Финансовое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:00, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Финансовое право"

Содержание

1 Предмет и понятие финансового права.
2 Финансовое право в системе права Республики Беларусь.
3 Структура системы финансового права.
4 Принципы и источники финансового права.
5 Понятие финансово-правовых норм. Особенности и специфические характеристики финансово-правовых норм.
6 Виды финансово-правовых норм.
7 Финансовые правоотношения: понятие и сущность.
8 Классификация финансовых правоотношений.
9 Субъекты финансового права.
10 Понятие финансовой деятельности государства. Концепция финансовой деятельности государства.
11 Принципы осуществления финансовой деятельности государства.
12 Правовое положение и функции органов, осуществляющих финансовую деятельность.
13 Формы финансовой деятельности государства.
14 Предмет и понятие бюджетного права.
15 Бюджетное право в системе права Республики Беларусь.
16 Система и источники бюджетного права.
17 Бюджетное устройство Республики Беларусь.
18 Состав доходов и расходов бюджета.
19 Бюджетные права Республики Беларусь и органов местного самоуправления.
20 Понятие и принципы бюджетного процесса.
21 Порядок составления бюджета.
22 Рассмотрение и утверждение бюджета.
23 Исполнение бюджетов.
24 Понятие и назначение бюджетного контроля.
25 Понятие и принципы государственного финансирования. Понятие и структура государственных расходов.
26 Основные принципы осуществления государственных расходов. Возвратные и безвозвратные государственные расходы.
27 Сметно-бюджетное планирование и финансирование.
28 Правовой режим государственных расходов.
29 Экономическая сущность и правовая природа налогов.
30 Налоговая система Республики Беларусь.
31 Виды общереспубликанских и местных налогов и сборов.
32 Налоговое законодательство Республики Беларусь.
33 Ответственность за нарушение налогового законодательства.
34 Банковское законодательство Республики Беларусь.
35 Банковская деятельность и принципы ее осуществления.
36 Правовой статус, цели и функции Национального банка.
37 Банки. Общие положения о банках. Статус банка.
38 Небанковские кредитно-финансовые организации.
39 Активные, пассивные и посреднические банковские операции
40 Основные понятия, применяемые в сфере инвестиционной деятельности
41 Государственное регулирование инвестиционной деятельности.
42 Государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь.
43 Деятельность иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями на территории Республики Беларусь.
44 Понятие валюты и валютных ценностей.
45 Валютное законодательство Республики Беларусь.
46 Понятие и значение валютного регулирования и валютных операций.
47 Понятие и сущность валютного контроля. Органы валютного регулирования и валютного контроля.
48 Понятие и значение страхования.
49 Страховой случай. Страховой риск. Страховая ответственность. Страховая стоимость (оценка). Страховая сумма. Страховое возмещение.
50 Отрасли, формы и виды страхования.
51 Правовое регулирование деятельности страховых организаций.

Вложенные файлы: 1 файл

shpory_po_fin_pravu.docx

— 70.30 Кб (Скачать файл)

Под реинвестированием понимается вложение инвестором в объекты инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь прибыли (дохода), уже полученной им в результате такой деятельности. 

41Государственное регулирование инвест. деятельности.

 Гос.  регулирование   инвест. деятельности осущ. в целях  реализации экономической, научно-технической,  социальной,  природоохранной   политики.   Оно осуществляется:

- гос. органами РБ через разработку перспектив соц.-экон. развития     республики, республиканских и межресп. программ, образование совместно с органами  союзных и  автономных республик  на добровольной  основе фондов    регионального   развития,    резервного,   инновационного, природоохранного и других;

- местными  Советами   народных  депутатов путем   разработки  и утверж.  планов соц.-экон. развития территорий  в пределах имеющихся полномочий, соглас. инвестиционных программ, разрешений  и соглас.  при строительстве предприятий, зданий и объектов,  рационального использования  прир.ресурсов  и охраны окруж.  среды на  соотв. территории. 

Методы гос. регулирования инвест.деятельносити:

1.  Гос.  регулирование инвест. деятельности включает   управление   гос.   инвестициями,   а   также регулирование условий и контроль инв. деят-и.

2.  Управление   гос.  инвестициями  осущ. преимущественно  экон.  методами  и включает планирование, определение   условий   и   осущ.   конкретных  действий  по инвестированию  из  средств  бюджета  и  внебюджетных  фондов,  иных средств, привлеченных на добров.основе.

3.    Гос.  регулирование    условий   и   контроль инвест. деятельности осущ. посредством: системы  налогов  с  дифференцированием  субъектов  и  объектов н/о,  нал. ставок  и льгот. 

4.    Использование   иных    методов   регулирования   условий инвест. деятельности не  допускается, за исключ. случаев, когда инвест. деятельность  осущ. с целью ликвидации крупномасштабных бедствий и катастроф.

 

42Гос. поддержка инвест. деятельности на территории РБ. 

Государственная поддержка  оказывается с целью стимулирования привлечения инвестиций в экономику  РБ. Государственная поддержка инвестиционной деятельности оказывается в виде предоставления: 1) гарантий Правительства; 2) централизованных инвестиционных ресурсов.

Гос. поддержка инвест.деятельности может осущ. и с применением  иных ее видов, а также установлением  дополнительных гарантий инвесторам.  Гос. поддержка инвестиционных проектов осущ. за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, а также  иных источников.

Средства для оказания гос. поддержки инвестиционных проектов опред. в соотв. с законом о  бюджете РБ на очередной финансовый (бюджетный) год.

Органами местного управления и самоуправления в соотв. местных  бюджетах также могут опред. иные виды поддержки инвест. деятельности.

Гарантия Правит. РБ –  обязательство РБ, от имени которой  выступает Правит. РБ, перед кредитором отвечать за исполнение обязательств заемщика (инвестора). Гарантии Правит. РБ предоставляются кредиторам в  случаях привлечения иностранных  кредитов или кредитов банков РБ для  реализации инвест. проектов.

Централизованные инвестиционные ресурсы – фин. ресурсы государства, в том числе средства республиканского бюджета, предусматриваемые для оказания гос. поддержки инвестиционных проектов.

 

44Понятие валюты и валютных ценностей.

Валютные ценности - это  ценности, в отношении которых  валютным законодательством установлен особый режим обращения на территории страны. К валютным ценностям отнесены:

1). Иностранная валюта. Термин  «валюта» используется в двух  значениях: а) как нац. ден.единица,  обращающаяся за пределами государства;  б) как ден. знаки ин. государств, а также кредитные и платеж. док-ты, выраженные в ин. ден.единицах  и применяемые в международных  расчетах.

2). Платеж. документы в  ин.валюте, явл. таковыми в соотв.  с зак-ом РБ. К таким документам  относятся выраженные в ин.валюте  дорожные, банковские и иные чеки, эмитированные банками и иными  кред.-фин. орг-ми.

3). Ценные бумаги в  иностранной валюте.

4). Бел.рубли при совершении  сделок между резидентами и  нерезидентами, сделок между нерез.  на тер. РБ, осущ. банк. переводов  между резидентами и нерез., не  связанных с осуществлением расчетов  по сделкам, осущ. международных  банк. переводов между резидентами  или нерез., а также при ввозе  и пересылке в РБ, вывозе и  пересылке из РБ, осущ. нерез. операций, не влекущих перехода права  собственности на бел.рубли, по  счетам и вкладам (депозитам)  в банках и небанк. кред.-фин.  организациях РБ.

5). Цен.бумаги в бел.  рублях при совершении сделок  между резидентами и нерез., сделок  междунерезидентами на тер. РБ, ихввозе и пересылке в Республику  Беларусь, вывозе и пересылке  из Республики Беларусь.

6). Плат. документы в бел.рублях  присовершении сделок между резидентами  и нерез., сделок между нерез.  на тер. РБ, при ввозе и пересылке  в РБ, вывозе и пересылке из  РБ.

 

45Валютное законодательство Республики Беларусь.

Валютное законодательство Республики Беларусь состоит из настоящего Закона, нормативных правовых актов  Президента Республики Беларусь, законов  Республики Беларусь, нормативных правовых актов органов валютного регулирования  и органов валютного контроля Республики Беларусь, издаваемых в  соответствии с их компетенцией, которыми устанавливаются порядок обращения  валютных ценностей, права и обязанности  резидентов и нерезидентов при проведении валютных операций, система органов  валютного регулирования и органов  валютного контроля, агентов валютного  контроля и их полномочия.

 

46Понятие и значение вал. регулирования и вал. операций.

Валютное рег-ие – деят-ть гос. органов (органов валют. рег-ия) по установлению порядка обращения валют. ценностей, в том числе правил владения, пользования и распоряжения ими. Вал. рег-ие - это, с одной стороны, процесс, а с другой - порядок гос. управления вал. сферой в экономике. Вал.рег-ие явл. основной частью вал. политики и включ. установленные гос. принципы, методы и формы сферы экономики в целях повышения экон. эффек. и обеспечения фин.-бюджетной осуществления в стране вал.операций, способ гос. регулирования валютной безопасности. 

 Под вал.рег-ем понимается совок. форм и методов организации ден. потоков при проведении внешних операций в целях предотвращения оттока капитала и укрепления отечественного плат. баланса, обеспечения должной динамики вал. курса и равновесия на вал. рынке.

Валютными операциями являются:- сделки, предусматривающие использование ин.валюты, ценных бумаг в ин.валюте, плат. док-ов в ин. валюте; - сделки между рез. и нерез. предусматривающие использование бел. руб., цен. бумаг в бел. руб., плат. док-ов в бел. рублях; - ввоз и пересылка в РБ, а также вывоз и пересылка из РБ вал. ценностей; - международные банк. переводы в бел. руб. между рез. или нерез.;- и др.

Вал.операции, проводимые между рез. и нерез., в зависимости от порядка их осущ-ия, делят на текущие и вал. операции, связ.с движ. капитала.

К валютным операциям неторгового  характера относятся: - перевод и получение ден. средств для выплаты з/п, стипендий, пенсий, алиментов, гос. пособий; - переводы ден.ср. для оплаты ком.рас-ов работников за пределами РБ;- перевод и получение ден. средств, вход. в состав наследства, и ден. средств, получ. от реализации наследственного имущества; - перевод и получение ден. средств, связ. со смертью граждан, включая пособия и мат. помощь на погребение, транс. и иные расходы; - и др.

Валютными операциями, связанными с движением капитала являются вал. операции, проводимые между рез. и нерез. не относимые к текущим.

Валютно-обменные операции на территории РБ осущ. через банки и небанковские кред.-фин. орг-ии, получившие спец. разрешения (лицензии) на осущ. банк. деят-ти. Валютно-обменные операции с участием физ. лиц осущ. без регистрации данных документа, удостоверяющего личность этих лиц.

Купля-продажа и (или) конверсия  иностранной валюты могут осуществляться на валютных биржах и на внебиржевом  валютном рынке.

Нац. банк может устан. пред. значения обмен. курсов, по кот. осущ. купля-продажа и (или) конверсия ин. валюты на внутреннем вал. рынке РБ. 

47Понятие и сущность вал. контроля. Органы валютного регулирования и вал. контроля. 

Валютный  контроль - деятельность органов вал. контроля и агентов вал. контроля, направленная на обеспечение соблюдения резид. и нерезид. требований вал. законодательства РБ. Осн. направлениями вал. контроля явл.: - определение соответствия проводимых вал. операций валютному зак-ву; -  обеспечение контроля за перемещением ин. валюты и иных вал. ценностей через тамож. границу РБ; -  предотвращение легализации доходов, получ. незаконным путем; -  проверка полноты и достов. учета и отчетности по вал. операциям; -   анализ данных учета, отчетности и информ. по вал. операциям.

Органами вал. контроля в РБ явл. Совет Министров РБ, Нац.банк, Комитет гос. контроля РБ, Гос. тамож. комитет.

Сов.Мин. РБ опред. компетенцию респуб. органов гос. управления и иных гос. орг-ий, подчиненных  Правительству РБ, областных (Минского городского) исполн. комитетов по вопросам осущ. ими функций агентов вал.контроля, выполняет др.функции.

Нац.банк  осущ. вал.контроль за совершением банками  и небанк. кред.-фин. орг-ми вал.операций, выполняет др.функции, предусм. зак-ом.

Комитет гос.контроля формирует на основании информации, получ. от иных органов вал. контроля, а также агентов вал. контроля, базу данных по вопросам вал. контроля, в пределах своей компетенции осущ. контроль за выполнением органами вал. контроля и агентами вал. контроля своих функций, осущ. др. функции, предусм. настоящим зак-ом.

Гос.тамож.комитет осущ. организацию вал. контроля за перемещением резид. и нерезид. через там. границу РБ вал. ценностей, а также др. функции.

Органами  валютного регулирования в РБ явл. Сов.Мин. РБ и Нац. банк.

Нац.банк: -устанавливает  офиц.курсы бел.р. по отношению к  др. валютам; -регулирует обращение  вал. ценностей на тер. РБ; -устан. порядок  открытия, ведения и режим счетов резид. и нерезид. в банках и небанк. кред.-фин. орг-ях в ин. валюте; - устанавливает  порядок осущ. вал. операций между  резид. и нерез.; - устанавливает правила  биржевой торговли ин. валютой; -привлекает в соотв. с зак-ом банки и небанковские кред.-фин.орг-ии к ответственности  за нарушение вал. зак-ва; - и др.

Сов.Мин. РБ: - взаимодействует  с Нац. банком по вопросам вал. регулирования; - принимает норм. – прав.акты, содержащие нормы вал.зак-ва, в случаях, предусмотренных  зак-ми актами; осущ. др. полномочия. 

48Понятие и значение страхования.

Сущность страхования  как экономической категории  заключается в формировании ден. фондов за счет опред. категории лиц, которым при наступлении опред. событий будут произведены выплаты  из этих фондов.

 Во-первых, страхование  предполагает возвратность средств,  мобилизованных в страх. фонд. При наступлении страх. случая  страхователь получает опред.  сумму. Во-вторых, это вероятный  характер наступления непредвиденных  событий, наносящих ущерб имуществу,  здоровью и т.д. В-третьих, при  страховании происходит распределение  нанесенного ущерба между участниками  страхования. В-четвертых, страхование  предусматривает распределение  ущерба не только в пространстве, но и во времени. 

 Страх-е вып. след. функции: 1) восстановительную, проявляющуюся  в выплате ден. суммы, направляемой  на полную или частичную компенсацию  потерь, понесенных юр. и физ. лицами; 2) предупредительную, выражающуюся  в проводимых страх. организациями  мероприятиях по предупреждению  наступления страх. случаев; 3) сберегательную, когда страхование используется  для накопления ден. средств; 4) контрольную, заключающуюся в  строго целевом использовании  ден. средств. 

 Страхование выступает  как важный метод защиты разнообразных  имущественных и неимущественных  интересов, обязательный элемент  системы общественного воспроизводства  и распределительных отношений.  Кроме перечисленных назначений, страхование выступает еще и  как инструмент денежно-кредитного  регулирования, а также в качестве  источника формирования финансовых  ресурсов государства.

 

49Страховой случай. Страх. риск. Страх. ответственность. Страх. стоимость (оценка). Страховая сумма. Страховое возмещение.

Страховой случай — событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением кот. возникает обязанность страховщика произвести страх. выплату страх-ю, застрах-му лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам. Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профес. заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и др. случаи. установленные законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Информация о работе Финансовое право