Финансовое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:00, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Финансовое право"

Содержание

1 Предмет и понятие финансового права.
2 Финансовое право в системе права Республики Беларусь.
3 Структура системы финансового права.
4 Принципы и источники финансового права.
5 Понятие финансово-правовых норм. Особенности и специфические характеристики финансово-правовых норм.
6 Виды финансово-правовых норм.
7 Финансовые правоотношения: понятие и сущность.
8 Классификация финансовых правоотношений.
9 Субъекты финансового права.
10 Понятие финансовой деятельности государства. Концепция финансовой деятельности государства.
11 Принципы осуществления финансовой деятельности государства.
12 Правовое положение и функции органов, осуществляющих финансовую деятельность.
13 Формы финансовой деятельности государства.
14 Предмет и понятие бюджетного права.
15 Бюджетное право в системе права Республики Беларусь.
16 Система и источники бюджетного права.
17 Бюджетное устройство Республики Беларусь.
18 Состав доходов и расходов бюджета.
19 Бюджетные права Республики Беларусь и органов местного самоуправления.
20 Понятие и принципы бюджетного процесса.
21 Порядок составления бюджета.
22 Рассмотрение и утверждение бюджета.
23 Исполнение бюджетов.
24 Понятие и назначение бюджетного контроля.
25 Понятие и принципы государственного финансирования. Понятие и структура государственных расходов.
26 Основные принципы осуществления государственных расходов. Возвратные и безвозвратные государственные расходы.
27 Сметно-бюджетное планирование и финансирование.
28 Правовой режим государственных расходов.
29 Экономическая сущность и правовая природа налогов.
30 Налоговая система Республики Беларусь.
31 Виды общереспубликанских и местных налогов и сборов.
32 Налоговое законодательство Республики Беларусь.
33 Ответственность за нарушение налогового законодательства.
34 Банковское законодательство Республики Беларусь.
35 Банковская деятельность и принципы ее осуществления.
36 Правовой статус, цели и функции Национального банка.
37 Банки. Общие положения о банках. Статус банка.
38 Небанковские кредитно-финансовые организации.
39 Активные, пассивные и посреднические банковские операции
40 Основные понятия, применяемые в сфере инвестиционной деятельности
41 Государственное регулирование инвестиционной деятельности.
42 Государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь.
43 Деятельность иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями на территории Республики Беларусь.
44 Понятие валюты и валютных ценностей.
45 Валютное законодательство Республики Беларусь.
46 Понятие и значение валютного регулирования и валютных операций.
47 Понятие и сущность валютного контроля. Органы валютного регулирования и валютного контроля.
48 Понятие и значение страхования.
49 Страховой случай. Страховой риск. Страховая ответственность. Страховая стоимость (оценка). Страховая сумма. Страховое возмещение.
50 Отрасли, формы и виды страхования.
51 Правовое регулирование деятельности страховых организаций.

Вложенные файлы: 1 файл

shpory_po_fin_pravu.docx

— 70.30 Кб (Скачать файл)

А)материальные правоотношения – с помощью данных правоотношений реализуются права и обязанности  субъектов по получению, распределению  и использованию определенных материальных ресурсов;

Б)процессуальные правоотн. – через них выражается юр. форма, в кот. происходим получение гос-ом в свое распоряжение фин.ресурсов, их распределение и использование.

3)в зависимости  от сроков и времени действия:А)постоянные (налоги), Б)срочные (кредиты).

4)по субъектному  составу:А)между РБ и физ.л. и юр.л.;

Б)между РБ и ее АТЕ;

В)между фин.-кредитными и нал.органами с одной стороны  и физ. и юр.л с другой;

Г)между организациями  и их вышестоящими органами гос. управления по поводу распределения и использования  в соотв. отраслях народного хоз-ва бюджетных или кредитных ресурсов;

Д)между финансово-кредитными организациями и организациями  по поводу образовании и распределения  кредитных ресурсов.

 

9Субъекты финансового права.

1)РБ

2)административно-территориальные  образования, имеют свою материальную  базу в виде местных бюджетов  и территориальных внебюджетных  фондов

3)органы гос. власти  и управления общей компетенции  (президент, правительство, парламент)  – осуществляют общее руководство  процессом сбора, распределения  и использования централизации  и децентрализации государственных  денежных фондов. Устанавливают  правила поведения всех участников  финансовых правоотношений.

4)специализированные органы  управления финансовой системы  государства – они проводят  основную работу по обеспечению  установленных представительной  властью предписаний в области  финансов, руководят и несут ответственность  за деятельность органов финансовой  системы (государственные комитеты)

5)финансовые юр.л., которые  специализируются на выполнении  определенных финансовых операций (финансово-кредитные органы)

6)юридические лица –  бюджетные организации и налогоплательщики,  как коммерческие, так и не  коммерческие

7)физические лица

 

10Понятие финансовой деятельности государства. Концепция финансовой деятельности государства.

Существует множество  определений понятия «финансовая  деятельность».

Финансовая деятельность — осуществление государством функций  по планомерному образованию, распределению  и использованию денежных фондов в целях реализации задач социально  экономического развития, обеспечения  обороноспособности и безопасности страны.

 Финансовая деятельность  — деятельность государства в  лице уполномоченных государственных  органов по образованию, распределению  и использованию фондов денежных  средств, обеспечивающих динамическое  развитие и эффективное функционирование  этого государства.

 

11Принципы осущ. фин. деятельности государства.

Финансовая деятельность обладает своими собственными  принципами:

   1. Принципы финансовой, налоговой, политики, экономического  пространства, защита всех форм  собственности.

   2. Принципы соблюдения  финансовой дисциплины и правил.

   3. Принципы целенаправленности  в распределение и использование  финансов.

   4. Принцип полноты,  реальности и гласности финансовой  деятельности.

   5. Принцип финансовой  самостоятельности РФ, СРФ и МО.

   6. Принцип планированности  финансовой деятельности.

 

13Формы финансовой деятельности.

Формы финансовой деятельности:

   1. Правовая - Финансовые  правовые акты (ФПА) - смешанные, нормативные.  ФПА -  финансовый план который  принят в форме акта (бюджет).

   2. Не правовая - организационные  отношения не принимающие правовые  формы  имеющий локальный характер (перевод денежных средств).

 

14Предмет и понятие бюджетного права. 

Основы функционирования бюджетной системы изложены в  Бюджетном кодексе Республики Беларусь. Бюджетное право имеет свой предмет  регулирования, в чем близко по содержанию к финансовому праву, но отлично  то, что бюджетное право регулирует отношения в сфере бюджета, а  финансовое право - отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства. Бюджетное право связано  и с налоговым, регулирующим отношения, складывающиеся по поводу формирования доходной части бюджета. Не следует  отождествлять нормы бюджетного права и налогового, т.к. последнее  имеет свой предмет регулирования, а именно: отношения по поводу установления и взимания налогов с юридических  и физических лиц (налоги поступают  не только в бюджет).

Бюджетное право связано  и с таким финансово-правовым институтом, как государственный  кредит, т.к. в условиях бюджетного дефицита государство прибегает к заимствованию  временно свободных денежных средств  юридических и физических лиц  с целью финансирования расходов не обеспеченными налоговыми поступлениями.

Бюджетное право  также связано с административным (бюджетное устройство есть отражение  административно-территориального устройства), конституционным (Национальное Собрание ежегодно принимает закон о бюджете  на очередной финансовый год), и гражданским  правом (для финансирования бюджетного дефицита Совет министров получает у Национального банка средства на основании договора). 

16Система и источники бюджетного права.

В бюджетную  систему РБ как самостоятельные  части включаются республиканский бюджет и местные бюджеты.

Местные бюджеты делятся  на: 1) бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские); 2) бюджеты базового уровня (районные и городские (городов  областного подчинения)); 3) бюджеты  областного уровня (обл. бюджеты и  бюджет г. Минска). 

Бюджетная система  Республики Беларусь основывается на принципах:1. единства; 2. полноты отражения доходов и расходов бюджетов;

3. сбалансированности бюджетов; 4. гласности; 5. самостоятельности бюджетов; 6. эффективности использования бюджетных  средств; 7. общего (совокупного) покрытия  расходов бюджетов; 8. достоверности  бюджетов;  9. адресности и целевого  назначения бюджетных средств; 10. ответственности участников бюджетного  процесса.

К источникам бюджетного права относятся:

1) Конституция РБ;

2) законы;     

3) Указы Президента;

4) Постановления Сов.Мин., нормативные акты Министерства  финансов Республики Беларусь, некоторых  других органов управления.

 

17Бюджетное устройство РБ.

  Бюдж. устройство вкл. в себя понятие организации и принципов построения бюдж.системы, определяет взаимоотношения звеньев бюдж. системы. Бюдж. устройство устанавливается и регламентируется законод. актами, кот. определены права центральных и местных органов власти по составлению бюджетов. Кроме того, бюдж. устройство предусматривает распределения доходов и расходов между отд. видами бюджета.

  Форма гос.устройства - это национальное и адм.-территориальное строение государства, кот. раскрывает характер, взаимоотношений между его сост. частями, между центр. и мест. органами гос. управления, власти.

  Бюджетный процесс - регламентированная Конституцией РБ, актами През. РБ, настоящим Законом и др. норм. актами деят-ть гос. органов по составлению, рассмотрению, утверж. и испол. бюджетов. Составление бюджета на очередной фин. (бюджетный) год производится в соотв. с зак-ом РБ на основе отч. данных об исполнении бюджета за пред. год и за опред. период тек. года, прогнозных оценок доходов, параметров прогноза соц.-экон. развития РБ, гос. и региональных программ в сроки, устанавливаемые Прав. РБ и местными исполн. и распор.органами.

  Республиканский бюджет утвер. законом РБ, местные бюджеты - решениями местных Советов депутатов. Фин. (бюджетный) год на тер.РБ устан. с 1 января по 31 декабря календ. года.

  Для определения бюджетно-финансовой политики в соотв. с программой соц.-экон. развития РБ областные (Минский городской) испол. и распоряд. органы представляют в Мин.фин. консолидированные бюджеты на очередной фин. (бюджетный) год и отчеты об исполнении бюджетов за предыдущий фин. год.

  Формы бюджетной документации по республиканскому и местным бюджетам определяются Мин.финансов. Составление проектов бюджетов находится в исключительной компетенции Правит. РБ и соотв. местных исполн. и распор. органов. Непосредственное составление проектов бюджетов осущ. Мин.фин. и местными фин. органами. Рассмотренные и одобренные Правит. РБ проекты республиканского и консолидированного бюджетов РБ на очередной фин. год представляются на рассмотрение Президента.

Проект закона о бюджете  РБ на очередной фин. год рассматривается Парламентом РБ в соотв. с Конституцией.

Участники бюджетного процесса наделены законодательством определ. полномочиями, основное содержание кот. заключ. в праве получать опред. доходы, распределять бюджетные средства.  

18Состав доходов и расходов бюджета.

Доходы бюджета выражают экон. отношения, возникающие в процессе формирования осн. общегос-го фонда  ден. средств. Осн.назначением доходов  бюджета явл. создание устойчивой фин. базы для выполнения органами гос. власти возложенных своих задач. Доходы бюджета формируют не только мат. основу существования самого государства, базу покрытия потребностей в средствах  для выполнения возложенных на государство  функций.

Доходы бюджета класс. по след. группам: 1) налоговые доходы; 2) взносы на гос.соц.страхование; 3)неналоговые  доходы; 4)безвозмездные поступления.

Бюдж. зак-во РБ предусматривает  деление доходов бюджетов на собственные  и регулирующие. Собств. доходы респуб. бюджета и местных бюджетов могут включ. в себя: налоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соотв. с зак-ом на постоянной основе; взносы на гос.соц.страхование, зачисляемые на постоянной основе; неналоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соотв. с зак-ом на постоянной основе; безвозмездные поступления. К регулирующим доходам респуб. бюджета и мест.бюджетов относятся: доходы, кот. могут частично или полностью передаваться в др.бюджеты и по кот. устан. норматив в виде верхнего уровня отчисления от нал. дохода, а также мест.налоги и сборы по нормативам, опред. местн.Сов. депутатов.

Расходы бюджета, явл. важной составной частью гос. расходов в целом и возникают в связи с использованием средств общег-го ден. фонда. С правовой т.з. – это ден. средства, направляемые на фин. обеспечение задач и функций государства. Расходы респуб. бюджета и местных бюджетов опред. с учетом программ соц.-экон. развития РБ и соотв. админ.-тер. Единицы.

Расходы бюджетов в зависимости  от их экон. содержания делятся на капитальные и текущие. Текущие расходы бюджета явл. частью расходов бюджета, обеспечивающей текущее функционирование бюдж. организаций, оказание поддержки др.бюджетам, организациям и физ. лицам, отдельным отраслям экономики на текущее функционирование, а также включают в себя др.расходы бюджета, не увеличивающие стоимости ОС, НА и мат. запасов.

Капитальные расходы бюджета явл. частью расходов бюджета, обеспечивающей инновационную и инвестиционную деятельность, включ. в себя расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые организации, расходы на проведение модернизации, реконструкции и др. расходы, связанные с увеличением стоимости ОС, НА и мат.запасов.

Предоставление средств из бюджета осущ. в след. формах: 1) расходы на функционирование бюдж. орг-ий; 2)бюдж. трансферты населению; 3) субсидии организациям и физ. лицам; 4) бюдж. трансферты за границу; 5) межбюджетные трансферты; 6)расходы на увеличение стоимости ОС, НА и мат. запасов; 7) бюджетные ссуды, бюджетные займы; 8)бюджетные кредиты.

 

20Понятие и принципы бюджетного процесса.

В соответствии с  бюджетным кодексом бюджетный процесс  – это регламентируемая государством деятельность госорганов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчета об его исполнении.

Бюджет действует  в течение года с 1 января по 31 декабря. Счетный период включает в себя финансовый год и льготный период после его  окончания (этот период составляет 1 месяц).

Деятельность  госорганов от начала составления проекта  бюджета до утверждения отчета о  его исполнении называется бюджетным  циклом (бюджетным периодом).

Бюджетные принципы – ст.8 бюджетного кодекса.

Специфические принципы бюджетного процесса:

1) принцип ежегодности

2) принцип специализации  бюджетных показателей – конкретизация  бюджетных доходов по источникам (расходы конкретизируются по  целевому назначению)

3) принцип разграничения  компетенции между органами представительной  и исполнительной власти: составление  и исполнение – исполнительные  органы власти, утверждение и  рассмотрение – органы представительной  власти.

 

21Порядок составления бюджета.

Составление проекта бюджета  в исключительной компетенции правительства  РБ, а на местах – исполнительно-распорядительным органом.

Информация о работе Финансовое право