Выручка от продажи товаров (работ, услуг)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 04:05, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе поставлена цель – исследовать формирование и анализ выручки от продажи продукции.
Для достижения поставленной цели необходимо определить ряд задач:
1. Исследование теоретических понятий выручки от продажи товаров (работ, услуг) по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и городских улиц, благоустройству территорий и иных работ в дорожной сфере;
2. Исследование факторов, влияющих на величину выручки от продажи товаров (работ, услуг);
3. Проанализировать выручку от продажи товаров (работ, услуг) на примере ОАО «Брянскавтодор»;
4. Провести анализ динамики и структуры выручки от продажи товаров (работ, услуг);
5. Провести факторный анализ изменения выручки от продажи;
6. Рассмотреть использование выручки на предприятии;
7. Разработать совершенствование продаж товаров (работ, услуг).

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..4
1. Теоретические основы анализа продажи товаров
(работ, услуг)………………………………………………………………..……….7
1.1. Понятие выручки от продажи товаров (работ, услуг)
и общей выручки предприятия………………………………….......……...7
1.2. Факторы, влияющие на величину выручки от
продажи товаров (работ, услуг)…………………………………………...10
1.3. Планирование и расчёт выручки от продажи………………….……13
1.4. Направления использования выручки……………………………….18
2. Анализ выручки от продажи товаров (работ, услуг)
ОАО «Брянскавтодор»…………………………………………………………...22
2.1. Организационно-правовая характеристика предприятия
ОАО «Брянскавтодор»……………………………………………….…….22
2.2. Формирование выручки ОАО «Брянскавтодор»…………..……...…29
2.3. Направления расходования выручки ОАО «Брянскавтодор»………33
3. Мероприятия и пути увеличения выручки от продажи………………39
Заключение …………………………………………...…………………..……….43
Список литературы ……………………………………………………….……...45

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 326.50 Кб (Скачать файл)

После проведения в России рыночных реформ предприятия в основном применяют свободные цены, величина которых определяется спросом и предложением. В этих условиях возросло значение маркетинговых и рекламных служб предприятия.

Однако для узкого круга товаров, производимых так называемыми естественными монополиями, используется государственное регулирование цен. Регулируемые цены на продукцию базовых отраслей (энергоносители, транспорт и т.п.) призваны оказывать сдерживающее влияние на рост издержек остальных отраслей, а также дают возможность управления инфляционными процессами на макроуровне.

Свободные (рыночные) цены устанавливаются в зависимости  от спроса на продукцию на рынке, определяются непосредственно самим предприятием. Они могут меняться на одну и ту же продукцию в зависимости от объема продаж или от условий оплаты. Как правило, чем больше объем продаж приходится на одного потребителя, тем ниже отпускная цена единицы продукции. Применение более низких цен позволяет предприятию заинтересовать «выгодного» потребителя в своей продукции и за счет большего объема выручки решать свои производственные и финансовые задачи. Существенное значение имеют и условия продаж. Чем скорее наступает оплата в соответствии с заключенными договорами, тем быстрее предприятие способно вовлечь средства в хозяйственный оборот и получить дополнительные преимущества, а также снизить вероятность неплатежей.

Поэтому реализация по сниженным  ценам при условии предоплаты или оплаты по факту отгрузки для  предприятия зачастую выглядит предпочтительнее, чем, например, отгрузка продукции по более высоким ценам, но на условиях ее оплаты по мере реализации.

Кроме того, если предприятие  не имеет льготы в виде полного  освобождения от уплаты косвенных налогов, то эта группа налогов закладывается  в цену товаров и соответственно поступает на денежные счета предприятия вместе с выручкой за реализованную продукцию. Косвенные налоги не входят в состав выручки от реализации продукции и учитываются отдельно. При определении налогооблагаемой базы по некоторым налогам такой косвенный налог, как акциз, включается в состав выручки или, то есть для налогового учета допустимо различное толкование состава выручки, поскольку это предусмотрено действующим законодательством и служит практическим целям для правильного исчисления отдельных налогов.

    1. Планирование и расчет выручки от продажи

В процессе управления коммерческой деятельностью организации большое  внимание уделяется планированию выручки  от продажи продукции (работ, услуг). Оно необходимо для определения  плановых прибыли и платежей в бюджет. От обоснованности расчета плановой выручки во многом зависит реальность всех других финансовых показателей. 

В процессе финансово-хозяйственной  деятельности финансовые службы предприятия  могут осуществлять планирование выручки  на предстоящий год, квартал и оперативно.

Годовое планирование выручки  эффективно при стабильной экономической  ситуации. В условиях нестабильности, когда соотношение спроса и предложения  подтверждено трудно прогнозируемым изменениям и законодательно установленные  правила поведения юридических лиц постоянно меняются, годовое планирование затруднено и не является объективным ориентиром для предприятия.  В такой ситуации более целесообразно поквартальное планирование.

Оперативное планирование выручки  используется для контроля за своевременностью поступления денег за отгруженную продукцию на денежные счета предприятия.

Для определения выручки от реализации продукции необходимо знать объем  реализации продукции в действующих  ценах без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок и экспортных тарифов для экспортируемой продукции.

Выручка от выполненных работ и  оказанных услуг определяется исходя  из объема продукции и соответствующих  цен и тарифов.

Метод прямого счета основан на гарантированном спросе. Предполагается, что весь объем произведенной продукции приходится  на предварительно оформленный пакет заказов. Это наиболее достоверный способ планирования выручки, когда план выпуска и объем реализации продукции заранее увязаны с потребительским спросом, известны необходимый ассортимент и структура выпуска продукции, установлены соответствующие цены, тогда выручку от реализации можно определить (1):

 

В = Р*Ц,                                                                   (1)

 

где  В – выручка  от реализации товаров (работ, услуг);

Р – объем сопоставимой реализованной  товаров (работ, услуг);

Ц – цена единицы реализованной  товаров (работ, услуг).

 

Для оптимизации затрат и роста финансовых результатов  предприятие должно прилагать усилия для увеличения выпуска товаров (работ, услуг), расширение его ассортимента, производства принципиально новых по потребительским качествам товаров (работ, услуг).  Кроме того, в свою очередь количество проданных товаров (работ, услуг); будет зависеть и от уровня цены, причем эта зависимость на практике может быть эластичной, неэластичной и единичной с соответствующими коэффициентами эластичности (Кэ): в первом случае он больше единицы, во втором меньше, в третьем равен единице.

Физический смысл этих коэффициентов  состоит в том, что при Кэ>1 изменение цены на 1% приводит к изменению спроса более чем на 1%; при Кэ=1 изменение цены на 1% приносит 1% изменения величины спроса; при Кэ<1 изменение цены на 1% приводит к изменению спроса менее чем на 1%.

Степень эластичности по-разному  влияет на искомую величину.

Характер изменения  выручки в зависимости от изменения  цены и спроса можно показать в  виде графика (Рисунок 1).

График  показывает, что  выручка при цене Ц1 представляет собой площадь прямоугольника ОЦ1АР1 и характеризует эластичный спрос, т.е. при снижении цены выручка возрастает. Прямоугольник ОЦ2ВР2 соответствует нейтральной эластичности спроса, в зависимости от изменения цены, выручка в данной области изменения цены не меняется. Прямоугольник ОЦ3СР3 отображает условия неэластичности спроса. В этом случае снижение цены приведет к уменьшению выручки.

 

                                    Ц


                                                            

                                    Ц1          A (Ц11)

                                    Ц2               B (Ц22)    

                                    Ц3                                            C (Ц3,Р3)

                                       

                                О             Р1 Р2            Р3        Р

     

Рисунок 1 – Характер изменения выручки в зависимости от изменения цены и спроса.

 

 В – выручка  от реализации продукции,

 Р – объем сопоставимой реализованной продукции,

 Ц – цена единицы реализованной продукции

 

Поскольку на изменение  величины В по-разному влияет характер спроса, в связи с этим  практический интерес представляет графическое построение зависимости выручки от изменения цены  при определенной функции спроса. Допустим, спрос понижается  в зависимости  от  цены, это видно графике (Рисунок 2).

График показывает, что выручка от реализации продукции до определенного увеличения объема его реализации возрастает при снижении цены (эластичный спрос), но после достижения критического объема (Вк) начинает снижаться. На первой стадии снижение цены может дать эффект в росте выручки, но по достижении  критической точки предприятие начнет терять в выручке за реализуемую продукцию. В политике цен это необходимо учитывать, чтобы не потерять возможные доходы.

                        

                                  В


 

                                  Вк

 

 

 

                                                        Цк                    Ц

 

Рисунок 2 – Зависимости выручки от изменения цены  при определенной функции спроса.

 

В условиях нестабильного  спроса на выпускаемую предприятием продукцию для планирования выручки также применяется расчетный метод, основой которого является объем реализуемой продукции, корректируемый на входные и выходные остатки. Планирование выручки от реализации продукции, осуществляется по аналогии с планированием  себестоимости (2):

 

В = Он.г.п.1  +   ТР  – Он.г.п.2,                                          (2)

 

где      В – выручка от реализации продукции,

Он.г.п.1 – непроданные остатки готовой продукции на начало планируемого периода ,

ТР – товарная продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде, 

Он.г.п.2 – непроданные остатки готовой продукции на конец планируемого периода.[11]

 

При планировании остатков готовой продукции на начало планируемого периода предприятие  не имеет исчерпывающих данных о фактической величине остатков, поэтому в расчет принимаются ожидаемые остатки  непроданной продукции. Их стоимость в ценах продажи определяется с помощью коэффициента пересчета, который равен частному от деления объема продукции в ценах отчетного периода на производственную себестоимость продукции этого периода. Если рассматривать кассовый метод планирования выручки, то ожидаемые остатки на начало планируемого периода будут состоять:

  • из готовой продукции на складе;
  • из товаров отгруженных, документы по которым не переданы в банк;
  • из товаров, срок оплаты которых не наступил;
  • из товаров отгруженных, но неоплаченных в срок;
  • из товаров, находящихся  на ответственном хранении у покупателей в виду отказа от акцепта.

Таким образом, сумма выручки может значительно отличаться от стоимости отгруженной продукции.

Остатки готовой  продукции на складе на конец планируемого периода определяются исходя из необходимости  накопления для выполнения договорных обязательств,  срок действия которых  находится за пределами планируемого периода, условий реализации и других причин.

При планировании выручки по отгрузке нереализованной  продукции считается только готовая  продукция на складе на начало и  конец планируемого периода.

    1. Направления использования выручки

Если поступление выручки на денежные счета предприятия – завершение кругооборота средств, то её использование представляет собой, как начало нового кругооборота, так и стадию распределительных процессов, при которой формируется доходная база бюджетов разных уровней и обеспечиваются тем самым общегосударственные интересы, а также образуются собственные финансовые ресурсы предприятия.

Выручка, поступившая  на счета предприятия, используется в первую очередь на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, запасных частей для ремонта, топлива, энергии. Из выручки выплачивается заработная плата, возмещается износ основных фондов, формируется прибыль предприятия (Рисунок 3).

Значение выручки  в деятельности организации (предприятий) выражается в следующем.

Выручка от продаж служит основным оценочным показателем  результативности работы предприятий, так как по ее поступлению можно  судить о том, что выпускаемая  продукция по объему, качеству, цене соответствует рыночному спросу.

От своевременности  поступления выручки зависят устойчивость финансового положения организации, размер ее прибыли, своевременность расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, банками, поставщиками, работниками.

За счет выручки  от реализации предприятия покрывают  свои текущие затраты на производство и реализацию продукции и формируют прибыль. Несвоевременное поступление выручки приводит к задержке расчетов за сырье, материалы, комплектующие, в связи с чем организация вынуждена выплачивать штрафы, а это в конечном итоге обусловливает не только потери прибыли предприятия-поставщика, но и перебои в работе и остановку производства смежных предприятий.

 

 



 


 

 








 




 


 



 

Рисунок 3 – Направления использования выручки

 

Поступление выручки  на счета предприятий имеет не меньшее значение и для государственного бюджета, так как она является источником уплаты всех налоговых платежей и отчислений в государственные внебюджетные фонды.

Момент реализации (продажи) продукции (работ, услуг) подтверждается правом перехода собственности от одних владельцев к другим. Передача этого права осуществляется в соответствии с условиями договора купли-продажи, обмена, передачи и т. д. По договорам поставки (ст. 506-524 ГК РФ), как правило, переход права собственности происходит в момент отгрузки товаров и передачи товаросопроводительных документов. Если выручка от продажи отпущенных (отгруженных) готовой продукции и товаров определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете, то до момента признания выручки эти товары учитываются на счете 45 «товары отгруженные».[8]

Данный счет правомерно применять для учета  отгруженных товаров только в  трех случаях:

а) для учета  товаров, отгруженных комитентом по договору комиссии или другому посредническому  договору;

б) для учета товаров, отгруженных по договору мены, до его исполнения, т.е. поступления встречного товара;

Информация о работе Выручка от продажи товаров (работ, услуг)