Государственный кредит в современной России: особенности и тенденции его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 19:22, курсовая работа

Краткое описание

В своей курсовой работе я обратилась к теме " государственный кредит, его сущность и формы" неслучайно. Кредит относится к числу важнейших категорий экономической науки. Его изучению посвящены произведения классиков марксизма, многочисленные работы советских и зарубежных экономистов. Однако эта тема не изучена полностью, нуждается в дополнительной доработке, поскольку кредитные отношения в современных условиях достигли наибольшего развития. "В настоящее время речь уже идет не о постоянном увеличении объемов денежных капиталов, предоставляемых в ссуду, но и о расширении субъектов кредитных отношений, а также растущем многообразии самих операций".Наиболее характерные черты кредитной сферы - перенасыщение оборота платежных средств, утрата кредитом своего назначения.

Содержание

Введение………………………………………………………...………………...….3
Глава 1. Экономическое содержание, функции и формы государственного кредита………………………………………………………………………………5
1.1 Сущность и понятие государственного кредита………………………………5
1.2 Виды и формы государственного кредита и займа……………………………8
1.3 Функции и виды государственных ценных бумаг………………………...…15
Глава 2 Основные тенденции развития государственного кредита в Рос-сии….……………………………………………………………………………..…21
2.1 Процесс управление государственным кредитом………...……………….…21
2.2 Рынок государственных ценных бумаг…………………...…….…………….27
2.3 Анализ государственного долга РФ…………………………………………..28
Глава3.Преспективные тенденции развития государственного креди-та………………………………………………………………………………….…34
3.1 Государственный кредит в России………………...…………………….…....34
Заключение………………………………………………………………...………..40
Список литературы……………………………………….………………..….……42

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическое содержание, функции и формы государственного кредита.docx

— 91.42 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

                                                                                                                                          Экономический факультет

     Кафедра финансы и кредит

                                                     

Курсовая работа

на тему:

« Государственный кредит  в современной России:  особенности и тенденции его развития»

                                                                          

                                                                               Выполнила: студентка 3 курса

                                                                               Очного отделения                                                                                                                                                        

                                                                                                Экономического факультета

                                                                            Ярдымова А.Г .                  

 

 

                                                                                                                             Научный руководитель: ст.п.

                                                                           Ширинов И.А

 

 

Ростов-на-Дону

2012

 

                                                 Содержание

Введение………………………………………………………...………………...….3

Глава 1. Экономическое содержание, функции и формы государственного кредита………………………………………………………………………………5

1.1 Сущность и понятие  государственного кредита………………………………5

1.2 Виды и формы государственного  кредита и займа……………………………8

1.3 Функции и виды государственных  ценных бумаг………………………...…15

Глава 2 Основные тенденции развития государственного кредита в России….……………………………………………………………………………..…21

2.1 Процесс управление государственным кредитом………...……………….…21

2.2 Рынок государственных ценных бумаг…………………...…….…………….27

2.3 Анализ государственного долга РФ…………………………………………..28

Глава3.Преспективные тенденции развития государственного кредита………………………………………………………………………………….…34

3.1 Государственный кредит в России………………...…………………….…....34

Заключение………………………………………………………………...………..40                                                                                                       

Список литературы……………………………………….………………..….……42

 

 

 

 

Введение

В своей курсовой работе я обратилась к теме " государственный кредит, его сущность и формы" неслучайно. Кредит относится к числу важнейших категорий экономической науки. Его изучению посвящены произведения классиков марксизма, многочисленные работы советских и зарубежных экономистов. Однако эта тема не изучена полностью, нуждается в дополнительной доработке, поскольку кредитные отношения в современных условиях достигли наибольшего развития. "В настоящее время речь уже идет не о постоянном увеличении объемов денежных капиталов, предоставляемых в ссуду, но и о расширении субъектов кредитных отношений, а также растущем многообразии самих операций". Наиболее характерные черты кредитной сферы - перенасыщение оборота платежных средств, утрата кредитом своего назначения. Произошли изменения в структуре кредитных вложений за последние годы. Доля кредитов, предоставляемых на восполнение недостатков бюджетных ресурсов, увеличилась. Все эти факты говорят о том, что необходимо уделять большое внимание проблеме кредита, так как экономическое состояние страны в значительной мере зависит от состояния кредитно-денежной системы. Поэтому необходимо учитывать опыт, накопленный развитыми странами в этой сфере. Необходимо проводить реформу всей кредитной системы (и не только), направленную на создание кредитных учреждений на акционерной основе. В нашей стране развились новые формы кредитов, таких как потребительский, коммерческий, различные формы аренды, в частности лизинг. Это ускорило развитие экономики нашей страны, сделало ее более эффективной. Из истории известно, что правительство России еще в начале восемнадцатого века прибегало к услугам. Государственного кредита для покрытия своих расходов. Как раз тогда появились первые государственные займы, хотя существенными и относительно регулярным источником поступлений в казну начали выступать лишь с середины восемнадцатого века. В условиях феодальной России основными внутренними кредиторами были монастыри и церковь. Однако постепенно социальная база государственного кредита расширилась: Заимодателями становились купцы, промышленники, иногда землевладельцы. Правительство брало деньги на добровольной основе под обеспечение государственным имуществом. Однако нередко займы предоставлялись и в принудительном порядке. В это время сформировались следующие формы и виды государственного кредита: государственные займы - внутренние и внешние; выпуск казначейских обязательств; позаимствование средств у казенных банков. Постепенно крупнейшим должником банковской системы становится царское правительство. К 1861 г. Государственный долг составлял внушительную сумму - 1264 млн. рулей. Выплата погашений и процентов по займам достигла 50 млн. рублей или почти 15% бюджетных расходов. История государственного кредита показывает, что причиной оформления заемных операций выступает наличие бюджетного дефицита. Испытывая потребность в дополнительных финансовых ресурсах, правительство не отказывается от возможности мобилизации дополнительного финансового фонда и в условиях сбалансированного бюджета[10]. Это является вполне оправданным шагом, поскольку за счет средств фонда государственного кредита могут финансироваться дополнительные программы хозяйственного и социально-культурного строительства немедленно, без ожидания поступления обычных бюджетных доходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Экономическое содержание, функции и формы государственного кредита

1.1 Сущность и понятие государственного кредита

В настоящее время огромное значение для нормального функционирования всей экономической системы в целом имеет государственный кредит.  Государственным кредитом называют совокупность кредитных  отношений, в которых заемщиком  или кредитором выступают государство, местные органы власти по отношению к гражданам и юридическим лицам. Государственный кредит выражает отношения в денежной форме между государством с одной стороны, и физическими или юридическими лицами с другой, чаще всего с банками, страховыми компаниями и предпринимателями. Кредит будет государственным в том случае, когда в качестве участника ссудной сделки выступают центральное правительство или местные органы власти. В этом смысле его можно сравнить с другими формами кредита, в первую очередь с банковским, где обязательным участником ссудной сделки является банк.  По  утверждению В.С. Волынского: нельзя смешивать такие понятия, как  частный и государственный кредит. Он выделяет следующие различия между  этими формами кредита:  

- Во-первых, "государственный  кредит отличается от частного  участниками сделки". Государство  обычно выступает в качестве  заемщика, а кредитодателями - различные учреждения, предприятия и частные лица.  

- Во-вторых, "заемщик и  кредиторы в сфере государственного  кредита могут меняться местами"  

- В-третьих, так как ссудная  сделка сопровождается покупкой  облигаций и казначейских векселей, которые имеют свой рыночный  курс, продаются на рынке ценных  бумаг, то "государственный кредит  представляет собой не просто форму движения ссудного капитала, а базируется на сочетании ссудного и фиктивного капитала"[10]. В то же время сходство данных форм кредита  связано с тем, что они имеют  единый источник образования.  

В сфере государственного кредита  центральное правительство, а также  местные органы власти традиционно выступают в качестве заемщиков, привлекая денежные средства для покрытия бюджетных дефицитов. Главной формой привлечения денежных средств является выпуск облигаций государственного займа и прочих видов ценных бумаг. Облигация представляет собой обязательство эмитента, который должен впоследствии возместить владельцу ценной бумаги сумму основного долга и процента. Владельцы свободных денежных средств, покупая облигации, выступают фактическими кредиторами государства. В отличие от банковского кредита, кредиторами выступают не только банки, но и страховые компании, предприятия и частные лица. Нужно отметить, что половина активных операций страховых компаний развитых стран приходится на покупку ценных бумаг. В настоящее время государство  стало выступать в качестве кредитора, оказывать кредитную помощь тем отраслям, в развитии которых заинтересовано национальное хозяйство в целом. Финансирование жилищного строительства, создание инфраструктуры, экспортного производства осуществляется во многих странах на льготных условиях с широким использованием привлеченных средств. Причины активного участия государства как кредитора различны: нежелание частного капитала развивать отрасли инфраструктуры из-за отсутствия или недостатка высокой прибыли, оказание помощи национальным экспертам в борьбе с иностранными конкурентами на международном рынке. Волынский отмечает, что "сочетание кредитора и заемщика в лице современного государства может рассматриваться как новое явление в кредитно-финансовой сфере". Движение  капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и уплаты процентов, называют международным кредитом. В качестве кредиторов и заемщиков выступают банки, предприятия, государства, международные и региональные организации[11].Таким образом, исходя из выше изложенного, можно  сделать вывод, что государственный  кредит отличается от частного по форме  предоставления денежных средств и  по участникам сделки.

Государственный кредит выражает отношения в денежной форме между государством с одной стороны, и физическими или юридическими лицами с другой, чаще всего с банками, страховыми компаниями и предпринимателями. Кредит будет государственным в том случае, когда в качестве участника ссудной сделки выступают центральное правительство или местные органы власти. В этом смысле его можно сравнить с другими формами кредита, в первую очередь с банковским, где обязательным участником ссудной сделки является банк. По утверждению В.С. Волынского: нельзя смешивать такие понятия, как частный и государственный кредит. Он выделяет следующие различия между этими формами кредита: во-первых, "государственный кредит отличается от частного участниками сделки". Государство обычно выступает в качестве заемщика, а кредитодателями - различные учреждения, предприятия и частные лица. Во-вторых, "заемщик и кредиторы в сфере государственного кредита могут меняться местами. "В-третьих, так как ссудная сделка сопровождается покупкой облигаций и казначейских векселей, которые имеют свой рыночный курс, продаются на рынке ценных бумаг, то "государственный кредит представляет собой не просто форму движения ссудного капитала, а базируется на сочетании ссудного и фиктивного капитала". В  то же время сходство данных форм кредита связано с тем, что они имеют единый источник образования[6]. В сфере государственного кредита центральное правительство, а также местные органы власти традиционно выступают в качестве заемщиков, привлекая денежные средства для покрытия бюджетных дефицитов. Главной формой привлечения денежных средств является выпуск облигаций государственного займа и прочих видов ценных бумаг. Облигация представляет собой обязательство эмитента, который должен впоследствии возместить владельцу ценной бумаги сумму основного долга и процента. Владельцы свободных денежных средств, покупая облигации, выступают фактическими кредиторами государства. В отличие от банковского кредита, кредиторами выступают не только банки, но и страховые компании, предприятия и частные лица. Нужно отметить, что половина активных операций страховых компаний развитых стран приходится на покупку ценных бумаг. В настоящее время государство стало выступать в качестве кредитора, оказывать кредитную помощь тем отраслям, в развитии которых заинтересовано национальное хозяйство в целом. Финансирование жилищного строительства, создание инфраструктуры, экспортного производства осуществляется во многих странах на льготных условиях с широким использованием привлеченных средств. Причины активного участия государства как кредитора различны: нежелание частного капитала развивать отрасли инфраструктуры из-за отсутствия или недостатка высокой прибыли, оказание помощи национальным экспертам в борьбе с иностранными конкурентами на международном рынке[9]. Волынский отмечает, что "сочетание кредитора и заемщика в лице современного государства может рассматриваться как новое явление в кредитно-финансовой сфере". Движение капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и уплаты процентов, называют международным кредитом. В качестве кредиторов и заемщиков выступают банки, предприятия, государства, международные и региональные организации. Таким образом, исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что государственный кредит отличается от частного по форме предоставления денежных средств и по участникам сделки.

1.2 Виды и формы государственного кредита и займа

Государственный кредит может иметь две формы: сберегательное дело и государственные займы. Сберегательное дело принадлежит к государственному кредиту если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки, независимо от формы собственности действуют на коммерческой основе и мобилизированные средства формируют их кредитные ресурсы[1]. Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и таким образом принадлежать к государственному кредиту. Государственные займы являются основной формой государственного кредита. По правовому оформлению подразделяют государственные займы, которые предоставляются на основании правительственных соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств и других государств, международных организаций и финансовых институтов. С помощью ценных бумаг мобилизируются средства на финансовом рынке. Оформление государственных займов может осуществляться двумя видами ценных бумаг  облигациями и казначейскими обязательствами (векселями). Облигации представляют собой долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки возвращается долг и выплачивается доход в форме процента или выигрыша. Они могут быть обезличенными (для покрытия бюджетного дефицита) и целевыми (под конкретные проекты). Облигация имеет номинальную стоимость  обозначенную сумму долга и курсовую цену, по которой она продается и перепродается в зависимости от ее доходности, надежности и ликвидности. Разница между курсовой ценою и номинальной стоимостью представляет собой курсовую разницу[10]. Казначейские обязательства (векселя), имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов[11]. Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются займы (иногда среднесрочные - казначейские ноты), облигациями - средне  и долгосрочные. В зависимости от места размещения займов их подразделяют на внутренние финансовом рынке (представляются юридическими и физическими лицами данной страны и нерезидентами) - и внешние - поступают извне от правительств, юридических и физических лиц, других государств, международных организаций и финансовых институтов. По праву эмиссии подразделяют государственные и местные займы. Государственные займы выпускаются центральными органами управления. Поступления по ним направляются в государственный бюджет. Местные займы выпускаются местными органами управления и направляются в соответствующие местные бюджеты. По признаку характера использования ценных бумаг бывают рыночные и нерыночные займы. Облигации (казначейские обязательства) рыночных займов свободно покупаются, продаются и перепродаются на рынке ценных бумаг. Нерыночные займы не допускают выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы не могут их перепродавать. В зависимости от установления обеспеченности государственные займы подразделяются на залоговые и без залоговые. Залоговые займы отражают один из основных принципов кредитования материальной обеспеченности[4]. Залоговые займы обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами. Без залоговые не имеют конкретного материального обеспечения. Их надежность определяется авторитетом государства. В зависимости от срока погашения задолженности подразделяют краткосрочные (срок погашения до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет)[5].По характеру выплаты дохода государственные займы подразделяются на процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым купоном).По процентным займам доход устанавливается в виде заемного процента. При этом может устанавливаться как твердо фиксированная на весь период займа ставка, так и плавающая, то есть такая, которая изменяется в зависимости от различных факторов, прежде всего спроса и предложения на кредитном рынке. Выплаты процентного дохода осуществляется на купонной основе. Она может проводиться ежегодно, раз в полугодие, ежеквартально. При выигрышных займах выплата дохода осуществляется на основании проведения тиражей выигрышей. Доход таким образом, получают не все кредиторы, а только, те чьи облигации выиграли. Дисконтные займы характерны тем, что государственные ценные бумаги приобретаются с определенной скидкой, а погашаются по номинальной стоимости. Данная разница представляет доход кредитора. На таких ценных бумагах отсутствуют купоны, поэтому их еще называют облигациями с нулевым купоном. По характеру погашения задолженности разделяются два варианта: одноразовая выплата и выплата частями. при погашении частями может применяться три варианта. Первый - займ погашается равными частями на протяжении нескольких лет. Второй - займ погашается постоянно возрастающими суммами. Третий - постоянно сумма уменьшается. Второй вариант применяется тогда, когда предусматривается в перспективе ежегодное повышение доходов государства, третий - напротив, когда доходы будут уменьшаться либо увеличиваться государственные расходы. В зависимости от обязательств государства по погашению долга различают займы с правом и без права долгосрочного погашения. Право долгосрочного погашения дает возможность государству учитывать ситуацию на финансовом рынке. Государственный кредит требует особенного контроля[15].Этот контроль распространяется как на привлечение заемных средств, так и на их погашение. Привлечение займов должно основываться на двух принципах: минимизация стоимости займа и установление стабильности государственных ценных бумаг на финансовом рынке. Выпуск государственных займов основывается на следующих условиях: Наличие кредиторов, у которых есть временно свободные средства; Доверие кредиторов государству; заинтересованность кредиторов в предоставлении займов государству; возможность государства своевременно и полностью возвратить долг и выплатить доход. Источниками погашения государственных займов могут выступать: доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты; дополнительные поступления от налогов; экономия средств от сокращения расходов; эмиссия денег; привлечение средств от новых займов (рефинансирование долга)[13]. Таким образом, государственный кредит представляет собой совокупность достаточно разнообразных форм и методов финансовых отношений. Такой подход направлен на создание благоприятных условий для привлечения средств как для государства, так и для ее кредитов. В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных-структур-и-средства-населения. Главным способом их получения является государственный кредит. Он выражает отношения между государством и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда, наряду с бюджетом, в руках государства. При осуществлении кредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации – кредиторами[9]. Тем не менее государство может оказаться и в роли кредитора. Такое явление встречается не только в сфере межгосударственных отношений, но и во внутренней финансовой жизни по линии использования казначейских ссуд. Государственный кредит - одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки; аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов); возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях.С помощью государственного кредита государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций. Объективная необходимость использования государственного кредита объясняется противоречиями между растущими потребностями общества с возможностью их удовлетворения за счет доходов бюджета[1]. По своей экономической природе госбюджет перераспределяет часть национального дохода страны.Заем - один из видов договора, соглашения между двумя договаривающимися сторонами: заимодавцем и заемщиком. Согласно такому договору заемщик получает от заимодавца в собственность или в оперативное управление деньги либо товары, а через определенный срок обязан вернуть равную сумму денег или товары эквивалентной значимости и ценности. Договор займа, как правило, безвозмездный. Взимание процентов по нему допускается в предусмотренных законом случаях, например по заемным операциям кредитных учреждений, ломбардов.

Информация о работе Государственный кредит в современной России: особенности и тенденции его развития