Шпаргалка по дисциплине "Финансовое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 10:12, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Финансовое право".

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 415.00 Кб (Скачать файл)

В случае если будет выявлена недостаточность имеющегося обеспечения исполнения обязательств или существенное ухудшение финансового состояния гаранта или поручителя, обеспечение исполнения обязательств заемщика необходимо будет полностью или частично заменить в целях приведения его в соответствие установленным требованиям. Если заемщик не готов предоставить другое или дополнительное обеспечение исполнения своих обязательств или в случае нецелевого использования средств бюджетного кредита, он должен быть досрочно погашен.

Организациям определенных видов деятельности государственные средства предоставляются на льготных условиях. Так, с целью создания необходимых условий для функционирования агропромышленного комплекса в составе федерального бюджета в 2000 году был создан специальный фонд кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях. Средства данного фонда могут предоставляться организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности. Кредиты выделяются в пределах лимитов, утвержденных законом о бюджете, на условиях уплаты процентов за пользование ими в размере одной четвертой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день предоставления кредита.

На льготных условиях государственные средства могут предоставляться:

организациям агропромышленного комплекса, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, на приобретение семян, сельскохозяйственного сырья для промышленной переработки, кормов и других материальных ресурсов сезонного спроса, горюче-смазочных материалов и т.п.;

звероводческим предприятиям на приобретение кормов;

рыбоводческим предприятиям на приобретение кормов и посадочного материала.

Иной порядок выделения государственных средств на возвратной, срочной и платной основе предусмотрен для реализации высокоэффективных контрактов на производство и поставку продукции, в том числе на экспорт. Его особенности заключаются в следующем:

отбор претендентов для получения государственных средств в данном случае происходит на конкурсной основе;

предоставление бюджетных ссуд осуществляется под поручительство исполнительного органа соответствующего субъекта Российской Федерации.

Условиями предоставления на конкурсной основе государственных средств под высокоэффективные контракты являются: возвратность, платность, срочность, целевое предоставление средств и обеспеченность. Срок возврата средств определяется в Соглашении. Плата устанавливается в размере одной третьей действующей на день вступления в силу федерального закона о бюджете на соответствующий год ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Средства могут расходоваться заемщиком только на цели, указанные в соглашении (где указываются номера контрактов, перечисляются виды продукции и т.п.).

Планирование бюджетного кредита осуществляется в процессе формирования бюджета на очередной финансовый год. При рассмотрении проекта бюджета в законодательном (представительном) органе власти анализируют параметры проекта программы предоставления бюджетных средств на возвратной основе по каждому виду расходов.

При утверждении бюджета обязательно указываются:

цели, на которые могут быть предоставлены бюджетные кредиты;

условия и порядок их предоставления;

лимиты выделения бюджетных кредитов на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года;

ограничения по субъектам использования бюджетного кредита.

По истечении бюджетного года составляется отчет о предоставлении и погашении бюджетного кредита (прилагается к отчету об исполнении бюджета). Кроме того, финансовыми органами ведутся реестры всех предоставленных бюджетных кредитов по их получателям.

Финансовые органы несут ответственность за соблюдение установленного порядка предоставления заемщикам бюджетного кредита. Отклонение от этого порядка, допущенное финансовым органом, принятие в обеспечение бюджетного кредита низколиквидного имущества рассматриваются как нарушение бюджетного законодательства РФ и служат основанием для привлечения к ответственности должностных лиц, допустивших выдачу кредита с нарушением установленного порядка.

Поручитель отвечает перед Министерством финансов в том же объеме, что и заемщик, включая: сумму основного долга; уплату процентов за пользование средствами; пени на просрочку уплаты основной суммы долга и процентов; штрафные санкции за нецелевое использование средств; возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков. Обязательства должны быть исполнены поручителем в течение 10 дней с момента получения письменного извещения Министерства финансов РФ или соответствующего Управления федерального казначейства о нарушении заемщиком взятых на себя обязательств по Соглашению. Поручитель исполняет обязательство путем перечисления указанной в извещении суммы в доход федерального бюджета. К поручителю, исполнившему обязательства за заемщика, переходят все права Министерства финансов по этим обязательствам.

Возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных средств, плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет. При невыполнении заемщиком, гарантом или поручителем своих обязательств по возврату бюджетного кредита, неуплате процентов и иных платежей, предусмотренных заключенным с ним договором, государственные органы, или уполномоченное лицо по их поручению, принимают меры по принудительному взысканию с заемщика, гаранта или поручителя просроченной задолженности, в том числе по обращению взыскания на предмет залога.

За несвоевременный возврат государственных средств, предоставленных в поддержку высокоэффективных контрактов, наступает финансовая санкция - Министерство финансов РФ имеет право сократить или прекратить предоставление заемщику всех форм государственной поддержки. При обнаружении фактов нецелевого использования средств Минфин имеет право приостановить выдачу средств заемщику.

 

  1. Понятие государственного (муниципального) кредита

Государственный кредит - денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их использование на финансирование государственных расходов. Государственный кредит может быть внутренним и внешним.

На внутреннем и международном финансовых рынках государство выступает не только заемщиком (должником) или гарантом, но и кредитором. Отношения, в которых государство выступает кредитором, принято называть отношениями в сфере государственного кредита.

Государственный кредит наряду с государственным долгом является достаточно важным финансовым инструментом регулирования национальных и международных экономических отношений.

Бюджетный кредит - денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.

Государственный кредит как правовая категория - урегулированные нормами права общественные отношения в сфере предоставления Российской Федерацией денежных средств или товаров на условиях срочности, платности и возвратности иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям (международный государственный кредит) и юридическим лицам, зарегистрированным на территории Российской Федерации (национальный государственный кредит).

Бюджетный кодекс выделяет:

-кредиты кредитных организаций;

-бюджетные кредиты от других  бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

-кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные  кредиты (заимствования), международных  финансовых организаций, иных субъектов  международного права, иностранных  ЮЛ

 

Значение государственного (муниципального) кредита

На внутреннем рынке - служит для целей стимулирования экономических отношений путем перераспределения денежных средств в пользу развивающихся отраслей экономики, требующих дополнительного финансирования.

На международной арене - предназначен для достижения международно-политических и международно-экономических целей.

Предоставление государственных кредитов является исключительной компетенцией Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не имеют права предоставлять государственные кредиты.

 

Формы государственного (муниципального) кредита:

В рамках действующего бюджетного законодательства выделяют две формы государственного кредита:

-государственный финансовый кредит;

-государственный экспортный кредит.

Государственный финансовый кредит — это форма бюджетного кредита, при которой Российская Федерация предоставляет денежные средства иностранному заемщику в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правительством РФ и правительством иностранного государства.

Государственный экспортный кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой за счет бюджетных средств осуществляется оплата товаров и услуг, экспортируемых в пользу иностранного заемщика — импортера товаров и услуг, в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правительством РФ и правительством иностранного государства или соответствующим договором между банком — агентом Правительства РФ — и иностранным заемщиком — импортером товаров и услуг или его банком-кредитором, при наличии государственной гарантии иностранного государства по возврату этого кредита, платежи в погашение и обслуживание которого осуществляются в пользу Российской Федерации.

Результатом осуществления государственного финансового и экспортного кредитования является возникновение у Российской Федерации соответствующих внешних долговых требований.

Внешние долговые требования Российской Федерации формируют долг иностранных государств и иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией.

Долговые обязательства иностранных государств перед Российской Федерацией как кредитором формируют долг иностранных государств перед Российской Федерацией.

В БК РФ предусмотрен ряд методов управления государственным кредитом. Среди них следует выделить:

 

-реструктуризацию;

-списание;

-уступку задолженности иностранных государств перед Российской Федерацией.

Под реструктуризацией долга иностранных государств и (или) иностранного юридического лица перед Российской Федерацией понимается пересмотр условий погашения указанного долга.

Реструктуризация долга иностранных государств и (или) иностранного юридического лица перед Российской Федерацией может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга и начисленных процентов. Отметим, что списание долга государства является широко распространенной финансово-кредитной операцией по управлению государственным кредитом. В основном она применяется в отношении так называемых плохих долгов, которые с большой степенью вероятности никогда не будут возвращены должником.

Договоры о реструктуризации задолженности или списании задолженности иностранных государств перед Российской Федерацией подлежат ратификации Государственной Думой, за исключением случаев реструктуризации задолженности и ее списания в рамках участия Российской Федерации в международных финансовых организациях и финансовых клубах на условиях, общих и единых для всех участников этих организаций и клубов.

Бюджетным законодательством предусмотрена уступка прав требований по долговым обязательствам иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией. Подобная уступка может быть осуществлена Правительством РФ в соответствии со специальным федеральным законом либо с положением о соответствующей уступке прав требований, содержащимся в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Целью уступки прав требования является необходимость получения государством-кредитором денежных средств до наступления срока погашения государственного кредита.

 

  1. Основные формы государственного кредитования

 

 

  1. Правовые основы банковского кредитования.

Банковский кредит является одной из форм движения ссудного капитала. При банковском кредитовании возникают экономические (денежные) отношения, в процессе которых временно свободные денежные средства государства, юридических и физических лиц, аккумулированные кредитными организациями, предоставляются хозяйствующим субъектам (а также гражданам) на условиях возвратности.

Банковское кредитование создает условия, при которых имеется возможность восполнить за счет средств других субъектов недостаток собственных денежных средств для различных потребностей, требующих дополнительных капитальных вложений.

Возникающие при банковском кредитовании общественные отношения регламентируются нормами различных отраслей российского права, главным образом нормами административного, финансового и гражданского права.

Конституционные основы банковской деятельности закреплены в ст. 71 Конституции РФ, согласно которой финансовое, кредитное регулирование и федеральные банки находятся в ведении Российской Федерации.

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», другими федеральными законами, а также нормативными актами Банка России. Значительное положение принадлежит также деловым обыкновениям и банковским обычаям.

Важнейшими принципами банковского кредитования являются: возвратность, срочность, платность, обеспеченность, целенаправленность.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Финансовое право"