009-2010 гг.

Интересные результаты демонстрируют компании Apple и HTC. По продажам мобильных телефонов, в штучном выражении доля Apple составляет около 1%, а в денежном выражении компании удаётся занимать 6% рынка. HTC в штучном выражении занимает менее 1% рынка, но это не мешает вендору занимать 3% рынка в денежном выражении.

 Развитие мобильных систем привело к тому, что смартфоны начинают значительно дешеветь, что и делает их более доступными. Именно за счёт этого в 2010 году произошло смещение ценовых сегментов.

 

Рис. 12. Ценовая сегментация на рынке

Таким образом, значительно увеличилась доля мобильных телефонов в сегменте «3 000 – 4 999 руб.». Продажи телефонов данной категории выросли в 4 квартале 2010 года на 7%, по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. Такое изменение произошло за счёт более высокого ценового сегмента «5 000-14 999 руб.».

Несколько выросла доля дорогих телефонов, свыше 25 000 руб. В большей степени это связано с появлением дорогих моделей от компаний Apple, Samsung и HTC.[1] Ожидается, что в следующем году основной рост рынка будет происходить за счёт мобильных телефонов, стоимость которых будет составлять 3 000 - 7 499 руб.  Стремительное падение средней стоимости мобильного телефона на российском рынке приостановилось. На фоне продаж продукции Apple (iPhone 4G и iPhone 3GS), средняя стоимость во второй половине 2010 года немного увеличилась. Тем не менее, это не говорит о том, что средняя стоимость мобильных телефонов начнёт заметно расти. Средняя стоимость в 2011 году увеличится незначительно и за счёт роста продаж смартфонов будет находиться на уровне 4,5 тыс. руб.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в данной работе были исследованы особенности дифференциации продукта и монополистической конкуренции. При монополистической конкуренции не достигается производственная эффективность. Помимо этого, часто слышны обвинения в неразумных и неоправданных расходах на дифференциацию продукта и рекламу. При этом выдвигаются следующие аргументы:

1. Общество бесполезно тратит ограниченные редкие ресурсы на создание бессмысленной разницы в продуктах одного типа. Так, аспирин остается аспирином, хотя за некоторые его запатентованные и разрекламированные марки потребителю приходится платить вдвое и более. Потребителям в действительности не нужны, скажем, 50 различных сортов мыла или зубной пасты, которые по сути своей одинаковы. В результате потребители оплачивают и излишнее дифференцирование продукта, и рекламу. Расходы на рекламу составляют подчас до 50% и более от продажной цены товара;

2. Дифференцирование и реклама стремятся воздействовать на вкусы и предпочтения потребителей, изменить их, вызвать новые потребности, таким образом, получается, что люди существуют для удовлетворения нужд фирмы, а не фирмы служат людям. Общество утратило свою изначальную целевую ориентацию – развитие производства для удовлетворения потребностей людей;

3. Информация, содержащаяся в рекламе, по меньшей мере, минимальна и недостаточна, а часто бывает и намеренно обманчивой;

Информация о работе Дифференциация продукта и монополистической конкуренции