Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2012 в 18:10, курсовая работа
Задачи данной работы определены следующим образом:
1) уточнить понятие и сущность денежного оборота;
2) охарактеризовать особенности безналичного оборота, его организацию, принципы;
3) охарактеризовать организацию налично-денежного оборота;
4) рассмотреть особенности развития новых форм денежного обращения в РФ.
Введение 3
Глава I. Денежный оборот и денежное обращение на современном этапе 5
1.1. Понятие и сущность денежного оборота 5
1.2. Безналичный оборот, его организация, принципы 8
1.3. Организация налично-денежного оборота 12
Глава II. Развитие новых форм денежного обращения в РФ 15
2.1. Развитие электронных средств платежа 15
2.2. Развитие системы чековых книжек 21
Заключение 30
Список литературы 32
Безналичный платежный оборот в стране организуется на основе определенных принципов.
Принципы организации расчетов - основополагающие начала их проведения. Соблюдение принципов в совокупности позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности.
Первый принцип - правовой режим осуществления расчетов и платежей - обусловлен ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества. Все гражданские правоотношения подразделяются на вещные и обязательственные. Рыночный оборот по существу представляет собой совокупность различных обязательственных отношений, связанных с исполнением определенных обязанностей конкретными должниками в пользу кредиторов. Выполнение обязательств предприятиями, частными лицами, государством обеспечивается благодаря платежной системе. В литературе высказана позиция, что безналичные расчеты - это не движение денежных средств, а движение денежных обязательств. При этом объем требований клиента к банку отражается на его расчетном (текущем) счете. На корреспондентских счетах банков отражаются уже суммы требований к банкам-корреспондентам, основным из которых является Банк России.
Второй принцип - осуществление расчетов преимущественно по банковским счетам. Наличие последних как у получателя, так и плательщика - необходимая предпосылка расчетов. Безналичные расчеты ведутся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета - самостоятельный двусторонний (участники имеют как права, так и обязанности) гражданско-правовой договор.
Третий принцип - поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа - залог четкого безусловного выполнения обязательств. Все плательщики (предприятия, банки и т.п.) должны планировать поступления, списания средств со счетов, предусмотрительно изыскивать недостающие ресурсы (путем получения кредита или продажи активов) с целью своевременного выполнения долговых обязательств.
Четвертый принцип - наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж. Данный принцип реализуется путем применения:
• либо соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств;
• либо специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежных требований-поручений, платежных требований, переводных векселей) (19, с. 78).
Пятый принцип - срочность платежа - вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выполнение платежных обязательств. Значение этого принципа заключается в том, что непрерывно расходуемые средства на производство товаров, оказание услуг должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные заключенными договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению кругооборота средств и в конечном счете к платежному кризису (13).
Шестой принцип - контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения - подразделяется на предварительный, текущий, последующий, внутренний и внешний контроль.
Безналичные расчеты проводятся на основании расчетных документов установленной формы и с соблюдением соответствующего документооборота. В зависимости от вида расчетных документов, cпособа платежа и организации документооборота в банке, у плательщиков и получателей средств различают следующие основные формы безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями, аккредитивную форму расчетов, расчеты чеками, расчеты платежными требованиями-поручениями зачет взаимных требований.
Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором (соглашением, отдельными договоренностями).
Разнообразие применяемых форм расчетов и принципы выбора той или иной формы расчетов при заключении договоров и сделок зависят от конкретной экономической ситуации в стране, и претерпевают значительные изменения при проведении реформ в хозяйственной сфере.
Выбор форм должен контролироваться банком на соответствие установленным правилам ведения расчетов. Банк должен рекомендовать клиентам руководствоваться при установлении форм расчетов необходимостью максимального их ускорения, упрощения документооборота, исключения встречного перераспределения средств между контрагентами.
Налично-денежный оборот представляет собой процесс движения наличных денежных знаков (банкнот, казначейских билетов, разменной монеты). Несмотря на то, что налично-денежный оборот во всех странах как с рыночной, так и с административной моделями экономики составляет меньшую часть, он имеет большое значение. Именно этот оборот обслуживает получение и расходование большей части денежных доходов населения. Именно в налично-денежный оборот складывается постоянно повторяющийся кругооборот наличных денег (4, с. 55).
Налично-денежный оборот начинается в расчетно-кассовых центрах Центрального банка РФ. Наличные деньги переводятся из их резервных фондов в оборотные кассы, тем самым они поступают в обращение. Из оборотных касс РКЦ наличные деньги направляются в операционные кассы коммерческих банков. Часть этих денег банки могут передавать друг другу на платной основе, но большая часть наличных денег выдается клиентам - юридическим и физическим лицам (либо в кассы предприятий и организаций, либо непосредственно населению). Часть наличных денег, находящихся в кассах предприятий и организаций, используется для расчетов между ними, но большая часть передается населению в виде различных видов денежных доходов (заработной платы, пенсий и пособий, стипендий, страховых возмещений, выплаты дивидендов, поступлений от продажи ценных бумаг и т. д.).
Население также использует наличные деньги для взаиморасчетов, но большая их часть расходуется на выплату налогов, сборов, страховых платежей, квартплаты и коммунальных платежей, погашение ссуд, покупку товаров и оплату различных платных услуг, покупку ценных бумаг, лотерейных билетов, арендные платежи, уплату штрафов, пени и неустоек и т.д.
Таким образом, деньги поступают либо непосредственно в операционные кассы коммерческих банков, либо в кассы предприятий и организаций (прежде всего предприятий торговли и предприятий, оказывающих услуги населению) (17, с. 128).
В соответствии с действующим порядком организации налично-денежного оборота для каждого предприятия устанавливаются лимиты остатка наличных денег в их кассах и деньги, превышающие лимит, должны сдаваться в обслуживающий данное предприятие коммерческий банк. Для коммерческих банков также устанавливаются лимиты их операционных касс, поэтому в сумме, превышающей лимит, они сдают наличные деньги в РКЦ. Последним также устанавливается лимит их оборотных касс, поэтому деньги в сумме, превышающей лимит, переводятся в резервные фонды, т.е. изымаются из обращения.
Налично-денежный оборот организуется государством в лице центрального банка. Налично-денежный оборот организуется на основе следующих принципов:
все предприятия и организации должны хранить наличные деньги (за исключением части, установленной лимитом) в коммерческих банках;
банки устанавливают лимиты остатка наличных денег для предприятий всех форм собственности;
обращение наличных денег служит объектом прогнозного планирования;
управление денежным обращением осуществляется в централизованном порядке;
организация налично-денежного оборота имеет целью обеспечить устойчивость, эластичность и экономичность денежного обращения;
наличные деньги предприятия могут получать только в обслуживающих их учреждениях банков.
Организуемое и регулируемое государственными законами денежное обращение страны называется денежной системой. В каждой стране денежная система складывается исторически. Известны различные типы денежных систем. Так, в условиях существования металлического денежного обращения различали два типа денежных систем: биметаллизм и монометаллизм.
С 30-х гг. ХХ века в мире начинают функционировать денежные системы, построенные на обороте неразменных кредитных денег. Это прежде всего связано с действием общего экономического закона экономии общественного труда. Эволюция денежных систем приводит к созданию все более экономичных денежных систем, где издержки денежного оборота постоянно снижаются, следовательно, снижаются и затраты общественного труда.
Глава II. Развитие новых форм денежного
обращения в РФ
2.1. Развитие электронных средств платежа
Деньги как средство платежа все больше принимают электронную форму, становясь «электронными деньгами». Получившие распространение со второй половины 70-х гг. электронные устройства и системы связи, используемые для перевода денежных средств, осуществления кредитных и платежных операций посредством передачи электронных сигналов, имеют следующие преимущества по сравнению с бумажными деньгами: увеличение скорости передачи платежных инструкций, упрощение обработки банковской корреспонденции, снижение стоимости обработки платежной документации.
Автоматическое ведение банковских счетов (зачисление и списание средств, переводы со счета на счет, начисление процентов, контроль за состоянием расчетов и т.д.) осуществляется созданными в банках электронно-вычислительными центрами.
Первоначально получили распространение платежные пластиковые карточки, имеющие магнитную ленту, которая содержит всю необходимую информацию о ее владельце. В 90-х гг. в обращение поступили платежные карточки нового поколения, содержащие микропроцессор и обладающие более высокой степенью защиты.
В России платежные пластиковые карточки появились в начале 1992 г., когда началось распространение карточек международной организации «Виза интернасьональ». В 1994 г. появляется принципиально новая система безналичных электронных расчетов с помощью пластиковых карточек с микросхемой «Оптимум-карт». Аналогичные карточки широко используются в ряде европейских стран: Франции, Португалии, Германии, Венгрии и т.д. (2, с. 16)
Широкое внедрение на территории России системы безналичных вкладных операций и расчетов населения по широкому спектру услуг на базе кредитных карточек является одной из ключевых мер по повышению эффективности функционирования денежно-кредитной системы и ее интеграции в общемировую систему. По имеющимся расчетам, внедрение системы компьютерного денежного обращения (СКДО) на территории России даст эффект существенного сокращения объемов наличной денежной массы, ускорения оборота денежной единицы, повышения качества и сокращения сроков обслуживания населения по всем видам расчетно-кассовых и вкладных операций, более жесткого контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, значительного ограничения возможности злоупотреблений и хищений денежных средств. Тем не менее, рынок кредитных карточек в Российской Федерации развивается низкими темами и чрезвычайно неравномерно.
Во всем мире кредитные карты являются самым популярным банковским продуктом. Однако в России настоящие кредитные карточки выдают всего три банка: ДельтаБанк, "Русский стандарт" и присоединившийся к ним на прошлой неделе "Русский банк развития". Все эти банки отнюдь не относятся к российской элите банковского бизнеса. Законодатели моды в банковских продуктах пока предпочитают выдавать привычные россиянам "дебетовые" пластиковые карты, по которым операции ограничиваются суммой, заранее внесенной на счет держателя карты. "Финансовые Известия" решили выяснить почему (3, с. 9).
На самом деле лидеры карточного бизнеса, безусловно, обладают тем же продуктом. Просто по ряду причин он по-другому называется и предлагается не всем. "По кредитным картам банк должен представлять в ЦБ отчетность, которая гораздо сложнее и подробнее, чем та, которую представляют банки по дебетовым картам, - отмечает начальник управления пластиковых карт банка "Кредиттраст" Сергей Борисов. - Поэтому банкам проще назвать это "дебетовой карточкой с разрешенным овердрафтом", чем вести более сложную отчетность и раскрывать дополнительную информацию" (1, с. 1).
Еще один момент: крупные банки не хотят брать на себя дополнительные риски, предоставляя кредиты "человеку с улицы". Большинство крупных банков даже карты "с разрешенным овердрафтом" предоставляют только сотрудникам корпоративных клиентов. "Если физическое лицо является сотрудником корпоративного клиента, банку легче и дешевле оценивать риски", - считает начальник отдела пластиковых карт Пробизнесбанка Александр Боциев. Отсутствие единой информационной базы, позволяющей определить добропорядочность потенциального заемщика в отношениях с банком, безусловно, важная проблема, однако откуда ей взяться, если банки не дают кредиты без кредитной истории.