Банковская система России после кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 15:21, лекция

Краткое описание

Банковская система России к середине 2010 года во многом преодолела самые негативные последствия кризиса. Вопреки алармистским прогнозам, предсказывавшим, что плохие кредиты могут составить до 60% кредитного портфеля, доля просроченных кредитов осталась на приемлемом уровне (6,5% на 1 апреля 2010 года), а банки создали резервы под возможные потери, которые уже перекрывают ожидаемые потери по кредитам (не более 12%). При этом государство фактически свернуло программы рекапитализации банков в связи с отсутствием необходимости.

Вложенные файлы: 1 файл

Банковская система после кризиса.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

Источник: расчеты Интерфакс-ЦЭА

 

Сразу обращает на себя внимание тот факт, что потребность в рекапитализации оказывается совсем небольшой. В масштабах всей банковской системы объем «свободного капитала» (то есть разности между фактическим объемом капитала и величиной капитала, необходимой для поддержания минимально допустимого коэффициента достаточности) можно оценить в 1 677 млрд. рублей.

Перспективы развития отдельных групп банков

Распределение «свободного» капитала  
будет определять доли рынка банков в посткризисный период

Банки, которые первыми получили капитал, получили ощутимое конкурентное преимущество на годы вперед, при этом понимание того, что банковскую систему на самом деле спасать не нужно, уже привело к свертыванию программы рекапитализации банков за счет государства.

Посткризисное распределение капитала в банковской системе усиливает позиции иностранных банков и дает шанс частным банкам укрепить свои позиции.

Таблица 11. Распределение свободного* капитала по группам
 

Активы группы на 1.01.10

Свободный капитал

млрд. рублей

в % к итогу

млрд. рублей

в % к итогу

Государственные банки **

7 259.3

39.61

282,2

33,12%

Банки со 100% иностранным капиталом

3 959.1

21.60

189,9

22,29%

20 крупнейших частных банков

3 659.9

19.97

131,5

15,43%

Прочие банки

3 448.4

18.82

248,4

29,15%

Итого

18 326.7

100.00

852,0

100,00%


* Свободный капитал – это превышение капитала над минимальным уровнем,  
необходимым для выполнения регулятивного требования к достаточности капитала

** без Сбербанка РФ, к свободному капиталу государственных банков добавлены 180 млрд. рублей рекапитализации ВТБ, произведенной в августе 2009 года.

Источник: расчеты Интерфакс-ЦЭА

 

Из приведенной таблицы можно сделать много интересных выводов:

Доля государственных банков в активах на 1.1.2010 года намного больше, чем в свободном капитале. В принципе это означает возможность снижения доли госбанков в активах банковской системы. Однако с учетом данных по капиталу Сбербанка и планируемым вливаниям в другие банки, можно предположить, что госбанки как группа имеют хорошие перспективы сохранить свою долю рынка, но все же не получат решающего преимущества.

Банки со 100% иностранным капиталом имеют хорошие перспективы увеличить свою долю рынка, т.к. из-за консервативной политики в предкризисный период их ожидаемые потери будут меньше.

Как ни парадоксально, кризис дал возможность небольшим частным банкам укрепить свои позиции, причем позиции крупнейших банков даже несколько ослабли, несмотря на поддержку государства в форме увеличения капитала некоторых частных банков. Хотя, по всей видимости, этот потенциал частных банков окажется не реализованным, т.к. небольшие банки продолжат вести консервативную политику, поддерживая высокие коэффициенты достаточности капитала (иными словами, фактический размер свободного капитала в этой группе заметно меньше расчетного). Крупные банки имеют возможность нарастить капитал за счет средств государства и акционеров, а поддержка государством крупных частных и государственных банков в условиях усиления иностранных банков не позволит усилиться позиции данной группы. Однако вполне вероятно появление после кризиса в группе лидеров новых сильных игроков из числа банков «второго» эшелона.

Доля государственных банков в активах банковской системы быстро растет

Концентрация активов в государственном секторе усиливается: рыночная доля пяти крупнейших банковских групп, контролируемых государственным капиталом (Сбербанк России, группа ВТБ, группа Газпромбанка, Россельхозбанк и Банк Москвы), увеличилась с 34,5% до 49,3%. Еще одна государственная банковская группа формируется под эгидой Внешэкономбанка. ВЭБ стал самостоятельным игроком, который сам широко занимается кредитованием и имеет свою сеть дочерних и зависимых банков: помимо Росэксимбанка, Российского банка развития, Связь-Банка и банка Глобэкс в России, у него также есть дочерние учреждения в Белоруссии и на Украине.


Таблица 12.  
Российские банки, контролируемые государством

Банки с преобладанием государственной собственности в капитале

43

В том числе находящиеся преимущественно в собственности: федеральных органов исполнительной власти и Банка России

6

региональных и муниципальных органов власти

12

государственных компаний, банков и корпораций

25

Банки, управляемые государством, без мажоритарного участия в капитале

10

Банки, контролируемые государством, итого

53


 

Внутри группы банков, контролируемых государством, тоже происходят структурные сдвиги. Обнаружилась тенденция к ускоренному росту банков, принадлежащих государственным банкам и компаниям и госкорпорациям. В начале 2001 г. на них приходилось 11,2% всех активов данной группы банков, а к июлю 2009 г. уже 18,1%. Зато вклад банков, находящихся в федеральной собственности, уменьшился с 82,7% до 75,4%. Доля банков в собственности регионов и муниципальных образований почти не претерпела изменений (6,1 – 6,4%).

Таким образом, прямое государственное участие в капитале коммерческих банков постепенно замещается косвенным, государство делегирует свои полномочия «надежным» компаниям. Распространение получают многоуровневые вертикальные структуры пирамидальной формы, во главе которых находится крупный государственный банк или компания, чаще всего – сырьевая или транспортная монополия. Структура верхнего уровня имеет контрольный пакет акций в компании на один уровень ниже, и так далее по цепочке. Государство и/или его отдельные представители сохраняют необходимую степень контроля, пусть и опосредованного, над важными решениями каждой из компаний нижестоящих уровней.


Таблица 13. Рыночная доля банков, контролируемых государством (данные Банка России)
 

01.01.2008

01.01.2009

В совокупных активах

39,2

40,6

В объеме кредитов, выданных нефинансовым организациям и физическим лицам

44,0

45,8

В объеме кредитов, выданных физическим лицам

41,0

41,3

В депозитах юридических лиц

32,4

32,8

В депозитах физических лиц

57,0

59,0

В объеме долговых ценных бумаг, приобретенных банками

40,8

37,6

В объеме вложений в долевые ценные бумаги

45,7

19,1

В финансовом результате банковского сектора

40,3

48,4


 

Из 53 коммерческих банков, контролируемых государством, в прямой собственности к концу 2009 г. находилось 19 банков, 6 из них принадлежат федеральным органам власти и Банку России и 12 банков принадлежат органам исполнительной власти российских регионов и муниципальных образований. Самая многочисленная группа из 25 банков находится в косвенной собственности государства, и их акционеры – это государственные компании, банки и корпорации. Кроме того, в 10 банках государство (прежде всего в лице АСВ) осуществляет контроль без мажоритарного участия в капитале.

В Российской Федерации банки с государственным участием, представленные, прежде всего, Сбербанком и ВТБ, занимают лидирующие позиции практически по всем показателям банковской деятельности. В настоящее время в России не существует специального законодательства, регулирующего деятельность кредитных организаций с государственным участием. В каждом конкретном случае вопросы участия федерального имущества в уставных капиталах кредитных организаций урегулированы отдельными федеральными законами.

График 6.  
Размер и доля активов банковского сектора,  
контролируемых государством

В России сохранится значительный сегмент банков с российским капиталом

Безусловно, не стоит забывать о присутствии на рынке банков с иностранным участием в капитале, причем их доля весьма велика. Так, по данным ЦБ доля иностранного капитала в совокупном уставном капитале российской банковской системы на 1.1.2010г. равнялась 24,5%. Вместе с тем, в нынешней ситуации нельзя однозначно говорить об усилении иностранных банков в России, что объясняется финансовыми проблемами материнских банков. Это хорошо понимают и частные вкладчики, спровоцировавшие в сентябре 2008 года наибольший отток вкладов именно в иностранных банках (7%), в то время как у частных банков с российским капиталом отток составил всего 3,5%. И лишь государственные банки показали тогда положительную динамику на рынке розничных депозитов (рост около 1,5%).


В то же время в отличие от многих стран ЦВЕ, структура российской банковской системы в значительной степени будет опираться на крупные государственные банки и частные банки с российским капиталом.

Большие масштабы страны предъявляют высокие требования к масштабам филиальной сети банка, при этом крупные филиальные сети государственных банков в обозримой перспективе останутся важнейшим фактором их конкурентного преимущества. Государственные банки не будут продаваться стратегическим инвесторам, приватизация возможна только за счет увеличения доли портфельных инвесторов через дополнительные размещения акций.

Для крупных частных банков перспектива IPO также часто выглядит более привлекательной, чем продажа стратегическому инвестору. При этом покупка даже крупного частного российского банка гарантирует приобретение только небольшой доли рынка.

Банки со значительным объемом регионального бизнеса лучше позиционированы для адаптации к новым условиям

Ценовая конкуренция, особенно в части кредитования, традиционно более характерна для московского рынка, при этом наиболее острая борьба ведется за крупных и наиболее кредитоспособных клиентов. Все средние данные о процентных ставках в экономике в значительной степени определяются именно крупными кредитами, выдаваемыми крупнейшими банками.


Однако на разных территориальных рынках ситуация очень сильно отличается. В регионах традиционно более высоки кредитные ставки, а банки работают с более высоким уровнем маржи, чем в столице. Именно этот фактор определял стабильно более высокую рентабельность региональных банков в предкризисный период.

Региональные банки в таком контексте хорошо позиционированы для адаптации к новым условиям работы, причем, не только из-за более высокого уровня кредитных ставок в регионах по сравнению с Москвой, но и более тесных, чем у филиалов иногородних банков, отношений с клиентами. Это позволяет региональным банкам получать и более высокие комиссионные доходы.


 

Перспективы инвестирования в капитал российских банков

В ряде секторов банковского рынка сохраняются значительные перспективы экстенсивного роста

В то же время в ряде секторов банковского рынка все еще существуют значительные возможности для экстенсивного роста, преимущественно в розничном секторе.

На первом месте, однозначно стоит ипотечное кредитование. Нерешенность жилищной проблемы в России, сравнительно высокий уровень цен на жилье и ограниченный объем выданных ипотечных кредитов допускают возможность роста рынка ипотеки в несколько раз.


Похожая ситуация складывается и на рынке кредитных карт. Россия продемонстрировала хороший прогресс с точки зрения распространения пластиковых карт. По данным на конец 2009 года, в России было выпущено почти 126 млн. пластиковых карт (т.е. на одного взрослого жителя страны приходится более 1 пластиковой карты), а объем операций граждан по пластиковым картам составил 2,7 трлн. рублей (почти 70% ВВП).

Однако 90% операций приходится на снятие наличных. Безналичные расчеты по картам (включая расчеты юридических лиц) составили всего 8% ВВП, а доля кредитных карт в общем объеме выпущенных карт очень мала.


Кредитование малого бизнеса, популярное во многих странах ЦВЕ, в России имеет более ограниченные перспективы ввиду структуры экономики, в которой доминируют крупные промышленные предприятия. Однако сектор малого предпринимательства достаточно динамичен и через несколько лет может также создать значительный по объему банковский сектор.

Банки нуждаются в иностранных инвестициях

Многие российские банки после кризиса имеют относительно небольшие показатели достаточности капитала, это позволяет им сохранять финансовую устойчивость в ситуации стагнации экономики, но для возобновления роста кредитования необходимо обеспечить рост капитала сопоставимыми темпами. Данный факт формирует спрос российских банков на иностранные инвестиции в собственный капитал.


Так, потребность в дополнительном капитале создает долгосрочный спрос со стороны российских банков на привлечение ресурсов в капитал как через продажу долей, проведение IPO и SPO, так и продажу банков стратегическим инвесторам.

Развитая инфраструктура рынка ценных бумаг предоставляет инвесторам доступный инструмент для выхода из инвестиций и фиксации прибыли.

На фондовом рынке уже обращаются акции 10 российских банков, а 4 банка провели IPO

С 2005 года 4 российских банка провели IPO на российских и международных биржах. Это Сбербанк, ВТБ, и два средних по размеру банка, входящих в число 30 крупнейших банков страны, - Банк «Возрождение» и Банк «Санкт-Петербург». Всего с учетом банков, не проводивших IPO, но осуществивших частное размещение или листинг своих акций на рынке, котируются акции около 10 банков.

Информация о работе Банковская система России после кризиса