Влияние издержек предприятия на объем производства в краткосрочном периоде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 10:34, курсовая работа

Краткое описание

С экономической точки зрения издержки представляют собой стоимость всех затрачиваемых материалов и услуг. Поэтому каждая фирма заинтересована в анализе затрат в динамике их соотношения с уровнем цены на продукт.
Таким образом, вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы курсовой работы.
Целями данной курсовой работы является изучение издержек производства, их сущности и пути их снижения, влияния издержек на прибыль.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3Глава 1. Издержки производства в краткосрочном периоде…………………...5
1.1.Сущность издержек ………………………………………………………….….5
1.2. Классификация издержек производства………………………………………8
1.3 Классификация издержек…………………………………………………….16
1.4. Издержки производства в краткосрочном периоде……………………...…20
Глава 2. Влияние издержек производства на прибыль и пути их снижения…...23
2.1. Анализ зависимости издержки – объем производства – прибыль………….23
2.2. Управление издержками производства и пути их снижения……………….32
Глава 3. Совершенствование учета затрат с применением системы «директ-костинг»……………………………………………………………………………..36
Заключение………………………………………………………………………….52
Список литературы…………………………………………………………………54

Вложенные файлы: 1 файл

Нижегородский институт менеджмента и бизнеса1.doc

— 500.50 Кб (Скачать файл)

Переменные  издержки — это издержки, зависящие от объема производства. Прямые затраты на сырье материалы, рабочую силу и т.п. изменяются в зависимости от масштабов деятельности. Такие накладные расходы, как комиссионные торговым посредникам, плата за телефонные разговоры, траты на канцелярские товары, увеличиваются с расширением бизнеса, а поэтому в данном случае относятся к категории переменных издержек. Однако,  в большинстве своем прямые издержки фирмы всегда относятся к категории переменных, а накладные расходы относятся к постоянным, переменные издержки увеличиваются или уменьшаются под влиянием динамики выпуска продукции.

1.4  Издержки производства в краткосрочном периоде .

          Краткосрочный период - это период времени слишком короткий для изменения производственных мощностей, но достаточный для изменения интенсивности использования этих мощностей. Производственные мощности остаются неизменными в краткосрочном периоде, а объем выпуска может изменяться путем изменения количества рабочей силы, сырья, и других ресурсов применяемых на этих мощностях. Издержки производства, какого либо продукта зависит не только от цен на ресурсы, но и от технологий - от количества ресурсов, которое необходимо для производства. Издержки производства какого-либо продукта данной фирмой зависят не только от цен необходимых ресурсов, но и от технологии — от количества ресурсов, которое необходимо для производства. Именно это, то есть технологический аспект формирования издержек, и интересует нас в данный момент. В течение краткосрочного периода фирма может изменить объем производства путем соединения изменяющегося количества ресурсов с фиксированными мощностями. Вопрос: каким образом будет изменяться объем производства, по мере того как все большее и большее количество переменных ресурсов будет присоединяться к фиксированным ресурсам фирмы? В самой общей форме ответ на этот вопрос дает закон убывающей отдачи, который также называется "законом убывающего предельного продукта", или "законом изменяющихся пропорций". Этот закон утверждает, что, начинам с определенного момента, последовательное присоединение единиц переменного ресурса (например, труда) к неизменному, фиксированному ресурсу (например, капиталу или земле) дает уменьшающийся добавочный, или предельный, продукт в расчете на каждую последующую единицу переменного ресурса.

Иначе говоря, если количество рабочих, обслуживающих машинное оборудование, будет увеличиваться, то рост объема производства будет происходить все медленнее, по мере того, как больше рабочих будет привлекаться к производству .

Суммарные издержки (total cost - ТС) - общие издержки выпуска определенного объема продукции. Поскольку в краткосрочном периоде ряд вводимых факторов производства (прежде всего, капитал) не меняется, какая-то часть суммарных издержек также не зависит от количества примененных единиц переменного ресурса и от объема выпуска товаров и услуг. Суммарные издержки, которые не меняются по мере увеличения производства в краткосрочном периоде, называются суммарными постоянными издержками (total fixed cost - TFC); суммарные издержки,

которые изменяют свою величину с ростом или уменьшением  выпуска продукции, составляют суммарные переменные издержки (total variable cost - TVC). Следовательно, для любого объема производства Q суммарные издержки складываются из суммарных постоянных и суммарных переменных издержек:

       TC=TFC+TVC                  (2.2.)

Фирма, желая  добиться максимальной прибыли, стремится  снизить издержки на единицу продукции. В связи с этим важно ввести понятие средних издержек

   Средние  издержки(АС) - это совокупные затраты на единицу продукции. Определяются путем деления совокупных издержек выпуска продукции на количество единиц продукции:                    АС=SТС/Q                  (2.3)

Средние постоянные издержки  ( AFC ) определяются путем деления суммарных постоянных издержек ( TFC ) на соответствующее количество произведенной продукций ( Q ) :                      AFC = TFC / Q                   (2.4)

Так как постоянные издержки по определению не зависят  от объема выпускаемой продукций, то и средние постоянные издержки будут уменьшаться с увеличением объема производства.

 Средние переменные издержки (SAVC)  определяются путем деления суммарных переменных издержек ( TVC ) на соответствующее количество произведенной продукций Q :                  SAVC = TVC / Q           (2.5.)

Средние общие издержки ( SATC ) рассчитываются при помощи деления общих издержек TC на объем произведенной продукций Q:

SATC = STC / Q = FC/Q+VC/Q = AFC + SAVC   (2.6)

    • по способам учета и группировки затрат они подразделяются на простые (сырье, материалы, зарплата, износ, энергия и т.п.) и комплексные, т.е. собираемые в группы либо по функциональной роли в процессе производства (малоценные и быстроизнашиваемые предметы), либо по месту осуществления затрат (цеховые расходы, общезаводские расходы и т.п.);

• по срокам использования в производстве различаются каждодневные, или текущие, затраты и единовременные, разовые затраты, осуществляемые реже чем один раз в месяц а для экономического анализа затрат используются предельные издержки.

      Прирост издержек, связанный с  выпуском дополнительной единицы  продукции, т.е. отношение прироста переменных издержек к вызванному ими приросту продукции, называется предельными издержками предприятия МС

     (2.7.)

где DVС — прирост переменных издержек;

      DQ — вызванный ими прирост объема производства.

 

Поскольку постоянные издержки не меняются и не зависят от величины Q, изменение суммарных издержек, т.е.   ТС,  определяется изменениями только переменных издержек:

                     ТС  =  ТVС    и     МС   =  TVC  / Q.                           (2.8)


 

Глава 2. Влияние издержек производства на прибыль и пути их снижения.

2.1. Анализ зависимости  издержки – объем производства  – прибыль.

Руководителю  производственного предприятия  на практике приходится принимать множество  разнообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, издержек предприятия, объема и структуры реализации продукции, сказывается на финансовом результате предприятия. Методика анализа "издержки-объем-прибыль" является способом определения взаимосвязи между этими категориями. Данная методика является наиболее эффективным средством планирования и прогнозирования деятельности предприятия. Она помогает руководителям предприятия выявить оптимальные порции между переменными и постоянными издержками, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск. Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, используя эту методику, могут дать более высокую оценку финансовых результатов и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы предприятия.

Анализ соотношения "издержки-объем-прибыль" на практике иногда называют анализом точки безубыточности. Под точкой безубыточности понимаются такая выручка и такой объем производства предприятия, которые обеспечивают покрытие всех его издержек и нулевую прибыль, т.е. это тот объем продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытков. Эту точку также называют критической, или мертвой, или точкой равновесия. Для вычисления точки безубыточности (порога рентабельности) используются три метода: графический, уравнений и маржинального дохода. Наиболее простой и доступный – это графический метод, при котором уровень безубыточного объема производства определяется как точка, образованная пересечением линий объема производства и полной (состоящей из постоянных и переменных издержек) себестоимости. Объем производства больше порогового значения приносит предприятию прибыль, меньше – убыток.

Элементы взаимосвязи "издержки-объем-прибыль":

1) маржинальный  доход;

2) порог рентабельности (точка безубыточности);

3) производственный  леверидж;

4) маржинальный  запас прочности.

Маржинальный  доход – это разница между  выручкой от реализации продукции и  переменными издержками предприятия.

Порог рентабельности (точка безубыточности) – это  показатель, характеризующий объем  реализации продукции, при котором  выручка предприятия от реализации продукции равна всем его совокупным издержкам. Иными словами, это тот объем продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытков.

Производственный  леверидж – это механизм управления прибылью предприятия в зависимости  от изменения объема реализации продукции.

Маржинальный  запас прочности – фактическое  отклонение выручки от реализации продукции  от пороговой выручки (порога рентабельности).

Необходимым условием применения методики анализа "издержки-объем-прибыль" является деление издержек на постоянные и переменные.

Постоянные  издержки не зависят от объема производства, а переменные издержки изменяются с  ростом (снижением) объема выпуска и  продаж. Для расчета объема выручки, покрывающего постоянные и переменные издержки, предприятия в своей практической деятельности могут использовать такие показатели, как величина и коэффициент маржинального дохода.

Маржинальный  запас прочности – величина, покрывающая  превышение фактической выручки  от реализации продукции (работ, услуг) над пороговой, обеспечивающей безубыточность реализации. Чем выше маржинальный запас прочности, тем лучше для предприятия.

Для проведения анализа безубыточности производства необходимым условием является деление  издержек предприятия на постоянные и переменные. Как известно, постоянные издержки не зависят от объема производства, а переменные изменяются с ростом (снижением) объема выпуска и продаж. Для расчета объема выручки, покрывающего постоянные и переменные издержки, производственные предприятия в своей практической деятельности используют такие показатели, как величина и норма маржинального дохода. Величина маржинального дохода показывает вклад предприятия в покрытие постоянных издержек и получение прибыли. Нормой маржинального дохода называется доля величины маржинального дохода в выручке от реализации или (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара.

Использование этих показателей помогает быстро решить некоторые задачи, например определить размер прибыли при различных  объемах выпуска

Величина маржинального  дохода показывает вклад предприятия  в покрытие постоянных издержек и  получение прибыли.

Как определить величину маржинального дохода:

1) из выручки  предприятия за реализованную  продукцию вычитают все переменные  издержки, т.е. все прямые расходы и часть накладных расходов (общехозяйственные расходы), зависящих от объема производства и относящихся к категории переменных издержек.

2) величина маржинального  дохода определяется путем сложения  постоянных издержек и прибыли  предприятия.

Средней величиной маржинального дохода является разница между ценой продукции и средними переменными издержками. Средняя величина маржинального дохода отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных издержек и получение прибыли.

Коэффициент маржинального дохода – доля маржинального дохода в выручке от реализации или доля среднего маржинального дохода в цене товара.

Методика анализа "издержки-объем-прибыль" позволяет  отыскать наиболее взаимовыгодное соотношение  между переменными и постоянными  издержками, ценой и объемом выпуска продукции. Главная роль в выборе стратегии поведения предприятия принадлежит величине маржинального дохода. Это можно достичь снижением цены продажи, увеличением объема реализации и снижением уровня постоянных издержек. На выбор модели поведения предприятия также оказывает влияние величина маржинального дохода в расчете на единицу продукции. В использовании маржинального дохода заложен ключ к решению проблем, связанных с издержками и доходами предприятия.

Безубыточность  – это такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков, выручка покрывает только издержки. Безубыточный объем продаж можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть издержки, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

Разность между  фактическим количеством реализованной  продукции и безубыточном объемом  продаж продукции – зона безопасности (зона прибыли). Чем она больше, тем  прочнее финансовое состояние предприятия.

Безубыточный  объем продаж и зона безопасности предприятия – основополагающие показатели при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий, определять и анализировать которые должен уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.

Методику анализа "издержки-объем-прибыль" на практике называют анализом точки безубыточности. Эту точку также называют критической  или мертвой, или точкой равновесия. Для вычисления точки безубыточности (порога рентабельности) используются методы:

1) графический;

2) уравнений;

3) маржинального дохода.

Графический метод нахождения точки безубыточности (рентабельности) сводится к построению графика "издержки-объем-прибыль". На график наносится линия постоянных издержек параллельно оси абсцисс. На оси абсцисс выбирается произвольно точка. Для нахождения точки безубыточности рассчитывается величина совокупных издержек (постоянных и переменных). На графике строится прямая, отвечающая этому назначению. Вновь выбирается точка на оси абсцисс, и для нее находится сумма выручки от реализации. Строится прямая, отвечающая этому назначению. Точка безубыточности на графике – это точка пересечения прямых, построенных по значениям издержек и выручки. В точке критического объема производства (точке безубыточности) нет прибыли и нет убытка. Справа от нее – область (зона) прибыли. Для каждого значения (количества единиц продукции) нетто-прибыль определяется как разность между величиной маржинального дохода и постоянных издержек. Слева от критической точки находится область (зона) убытков, образуемая в

Информация о работе Влияние издержек предприятия на объем производства в краткосрочном периоде