Монополистическая конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 19:48, контрольная работа

Краткое описание

При такой модели рынка фирмы стремятся расширять свою область предпочтений путем индивидуализации своей продукции. Это происходит прежде всего с помощью товарных знаков, наименований и рекламной компании, которые однозначно выделяют различия товаров.
Монополистическая конкуренция отличается от совершенной монополии по следующим признакам:
- на совершенном рынке продаются не гомогенные, а гетерогенные товары;
- для участников рынка нет полной прозрачности рынка, и они действуют не всегда в соответствии с экономическими принципами;
- предприятия стремятся расширить свою область предпочтений путем индивидуализации своей продукции;
- доступ к рынку для новых продавцов при монополистической конкуренции затруднен в силу наличия предпочтений.

Содержание

Введение 3
1. Монополистическая конкуренция 5
2.Существование отрасли при монополистической конкуренции 6
3.Краткосрочное равновесие фирмы при монополистической конкуренции 7
4. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде 8
5. Сравнение с исходным конкурентным равновесием 11
6. Реклама и продвижение товара на рынки с монополистической конкуренций 12
Издержки неценовой конкуренции 12
7. Равновесие в долгосрочном плане с осуществлением рекламной деятельности при монополистической конкуренции 16
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

антимонопольная политика - монополистическая конкуренция5.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

План

   

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

    Относительно  большое число  производителей предлагает  похожую, но не  идентичную продукцию,  т.е. на рынке  присутствуют гетерогенные  товары. В условиях  совершенной конкуренции  фирмы производят  стандартизованную (однородную) продукцию, в условиях монополистической конкуренции производится дифференцированная продукция. Дифференциация затрагивает прежде всего качество продукта или услуг, благодаря чему у потребителя складываются ценовые предпочтения. Продукция может быть дифференцирована также по условиям послепродажного обслуживания (для товаров длительного использования), по близости к покупателям, по интенсивности рекламы и т.п.

   Таким  образом, фирмы  на рынке монополистической  конкуренции вступают  в соперничество не только (и даже не столько) через цены, но и путем всемирной дифференциации продукции и услуг. Монопольность в такой модели заключается в том, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает в некоторой мере монопольной властью над своим товаром; она может повышать и понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов, хотя эта власть и ограничивается наличием производителей аналогичных товаров. Кроме того на монополистических рынках наряду с мелкими и средними достаточно крупные фирмы.

   При такой  модели рынка фирмы  стремятся расширять  свою область предпочтений  путем индивидуализации  своей продукции.  Это происходит  прежде всего с  помощью товарных  знаков, наименований  и рекламной компании, которые однозначно  выделяют различия товаров.

    Монополистическая  конкуренция отличается от совершенной монополии по следующим признакам:

     - на  совершенном рынке  продаются не гомогенные, а гетерогенные  товары;

     - для  участников рынка  нет полной прозрачности  рынка, и они  действуют  не всегда в соответствии с экономическими принципами;

     - предприятия  стремятся расширить  свою область предпочтений  путем индивидуализации  своей продукции;

     - доступ  к рынку для  новых продавцов  при монополистической  конкуренции затруднен  в силу наличия предпочтений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Монополистическая  конкуренция

 

Монополистическая конкуренция  осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют ,чтобы продать дифференцированный продукт на рынке ,где возможно появление новых продавцов.

Для рынка с монополистической конкуренцией характерно следующее:

1.Товар каждой  фирмы, торгующей  на рынке ,является  несовершенным заменителем  товара  ,реализуемого  другими фирмами.

Продукт каждого  продавца обладает исключительными  качествами и характеристиками ,которые служат тому, чтобы некоторые покупатели предпочли  его товар  товару конкурирующей фирме. Дифференциация  товара означает ,что предмет ,продаваемый на рынке не является стандартизированным.Это может происходить из-за действительных качественных отличий между продуктами или  из-за  предполагаемых отличий ,которые проистекают из различий в рекламе ,престиже торговой марки или “имидже” ,связанным с обладанием этим товаром.

2.На рынке  существует относительно  большое число  продавцов, каждый  из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками.

При монополистической  конкуренции  размеры  рыночных  долей  фирм  в общем  превосходят 1% ,т.е. процент, который существовал  бы при  совершенной конкуренции. В типичном случае на фирму приходится от 1% до 10 % продаж на рынке в течение года.

3.Продавцы на  рынке не считаются  с реакцией своих  соперников ,когда  выбирают ,какую установить  цену на свои  товары или когда  выбирают ориентиры по объему годовых продаж.

Эта особенность  является  следствием  все же относительно большого числа продавцов  на рынке с монополистической  конкуренцией. т.е. если отдельный продавец   сократит цену ,то вероятно, что прирост объема продаж произойдет не за счет  одной фирмы, а за счет многих. Как следствие , маловероятно , что какой-нибудь отдельный конкурент принесет достаточно значительные потери  своей доли на рынке  из-за уменьшение  продажной цены какой-нибудь отдельной фирмы. Следовательно ,у конкурентов  нет причин, чтобы отреагировать на это изменением своей политики ,поскольку решение одной из фирм не воздействует в значительной степени на  их возможности извлекать прибыли. Фирма  знает это и ,следовательно, не учитывает какой-либо возможной реакции конкурентов, когда выбирает свою  цену или цель по  продажам.

4.На рынке  есть условия для  свободного входа  и выхода

При монополистической  конкуренции легко  основать фирму или  покинуть рынок. Выгодная коньюктура на рынке  с монополистической  конкуренцией привлечет новых продавцов. Однако вход на рынок не настолько легок, как он был при совершенной конкуренции, поскольку новые продавцы часто испытывают трудности со своими новыми для покупателей торговыми марками и услугами. Следовательно, уже существующие фирмы с устоявшейся репутацией могут сохранять свое преимущество над новыми производителями. Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию  монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она также похожа на совершенную конкуренцию, т.к.  каждый товар продается многими фирмами, и на рынке существует свободный вход и выход.

 

2.Существование  отрасли при монополистической  конкуренции

 

Хотя на рынке  с монополистической  конкуренцией товар  каждого продавца уникален, между различными видами продуктов можно найти достаточно сходства, чтобы объединить продавцов в широкие категории, похожие на отрасль.

Товарная  группа представляет собой несколько близко связанных ,но не идентичных товаров, которые удовлетворяют одну и ту же потребность покупателей. В каждой товарной группе продавцов можно рассматривать как конкурирующие фирмы в пределах отрасли. Хотя есть проблемы с определением границ отраслей, т.е. при определении отрасли надо сделать ряд допущений, и принять ряд соответствующих решений. Однако при описании отрасли может оказаться полезной  оценка перекрестной эластичности спроса на товары соперничающих фирм, т.к. в отрасли с монополистической конкуренцией перекрестная эластичность  спроса на товары соперничающих фирм должна быть положительной и относительно большой, что означает, что товары конкурирующих фирм являются друг для друга очень хорошими заменителями, что означает, что если фирма поднимет цену выше конкурентной, то она может ожидать потери значительного объема продаж в пользу конкурентов.

Обычно на рынках с наибольшей монополистической  конкуренцией на четыре крупнейшие фирмы  приходится  25% общих  внутренних поставок, а на восемь крупнейших фирм - менее 50%.

 

3.Краткосрочное  равновесие фирмы  при монополистической конкуренции

 

Кривая спроса так, как она видится  монопольно-конкурентной фирме, наклонена  вниз. Предположим, что  продавец стремиться максимизировать  прибыль и его  товар отличается от  соперничающих  по каким-либо характеристикам. Тогда продавец может поднять цену без падения уровня продаж, т.к. найдутся покупатели, готовые платить повышенную цену  за этот продукт.(остальное зависит от эластичности спроса на этот товар, т.е. покроет ли  прибыль от увеличения цены потери от сокращения продаж или нет).Спрос и предельный доход зависят также от цен, установленных конкурирующими фирмами, т.к. если бы они снизили свои цены, то продавец получил бы меньшую прибыль от понижения / повышения цены. Но ,как уже говорилось ранее, монопольно-конкурентная фирма не учитывает реакцию конкурентов на свои действия.

Краткосрочное равновесие фирмы показано на рисунке 1.

Максимизирующее прибыль кол- во товара =Q .Этот выпуск соответствует  точке ,в которой  MR=MC .Чтобы  продать это кол-во фирма установит  цену ,равную Р1,при  этой цене кол-во товара, на которое есть спрос, соответствует т. А на кривой предложения и составляет максимизирующий прибыль выпуск. При установлении цены, равной Р1 фирма получает прибыль с единицы товара равную отрезку АВ, а со всего выпуска- равную площади заштрихованного прямоугольника.

 

Цена и себест.


 

 


                                                                                              МС


 

 

 

 

  P1                                                                A


                                                                                                    АС


 

 

 

Р2                                                                   В


                                                                                                                           D


 

 

                                                                                        MR


                                                                    Q                                                          Кол-во.

 

Рис.1.

4. Равновесие  фирмы в долгосрочном  периоде

 

Но получение  прибыли возможно только в краткосрочном  периоде, т.к. в  долгосрочном в отрасль придут новые фирмы, которые  скопируют достижения продавца  или  продавец сам начнет расширяться и  прибыль упадет до нормальной, т.к. по мере роста количества предлагаемого товара, цена за единицу товара, которую может назначить каждый отдельный продавец, будет снижаться. Продавец, который первым выпустил товар на рынок, обнаружит, что как кривая спроса, так и кривая предельного дохода  на товар, реализуемый фирмой, будет смещаться вниз. Это означает, что цена и предельный доход ,который фирма может ожидать, упадут в долгосрочном плане из-за возросшего предложения товара. Плюс к этому, спрос на товар каждой отдельной фирмы также будет стремиться стать более эластичным при данной цене, т.к. увеличение числа соперничающих фирм увеличивает число заменителей. Новые фирмы входят на рынок до тех пор, пока не станет невозможным получение прибыли. Следовательно, долгосрочное равновесие на рынке с монополистической конкуренцией  похоже на конкурентное равновесие в том, что ни одна фирма не получает прибыль больше нормальной.

На  рисунке  2 показано долгосрочное равновесие отрасли при монополистической  конкуренции.

                 Цена и себест.


 

 

 


 


                                                                  LRAC                                    LRMC


 

                                                                               А    АС


         Р                                                                     


 

 

 

                                                                                                                         D

 

 

 


 

                                                                                            MR

 


                                                                              Q1                              Q2   Кол-во

 

Рис.2.

Отрасль не может  находиться в равновесии, пока фирмы могут  запрашивать за товар  больше, чем средние затраты при максимизирующем прибыль выпуске, т.е. цена должна быть равна средним затратам на этот выпуск. При долгосрочном равновесии кривая спроса  является касательной к  долгосрочной кривой средних издержек. Цена, которую надо установить ,чтобы продать Q1 товара , составляет  Р, соответствует т.А на кривой спроса. При этом средние затраты тоже равны Р за штуку, и, следовательно прибыль равна нулю как с одной штуки, так и в целом. Свободный вход на рынок препятствует  фирмам извлекать экономические прибыли в долгосрочном плане Этот же процесс работает и в обратном направлении. Если бы спрос на рынке снизился бы после достижения равновесия, то фирмы покинули бы рынок, т.к. сокращение спроса сделало бы невозможным покрытие экономических издержек. Как показано на рисунке 3,при выпуске  Q1 ,при котором MR=LRMC после сокращения спроса, типичный продавец находит, что цена Р1,которую он должен установить. чтобы продать это кол-во товара, меньше, чем средние затраты АС1 на его производство. Т.к. при этих обстоятельствах фирмы не могут покрыть свои экономические издержки, они выйдут из отрасли и переместят свои ресурсы в более выгодные  предприятия. Когда это произойдет, кривая спроса и кривые предельного дохода остальных  фирм сместятся вверх. Это произойдет потому, что сокращение имеющегося в наличие товара увеличит максимальные цены и предельный доход, характерные для любого его выпуска. и которые  могли бы получать оставшиеся продавцы. Выход фирм из отрасли будет продолжаться до тех пор, пока не будет достигнуто новое равновесие, при котором кривая спроса опять является касательной к кривой LRAC, а фирмы получают нулевые экономические прибыли. Процесс выхода фирм  с рынка мог бы также произойти в результате того, что фирмы завысили бы оценку возможного от продаж на рынке предельного дохода. Избыточное число фирм могло бы сделать товар настолько изобильным, что фирмы на рынке не смогли бы покрыть свои средние издержки при цене, при которой предельный доход равняется предельным затратам.

Информация о работе Монополистическая конкуренция