Анализ структуры и динамики прибыли организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ структуры и динамики прибыли организации и разработка мероприятий, направленных на увеличение прибыли. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1) Изучить теоретические основы формирования и планирования прибыли в организации.
2) Проанализировать экономическую и финансовую деятельность ООО «Калина».
3) Обосновать резервы увеличения прибыли от реализации продукции (работ, услуг) в ООО «Калина».
4) Показать перспективность применения метода планирования прибыли, основанного на эффекте операционного рычага.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы анализа структуры и динамики прибыли
1.1 Прибыль: сущность, функции, виды
1.2 Методы анализа прибыли
2. Анализ финансовых результатов деятельности ООО «Калина»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Калина»
2.2 Анализ структуры и динамики прибыли ООО «Калина»
3. Мероприятия по увеличению прибыли в ООО «Калина»Заключение
Заключение
Список литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Курс. Анализ структуры и динамики прибыли.doc

— 540.50 Кб (Скачать файл)

Натуральный операционный левередж — это отношение выручки от продаж базисного периода, уменьшенной на переменные затраты того же периода, к базисной прибыли от продаж, или отношение маржинальной прибыли к прибыли от продаж в базисном периоде.

С помощью показателя натурального операционного левереджа рассчитывается плановая прибыль от продаж при условии изменения в плановом периоде только натурального объема продаж.

В реальных условиях, как правило, происходит одновременное изменение и цен, и натурального объема продаж, причем оба фактора могут действовать и в одном направлении, и в противоположных направлениях. Необходимо использовать оба вида операционного левереджа для планирования финансового результата от продаж именно при таких условиях. [17]

Темп изменения прибыли от продаж в плановом периоде по сравнению с базисным тогда будет определяться по формуле:

 

, (6)

 

где ∆П — прирост (уменьшение) прибыли от продаж;

Иц — изменение цен на реализуемую продукцию в плановом периоде по сравнению с базисным (в долях единицы и соответственно со знаками «+» или «–»);

Ин — изменение натурального объема продаж (аналогично величине «Иц»).

Формула (6) позволяет решать следующие задачи в процессе планирования финансового результата от продаж:

  1. Расчет темпов и направления изменения финансового результата от продаж.
  2. Целенаправленное изменение планового финансового результата от продаж путем корректировки каждого индекса в пределах имеющихся практических возможностей.
  3. Определение необходимого уровня одного из индексов, если известен другой и задана нужная организации сумма плановой прибыли от продаж.
  4. Определение уровня индексов, обеспечивающих критический объем продаж, т.е. нулевую прибыль в плановом периоде.

Таким образом, операционный левередж — инструмент, позволяющий оперативно реагировать на динамику спроса и принимать решения, связанные с изменениями финансового результата от продаж. [11]

Однако применение методов маржинального анализа ограничено рядом условий, в числе которых:

  1. Устойчивый характер переменных расходов к выручке от продаж.
  2. Неизменность постоянных расходов.
  3. Постоянство структуры продаж по видам (группам) продукции.

Литвин М.И. предлагает использовать факторную модель прогнозирования прибыли от продаж, которая имеет следующий вид [18]:

 

PSp = PSb ± DS ± DN ± DVC ± DFC ± DP, (7)

 

где PSp — прогнозируемая прибыль;

PSb — прибыль базисного периода;

DS — влияние изменения объема продаж;

DN — влияние структурного (ассортиментного) сдвига в объеме продаж;

DVC — влияние изменения переменных  расходов;

DFC — влияние изменения постоянных  расходов;

DP — влияние изменения продажных  цен на продукцию организации.

 

1. Фактор влияния объема продаж на прибыль (DS) может быть рассчитан по формуле:

 

DS = DTs*OL*PSb, (7.1)

где DTs — прогнозируемый прирост выручки от продаж;

OL — операционный рычаг;

PS — прибыль от продаж в  базовом периоде.

2. Влияние фактора структурных  сдвигов в объеме продаж (DN) определяется по формуле:

 

DN = Sb*Tb*DMPn, (7.2)

 

где Sb — выручка от продаж в базовом периоде;

Tb — прогнозный темп роста  выручки от продаж;

DMPn — изменение коэффициента  маржинального дохода из-за структурных  сдвигов.

3. Влияние на прибыль фактора переменных расходов (DVC) определится как:

 

DVC = Sb x Ts x VCn x VCp, (7.3)

 

где: VCn — коэффициент переменных расходов с учетом структурных сдвигов (1 – MPn);

VCp — прогноз снижения переменных  расходов (с обратным знаком).

 

4. Влияние на прибыль фактора постоянных расходов (DFC) определяется прямым счетом, но с обратным знаком.

 

5. Влияние на прибыль фактора  цен (DP) определится по формуле:

 

DP = Sb* Tb*Pp, (7.4)

 

где Pp — прогнозируемое изменение цен на продаваемую продукцию

2. Анализ финансовых результатов деятельности ООО «Калина»

 

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Калина»

Основным видом деятельности ООО «Калина» является производство и реализация дверных блоков из древесины. Осуществляет свою деятельность данная фирма с 2000 года. Выпускаемые двери привлекательны в основном для массового потребителя столярных изделий с высоким уровнем качества и приемлемой ценой. Основные объекты комплектации – это стройки департаментов образования (школы, ВУЗы, дошкольные учреждения), здравоохранения (поликлиники, больницы), культуры и массового жилищного строительства.

Целью деятельности ООО «Калина» является производство данной продукции и удовлетворение существующего спроса на нее на рынке г. Шумерля, Чувашской Республики и других регионов, и соответственно, получение прибыли в процессе этой деятельности.

Производственная фирма ООО «Калина» является обществом с ограниченной ответственностью (ООО). ООО – это организационно-правовая форма предприятия. Под ООО понимается объединение граждан и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности, имеющее уставный фонд, разделенный на доли, размер которых определяется учредительными документами, и несущее ответственность по обязательствам только в пределах своего имущества. Участники ООО несут ответственность в пределах своих вкладов.

В ООО «Калина» создан уставный фонд, размер которого составляет 8 тыс. руб. Имущество общества с ограниченной ответственностью формируется за счет вкладов участников, полученных доходов и других законных источников, и принадлежит его участникам на праве долевой собственности. Число участников ООО «Калина» составляет 2 физических лица.

Высшим органом управления ООО «Калина» является собрание участников. В его компетенции находятся вопросы определения главных направлений предпринимательской деятельности, рассмотрение и утверждение смет, отчетов и балансов, избрание и отзыв исполнительного органа и ревизионной комиссии, определение условий оплаты труда должностных лиц, распределения прибыли и определение порядка покрытия убытков и др.

Исполнительным органом ООО «Калина» является генеральный директор. В его компетенции находятся вопросы разработки и реализации целей, политики и стратегии их достижения, а также организация и руководство текущей деятельностью фирмы, распоряжение имуществом, найм и увольнение персонала.

Основными источниками информации для оценки деятельности и проведения анализа финансовых результатов рассматриваемой организации являются документы финансовой отчетности: форма №1 «Бухгалтерский баланс» (Приложение 1); форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» (Приложение 2).

Здесь следует отметить, что сбор информации о деятельности организации представляет определенные трудности, т.к. специалисты, боясь утечки конфиденциальной информации, неохотно идут на контакт.

Основные экономические характеристики организации представлены в таблице 1.

Количество работников организации с 2010 по 2012 год уменьшилось с 82 человек до 76. Несмотря на это производительность труда в 2012 году возросла на 30 % по сравнению с 2010 годом и составила 754 руб./чел. Это свидетельствует о более рациональном использовании рабочей силы.

 

Таблица 1

Экономическая характеристика ООО «Калина»

№ п/п

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2012 г. в % к

2010 г.

2011 г.

1

Среднегодовая численность работников, чел.

82

78

76

92,68

97,43

2

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов (ОПФ), тыс. руб.

1255

1564

2174

173,23

139,00

3

Среднегодовая стоимость оборотных фондов, тыс. руб.

4708

4672

5181

110,05

110,89

4

Выручка от реализации продукции (работ, услуг)

48357

38517

57337

118,57

148,86

5

Производительность труда, руб./чел.

590

494

754

127,93

152,78

6

Фондоотдача, руб. (на 100 руб.)

3853,15

2462,72

2637,4

68,45

107,09

7

Материалоотдача, руб. (на 100 руб.)

1027,12

824,42

1106,68

107,74

134,24

8

Полная себестоимость, тыс. руб.

45307

36251

54126

119,47

149,31

9

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг), тыс.руб.

3051

2265

3211

105,24

141,76

10

Прибыль балансовая, тыс. руб.

2990

2210

3126

104,55

141,45

11

Рентабельность производства продукции, %

6,73

6,25

5,93

- 0,8 п.п.

- 0,32 п.п.

12

Рентабельность продаж, %

6,31

5,88

5,6

- 0,71 п.п.

- 0,28 п.п.

13

Рентабельность производственно-хозяйственной деятельности, %

50,14

35,44

42,5

- 7,64 п.п.

+ 7,06 п.п.


 

Прибыль от реализации продукции в 2011 году снизилась по сравнению с 2010 годом с 3051 тыс. руб. до 2265 тыс. руб. , но в 2012 увеличилась на 40 % и стала равной 3211 тыс.руб.. Спад в 2011 году обусловлен сокращением заказов на дверные блоки, ведущих к снижению объемов реализации.

Несмотря на рост прибыли рентабельность продукции снизилась с 6,73 % до 5,93 %, то есть сократилась отдача с одного рубля затрат на производство. Связано данное изменение с неоднородным ростом цены и себестоимости произведенной продукции.

Рентабельность продаж имеет такую же тенденцию. И если в 2010 году – она составляет 6,31 %, то в 2012 уменьшается на 0,71 процентных пункта и становится равной 5,6 %., изменяется сумма прибыли с рубля продаж. Эффективность коммерческой деятельности снижается.

Рентабельность производственно-хозяйственной деятельности находится на достаточно высоком уровне и характеризует прибыль, полученную с рубля вложенных основных производственных и оборотных средств. В 2010 году она составляла 50,14 %, в 2011 – 35,44 %, в 2012 – 42,5 %. Данный показатель отражает эффективность использования основных и оборотных фондов, которые характеризуются высокой фондоотдачей (2637,4 руб./100 руб.) и материалоотдачей (1106,68 руб./100 руб.).

Однако высокие экономические характеристики не всегда обеспечивают достаточную ликвидность и платежеспособность организации. Поэтому вычислим коэффициенты, характеризующие финансовое состояние фирмы (см. Таблицы 2, 3, 4).

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения. Группировка актива и пассива баланса ООО «Калина» представлена в таблице 2.

 

Таблица 2

Сравнительный аналитический баланс, тыс. руб.

Активы

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Пассивы

2010 г.

2011 г.

2012 г.

А1

432

574

1 089

П1

1 794

1 824

2 708

А2

2 750

2 156

2 446

П2

0

0

0

А3

1 473

1 960

2 136

П3

0

0

0

А4

2 679

3 007

4 765

П4

5 540

5 872

7 728

Баланс

7 334

7 697

10 436

Баланс

7 334

7 696

10 436


 

Баланс считается абсолютно ликвидным, если соблюдаются следующие условия: А1 ≥ П1; А2 ≥ П2; А3 ≥ П3; А4 ≤ П4.

Таблица 3

Анализ ликвидности баланса за 2010 – 2012 гг.

Условие

2010 г.

2011 г.

2012 г.

А1 ≥ П1

-

-

-

А2 ≥ П2

+

+

+

А3 ≥ П3

+

+

+

А4 ≤ П4

+

+

+


 

У ООО «Калина» не соблюдено первое неравенство. Это свидетельствует о том, что у организации недостаточно абсолютно ликвидных активов для покрытия наиболее срочных обязательств, в нашем случае кредиторской задолженности. Однако стоит отметить, что эта недостача может быть покрыта быстрореализуемыми активами.

 

Таблица 4

Показатели платежеспособности организации

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,24

0,31

0,40

Коэффициент промежуточного покрытия

1,77

1,50

1,31

Коэффициент текущей ликвидности

2,59

2,57

2,09


 

Коэффициент абсолютной ликвидности имеет тенденцию к увеличению с 2010 года по 2012. В 2010 году он составлял 0,24, а в 2012 – 0,40. Эта динамика положительна. Оптимальное значение данного показателя > 0,2 – 0,25. Если в 2010 г. Организация могла погасить в ближайшее время до 24 % краткосрочной задолженности, в 2011 – 31 %, а в 2012 – 40 %.

Коэффициент промежуточного покрытия показывает способность организации погасить срочные обязательства при проведении своевременных расчетов с дебиторами. Допустимое значение – 0,7 – 0,8, желательно - >1,5. У нас он в 2010 году составил 1,77, а к 2012 снижается до 1,31. И хотя данный показатель находится на достаточно высоком уровне, организации необходимо обратить внимание на отрицательную тенденцию.

Нормальное значение коэффициента текущей ликвидности ≥ 2. Значение данного показателя в 2010 году – 2,59, в 2011 – 2,57, в 2012 – 2,09. Это говорит о том, что организация при условии мобилизации всех оборотных средств сможет погасить все свои краткосрочные обязательства, но следует иметь в виду, что в 2012 году значение коэффициента текущей ликвидности приближается к нижней границе нормального, не стоит допускать дальнейшего его снижения.

Информация о работе Анализ структуры и динамики прибыли организации