Антикризисное управление на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 18:49, реферат

Краткое описание

Сегодня кризисные ситуации, возникающие вследствие неравномерного развития народного хозяйства и его отдельных частей, появления значительных спадов производства, следует рассматривать не как стечение неблагоприятных ситуаций, а как некую общую закономерность, свойственную рыночной экономике. В связи с этим особую актуальность для многих предприятий, оказавшихся в кризисной ситуации приобретают способы и методы выхода из нее, т.е. антикризисное управление.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 38.08 Кб (Скачать файл)

Антикризисное управление на предприятии

Сегодня кризисные ситуации, возникающие вследствие неравномерного развития народного хозяйства и его отдельных частей, появления значительных спадов производства, следует рассматривать не как стечение неблагоприятных ситуаций, а как некую общую закономерность, свойственную рыночной экономике. В связи с этим особую актуальность для многих предприятий, оказавшихся в кризисной ситуации приобретают способы и методы выхода из нее, т.е. антикризисное управление.   Антикризисное управление - это совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному предприятию. Главной целью создания и приведения его в действие является проведение структурной перестройки предприятия в соответствии с потребностями рынка. Главная цель реализуется через систему основных целей антикризисного управления, к которым относятся: предотвращение банкротства предприятия и его социальных последствий; проведение санационных мероприятий; ликвидация неперспективного и не обладающего реальными возможностями для восстановления платежеспособности предприятия.                                                                                                   Система антикризисного управления на предприятии является составным элементом управления предприятием и включает в себя обеспечивающую и функциональную части. Первую составляют подсистемы организационного, методического, нормативного и правового обеспечения. Функциональная часть объединяет функции управления кризисными ситуациями и представляет собой комплекс экономических и организационных методов, обеспечивающих решение задач диагностики финансового состояния предприятия, контроля и своевременного упреждения и предотвращения приближающихся кризисных ситуаций, финансового оздоровления и преодоления  состояния  неплатежеспособности.  Изучение отечественного и зарубежного опытов преодоления кризисных ситуаций на предприятии позволяет выделить некоторые мероприятия по предотвращению несостоятельности предприятия и выводу его из кризиса. По характеру указанных мероприятий можно выделить два наиболее распространенных вида тактики, позволяющих преодолеть кризисную ситуацию. Первая из применяемых тактических программ, получила название защитной, поскольку она основана на проведении сберегающих мероприятий. Она предполагает: сокращение расходов, сокращение пресонала, сокращение производства, закрытие подразделений. Как правило, защитная тактика предприятия ограничивается применением таких оперативных мероприятий, как устранение убытков, взятие кредитов, выявление резервов, кадровые изменения, отсрочки платежей.                                                                                Такая тактика применяется, как правило, при очень неблагоприятном стечении внешних для предприятия обстоятельств. В целом, она негативна для большего количества предприятий, ведет к сокращению производства.              Второй вид тактики предполагает кардинально противоположные мероприятия, за что она и получила название наступательной. В этом случае наряду с экономными, ресурсосберегающими мероприятиями проводится активный маркетинг, изучение и завоевание новых рынков сбыта, совершенствование системы управления, производства, внедрения перспективных технологий.         В то же время меняется или укрепляется руководство предприятия, осуществляется комплексный анализ и оценка ситуации и, если надо, корректируется философия, основные принципы деятельности предприятия, то есть изменяется его стратегия.                              В соответствии с новой стратегией пересматриваются и производственные программы. Маркетинговая концепция все в большей степени нацеливается на укрепление позиций предприятия на существующих и завоевании новых сегментов рынка, обновляется номенклатура выпускаемой продукции или расширяется ассортимент предоставляемых услуг. Все это находит отражение в разрабатываемой концепции финансового, производственного и кадрового оздоровления и в соответствии с ней разрабатываются финансовая, маркетинговая, техническая и инвестиционная программы, которые позволяют найти путь к финансовому благополучию предприятия.                                                                                                                 Таким образом, для современного предприятия, осуществляющего свою деятельность в условиях рыночной экономики важно прогнозировать и выявлять кризисные ситуации как можно раньше. То предприятие, на котором серьезно поставлена аналитическая работа, способно заранее распознать надвигающийся кризис, оперативно отреагировать на него и с большей вероятностью избежать "неприятностей" или уменьшить степень риска. Но если же такая ситуация наступает, то используя методы антикризисного управления возможно вывести его из тупиковой ситуации.

    1. Защитная тактика (или защита от кризиса) предполагает проведение ресурсонесущих и ресурсосберегающих мероприятий, основой которых является высвобождение денежных средств или сокращение их расходов, связанных с производством и сбытом продукции, содержанием основных фондов, экономией расхода оборотных средств и персонала. 
      Защитная тактика ограничивается применением оперативных процедур: 
      - оптимизация объема производства путем определения порога его рентабельности, снятия с производства убыточной продукции, установления обоснованных цен на продукцию с учетом норм рентабельности и эластичности спроса, достижения безубыточности основного производства; 
      - сокращение затрат на производство и сбыт продукции, в том числе на содержание имущественного комплекса, энергозатрат, накладных расходов, затрат на ремонтные и профилактические работы, что вызывает сокращение производства в целом; установление жесткого контроля затрат с целью устранения непроизводительных, включая сокращение доли накладных расходов и фиксированных издержек, выявление и использование внутрипроизводственных резервов; оптимизацию норм расхода ресурсов всех видов и контроль за их соблюдением, совершенствование учетной и налоговой политики; проведение анализа по причинам и центрам ответственности; 
      - решение узловых проблем; оптимизация используемых ресурсов; выявление и использование внутренних резервов роста объема производства; 
      - сокращение численности работников аппарата управления, кадровые перестановки; централизация контрольно-плановых функций и создание центров финансовой ответственности; высвобождение излишнего персонала и обеспечение социальных льгот для него; реструктуризация; 
      - совершенствование организации труда; повышение его культуры; укрепление дисциплины труда в производстве и управлении; 
      - оптимизация управления товарно-денежными потоками; 
      - укрепление наработанных хозяйственных связей; 
      - изменение политики расчетов — упорядочение задолженности предприятия, включая уточнение дебиторской задолженности и ее истребование, реструктуризацию задолженности в бюджет и внебюджетные фонды, списание безнадежных долгов; улаживание дел с кредиторами и заключение с ними мирового соглашения путем подписания договора об отступном с предоставлением кредиторам в виде отступного акций предприятия, созданного на базе имущества должника; реструктуризация и погашение просроченной задолженности; 
      - улучшение структуры активов предприятия путем передачи объектов в залог, продажи или сдачи в аренду лицензий, патентов, имущества бесперспективных производств, объектов незавершенного строительства; реализация долгосрочных финансовых вложений, дочерних и зависимых фирм, сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей; освобождение от бремени содержания социальной сферы и передача ее в собственность местных органов управления, формирование на их основе самостоятельных дочерних предприятий (например, кондоминимумов); 
      - повышение оборачиваемости оборотных средств; 
      - франчайзинг, лизинг. 
      Массовое применение защитной тактики большинством предприятий вызывает еще более глубокий кризис национальной экономики, усугубляя тем самым их положение, так как главная причина кризиса находится вне предприятия.
    2. 2. Наступательная тактика (или атака на кризис) означает проведение мероприятий реформаторского характера, направленных на приток инвестиций извне либо на обеспечение условий для прироста выручки, особенно ее денежной составляющей, которая может поступать от реализации продукции, венчурного капитала, кредитов, средств за счет повышения эффективности использова-ния имущества, включая фондовый портфель, за счет истребования государственной поддержки, налоговых льгот, в процессе участия в конкурсах инвестиционных проектов. Корректируются философия и принципы функционирования предприятия, т.е. меняется его стратегия. 
      Это находит отражение в новой концепции финансового, производственного, кадрового оздоровления, в соответствии с которой разрабатываются финансовая, маркетинговая, инвестиционная программы по улучшению финансового благополучия предприятия. Принимаются нестандартные управленческие решения. 
      В этом случае проводятся следующие процедуры, рассчитанные на длительную перспективу: 
      - пополнение оборотных средств за счет увеличения уставного капитала путем привлечения соучредителей (дополнительных взносов в уставный капитал) либо в результате дополнительной эмиссии акций и облигаций; 
      - изменение организационной структуры предприятия, подготовка нового командного состава предприятия, переподготовка кадров и их психологическая переориентация, налаживание в короткие сроки деятельности тех служб, которые обеспечат предприятию развитие его конкурентных преимуществ, радикальное изменение форм и методов управления; 
      - укрепление имиджа предприятия в деловом мире; 
      - поиск оптимальной модели развития, выявление потенциальных партнеров; 
      - создание комплекса взаимно интегрированных бизнесов; 
      - реанимация, реабилитация и перепрофилирование существующих видов производств, изменение видов деятельности; 
      - участие в финансово-промышленных группах; 
      - искоренение первопричин, порождающих нестабильность функционирования предприятия; 
      - проведение активного маркетинга, формирование банка данных о рыночной конъюнктуре, изучение и завоевание новых рынков сбыта, формирование собственной сбытовой базы; 
      - проведение политики более высоких цен; 
      - обновление ассортимента, максимальное повышение объемов производства перспективных видов продукции и обеспечение их заказами; 
      - повышение инвестирования собственного производства; 
      - обновление основных фондов, внедрение прогрессивных техники и технологии; 
      - сокращение норм расходов ресурсов всех видов за счет внедрения прогрессивных технологий; 
      - сокращение трудоемкости производства; 
      - обеспечение деятельности нематериальными активами (лицензиями, патентами); 
      - разработка пакета бизнес-планов с учетом рисков; 
      - проведение экспертизы платежеспособности заказчиков; 
      - формирование корпоративной культуры предприятия; 
      - налаживание управленческого и финансового учета. 
       
      Существует множество проверенных на практике способов сглаживания негативных тенденций состояния предприятия, защищающих от ликвидации последнего. Однако выработать универсальный метод невозможно. У каждого предприятия своя история. Соответственно уникален и путь оздоровления его состояния в каждом конкретном случае. Но одна универсальная мера для разрешения всех проблемных ситуаций все же имеется. Это касается введения антикризисного менеджмента. Причем речь идет не только о создании системы антикризисного менеджмента. Важно еще, чтобы она функционировала под контролем профессионала.э

Защитные тактики при конфликтных переговорах с руководством

Л.М. Рудина, к.п.н., Институт психологии РАН, член международной психотерапевтической лиги

Знаменитый психолог Виктор Франкл писал: «Человек не волен выбирать ситуации, в которых он может оказаться, но у него всегда остается последний выбор — как вести себя в этой ситуации».

Вспомним ключевые элементы любого коммуникативного взаимодействия:

1. Ценность деятельности имеет  смысл только в контексте целеполагания. Вопросы: ЧТО я хочу и ЗАЧЕМ мне это нужно . Ответы на эти вопросы определяют «картинку результата», позволяют «узнать» нашу цель.

2. Коммуникация вообще и конфликт, как частный случай коммуникации  — явление сугубо социальное . В конфликте всегда участвуют две стороны (как минимум), и следует учитывать психологические особенности той стороны для качественного прогноза развития событий. Сейчас для нас будет важен поведенческий аспект взаимодействия .

3. Уверенное большинство людей (примерно 67% для любой референтной выборки) дают оценку своему интеллекту на уровне «выше среднего» — от 6 до 8 баллов по 10-ти балльной шкале. То есть большинство людей считают, что они умнее большинства. Для начальника это уверенность подкрепляется социальным статусом. Для него (начальника) поговорка «я начальник, ты — … подчиненный» лишена иронии, и является простой констатацией факта.

Вывод: если мы хотим работать в данной организации относительно долго и безотносительно успешно (п. 1 — формулирование цели), нам придется принимать высокое мнение руководителя о собственной персоне (п. 3) как данность. Знание о том, чей он племянник, как и уверенность в нашем неоспоримом интеллектуальном превосходстве оставим при себе (п. 2).

В условиях задачи об успешном коммуникативном взаимодействии есть еще один очень важный пункт. Сотрудники из основных подразделений, те, кто делает «живые» деньги, будут относиться к вам с фатальной снисходительностью. Руководитель может считать вас девочкой (мальчиком) на побегушках; модным, но бесполезным атрибутом современного бизнес-процесса. Весьма вероятно, что руководство будет время от времени проверять вас на фрустрационную толерантность, просто чтобы удостовериться, что вы «не даром корм проедаете».

«Быть иль не быть — вот в чем вопрос»

Существуют различные классификации конфликтных личностей. Приведем некоторые из них.

Р.Б. Гительмахер и др.1 выделяют, с точки зрения настроенности на конфликт :

- рационалиста , который идет на конфликт сознательно, ради достижения своих целей. Это интриганы, жалобщики, тайные мстители;

- импульсивную личность , поступки которой вытекают из сиюминутных требований ситуации, неосознанных побуждений. Вся их жизнь состоит из цепи напряженных эмоциональных взаимодействий;

- ригидную личность , которая не умеет перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся условиям, обстоятельствам.

Сочетание ригидности и завышенной самооценки ведет к болезненной обидчивости, подозрительности.

По типу поведения личности в конфликте выделяются две очень похожие классификации:

Дж. Скотт2 предлагает такую типологию: жалобщик — интриган — взрывной человек — паровой каток — молчун — сверхпокладистый .

В классификации Р. Бринкмана, Р. Кершнера3 присутствуют: танк — снайпер — граната — всезнайка — выскочка — всегда согласный — сделаю потом — никакой — человек «нет» — нытик .

Вряд ли руководитель будет «всегда согласным молчуном». Постараемся объединить эти классификации, выделив наиболее характерные из «невозможных» типов руководителей, и перейдем на практический уровень обсуждения, формируя эффективные защитные тактики.

Прежде всего, вспомним, что существуют четыре основных версии поведения , в случаях, когда нам навязывают манипулятивный вид коммуникации. Итак, можно:

- Ничего не делать . Есть китайская поговорка: если долго сидеть на берегу реки, можно увидеть, как мимо проплывет труп врага . Если вы способны воспринимать перманентный конфликт с отстраненностью буддистского монаха — это хороший вариант. Часть проблем действительно рассасывается сама.

- «Проголосовать ногами» . Вспомните, что осторожность и благоразумие — первые признаки доблести. Найдите новое место приложения своих талантов и не затрудняйте себя прощальным хлопаньем дверями.

- Изменить отношение к «невыносимому  человеку» . Это не призыв к христианской любви и всепрощению. Попробуйте побыть ученым-исследователем. Вместо привычной констатации: этот негодяй просто издевается надо мной , — задайтесь вопросами:

- для чего ему нужны его грубость и хамство,

- есть ли люди, с которыми  он(а) ведет себя иначе,

- что может заставить такого  человека измениться.

Это необходимо, если вы решите проявить силу воли и гибкость и сделать следующий шаг — изменить собственное поведение.

- Изменить свое поведение . Как известно, любой человек демонстрирует ограниченный набор стратегий, и в стрессовой ситуации запуск привычного способа реагирования происходит спонтанно, неосознаваемо. Понадобится время и терпение для наработки новых поведенческих моделей и их уверенного применения. Существуют вполне действенные тактики поведения даже для сложных и неоднозначных ситуаций.

Типология «невозможных» руководителей

Танк («танк» и «паровой каток» очень похожи, различие в типах темперамента) — конфликтный, направленно-агрессивный, грубый человек, отличающийся необузданным и вызывающим поведением.

Снайпер — стрелок. Грубой репликой, едким замечанием или выразительным вздохом, но он заставит вас выглядеть глупо. Это его цель и «конек».

Граната (он же — «взрывной человек») — демонстрирует взрыв без видимой причины, ярость, не связанную с тем, что происходит в данный момент.

Всезнайка — не терпит, когда ему говорят, что он не прав. Он всегда излагает только истину в конечной инстанции.

Воинствующий пессимист — человек, который уверен, что все, всегда и везде будет плохо, если он хоть на мгновение ослабит контроль.

Тактики эффективной защиты

Противодействие Танку

Танк — это, скорее всего, человек, сосредоточенный на выполнении задачи. Ему необходимо достижение цели любой ценой. Вы можете являться целью атаки лишь как часть общей проблемы, ему нет дела до жертвы, Танк просто стремится как можно быстрее занять намеченный рубеж.

На прямую агрессию люди обычно отвечают действиями симметричными и, скорее всего, бесполезными :

- Ответная агрессия. Можно выиграть  бой, но войну вы проиграете  — у танка административный  ресурс гораздо больше.

- Попытка объясниться и оправдаться. Это усугубит ситуацию. Если Танк  считает, что вы — шизофреник, бесполезно предъявлять ему медицинскую  справку.

- Испуг до оцепенения и глухое  молчание. Ваш страх, неуверенность  продемонстрируют Танку, что вы  заслуживаете наказания. Это будет  сигналом к большей жестокости  и новой атаке.

Справедливости ради следует заметить, что любого человека можно довести до белого каления и превратить в Танк, если, например, долго и нудно извиняться за то, что вы снова не подготовили необходимые данные, или бестолково объяснять подробности малопонятных личных проблем.

Как выжить при танковой атаке:

1. Прерывать Танк в первые мгновения бесполезно: он буквально не видит и не слышит ничего. Смотрите ему в глаза (можно в переносицу или на кончик уха) и занимайтесь дыхательной гимнастикой: вдох — задержка дыхания — выдох — задержка дыхания (все по 4 сек.). Иногда это единственно возможная форма поведения.

Такое молчание не будет расценено как испуг, особенно если вы проследите, чтобы спина была прямой, плечи развернуты и опущены, подбородок чуть вздернут, а глаза — немного прикрыты. При этом нижняя челюсть слегка выходит вперед, а во взгляде появляется умеренная наглость (очень умеренная!). Бывает, что для рядовых сотрудников этот шаг — единственно возможный, но можно продвинуться и дальше.

Информация о работе Антикризисное управление на предприятии