Бюджетирование как составная часть финансового менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2015 в 14:14, реферат

Краткое описание

Цель работы – проанализировать особенности бюджетирования как составной части финансового менеджмента. Для достижения этой цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыть понятие, задачи, функции и принципы бюджетирования как прогрессивного метода финансового планирования;
- проанализировать основные виды бюджетов предприятия и методы их составления;
- изучить этапы процесса бюджетирования;

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетирование как составная часть финансового менеджмента (03.01.2015) 2003.doc

— 381.00 Кб (Скачать файл)

С точки зрения Л.С. Васильевой, на бюджетирование возлагаются следующие задачи:

- установление  объектов бюджетирования;

- разработка системы бюджетов операционных и финансовых;

- расчёт  соответствующих показателей бюджетов;

- вычисление  необходимого объема денежных  ресурсов, обеспечивающих финансовую устойчивость, платежеспособность и ликвидность баланса предприятия;

- расчёт  величины внутреннего и внешнего финансирования и выявление резервов их дополнительного привлечения.

- прогноз  доходов, расходов и капитала  организации [9, с. 55].

По мнению В.Т. Чая, в процессе бюджетирования выполняются следующие задачи:

- планирование  на предстоящий период позволяет  дать оценку эффективности работы предприятия, а затем сравнить достигнутые результаты с плановыми;

- прогнозирование  на более длительный период  дает возможность установить  перспективные цели и их выполнение в текущих планах развития предприятия;

- контроль  и анализ деятельности отдельных  подразделений предприятия осуществляются на основе показателей, устанавливаемых для каждого подразделения;

- контроль  и анализ деятельности всего  предприятия в целом (либо группы компаний в целом) на основе общефирменных (или общекорпоративных) целевых показателей;

- планирование  и контроль денежных потоков, поскольку важнейшим условием  реализуемости любого плана предприятия (как долгосрочного, так и краткосрочного) является положительный платежный баланс в любой момент времени.

Все перечисленные задачи, безусловно, являются весьма важными для предприятия. Однако их перечень, на мой взгляд, можно представить несколько проще. Ранее в качестве цели бюджетирования мы приняли повышение эффективности работы предприятия. В качестве инструментов достижения этой цели – целевую ориентацию и координацию всех управленческих решений на предприятии. Эти инструменты реализуются в процессе планирования и контроля, следовательно, главной задачей бюджетирования можно считать обоснованное планирование деятельности предприятия с целью обеспечения текущего контроля деятельности. А перечень задач бюджетирования можно сформулировать следующим образом:

- планирование  важнейших аспектов деятельности предприятия;

- обеспечение  сбалансированности показателей;

- текущий  мониторинг деятельности предприятия;

- делегирование  полномочий и распределение ответственности.

Бюджетирование деятельности предприятий позволяет создать эффективную систему управления финансами; повысить инвестиционную привлекательность; оптимизировать доходы и расходы в целом; получать консолидированную отчетность; рассчитывать и оценивать показатели ликвидности и рентабельности предприятий; повысить эффективность управления в целом.

В основе построения системы бюджетов предприятий должны лежать научно обоснованные принципы, поскольку они определяют характер и содержание деятельности, создают условия для эффективной работы и уменьшают возможность влияния негативных факторов на процесс производства и реализации продукции. Следует отметить, что в настоящее время среди отечественных и зарубежных ученых и практиков-экономистов нет единой точки зрения относительно принципов, которые следует положить в основу составления бюджетов предприятий, а это в значительной мере влияет на качество бюджетирования.

Р. Баттрик важнейшими среди таких принципов называет:

- принцип полноты, который заключается в том, что разработка бюджета должна охватывать все стороны деятельности и все подразделения предприятия. На предприятии могут разрабатываться различные виды бюджетов. В зависимости от объекта охвата это могут быть общий (сводный) бюджет предприятия и функциональные бюджеты отдельных его подразделений;

- принцип обоснованности и реальности, который исходит из необходимости приоритета реализации продукции над ее производством и учета ограниченности ресурсов, которые есть в распоряжении предприятия;

- принцип  интегрированности, который обусловлен потребностями тесной взаимосвязи (как горизонтально, так и вертикально) между различными видами и уровнями бюджетов. Выполнение этого принципа означает следующее: при разработке бюджетов нижестоящего уровня (например, бюджеты отдельных подразделений предприятия) обязательно учитываются задачи, предусмотренные бюджетом высшего уровня (бюджет предприятия). Аналогично и во временном плане разработка краткосрочных (текущих) бюджетов осуществляется, основываясь на задачах, предусмотренных более долгосрочными (стратегическими) бюджетами;

- принцип  гибкости, который допускает при разработке и исполнении бюджетов возможность их корректировки при изменении внутренних или внешних условий деятельности предприятия;

- принцип экономичности заключается в том, что расходы на бюджетирования должны рационально соотноситься с полученными результатами. Учитывая то, что бюджетирование – это достаточно сложный процесс, который требует дополнительных затрат времени, финансов и т.д., выполнение этого принципа является очень важным. Оно может обеспечиваться разработкой рациональных форм бюджетов, исключением дублирующей и нерелевантной информации, а главное – эффективной организацией всего процесса [4, с. 122-123].

В.В. Бочаров предлагает следующие принципы построения и функционирования бюджетирования:

- принцип полноты: все операции предприятия, которые приводят к поступлению или выплате средств, а также влияют на финансовые результаты, должны быть отражены в бюджете;

- принцип координации: бюджеты отдельных центров доходов, затрат, структурных подразделений и т.п. должны составляться с учетом возможности их сведения в единый консолидированный бюджет; кроме этого, следует согласовывать стратегические цели с показателями долгосрочного и оперативного планирования;

- принцип централизации: бюджетирование является важным инструментом финансового управления предприятием, которое должно осуществляться из единого центра, а следовательно, все денежные поступления должны служить для покрытия всех исходящих денежных потоков;

- принцип специализации бюджетов: денежные поступления и выплаты должны отражаться в соответствии с их видами и источниками возникновения, благодаря чему можно проконтролировать движение денежных средств в разрезе отдельных центров прибыльности и ответственности;

- принцип периодичности бюджетирования: бюджеты должны составляться на определенные периоды, срок которых зависит от специфики организации финансовой деятельности предприятия;

- принцип прозрачности: бюджеты должны составляться так, чтобы все задействованные в их исполнении лица четко представляли задачи, которые перед ними ставятся, и имели стимулы к их выполнению;

- принцип точности: все операции и денежные поступления и выплаты в результате их проведения должны базироваться на реальных прогнозах;

- принцип  экономичности: соблюдение всех вышеуказанных принципов имеет смысл, если анализ выгод и затрат свидетельствует о превышение первых над последними [8, с. 101].

Практический опыт составления бюджетов на предприятиях, обобщенный В.Б. Ивашкевичем, позволяет выделить пять основных принципов бюджетирования:

1. Согласование  целей, что требует начала процесса  бюджетирования «снизу вверх», поскольку руководители низового звена лучше владеют ситуацией на рынке и со своей стороны более точно обеспечивают реализацию бюджетов. Затем бюджетные планы согласовываются с руководителями среднего и высшего звена управления для обеспечения соответствия целям предприятия. При этом процесс бюджетирования меняет направление и реализуется по схеме «сверху вниз».

2. Установление  приоритета относительно заданий и координации бюджетирования, что обеспечивает использование дефицитных ресурсов в наиболее выгодном направлении.

3. Соподчиненность, что предполагает, что каждое  подразделение предприятия планирует  и отвечает только за те  экономические показатели, на которые оно имеет возможность влиять.

4. Ответственность, которая предусматривает передачу  каждому подразделению функции контроля за выполнением своей части бюджета вместе с полномочиями осуществлять при необходимости координирующие меры.

5. Постоянство целей: установленные базовые показатели принципиально не меняются в течение планового периода [13].

Кратко остановимся на других вариантов перечня принципов бюджетирования. Д.А. Ендовицкий предлагает такие принципы бюджетирования: целостность и полнота; структуризация по содержанию, масштабу и временным параметрам; целенаправленная интеграция [11, с. 116]. Ю.В. Богатин и В.А. Швандар выделяет следующие принципы: непрерывность планирования; системность бюджетного периода; целевая ориентация деятельности предприятия; необходимость введения краткосрочных бюджетов; прозрачность [7, с. 98-99].

Общий список основных принципов бюджетирования, с нашей точкой зрения, который основан на анализе научных источников, целесообразно дополнить следующими принципами:

- принцип  взаимосвязи элементов системы  бюджетирования, который предусматривает логично выстроенный процесс. Он включает стадии и этапы бюджетирования, которые обеспечивают принятие эффективных управленческих решений;

- принцип  обратной связи, который предполагает  построение системы бюджетирования  на основе анализа работы отдельных  лиц и структурных подразделений  предприятия и налаживания эффективного  контроля за результатами производственно-хозяйственной деятельности. Функция контроля должна одновременно присутствовать как при разработке бюджетов, так и при их реализации;

- принцип  учета отраслевых особенностей  финансово-хозяйственной деятельности. Кругооборот основного и оборотного капитала по сферам экономики имеет свои особенности и отличается количеством и продолжительностью стадий образования конечных финансовых результатов деятельности предприятия. Чем большее количество этих стадий, чем дольше срок их реализации, тем более сложной будет технология бюджетного процесса;

- принцип  прогрессивности заключается в  том, что система бюджетирования разрабатывается и внедряется на уровне передовых отечественных и зарубежных аналогов.

Подводя итог проведенного анализа, следует отметить, что применение в практической деятельности предприятий перечисленных выше принципов бюджетирования позволит формировать такую систему бюджетирования, которая будет способствовать совершенствованию управления предприятием и улучшит качественные параметры его деятельности. Внедрение принципов бюджетирования на предприятии означает построение системы бюджетного управления, к числу преимуществ которой специалисты относят:

- согласование  различных направлений деятельности, подразделений и проектов предприятия  на основе единого скоординированного  бюджета;

- разграничение  ответственности между руководителями  различных уровней по результатам  деятельности;

- оперативное  прогнозирование обеспеченности предприятия денежными средствами, улучшение ликвидности;

- оперативное  управление ресурсами предприятия, оборотными средствами, запасами, повышение эффективности их использования.

С учетом вышеизложенного можно предложить определение термина «бюджетирование на предприятии» как динамической управленческой технологии, реализация которой обеспечивает обработку значительного массива информации о состоянии внутренней и внешней среды для формирования необходимого информационного обеспечения, которое позволяет объединить и гармонизировать все функции управления, бизнес-процессы и бизнес-объекты, достичь лучших результатов в установленные сроки, организовать материальные и финансовые потоки, обеспечить прозрачность и обоснованность управленческих решений.

На основе определения сущности бюджетирования и с учетом его особенностей можно сформулировать следующее определение сути термина «бюджет предприятия»: это документ, который формируется во время бюджетирования и предполагает наличие элементов планирования, организации, мотивации и контроля деятельности предприятия, является количественным отражением стратегии его развития на основе количественного определения задач для предприятия в целом и структурных подразделений.

 

2. Основные виды бюджетов предприятия и методы их 
составления

 

Бюджет, как уже говорилось выше, представляет собой количественное выражение плана действий предприятия до той степени, когда включенные в план показатели могут быть выражены в денежной оценке. Но это не всегда возможно. Так, некоторые бюджеты могут быть составлены в неденежном (натуральном) выражении, т.е. в единицах продукции, тоннах, часах, количестве работ и т.д. Однако финансовый бюджет может состоять только в денежной форме.

Бюджеты могут быть составлены по каждому отдельному виду деятельности (закупки, производство, сбыт, доведение до потребителя), структурным подразделениям предприятия, бизнес-направлениям, видам затрат, центрам ответственности, бизнес-процессам предприятия, проектам и т.д.

На практике бюджеты зачастую разрабатываются на год, в том числе с разбивкой по кварталам, месяцам. В течение года бюджеты могут пересматриваться и уточняться (поэтому процесс бюджетирования может стать непрерывным).

Разработка бюджета субъектов хозяйствования предусматривает поэтапную подготовку операционных и финансовых бюджетов. По назначению выделяют главный (генеральный) бюджет и операционные бюджеты. Генеральный бюджет объединяет бюджеты различных подразделений и видов деятельности на основе суммирования операционных бюджетов для составления общего финансового бюджета предприятия за отчетный период. В результате составление генерального бюджета разрабатываются бюджет денежных средств, бюджет доходов и убытков, прогнозный баланс [2, с. 45].

Информация о работе Бюджетирование как составная часть финансового менеджмента