Государственный кредит в современной России: особенности и тенденции его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 19:22, курсовая работа

Краткое описание

В своей курсовой работе я обратилась к теме " государственный кредит, его сущность и формы" неслучайно. Кредит относится к числу важнейших категорий экономической науки. Его изучению посвящены произведения классиков марксизма, многочисленные работы советских и зарубежных экономистов. Однако эта тема не изучена полностью, нуждается в дополнительной доработке, поскольку кредитные отношения в современных условиях достигли наибольшего развития. "В настоящее время речь уже идет не о постоянном увеличении объемов денежных капиталов, предоставляемых в ссуду, но и о расширении субъектов кредитных отношений, а также растущем многообразии самих операций".Наиболее характерные черты кредитной сферы - перенасыщение оборота платежных средств, утрата кредитом своего назначения.

Содержание

Введение………………………………………………………...………………...….3
Глава 1. Экономическое содержание, функции и формы государственного кредита………………………………………………………………………………5
1.1 Сущность и понятие государственного кредита………………………………5
1.2 Виды и формы государственного кредита и займа……………………………8
1.3 Функции и виды государственных ценных бумаг………………………...…15
Глава 2 Основные тенденции развития государственного кредита в Рос-сии….……………………………………………………………………………..…21
2.1 Процесс управление государственным кредитом………...……………….…21
2.2 Рынок государственных ценных бумаг…………………...…….…………….27
2.3 Анализ государственного долга РФ…………………………………………..28
Глава3.Преспективные тенденции развития государственного креди-та………………………………………………………………………………….…34
3.1 Государственный кредит в России………………...…………………….…....34
Заключение………………………………………………………………...………..40
Список литературы……………………………………….………………..….……42

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическое содержание, функции и формы государственного кредита.docx

— 91.42 Кб (Скачать файл)

Займы государственные - разновидность кредитных отношений, в которых государство (или его местные органы) выступает заёмщиком или кредитором. Обычно З. г. выпускаются в денежной форме, хотя иногда (при обесценении денег) они выпускались в натуральной форме и погашались продуктами. З. г. бывают краткосрочные (текущие) со сроком погашения до года, среднесрочные (от года до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет). По видам доходности различают З. г. процентные (их держатели получают твёрдый доход по фиксированной ставке) и выигрышные (по которым доход выплачивается при выходе облигации в тираж погашения[4]. Размещаются З. г. по подписке среди населения, через банки или сберегательные кассы, путём продажи на бирже и с аукциона. По месту размещения З. г. делятся на внутренние (в национальной валюте) и внешние, реализуемые на иностранных денежных рынках (в валюте страны-кредитора, государства-заёмщика или какой-либо третьей страны). Облигации внутренних займов могут покупать в выпустившей их стране иностранные граждане (общества), и наоборот, облигации внешних займов часто скупаются за границей выпустившим их государством или его гражданами и возвращаются в страну-должник (репатриация займов). Размер внешнего долга определяется стоимостью облигаций всех займов данной страны, размещенных среди иностранных держателей[13]. Различают следующие виды займов: безоблигационный - государственный заем, выпускаемый без продажи облигаций; беспроигрышный - выигрышный заем, по которому на протяжении срока займа выигрывают все облигации; беспроцентный - заем, при котором владельцам облигаций ежегодные проценты не выплачиваются, например принудительные государственные займы; бессрочный - внутренний государственный заем, выпускаемый без обязательства возврата капитальной суммы в определенный срок; внешний - предоставленный иностранным заемщикам или полученный от иностранных кредиторов; внутренний - размещаемый внутри страны в национальной валюте; выигрышный - по которому доход выплачивается в виде выигрыша; гарантийный - погашение которого гарантируется определенными ценностями; государственный - объявленный государством для покрытия государственных расходов или проведения целевых мероприятий (целевой заем), на которые у государства нет средств; золотой - заем, обеспеченный некоторым золотым запасом, как правило, государственный; компенсационный - заем в форме соглашения о предоставлении займа в иностранной валюте в обмен на заем в отечественной валюте, применяется в целях предотвращения и нейтрализации валютного риска и валютных ограничений; межправительственный - международный кредит в форме предоставления одной стране со стороны другой страны товаров или денежных средств на условиях срочности и возвратности за определенную плату; облигационный - осуществляемый путем выпуска заемщиком облигаций; опционный - заем с опционом в форме долгового обязательства, согласно которому кредитору в определенных пределах и при определенных условиях предоставляется право выбора условий погашения займа, например возможность потребовать от заемщика погасить заем или его часть в валюте, отличной от той, в которой он был предоставлен; открытый - заем, подписка на который еще не закончена; процентный - заем, по которому доход выплачивается в размере процентов от величины капитала займа; рентный - государственный заем, который гарантирует держателям облигаций регулярный твердый доход, но не берет на себя обязательств вернуть в обусловленный срок капитальную сумму долга; "стриженый" - заем, предоставленный на сумму, меньшую полной стоимости его обеспечения; субординационный - специальный бессрочный заем, по которому ресурсы привлекаются с рынка ссудных капиталов и по условиям займа приравниваются к собственным средствам заемщика; целевой - государственный заем, размещаемый с условием, что поступающие по нему средства будут использованы строго по целевому назначению, на заранее намеченные цели. Управлением государственными кредитами занимается ЦБ и Министерство финансов[13]. Государство может выпускать различные виды ценных бумаг: выигрышные, процентные, с нулевым купоном, с твердым и плавающим доходом, с правом досрочного погашения или без него. В процессе управления государственными займами государство решает задачи минимизация стоимости долга для государства, недопущения переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса, эффективного использования заемных средств, контроля за их целевым использованием, обеспечения своевременного возврата кредитов, решения задач финансовой политики.

Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и широком смысле[5]. Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным кредитом в широком смысле как одно из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для его финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость и целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса отдельных районов страны.

1.3 Функции и  виды  государственных ценных  бумаг

Рынок ценных бумаг является важнейшим элементом фондового рынка, цель которого состоит в осуществлении посредничества в движении временно свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг как экономический субъект представляет широкий набор высоколиквидных финансовых инструментов, которые удовлетворяют тех, кто нуждается в привлечении капитала и тех, кто стремится выгодно разместить временно свободные денежные средства[7].

По своему экономическому содержанию рынок ценных бумаг представляет собой институциональное и функциональное устройство для обмена финансовыми инструментами, которые возникают как продукт системы отношений совладения и займа между экономическими субъектами, оформленных в виде ценных бумаг.

В настоящие время рынок ценных бумаг - наиболее эффективный элемент финансовой системы для реализации инвестиционной функции[6].

Рынок ценных бумаг подразделяется: первичный, вторичный, биржевой, внебиржевой.

Первичный рынок - рынок первых и повторных эмиссий ценных бумаг, на котором осуществляется их начальное размещение среди инвесторов. Он полностью раскрывает информацию для инвесторов, позволяет сделать обоснованный выбор ценной бумаги для вложения денежных средств.

Вторичный рынок - рынок, где бумаги многократно перепродаются. Уровень развития вторичного рынка, его активность, мобильность отражают уровень конкретного рынка ценных бумаг[8].

Биржевой рынок - торговля ценными бумагами на фондовых биржах. Биржевой рынок - это всегда организованный рынок ценных бумаг, так как торговля на нем ведется строго по правилам биржи и только между биржевыми посредниками, которые тщательно отбираются среди всех других участников рынка.

Внебиржевой рынок - торговля ценными бумагами, минуя фондовую биржу. Внебиржевой рынок может быть организованным и неорганизованным. Организованный внебиржевой рынок основывается на компьютерных системах связи, торговли и обслуживания по ценным бумагам[9].

Государство выпускает ценные бумаги для: финансирования текущего дефицита бюджета (в 2012 году дефицит бюджета составит 869 млрд. 283,3 млн. рублей, объём ВВП 58 трлн. 683 млрд. рублей, инфляция - 6%);

погашения раннее размещенных займов (в 2011 году внутреннее заимствования составили 3450 млрд. руб.); обеспечение кассового исполнения государственного бюджета (в 2011 году - 3 205,95 млрд. рублей); обеспечение коммерческих банков ликвидными резервными активами (в 2011 г. активы с рейтингом «АAА» составляли 93,0% всех валютных активов, с рейтингом «АА» - 2,3%, с рейтингом «А» - 2,3%, с рейтингом «ВВВ» 1 - 1,0%. Доля активов, не имеющих кредитного рейтинга, составила 1,4%); финансирование целевых программ, осуществляемых местными органами власти (в 2011 году общий объём составил около 1235,9 млрд. руб.).

Выпуск государственных ценных бумаг считается наиболее экономически подходящим способом финансирования дефицита бюджета по сравнению с привлечением доходов от эмиссии денег, так как эмиссия денег приводит к поступлению в оборот необеспеченных реальными активами платежных средств и связано с инфляцией и расстройством денежного обращения.

Финансирование государственного долга при помощи выпуска государственных ценных бумаг связано с меньшими издержками, нежели привлечение при помощи банковских кредитов.

Государство имеет право издавать не только собственные ценные бумаги, но и выдавать гарантии по долевым обязательствам, эмитируемым различными учреждениями и организациями, которые, как считает, государство заслуживают правительственной поддержки. Эти долевые обязательства приобретают статус государственных ценных бумаг[9].

Участники рынка ценных бумаг это физические или юридические лица, которые продают или покупают ценные бумаги или обслуживают их оборот и расчеты по ним; это те, кто вступает между собой в определенные отношения по поводу обращения ценных бумаг[8].

Участниками рынка ценных бумаг являются: эмитенты - на фондовом рынке ММВБ-РТС ежедневно осуществляют торги 700 российских эмитентов; профессиональные участники - в основной рынок ММВБ-РТС входит более 650 организаций; инвесторы - более 800 тысяч юридических и физических лиц.

В настоящий момент на рынке ГЦБ проводят операции за свой счет или за счет клиентов более 280 организаций - дилеров. В целях повышения информационной прозрачности рынка государственных ценных бумаг по согласованию с Банком России ММВБ как торговая система, на рынке государственных ценных бумаг ежемесячно публикует на своем официальном интернет - представительстве список дилеров - наиболее активных участников рынка государственных ценных бумаг. Включение дилеров в рейтинг производится при условии предоставления ими в ЗАО ММВБ письменного согласия на публикацию в списке ведущих операторов.

Рыночная экономика представляет собой совокупность различных рынков. Одним из них является финансовый рынок. Финансовый рынок - это рынок, который опосредует распределение денежных средств между участниками экономических отношений[9]. Образно его можно сравнить с сердцем экономики, так как с его помощью мобилизуются свободные финансовые ресурсы и направляются тем лицам, которые могут ими наиболее эффективно распорядиться. Главным образом на финансовом рынке изыскиваются средства для развития сферы производства и услуг. Одним из сегментов финансового рынка выступает рынок ценных бумаг (РЦБ) или фондовый рынок. Участники рынка вступают между собой в определенные отношения по поводу передачи денег и товаров одним лицом другому[7]. Эти отношения определенным образом оформляются и закрепляются в строго фиксированной форме. В результате ценная бумага является формой фиксации экономических отношений между участниками рынка, но при этом она и сама служит объектом экономических отношений.

РЦБ - это рынок который опосредует кредитные отношения и отношения совладения с помощью ценных бумаг. Особенностью привлечения финансовых средств с помощью ценных бумаг является то, что, как правило, они могут свободно обращаться на рынке[11]. Поэтому лицо, вложившее свои средства в какое-либо производство посредством приобретения ценных бумаг, может вернуть их (полностью или частично), продав бумаги. В то же время его действия не затрагивают и не нарушают сам процесс производства, так как деньги не изымаются из предприятия, которое продолжает функционировать. Возможность свободной купли-продажи ценных бумаг позволяет вкладчику гибко определять время, на которое он желает разместить свои средства в тот или иной хозяйственный проект.

Виды ценных бумаг в мире чрезвычайно разнообразны, и их принято подразделять на группы по тому или иному признаку. Ценные бумаги классифицируют по эмитентам, времени обращения, способу выплаты дохода, экономической природе, уровню риска, территориям и др.

Основными эмитентами ценных бумаг являются частный сектор, государство и иностранные субъекты; поэтому по эмитентам ценные бумаги делятся на частные, государственные и международные, которые в свою очередь делятся на подгруппы[4]. Частные ценные бумаги выпускают нефинансовые корпорации кредитно-финансовые институты (банки, страховые и инвестиционные компании и др.).

Государственные ценные бумаги эмитируются как центральным правительством, так и местными органами власти.

Международные ценные бумаги различаются по эмитентам, валюте, срокам обращения и др.

Акция - эмиссионная ЦБ, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации[5].

Облигация есть обязательство эмитента выплатить в определенные сроки владельцу этой ценной бумаги некоторые суммы денежных средств (купонные платежи и номинальную стоимость при погашении).

Фьючерс - контракт, по которому инвестор, заключающий его, берет на себя обязательство по истечении определенного срока продать своему контрагенту (или купить у него) определенное количество ценных бумаг по обусловленной цене.

Рынок ценных бумаг имеет целый ряд функций, которые можно условно разделить на две группы: общерыночные функции, присущие обычно каждому рынку, и специфические функции, которые отличают его от других рынков.

К общерыночным функциям относятся:

- коммерческая функция, т.е. функция получения прибыли от  операций на данном рынке;

- ценовая функция, т.е. обеспечение  процесса складывания рыночных  цен, их постоянное движение и  т.д.

- информационная функция, т.е. рынок производит и доводит  до своих участников рыночную информацию об объектах торговли и ее участниках;

- регулирующая функция, т.е. создание правил торговли и  участия в ней, порядок разрешения споров между участниками, устанавливает приоритеты, органы контроля или даже управления и т.д.

К специфическим функциям рынка ценных бумаг можно отнести следующие:

- перераспределительную  функцию;

- функцию страхования  ценовых и финансовых рисков.

Перераспределительная функция условно может быть разбита на три подфункции:

- перераспределение денежных  средств между отраслями и  сферами рыночной деятельности;

- перевод сбережений, прежде  всего населения, из непроизводительной  в производительную форму;

- финансирование дефицита  государственного бюджета на  неинфляционной основе, т.е. без выпуска  в обращение дополнительных денежных  средств.

Функция страхования ценовых и финансовых рисков, или хеджирование, стала возможной благодаря появлению класса производных ценных бумаг: фьючерсных и опционных контрактов.

Таким образом, несмотря на большое количество видов ценных бумаг, их эмитентов и выполняемых функций, главной задачей всех ценных бумаг остается мобилизация свободных финансовых ресурсов и их рациональное направление в сферу производства[9]. Ценные бумаги приобретают с годами всё большую важность. Данный рынок выступает одним из факторов глобализации.

 

 

 

2. Основные тенденции развития государственного кредита в России. 

Информация о работе Государственный кредит в современной России: особенности и тенденции его развития