Государственный кредит в современной России: особенности и тенденции его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 19:22, курсовая работа

Краткое описание

В своей курсовой работе я обратилась к теме " государственный кредит, его сущность и формы" неслучайно. Кредит относится к числу важнейших категорий экономической науки. Его изучению посвящены произведения классиков марксизма, многочисленные работы советских и зарубежных экономистов. Однако эта тема не изучена полностью, нуждается в дополнительной доработке, поскольку кредитные отношения в современных условиях достигли наибольшего развития. "В настоящее время речь уже идет не о постоянном увеличении объемов денежных капиталов, предоставляемых в ссуду, но и о расширении субъектов кредитных отношений, а также растущем многообразии самих операций".Наиболее характерные черты кредитной сферы - перенасыщение оборота платежных средств, утрата кредитом своего назначения.

Содержание

Введение………………………………………………………...………………...….3
Глава 1. Экономическое содержание, функции и формы государственного кредита………………………………………………………………………………5
1.1 Сущность и понятие государственного кредита………………………………5
1.2 Виды и формы государственного кредита и займа……………………………8
1.3 Функции и виды государственных ценных бумаг………………………...…15
Глава 2 Основные тенденции развития государственного кредита в Рос-сии….……………………………………………………………………………..…21
2.1 Процесс управление государственным кредитом………...……………….…21
2.2 Рынок государственных ценных бумаг…………………...…….…………….27
2.3 Анализ государственного долга РФ…………………………………………..28
Глава3.Преспективные тенденции развития государственного креди-та………………………………………………………………………………….…34
3.1 Государственный кредит в России………………...…………………….…....34
Заключение………………………………………………………………...………..40
Список литературы……………………………………….………………..….……42

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическое содержание, функции и формы государственного кредита.docx

— 91.42 Кб (Скачать файл)

 банкротства.

Если проанализировать все эти проблемы, то мы придем к выводу, что

коренной проблемой является – низкое качество управления, когда российские

банки не могут адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию  

В тоже время для полной нормализации дел в банковской системе

потребуется достаточно длительное время[11]. Кроме того, надо оценивать

имеющиеся положительные тенденции весьма осторожно и критически, не

преувеличивая их значение.  Общее число кредитных организаций за год сократилось с 2481 до 2376(на 4,2%), а действующих – с 1476 до 1349 (на 8,6%).

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов подготовлены в соответствии со статьей 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и информируют общественность о целях, стоящих перед Банком России в этой области макроэкономического регулирования, инструментах и условиях достижения целей.

В предстоящий трехлетний период Банк России завершит переход к таргетированию инфляции на основе установления целевого интервала изменения индекса потребительских цен (ИПЦ). В ближайшие годы денежно-кредитная политика Банка России будет сосредоточена на последовательном снижении инфляции, а в более отдаленной перспективе - на поддержании стабильно низких темпов роста цен (стабильности цен). Такая политика будет способствовать обеспечению устойчивого экономического роста и повышению благосостояния населения В рамках выбранной стратегии ставится задача снизить инфляцию до 4 - 5% в годовом выражении в 2014 году.

Реализация денежно-кредитной политики будет проходить в условиях гибкого курсообразования[12]. При этом Банк России сохранит свое присутствие на валютном рынке исключительно с целью сглаживания избыточной волатильности валютного курса, не оказывая влияния на тенденции в его динамике, формируемые фундаментальными факторами[8]. Это позволит избежать рисков для стабильности российской финансовой системы вследствие чрезмерно резких колебаний валютного курса и в то же время поможет адаптации экономических агентов к работе в условиях практически свободно плавающего валютного курса.Последовательное сокращение прямого вмешательства Банка России в процессы курсообразования означает уменьшение влияния операций по купле-продаже Банком России иностранной валюты на внутреннем рынке на формирование ликвидности банковского сектора. В связи с этим политика управления процентными ставками становится ключевой в процессе денежно-кредитного регулирования.

В качестве операционного ориентира процентной политики Банк России будет использовать краткосрочную процентную ставку рынка межбанковских кредитов. Ее изменение передает сигнал участникам рынка об ужесточении или смягчении денежно-кредитной политики и влияет на средне- и долгосрочные процентные ставки[6]. Тем самым происходит необходимое для воздействия на инфляцию изменение спроса в экономике.

Решения в области процентной политики Банк России будет принимать, как правило, на ежемесячной основе. Поскольку воздействие мер денежно-кредитной политики на динамику инфляции распределяется во времени, при принятии решений Банк России будет ориентироваться на оценки ожидаемой траектории инфляции. Принимаемые решения будут опираться на широкий анализ рисков для достижения цели по снижению инфляции как со стороны факторов спроса и предложения в экономике, имеющих кратко- и среднесрочный характер воздействия на инфляционные процессы, так и со стороны монетарных факторов, динамика которых определяет средне- и долгосрочную траекторию инфляции[9]. При необходимости Банк России, помимо мер процентной политики, будет использовать весь спектр имеющихся в его распоряжении инструментов.

Учитывая уроки финансово-экономического кризиса, Банк России намерен уделять пристальное внимание вопросам финансовой стабильности. Они приобретают особую актуальность и с той точки зрения, что банковская система является основным звеном передачи сигналов из области денежно-кредитной политики в реальный сектор экономики[11]. От степени стабильности и эффективности работы системы финансового посредничества зависит не только достижение цели денежно-кредитной политики по снижению инфляции, поддержанию ценовой стабильности, но и состояние общего макроэкономического равновесия. Исследование процессов, происходящих в финансовом секторе экономики (в том числе постоянный мониторинг движения цен на рынках недвижимости и фондовых рынках, анализ тенденций в динамике денежных агрегатов и кредитной активности), поможет заранее определить вероятность возникновения финансовых дисбалансов и предпринять своевременные действия в области денежно-кредитной политики и банковского регулирования по их предотвращению.

В целях поддержания финансовой стабильности предполагается уделить повышенное внимание своевременной идентификации и оценке принятых банками рисков, обеспечению прозрачности деятельности кредитных организаций, в первую очередь в целях выявления проблем на ранней стадии. Одним из основных инструментов реализации этих задач послужит развитие риск-ориентированных подходов при осуществлении надзора, базирующихся на лучшей зарубежной практике. Продолжится использование дифференцированного режима надзора за отдельными кредитными организациями в зависимости от их системной значимости, уровня прозрачности, сложности бизнеса и степени соблюдения регулятивных норм[8]. В отношении системно значимых банков с учетом международного опыта и особенностей национальной экономики будут применяться дополнительные механизмы регулирования и контроля.

Успешность реализации стратегии денежно-кредитной политики во многом будет определяться успешностью решения задач по развитию инфраструктуры финансовых рынков и расширению их емкости. Банк России будет уделять также внимание дальнейшему совершенствованию российской национальной платежной системы, бесперебойная и эффективная работа которой, в том числе во взаимодействии с зарубежными платежными системами, является необходимым условием повышения действенности мер денежно-кредитного регулирования, обеспечения финансовой стабильности, улучшения инвестиционного климата в стране[11].

Результативность денежно-кредитной политики во многом зависит от состояния государственных финансов. Последовательное проведение бюджетной политики, направленной на постепенное сокращение дефицита и обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, будет вносить позитивный вклад в поддержание финансовой и макроэкономической стабильности, создавая, таким образом, благоприятные условия для достижения целей денежно-кредитной политики.

Банк России будет придерживаться практики регулярного разъяснения широкой общественности целей и содержания денежно-кредитной политики, приводить оценки макроэкономической ситуации, послужившие основанием для его решений. Повышение информационной открытости Банка России в этой области будет способствовать улучшению управления инфляционными ожиданиями и создавать фундамент для обеспечения[10] доверия к проводимой денежно-кредитной политике. В январе-сентябре 2011 года в российской экономике продолжился рост производства. Основным фактором увеличения ВВП явилось повышение внутреннего спроса. Нестабильная ситуация в мировой экономике повлияла на динамику внешнего спроса и российского экспорта. Продолжился чистый отток частного капитала из страны. Динамика макропоказателей характеризовалась разнонаправленными тенденциями. Тем не менее по итогам периода наметился рост большинства показателей. Прирост ВВП в январе-июне 2011 года составил 3,7%, а по итогам года может быть выше.

В условиях экономического роста численность занятого населения в январе-сентябре 2011 года увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2010 года. Общая численность безработных на конец сентября 2011 года составила 6,0% численности экономически активного населения (6,6% годом ранее).

Расходы населения на покупку товаров[12] и оплату услуг в январе-сентябре 2011 года выросли, по оценке, на 6,9%. Инвестиции в основной капитал во II квартале начали увеличиваться, и по итогам девяти месяцев их прирост составил 4,8% (в аналогичный период 2010 года - 2,9%).

На фоне более высоких, чем в 2010 году, мировых цен на энергоносители повышались доходы бюджета. Проведение жесткой бюджетной политики способствовало формированию профицита[13] федерального бюджета в январе-сентябре 2011 года, оцениваемого в 2,9% ВВП (в январе-сентябре 2010 года отмечался дефицит 2,2% ВВП).

В течение первого полугодия 2011 года уровень инфляции в годовом выражении сохранялся высоким - 9,4 - 9,6%. В начале года он формировался в основном за счет удорожания продовольственных товаров, высокие темпы которого явились следствием неурожая 2010 года и роста цен на продовольствие на мировых рынках. Цены на непродовольственные товары и услуги в условиях роста потребительского спроса увеличивались в среднем более высокими темпами, чем в сопоставимый период 2010 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключительной части мне бы хотелось коснуться тенденций развития кредита в современных условиях, роли кредита в условиях роста финансовых рынков. Как известно, в 80-х годах в кредитной системе развитых стран произошли изменения, к числу которых можно отнести быстрое развитие финансовых рынков, на которых мобилизация денежных средств происходит посредством выпуска ценных бумаг. Усиление использования ценных бумаг как способа аккумулирования денежных средств получило название "СЕКЬЮРИТИЗАЦИИ". В рамках СЕКЬЮРИТИЗАЦИИ происходит превращение части банковских требований в ценные бумаги. Получая государственную гарантию, эти облигации приобретают высокую надежность и легко становятся объектом покупки инвесторами, что улучшает в целом условия финансирования экономики. Нужно сказать, что сейчас особое место занимает коммерческий кредит, лизинг, облигационные займы, при которых кредитодателями выступает не одно, а несколько лиц. приоритетным методом финансирования экономики стал выпуск ценных бумаг. Крупные банки практикуют выдачу персональных кредитов, которые отличаются тем, что они не привязаны к торговой сделке да и сама система кредитования населения является весьма гибкой. Важной особенностью современного периода является растущая интернационализация кредитных систем развитых стран. В нашей стране необходимо активно развивать новые формы кредитования, такие, как акции и облигации. Все это поможет преодолеть тот кризис, в котором находится российская экономика.В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны. Но оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует забывать, что мобилизуемые с его помощью государством средства являются антиципированными, т.е. взятыми вперед налогами. Необходимость погашения государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Финансы: учебник для вузов/ под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Юнити-дана, 2009.стр 40-49.2.Б .М. Сабанти. теория финансов: учебное пособие 2-е изд. - м.: издательство "менеджер", 2008.стр 20-22.

3.Деменцев В.В. "внешний долг России в системе международной задолженности". ж. "финансы" №12 - 2008г.стр 5-10.

Федеральный закон от 22.04.1996 №39-ФЗ (ред. от 01.01.2012) «О рынке ценных бумаг» ст. 2, 12, 24, 39.

3. Федеральный закон от 02.12.1990 №395-1 (ред. 06.12.2011) «О банках  и банковской деятельности» ст. 5, 6.

4. Федеральный закон от 30.11.2011 №371-ФЗ «О федеральном бюджете  на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» ст. 1, 15, 16

5. Федеральный закон от 26.12.1995 №208-ФЗ (ред. 30.11.2011) «Об акционерных обществах» ст. 27, 34, 36, 38, 39.

6. Учебник «Финансы» под  ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, 2011 г., Москва, изд. Юрайт; стр. 371-382

7. Учебник «Международный  финансовый рынок» под ред. В.А. Слепова, Е.А. Звоновой, 2011 г., Москва, изд. Магистр; стр. 226

8. Учебник «Базовый курс  по рынку ценных бумаг» под  ред. Л.А. Андриановой, М.А. Котлярова, 2010 г., Москва, изд. КиоРус; стр. 44-67

9. Учебник «Экономикс»  под ред. К.Р. Макконнелла, С.Л. Брю, Ш.М. Флинна, 2011 г., Москва, изд. ИНФРА-М; стр. 585-586

10. Учебное пособие «Финансы»  под ред. О.В. Малиновской, И.П. Скобелевой, А.В. Бровкиной, 2012 г., Москва, ИНФРА-М; стр. 110

11. Учебное пособие «Рынок  ценных бумаг в России» под  ред. Н.Л. Макаренкова, Н.Н. Косаренко, 2011, Москва, изд. Наука; стр. 67-71

12. Учебник «Рынок ценных  бумаг» под ред. Л.А. Чалдаевой, А.А Кипячкова, 2012 г., Москва, изд. Юрайт; стр. 46-52

13.Карташов А. Б. некоторые правовые аспекты стабилизационного фонда // сборник докладов международной научно-практической конференции "финансовое право в xxi веке". Мгюа . М., 2008.0,3 Печ. Л. стр.50-60

14.Карташов a. b. государственный кредит и его формы // право и государство. 2008. № 9.0, 59 Печ. Л.стр.90-120

15.Карташов А. Б. регулирующая функция финансов и государственный кредит (финансово-правовые аспекты) // государство и право. 2008. № 10.0,57 Печ.Л.стр.30-50

16.Карташов А. Б. государственный кредит как элемент финансовой системы // сборник материалов 5-й международной межвузовской конференции аспирантов и студентов "традиции и новации в системе современного российского права" (1-3 апреля 2008 г). Мгюа. М., 2009 (в печати).0,31 Печ. Л.стр.20-40

17."общая теория денег и кредита" под редакцией профессора Е.Ф. Жукова 2009.стр.200-210

Информация о работе Государственный кредит в современной России: особенности и тенденции его развития