Особенности избирательной системы современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 20:15, реферат

Краткое описание

Выборы являются основополагающим средством формирования органов Российской Федерации. За последние два десятилетия произошли и происходят огромные изменения во всех сферах нашей жизни. И особенно в политическом строе нашей страны. Тема реферата актуальна, на мой взгляд, всегда. Т.к. выбор избирательной системы влияет на жизнь и развитие страны, ее статус на международной арене. А также тема актуальна еще и тем, что в скором будущем, а именно в 2012 году в России пройдут выборы президента. И насколько совершенна избирательная система, насколько мы, граждане, ответственно подойдем к выборам, зависит наше будущее, будущее нашей страны, и будущее наших детей.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3
1. основные понятия и правовые источники ………………………………..4
2. мажоритарная избирательная система …………………………………....8
3. пропорциональная избирательная система ……………………………..13
4. смешенная избирательная система ………………………………………16
5. особенности избирательной системы современной России …………...20
Заключение ……………………………………………………………………24
Список литературы …………………………………………………………...25

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по политологии.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………..3

  1. основные понятия и правовые источники ………………………………..4

  1. мажоритарная избирательная система …………………………………....8
  2. пропорциональная избирательная система ……………………………..13
  3. смешенная избирательная система ………………………………………16
  4. особенности избирательной системы современной России …………...20

Заключение ……………………………………………………………………24

Список литературы …………………………………………………………...25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Выборы являются основополагающим средством формирования органов  Российской Федерации. За последние два десятилетия произошли и происходят огромные изменения во всех сферах нашей жизни. И особенно в политическом строе нашей страны. Тема реферата актуальна, на мой взгляд, всегда. Т.к. выбор избирательной системы влияет на жизнь и развитие страны, ее статус на международной арене. А также тема актуальна еще и тем, что в скором будущем, а именно в 2012 году в России пройдут выборы президента. И насколько совершенна избирательная система, насколько мы, граждане, ответственно подойдем к выборам, зависит наше будущее, будущее нашей страны, и будущее наших детей.

В своей работе я использовала ряд книг по политологии, по конституционному праву, по правоведению. Например, разобраться  с темой реферата мне помог  учебник по правоведению. Авторами данного учебника являются ведущие преподаватели юридического факультета МГУ. В учебнике учтены  многие нововведения в российском законодательстве последнего времени.

Цель данной работы, показать какие бывают основные типы избирательных систем, и какие особенности избирательной системы современной России.

Своей задачей я ставила разобраться в хитросплетении избирательной системы в современной России. Показать существующие избирательные системы в мире и в полной мере охарактеризовать их. Определить главные понятия данной темы и в доступной форме донести их значение.

 

 

 

  1. Основные понятия и правовые источники

В ходе выборов  возникают различные общественные отношения: между кандидатами и избирателями, избирательными комиссиями и партиями и др. Совокупность этих общественных отношений связанных с порядком избирания представительных органов власти называется избирательной системой в широком смысле.1 В большинстве зарубежных стран под избирательной системой порядок определения результатов выборов, т.е. трактуют это понятие в узком смысле. Вообще существует много понятий избирательной системы, например:

Избирательная система - порядок организации и  проведения выборов в правительственные  учреждения или индивидуального  руководящего представителя (например, президента страны), закрепленный в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций.

Понятие избирательной  системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок  предоставления избирательных прав, проведение выборов и определения результатов голосования. Термин “избирательная система” имеет и усеченный смысл: когда он употребляется применительно к порядку определения результатов голосования.

Избиратель – гражданин  Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом;

Кандидат –  кандидат на должность Президента РФ, кандидат в депутаты Государственной  Думы Федерального Собрания РФ, кандидат в депутаты органа государственной  власти субъекта РФ, кандидат на должность  главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта РФ или в выборный орган местного самоуправления, избираемые гражданами Российской Федерации.

Выборы и референдум – высшая форма народовластия. Они  обеспечивают гражданам непосредственное участие в формировании органов государственной власти и местного самоуправления, принятие решений по важнейшим вопросам. Важнейшая форма прямой демократии, а также один из способов формирования государства.

Под избирательным правом понимается совокупность юридических  нор, закрепляющих порядок проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления.

Под принципами избирательного права (избирательной системы) понимаются обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые  выборы не могут быть признаны легитимными. А также основные начала, которые определяют сущность общественных отношений, складывающихся в процессе выборов.2

Избирательные права  граждан – конституционное право  граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления;

Гарантии избирательных  прав граждан – правовые, организационные, информационные и иные средства обеспечения  реализации избирательных прав граждан  Российской Федерации.

 

Понятие “избирательной системы” и “избирательного права” носят собирательный характер. В Российской Федерации они включают в себя по существу пять различных подсистем, устанавливающих порядок избрания соответствующих органов государственной власти.

порядок избрания Президента Российской Федерации;

порядок избрания депутатов  Государственной Думы;

порядок избрания глав администрации  субъектов Российской Федерации;

порядок избрания депутатов  законодательных органов субъектов  Российской Федерации;

порядок избрания органов  местного самоуправления.

Каждая их этих подсистем  регулируется отдельными правовыми  актами, хотя есть и общие для  всех источники права.

Избирательное право включает следующие  правовые источники:

Конституция Российской Федерации, закрепляющая основные принципы избирательного права и порядок избрания Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы.

Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, года, включающий общие для Федерации и ее субъектов требования к порядку организации выборов, составляющие основные гарантии избирательных прав граждан. Значение этого Закона исключительно велико: акты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации о выборах в свои органы власти, а также о выборах в органы местного самоуправления не могут противоречить настоящему Федеральному закону. Субъекты Федерации могут устанавливать только дополнительные гарантии избирательных прав граждан.

Федеральные законы “О выборах Президента Российской Федерации” от 10.01.2003 № 19-ФЗ г., “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” от 20.12.2002 г. № 175-ФЗ и “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления”.3

Федеральный конституционный  закон “о референдуме”, регулирующий порядок реализации права граждан на участие в референдуме и проведения референдума”.

Другие федеральные  избирательные законы, например «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва». Указы Президента Российской Федерации, которые издаются по вопросам организации и проведения выборов, например, о сроках проведения выборов в Государственную Думу и органы государственной власти в субъектах Федерации, в которых нет собственных законов установлений, и др.

Нормативные акты Центральной  избирательной комиссии, постановления, инструкции и разъяснения, которые детализируют порядок проведения выборов (например, о порядке составления участковой избирательной комиссии, о порядке поступления денежных средств в избирательные фонды и др.).

Конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов и принимаемые ими законы, акты глав администраций и избирательных комиссий, регламентирующие порядок избрания глав администраций (президентов) и депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также в органы местного самоуправления.4 В зависимости от способа распределения депутатских мандатов между кандидатами от результатов голосования избирательные системы принято подразделять на три вида: мажоритарную, пропорциональную и смешенную.5

 

  1. Мажоритарная избирательная система

 

Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная, в основе которой лежит принцип  большинства: избранными считаются  такие кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В зависимости от определения большинства голосов выделяются: система относительного большинства – побеждает тот кандидат который получил больше голосов чем его соперники; система абсолютного большинства – для победы необходимо абсолютное большинство голосов; система квалифицированного большинства – требуется квалифицированное большинство ( в ¾ , 2/3 и др.). 6

При мажоритарной системе выборов избиратели голосуют за конкретных кандидатов по территориальным избирательным округам. По мажоритарной системе избираются, например президент РФ и половина депутатов Государственной Думы.

Механизм выдвижения кандидатов может быть различным: в  одних странах допускается самовыдвижение наряду с выдвижением кандидатов от политических партий или общественных объединений, в других странах кандидаты могут быть выдвинуты только политическими партиями. Но в любом случае в мажоритарном избирательном округе баллотировка кандидатов происходит на персональной основе. Соответственно, избиратель в данном случае голосует за индивидуально определенного кандидата, который является самостоятельным субъектом избирательного процесса - гражданином, осуществляющим свое пассивное избирательное право. Другое дело, что данного конкретного кандидата может поддерживать какая-либо политическая партия. Однако формально гражданин избирается не от партии, а «сам по себе».

Как правило, в  большинстве случаев, выборы при  мажоритарной системе осуществляются по одномандатным избирательным  округам. Количество избирательных  округов в таком случае соответствует количеству мандатов. Победителем в каждом округе становится тот кандидат, который получил предусмотренное законом большинство голосов избирателей округа. Рассчитываться большинство голосов может тоже по-разному - либо от общего числа избирателей округа, либо, чаще всего, от числа избирателей, пришедших на выборы и проголосовавших. Система абсолютного большинства предполагает голосование в два тура, если в первом туре ни один из кандидатов не набрал требуемого большинства. Во втором туре участвуют кандидаты, набравшие в первом туре относительное большинство голосов. Такая система затратна с финансовой точки зрения, но используется при выборах президентов в большинстве стран мира, в том числе и в России.

Аналогично  определяются победившие кандидаты и в многомандатных мажоритарных округах с категорическим голосованием. Принципиальное отличие заключается лишь в том, что избиратель имеет столько голосов, сколько мандатов «разыгрывается» в округе. Каждый голос он может отдать только за одного из кандидатов.

Таким образом, мажоритарная избирательная система - система формирования выборных органов власти на основе персонального (индивидуального) представительства, в которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов.7

Мажоритарная избирательная  система является единственно возможной  при выборах глав государств или  государственных образований (например, субъектов федерации). Применяется  она и при выборах в коллегиальные  органы власти (законодательные собрания). Правда, эффективность применения данной избирательной системы для формирования парламента с точки зрения адекватности политического представительства в нем справедливо подвергается сомнению. При всех достоинствах (а к их числу относят наличие непосредственных связей между кандидатом/депутатом и избирателями, возможность приоритетного представительства в парламенте наиболее крупных политических партий/сил, создающих стабильные однопартийные правительства, и, как следствие, отсутствие политической раздробленности в органах представительной власти и т.д.) мажоритарная система имеет очевидный и очень существенный недостаток. При такой системе «победитель получает все». Граждане, голосовавшие за других кандидатов, вообще никак не представлены в законодательных органах власти. Это несправедливо, тем более, что при системе относительного большинства, как правило, не представленным в парламенте оказывается именно большинство. Например, при наличии в мажоритарном избирательном округе восьми кандидатов, голоса распределились так: семь кандидатов получили голосов приблизительно поровну (каждый из них набрал по 12% голосов - в сумме 84%), восьмой кандидат набрал 13 %, против всех проголосовало 3% избирателей. Восьмой кандидат, получит мандат, и реально будет представлять всего 13% избирателей. 87%(!) избирателей голосовали против данного кандидата (или, по крайней мере, не за него), а он будет считаться демократически избранным.8

Таким образом, аргумент в  пользу мажоритарной системы о возможности  представительства наиболее влиятельных политических сил (партий) опровергается не только на теоретическом уровне, но и на практике: партия, получившая на выборах голосов меньше, чем ее соперники в совокупности, может получить в парламенте большинство депутатских мест. Таким образом, мажоритарная система может приводить к значительному искажению предпочтений избирателей. Тем самым создаются наибольшие возможности для манипулирования этими предпочтениями. Возможно, именно поэтому в России отказались от формирования части Государственной Думы по мажоритарной избирательной системе.

Информация о работе Особенности избирательной системы современной России