Влияние издержек предприятия на объем производства в краткосрочном периоде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 10:34, курсовая работа

Краткое описание

С экономической точки зрения издержки представляют собой стоимость всех затрачиваемых материалов и услуг. Поэтому каждая фирма заинтересована в анализе затрат в динамике их соотношения с уровнем цены на продукт.
Таким образом, вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы курсовой работы.
Целями данной курсовой работы является изучение издержек производства, их сущности и пути их снижения, влияния издержек на прибыль.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3Глава 1. Издержки производства в краткосрочном периоде…………………...5
1.1.Сущность издержек ………………………………………………………….….5
1.2. Классификация издержек производства………………………………………8
1.3 Классификация издержек…………………………………………………….16
1.4. Издержки производства в краткосрочном периоде……………………...…20
Глава 2. Влияние издержек производства на прибыль и пути их снижения…...23
2.1. Анализ зависимости издержки – объем производства – прибыль………….23
2.2. Управление издержками производства и пути их снижения……………….32
Глава 3. Совершенствование учета затрат с применением системы «директ-костинг»……………………………………………………………………………..36
Заключение………………………………………………………………………….52
Список литературы…………………………………………………………………54

Вложенные файлы: 1 файл

Нижегородский институт менеджмента и бизнеса1.doc

— 500.50 Кб (Скачать файл)

Рис. 3. Графический анализ взаимосвязи "издержки-объем-прибыль"

 

результате превышения величины постоянных расходов над величиной  маржинального дохода.

Выручка, соответствующая  точке безубыточности, называется пороговой выручкой. Объем производства (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Если предприятие продает продукции меньше порогового объема продаж, оно терпит убытки, если больше – получает прибыль.

Метод уравнений основан на исчислении прибыли предприятия по формуле "выручка – переменные издержки – постоянные издержки". Метод уравнений можно использовать при анализе влияния структурных изменений в ассортименте продукции. В этом случае реализация рассматривается как набор относительных долей продукции в общей сумме выручки от реализации. Если структура меняется, то объем выручки может достигать заданной величины, а прибыль может быть меньше. В этих условиях влияние изменения структуры на прибыль будет зависеть от того, как произошло изменение ассортимента – в сторону низкорентабельной или высокорентабельной продукции.

Разновидностью метода уравнений  является метод маржинального дохода, при котором точка безубыточности определяется как отношение постоянных издержек к норме маржинального дохода.

Метод критического объема производства, или метод анализа "издержки – объем – прибыль" имеет большие возможности. С  его помощью можно оценивать  альтернативные варианты проведения ценовой, сбытовой, инновационной, политики и т.п. и получать новые прогнозные значения показателей финансовых результатов, исходя из предполагаемых изменений условий деятельности предприятий. Сам по себе метод, как видно из его описания, довольно прост, но его практическое применение связано с некоторыми проблемами Например, деление издержек на постоянные и переменные требует другого подхода к учету издержек, о чем уже было сказано.

Объем производства показывается в расчетах в натуральных единицах измерения. Значит, надо приводить его  к условной продукции, так как в реальных условиях предприятий, выпускающих один вид продукции, почти не бывает. Однако идеальных систем, идеальных методов не бывает, у каждого метода (системы) своп преимущества и недостатки.

Производственный  леверидж – это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных издержек. С его помощью можно прогнозировать прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточности. Условием применения механизма производственного левериджа является использование маржинального метода, основанного на разделении издержек на постоянные и переменные. Чем ниже удельный вес постоянных издержек в общей сумме издержек предприятия, тем в большей степени изменяется прибыль по отношению к темпам изменения выручки предприятия. Производственный леверидж – показатель, помогающий менеджерам выбрать оптимальную стратегию предприятия в управлении издержками и прибылью. В основе механизма производственного левериджа лежит изменение удельного веса постоянных издержек в общей сумме издержек предприятия. Чем ниже удельный вес постоянных издержек в общей сумме издержек предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.

Проявление  механизма производственного левериджа  имеет особенности:

1) положительное  воздействие производственного  левериджа начинает проявляться  лишь после того, как предприятие  преодолело точку безубыточной  своей деятельности. Чтобы положительный эффект производственного левериджа начал проявляться, предприятие вначале должно получить достаточный размер маржинального дохода для покрытия своих постоянных издержек. Это связано с тем, что предприятие обязано возмещать свои постоянные издержки независимо от конкретного объема продаж, поэтому чем выше сумма постоянных издержек, тем позже при прочих равных условиях оно достигнет точки безубыточности своей деятельности. В связи с этим, пока предприятие не обеспечило безубыточность своей деятельности, высокий уровень постоянных издержек будет являться дополнительной помехой на пути к достижению точки безубыточности;

2) по мере  дальнейшего увеличения объема  продаж и удаления от точки  безубыточности эффект производственного  левериджа начинает снижаться. Каждый последующий процент прироста объема продаж будет приводить к нарастающему темпу прироста суммы прибыли;

3) механизм производственного  левериджа имеет и обратную  направленность – при любом  снижении объема продаж в еще  большей степени будет уменьшаться размер прибыли предприятия;

4) между производственным  левериджем и прибылью предприятия  существует обратная зависимость.  Чем выше прибыль предприятия,  тем ниже эффект производственного  левериджа, и наоборот. Это позволяет  сделать вывод о том, что производственный леверидж является инструментом, уравнивающим соотношение уровня доходности и уровня риска в процессе осуществления производственной деятельности;

5) эффект производственного  левериджа проявляется только  в коротком периоде. Это определяется тем, что постоянные издержки предприятия остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только в процессе увеличения объема продаж происходит очередной скачок суммы постоянных издержек, предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою производственную деятельность. Иными словами, после такого скачка эффект производственного левериджа проявляется в новых условиях хозяйствования по-новому.

Понимание механизма  проявления производственного левериджа  позволяет целенаправленно управлять  соотношением постоянных и переменных издержек в целях повышения эффективности  производственно-хозяйственной деятельности при различных тенденциях конъюнктуры  товарного рынка и стадии жизненного цикла предприятия.

При неблагоприятной  конъюнктуре товарного рынка, определяющей возможное снижение объема продаж, а также на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, когда им еще  не преодолена точка безубыточности, необходимо принимать меры к снижению постоянных издержек предприятия. И наоборот, при благоприятной конъюнктуре товарного рынка и наличии определенного запаса прочности требования к осуществлению режима экономии постоянных издержек могут быть существенно ослаблены. В такие периоды предприятие может значительно расширять объем реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию основных производственных фондов.

При управлении постоянными издержками следует  иметь в виду, что их высокий  уровень в значительной мере определяется отраслевыми особенностями деятельности, определяющими различный уровень фондоемкости производимой продукции, дифференциацию уровня механизации и автоматизации труда. Кроме того, следует отметить, что постоянные издержки в меньшей степени поддаются быстрому изменению, поэтому предприятия, имеющие высокое значение производственного левериджа, теряют гибкость в управлении своими издержками.

На каждом предприятии  имеется достаточно возможностей снижения (при необходимости) суммы и удельного веса постоянных издержек. К числу таких резервов можно отнести: существенное сокращение накладных расходов (расходов по управлению) при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка; продажу части неиспользуемого оборудования и нематериальных активов с целью снижения потока амортизационных отчислений; широкое использование краткосрочных форм лизинга машин и оборудования вместо их приобретения в собственность; сокращение объема ряда потребляемых коммунальных услуг.

При управлении переменными издержками основным ориентиром должно быть обеспечение постоянной их экономии, т.к. между суммой этих издержек и объемом производства и продаж существует прямая зависимость. Обеспечение этой экономии до преодоления предприятием точки безубыточности ведет к росту маржинального дохода, что позволяет быстрее преодолеть эту точку. После преодоления точки безубыточности сумма экономии переменных издержек будет обеспечивать прямой прирост прибыли предприятия. К числу основных резервов экономии переменных издержек можно отнести снижение численности работников основного и вспомогательных производств за счет обеспечения роста производительности их труда; сокращение размеров запасов сырья, материалов и готовой продукции в периоды неблагоприятной конъюнктуры товарного рынка; обеспечение выгодных для предприятия условий поставки сырья и материалов.

Использование механизма производственного левериджа, целенаправленное управление постоянными  и переменными издержками, оперативное  изменение их соотношения при  меняющихся условиях хозяйствования позволят увеличить потенциал формирования прибыли предприятия.

Для отечественных  предприятий метод анализа безубыточности производства еще не является официально рекомендованным, в связи с чем  пока он используется в основном для  прогнозных расчетов значений цены, прибыли, выручки от реализации. Оценить по достоинству аналитические возможности этого метода могут производители, работающие в условиях реального рыночного хозяйства.

Дальнейшее  реформирование бухгалтерского учета  по пути гармонизации отечественного и зарубежного учета ставит перед практическими работниками и наукой, в числе прочих, задачу: изучить зарубежный опыт учета и анализа издержек производства, понять их особенности и, нивелируя негативное, использовать ценное, положительное.

2.2 Методы анализа издержек производства

Как было отмечено ранее, все производственные издержки подразделяются на затраты прямых материалов, прямого труда и производственные накладные издержки. Если первые две группы, как правило, являются прямыми переменными издержками и непосредственно относятся на произведенный продукт, то производственные накладные издержки являются смешанными, т.е. включают как переменную, так и постоянные компоненты. Переменные производственные накладные издержки со всей очевидностью следует отнести на себестоимость готового продукта, так как они включают силовую энергию, непрямые материалы, упаковку, контроль качества и т.д. В то же время такой уверенности в отношении постоянных производственных издержек нет. Существует два варианта того, как распорядиться постоянными накладными издержками:

·                   включить их в состав производственной себестоимости, т.е. «размазать» равномерно по всей произведенной продукции, или

·                   подобно маркетинговым и административным издержкам отнести к затратам периода, т.е. отнести на совокупность затрат, связанных с реализацией продукции в конкретный период (чаще всего, месяц).

Другими словами, центральным вопросом оценки себестоимости  продукции является следующее —  какой период выбрать для отнесения постоянных производственных издержек:

·                   период, в котором издержки фактически появляются,

·                   период, в котором продукция реализуется.

В классической литературе по учету издержек описываются  два метода калькуляции себестоимости[5]:

·                   метод поглощенных затрат (Absorption Costing), при котором все производственные издержки (переменные и постоянные) относятся на себестоимость произведенной продукции и, следовательно, пропорционально распределяются между реализованной продукцией и продукцией, оставшейся на складе;

·                   метод прямых затрат (Direct Costing), при котором все затраты подразделяются на переменные и постоянные, при этом переменные затраты относятся на произведенную продукцию, а постоянные затраты относятся на реализованную продукцию.

Метод прямых затрат часто называют методом переменных затрат (Variable Costing), причем это название в большей степени отражает сущность метода, так как в стоимость товарно-материальных запасов готовой продукции включаются не только прямые затраты труда и материалов, но и переменные производственные издержки.

Приведем вкратце  основные особенности этих подходов и их отношение к реальной практике на украинских предприятиях.

Основные особенности  метода поглощенных затрат:

·                   наиболее часто применяется на украинских предприятиях;

·                   в основном используется для внешней отчетности;

·                   основывается на распределении всех затрат, включаемых в себестоимость, по видам продукции, т.е. предполагает расчет полной себестоимости продукции;

·                   предполагает разбиение затрат на прямые и косвенные;

·                   запасы готовой продукции на складе оцениваются по полной себестоимости;

·                   так как косвенные расходы распределяются по видам продукции согласно определенной базе, которая зафиксирована в приказе об учетной политике, а абсолютно корректное распределение невозможно, то всегда существует искажение реальной себестоимости отдельных видов продукции.

В результате и  цены на эти виды продукции, как правило, получаются необоснованными, что обычно ведет к подрыву конкурентоспособности  продукции. Данный метод учета хорошо использовать в тех случаях, когда:

·                   на предприятии производится только один продукт или несколько продуктов, но в небольшом объеме;

·                   сумма общепроизводственных затрат существенно меняется от периода к периоду;

·                   имеются долгосрочные контракты на выполнение определенного объема работ.

Основные особенности  метода переменных издержек состоят  в следующем:

Информация о работе Влияние издержек предприятия на объем производства в краткосрочном периоде