Банковская система России после кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 15:21, лекция

Краткое описание

Банковская система России к середине 2010 года во многом преодолела самые негативные последствия кризиса. Вопреки алармистским прогнозам, предсказывавшим, что плохие кредиты могут составить до 60% кредитного портфеля, доля просроченных кредитов осталась на приемлемом уровне (6,5% на 1 апреля 2010 года), а банки создали резервы под возможные потери, которые уже перекрывают ожидаемые потери по кредитам (не более 12%). При этом государство фактически свернуло программы рекапитализации банков в связи с отсутствием необходимости.

Вложенные файлы: 1 файл

Банковская система после кризиса.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

В России установлено минимальное значение коэффициента достаточности капитала банков (Инструкция №110-И) на уровне 10% для банков с капиталом до 180 млн. рублей и 11% для банков с капиталом менее 180 млн. рублей.

В августе 2009 года Банк России ввел некоторое послабление в расчет норматива Н1: коэффициент риска снизился с действовавшего ранее 100% до 70% по ипотечным жилищным ссудам, удовлетворяющим в совокупности ряду условий. Банк России также установил 10%-ный понижающий коэффициент риска по кредитным требованиям по ипотечным кредитам военнослужащим, являющимся участниками накопительно-ипотечной системы.


Смягчились действующие нормы при расчете норматива достаточности собственных средств (Н1) по требованиям к кредитным организациям, входящим в ту же банковскую группу, что и банк-кредитор. Действующий повышенный коэффициент риска (1,3) при расчете норматива Н1 исключается.

2. Правила расчета собственного  капитала банков.

Правила расчета капитала установлены Положением Банка России от 10 февраля 2003 года (с изменениями и дополнениями) N 215-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций».


В 2009 году инструкция претерпела заметные изменения, самым существенным из которых является разрешение банкам вносить 30-летние субординированные кредиты в капитал первого уровня в размере до 15% последнего.

3. Правила создания резервов  на возможные потери

В течение кризисного периода Банк России в целом не стремился менять правила расчета капитала и категорически отказывался обсуждать возможность снижения норматива Н1, но пошел на очень серьезные поблажки в части расчета величины резервов.


В октябре 2009 года директор департамента банковского регулирования и надзора ЦБ РФ Алексей Симановский сообщил, что введенные Центробанком послабления в отношении норм резервирования позволили российским банкам сэкономить на создании резервов около 300 млрд. рублей, что составляет больше 10% капитала банковской системы.

В рамках комплекса антикризисных мер Банк России временно смягчил требования по формированию кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам.

Повышение минимального размера капитала банков

На протяжении многих лет именно возможность установления минимального значения капитала для банков вызывала наибольшее сопротивление банковского сообщества, хотя от крупнейших банков периодически и поступали инициативы радикального повышения этой величины. В условиях кризиса, как ни парадоксально, наконец, было принято окончательное решение и по данному вопросу. По всей видимости, главным аргументом стало желание регулятора значительно уменьшить численность поднадзорных учреждений.

28 февраля 2009 г. был принят Федеральный закон № 28-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», предусматривающий, в частности, необходимость достижения действующими банками требуемого размера собственных средств (капитала) не менее 90 млн. руб. к 01.01.2010 г. и 180 млн. руб. к 1 января 2012 г. Принятие законодательных мер, направленных на повышение требований к размеру собственных средств (капитала) кредитных организаций, послужит стимулом для реорганизации банков, не имеющих ресурсов для увеличения собственных средств (капитала), в форме слияния и присоединения, а также ухода с рынка банковских услуг кредитных организаций, не имеющих перспектив развития.


В частности, в случае, если размер собственных средств (капитала) банка на 1 января 2007 года был менее 180 млн. рублей, банк вправе продолжать свою деятельность при условии неснижения собственных средств, однако должен иметь их в сумме: к 1 января 2010 года - не менее 90 млн рублей, с 1 января 2012 года - не менее 180 млн рублей.

Для кредитных организаций, ходатайствующих о расширении деятельности путем получения лицензии на осуществление банковских операций в рублях и иностранной валюте, привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, минимальный размер собственных средств увеличивается с 5 млн. евро до 900 млн. рублей; для вновь регистрируемых небанковских кредитных организаций, имеющих право осуществлять расчеты по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов по их банковским счетам, минимальный размер капитала увеличивается с 0,5 млн. евро до 90 млн. рублей, а для не ходатайствующих о выдаче такой лицензии - 18 млн. рублей.


В 2010 году ожидается, что Банк России в совокупности отзовет не более 25 лицензий за несоответствие требованиям по минимальному капиталу.

Проблемные моменты регулирования банков в России

1. Оценка качества активов

ЦБ ведет активную работу по выявлению ненадлежащих активов при формировании собственного капитала. При этом сама постановка вопроса о необходимости проверки того, какими именно активами был сформирован капитал, указывает на неспособность Банка России решить гораздо более фундаментальную проблему – оценить качество всех прочих активов.

В самом деле, если капитал представляет собой разность между стоимостью активов и обязательств, то достаточно всего лишь создать адекватные резервы под все активы и оценить обязательства, - и мы получим адекватную оценку капитала, при этом неважно, каким образом «ненадлежащие» активы попали на баланс банка: в ходе его обычной деятельности или при формировании капитала.

Однако эту задачу в большинстве случаев Банку России полноценно решить не удается, поэтому и был выбран путь решения более узкой проблемы: оценки качества активов при увеличении капитала.


В частности, одна из наиболее распространенных схем увеличения капитала состояла в том, что банк напрямую или через посредников выдавал кредит своим акционерам (или иным компаниям, с ними связанным), которые вносили средства в капитал банка. ЦБ ныне проверяет, не привлечены ли средства, вносимые в капитал, за счет кредитных средств. В результате ситуация, когда банк выдал кредит акционеру, чтобы тот внес средства в капитал, рассматривается как недопустимая, а ситуация, когда акционер внес денежные средства в капитал, а потом привлек от банка средства в кредит (возможно, через другую компанию) – как нормальная, хотя экономически обе операции эквивалентны.

Тем не менее, в части обнаружения схем формирования «ненадлежащих» активов Банк России провел очень хорошую работу. Например, в 2009 году Банк России внес изменения в Положение №215-П с целью предотвратить использование «зеркальных» векселей (когда участники рынка по договоренности выдают друг другу векселя) для формирования фиктивного капитала. В положение №215П была введена новая формулировка по вымыванию капитала, в результате, «зеркальные» векселя будут рассматриваться как «дырки в капитале». Поправки в положение №254П более детально прописывают механизм формирования резервов с участием «зеркальных» векселей. Глава банковского регулирования и надзора А.Симановский отметил, что в настоящее время не критическая масса банков использует «зеркальные» векселя при формировании капитала - это несколько десятков мелких и средних банков.

2. Проблема связанного кредитования

Реальная проблема состоит в невозможности (а иногда и нежелании со стороны сотрудников ЦБ) установить аффилированность тех или иных заемщиков с самим банком. Причины во многом кроются в непрозрачности структуры собственности заемщиков, хотя на рынке уже появились системы, позволяющие в значительной мере отслеживать аффилированность разных юридических лиц, причем не только через структуру собственности, но и через органы управления.


Тем не менее, многие шаги могут быть сделаны и в этом направлении. В частности, банки сейчас не обязаны выяснять бенефициаров клиента и часто могут формально удовлетвориться ответом о компаниях-учредителях клиента. Конечно, еще большие трудности возникают, если структура собственности в итоге «упирается» в офшор, за которым уже нельзя установить бенефициарного владельца.

Тем не менее, существенный прогресс в сфере идентификации связанных заемщиков был бы самым крупным прорывом в данной сфере.

3. Сокрытие проблемных кредитов  на балансе

Еще одним трудным моментом является идентификация действий банков, направленных на сокрытие проблемных заемщиков за счет предоставления им пролонгации кредитов и иных форм реструктуризации задолженности.

Если эти заемщики не аффилированны с самим банком (что бывает трудно установить, как уже говорилось), такая схема не очень распространена, т.к. лишает банк возможности взыскания залога в судебном порядке. Зато в отношении «своих» заемщиков повышенная терпимость может быть очень часто оправдана.

4. Сокрытие проблемных кредитов  за балансом

Пожалуй, самым распространенным вариантом является замена проблемного актива на балансе банка на формально хороший, например, в форме выдачи кредита заемщику (как правило, связанному с банком), который выкупает права требования к проблемному заемщику у банка и дальше уже проводит действия по реструктуризации или продаже активов заемщика.

Одним из наиболее популярных инструментов этой схемы до ее усложнения ЦБ РФ в 2009 году были кредитные ЗПИФ.

5. Проблема целевого использования  кредитов

Еще одной проблемной зоной являются заемщики, скрывающие от банка (скорее, от регулятора, чем от банка, т.к. по отношению к банку это, как правило, де-факто связанные заемщики) свою сферу деятельности.

Такой кредит может нормально обслуживаться в течение длительного периода, а потому классифицироваться как надежный, однако риски бизнеса, стоящего за таким заемщиком, могут быть очень велики.

Такая схема часто используется или для сокрытия высокого риска на одного заемщика (несколько де-факто связанных заемщиков передают ресурсы конечному получателю средств), или, а часто и в сочетании, для сокрытия риска на те или иные отрасли. Например, у проблемных банков многие «торговые» компании на балансе де-факто оказались связаны с девелоперами.

6. Полномочия ЦБ или качество  работы сотрудников ЦБ?

Представляется, что данная проблема скорее обусловлена качеством выполнения сотрудниками ЦБ своих обязанностей, а не недостаточностью прав для оценки активов с использованием качественных критериев.

Более 80% всех проблем все же находятся в сфере достаточно грубых нарушений, а не в невозможности для сотрудника Банка России, проанализировав деятельность заемщика банка, оценить ее иначе, чем сам банк. Однако стоит сказать, что подобного рода «схемы» часто не раскрываются и в аудиторских отчетах по МСФО.

Известны примеры ряда банков, лицензии которых были отозваны в ходе кризиса 2008-2009 годов или попавших под реструктуризацию под эгидой АСВ, ВЭБ или частных банков, когда регулятор заранее знал о проблемах, но по каким-то причинам не предпринимал адекватных действий.

7. Розничное кредитование

В части розничного бизнеса хорошо урегулированными можно признать все депозитные операции, однако в части кредитования все еще существуют пробелы: недостаточно урегулирована деятельность коллекторских агентств, нет системы регистрации залога движимого имущества, в том числе автотранспортных средств, в процессе создания находится законодательство о банкротстве граждан.

8. Нетрадиционные финансовые инструменты

В части корпоративного бизнеса практически отсутствует специализированное законодательство по всем видам нетрадиционных банковских операций (секьюритизация, мезонинное финансирование, производные ценные бумаги).

9. Национальная платежная система

В процессе создания находится законодательство по национальной платежной системе. Его принятие позволит определить, в частности, будет ли в России монополия банков на расчетные услуги, или часть расчетов будет проводиться небанковскими посредниками (мобильными операторами связи, сетями терминалов и т.п.). Также рассматривается возможность создания собственной системы расчетов на базе пластиковых карт.

10. Сохранение за банками не  свойственных им функций

Кроме того, в России банки продолжают выполнять ряд возложенных на них государством не свойственных банкам функций. Например, банки являются агентами валютного контроля, в их обязанности входит проверка законности всех платежей в иностранной валюте.

В мае текущего года Минфин РФ совместно с ЦБ приступил к подготовке стратегии развития банковского сектора РФ на 2011-2015 годы. Новая стратегия развития банковского сектора призвана учесть новые послекризисные реалии российской экономики. В частности стратегия должна будет учесть на законодательном уровне потребности российских банков в привлечении международных инвестиций в капитал, а также предоставить удобную инфраструктуру выхода инвесторов из капитала банков.

Ассоциация региональных банков России

Адрес: 123001 г. Москва, ул. Большая Садовая, дом 8, строение 1

Тел.: (+7 495) 785-29-90,

E-mail: info@asros.ru

Ассоциация «Россия» основана 13 декабря 1990 года, В 1999 году она была переименована в Ассоциацию региональных банков России (Ассоциацию «Россия»).

Ассоциация «Россия» – первое банковское объединение федерального уровня, которое за минувшие годы сплотило ряды российских банкиров, выстроило взаимоотношения между банковским бизнесом и властью, эффективно проводит политику защиты интересов банков, решает на федеральном уровне региональные проблемы, активно способствует формированию законодательной и нормативной базы деятельности кредитных организаций страны.

Сегодня Ассоциация «Россия» насчитывает более 450 членов. Среди них крупные системообразующие кредитные учреждения всероссийского масштаба, банки с участием иностранного капитала, а также малые и средние региональные банки, обеспечивающие доступность финансовых услуг по всей территории России, небанковские организации, оказывающие услуги финансовым и банковским организациям, общественные организации, средства массовой информации.

Информация о работе Банковская система России после кризиса