Финансовое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:00, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Финансовое право"

Содержание

1 Предмет и понятие финансового права.
2 Финансовое право в системе права Республики Беларусь.
3 Структура системы финансового права.
4 Принципы и источники финансового права.
5 Понятие финансово-правовых норм. Особенности и специфические характеристики финансово-правовых норм.
6 Виды финансово-правовых норм.
7 Финансовые правоотношения: понятие и сущность.
8 Классификация финансовых правоотношений.
9 Субъекты финансового права.
10 Понятие финансовой деятельности государства. Концепция финансовой деятельности государства.
11 Принципы осуществления финансовой деятельности государства.
12 Правовое положение и функции органов, осуществляющих финансовую деятельность.
13 Формы финансовой деятельности государства.
14 Предмет и понятие бюджетного права.
15 Бюджетное право в системе права Республики Беларусь.
16 Система и источники бюджетного права.
17 Бюджетное устройство Республики Беларусь.
18 Состав доходов и расходов бюджета.
19 Бюджетные права Республики Беларусь и органов местного самоуправления.
20 Понятие и принципы бюджетного процесса.
21 Порядок составления бюджета.
22 Рассмотрение и утверждение бюджета.
23 Исполнение бюджетов.
24 Понятие и назначение бюджетного контроля.
25 Понятие и принципы государственного финансирования. Понятие и структура государственных расходов.
26 Основные принципы осуществления государственных расходов. Возвратные и безвозвратные государственные расходы.
27 Сметно-бюджетное планирование и финансирование.
28 Правовой режим государственных расходов.
29 Экономическая сущность и правовая природа налогов.
30 Налоговая система Республики Беларусь.
31 Виды общереспубликанских и местных налогов и сборов.
32 Налоговое законодательство Республики Беларусь.
33 Ответственность за нарушение налогового законодательства.
34 Банковское законодательство Республики Беларусь.
35 Банковская деятельность и принципы ее осуществления.
36 Правовой статус, цели и функции Национального банка.
37 Банки. Общие положения о банках. Статус банка.
38 Небанковские кредитно-финансовые организации.
39 Активные, пассивные и посреднические банковские операции
40 Основные понятия, применяемые в сфере инвестиционной деятельности
41 Государственное регулирование инвестиционной деятельности.
42 Государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь.
43 Деятельность иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями на территории Республики Беларусь.
44 Понятие валюты и валютных ценностей.
45 Валютное законодательство Республики Беларусь.
46 Понятие и значение валютного регулирования и валютных операций.
47 Понятие и сущность валютного контроля. Органы валютного регулирования и валютного контроля.
48 Понятие и значение страхования.
49 Страховой случай. Страховой риск. Страховая ответственность. Страховая стоимость (оценка). Страховая сумма. Страховое возмещение.
50 Отрасли, формы и виды страхования.
51 Правовое регулирование деятельности страховых организаций.

Вложенные файлы: 1 файл

shpory_po_fin_pravu.docx

— 70.30 Кб (Скачать файл)

Непосредственное составление  проектов осуществляется министерством  финансов РБ и местными финансовыми  органами. Проект составляется не позднее  чем за 10 месяцев до начала нового финансового года.

Составлению бюджета предстоит  – разработка прогнозов, основных параметров экономического развития страны, параметров денежно-кредитных показателей и  основных направлений денежно-финансовой и кредитной политики РБ, включая  средне-срочную финансовую программу (ст.86, 87 БК).

Минфин до 1 августа вносит проект бюджета на рассмотрение правительства, не позднее 1 сентября предоставляет  данный проект президенту РБ. Президент  рассматривает, вносит поправки, дополнения и отправляет проект в палату представителей не позднее 1 ноября.

МИРО вносят проект решения  о бюджете в местные советы депутатов в сроки, которые установлены  местными советами депутатов.

 

22Рассмотрение и утверждение бюджета.

Внесенный проект закона о  бюджете направляется в постоянную комиссию палаты представителей РБ по бюджету, финансам и налоговой политики, после чего в случае одобрения  он выносится на рассмотрение сессии парламента.

Проекты решений местных  советов депутатов о бюджете  на финансовый год рассматриваются  постоянной комиссией местных советов  депутатов. Принятие осуществляется на сессии местных советов депутатов.

Ст.9 БК, законом «о республиканском  бюджете на очередной финансовый год» утверждаются основные показатели бюджета. Принятие закона «о республиканском  бюджете на очередной финансовый год» осуществляется не позднее 1 декабря, в случае неутверждения бюджета  до начала финансового года осуществляется временное утверждение бюджета (ст.97 БК).

Закон о республиканском  бюджете на очередной финансовый год должен вступать в силу с 01.01. очередного финансового года.

 

23Исполнение бюджетов.

Исполнение бюджета – обеспечение полного и своевременного поступления в бюджет доходов, предусмотренных в законе о бюджете. На данной стадии происходит с одной стороны – аккумуляция в бюджете нал. и ненал.доходов, а с др.стороны – распределение ден.средств между их получателями. Исполнение республиканского бюджета обеспечивается правительством РБ (Минфин). В РБ предусмотрена казначейская система исполнения бюджета, кот. обеспечивается органами гос. казначейства (главное фин.казначейство–Минфин РБ и территор.органы гос. казначейства).

Исполнение бюджета подразумевает 2-х аспектное взаимное встречное  движение доходов и расходов. Исполнение республиканского бюджета осуществляется на основании закона о республиканском  бюджете на очередной финансовый год в соответствии с бюджетной  росписью республиканского бюджета, который  представляет собой распределение  доходов и расходов бюджетов источников финансирования, дефицита бюджета по кварталу.

Бюджетная роспись предусматривает: 1) бюджетные ассигнования (бюджетные  средства, передаваемые получателю денежных средств распорядителем); 2) на основании  бюджетной росписи составляемой бюджетной сметы

В процессе исполнения бюджета  большая роль принадлежит распорядителям и получателям денежных средств.

 

24Понятие и назначение бюджетного контроля.

Бюджетный контроль регулирует выполнение субъектами бюджетных правоотношений, установленных законом правил поведения  в области образования, распределения  и использования бюджетных средств. Контроль за исполнением республиканского бюджета осуществляется МинФин, Президентом, КГК, Правительством. Оперативный контроль осуществляют Мин по налогом и  сборам, ГТК (таможенный комитет). Контроль за исполнением местных бюджетов осуществляется органами КГК на местах, местными исполнительными и распорядительными  органами. Оперативный контроль за поступлением средств – местные  финансовые органы, налоговые органы.

В системе МинФин контрольные  функции выполняет Главное контрольно-ревизионное  управление и его территориальные  органы. Они осуществляют контроль за целевым и эффективным использованием денежных средств, за работой нижестоящих  финансовых органов по составлению  и исполнению местных бюджетов, за состоянием внутрихозяйственного контроля.

Меры принуждения, которые  применяет МинФин и его территориальные  органы: 1)приостанавливать и ограничивать финансирование расходов за счет бюджета, 2)имеют право приостанавливать расходные  операции по банковским счетам распорядителей средств по бюджету и государственным  внебюджетным фондам при наличии  нарушения зак-ва РБ, 3)взыскивать в  бесспорном порядке бюджетные средства необоснованно полученные либо использованные не по целевому назначению или с  нарушением зак-ва, задолженности по бюджетным ссудам, бюджетным займам, проценты по займам, а также задолженность  по обязательствам, возникающим в  случаи выполнения правительством РБ платежей по погашению и обслуживанию кредитов, полученных под гарантию правительства, 4)начислять и взыскивать пеню.

Виды бюджетных  правонарушений:1)незаконное получение средств из бюджета, 2)нецелевое использование средств бюджета, 3)использование средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства, 4)предоставление бюджетных ссуд и займов с нарушением установленного порядка, 5)не возврат или несвоевременный возврат, полученных на возвратной основе, 6)не перечисление или не полное перечисление бюджетных средств получателям, 7)не перечисление % за пользование бюджетными средствами.

Решение о применении экономических  санкции от имени МинФин вправе выносить министр финансов и его заместители  от имени финансовых управлений местных  исполнительные и распорядительные органов – руководитель управления и его заместители.  

27Сметно-бюджетное планирование и финансирование.

Объем расходов на содержание бюдж. учреждений и организаций опред. на основании бюдж. смет. Суммы ден. средств, принятых при утверждении  средств носит название бюджетных  ассигнований. Бюдж. учреждения как  правило не имеют собственных  доходов и их деят-ть финансируется  из бюджетов всех звеньев. Объектами  сметно-бюджетного финансирования явл. все социально значимые в гос-ве мероприятия. Смет.-бюдж. фин-ие пред. собой  безвозмездное и безвозвратное  предоставление ден. средств из бюджетов различных уровней бюдж. организациям. Смета может включать в себя средства, выделенные из бюджета, а также доходы, доп. полученные за оказание работ и  услуг.

Принципы сметно-бюджетного финансирования: 1)безвозмездность, 2)безвозвратность, 3)срочность, 4)целевое назначение.

К бюдж. организациям относятся  учреждения, которые финансируются  из бюджета на основе бюдж.сметы, имеющие  р/с в банках и ведущие бух. учет в соотв. с планом счетов бух. учета исполнения смет расходов учреждений и организаций.

Смета расходов является основным финн. планом учреждения, который определяет объем, целевое назначение и поквартальное  распределение ассигнований. Смета  действует в течение 1 года. Юридическое  значение сметы заключается в  том, что она определяет права  и обязанности руководителя бюджетного учреждения по целевому использованию  средств, выделенному из соответствующих  бюджетов, а также обязанности  финансовых органов по контролю за целевым использованием данных средств.

Виды смет: 1)индивидуальная – смета отражает особенности  расходования средств отдельного учреждения

2)сметы централизованных  мероприятий – они составляются  министерствами, гос комитетами, управлениями  и отделами исполкомов на расходы,  связанные с проведением съездов,  выставок, на проведение централизованных  мероприятий

3)сводные сметы –  совокупность индивидуальных смет  учреждений, входящих в 1 ведомство  и смету расходов на централизованные  мероприятия

4)сметы по внебюджетным  средствам – состоят из 4 частей: 

29Экономическая сущность и правовая природа налогов.

Налоги – экон. категория. Они играют важную роль в экон. и  соц. жизни общества. В современных  условиях для РБ чрезвычайно важно  использовать налоги в целях создания эффективной экон. системы.

Как экон. категория налоги обладают устойчивыми внутренними  свойствами, закономерностью развития и отличительными формами проявления. Государство устан. правила изъятия  части доходов у юр. и физ. лиц  посредством придания этим правилам силы Закона. Правовая природа налогов  обусловлена необходимостью гос. принуждения, так как вряд ли кто добровольно, по собственной инициативе, будет  расставаться с частью своего дохода и, порой, достаточно солидной его частью.

 Налоги – это обязательные платежи, которые по закону взимаются с предприятий и граждан и не имеют индивидуально возмездного характера для налогоплательщиков. Подчеркнем – индивидуально безвозмездные. Для всех членов общества они возмездные, так как поступившие в виде налогов денежные средства используются государством для удовлетворения общественно значимых потребностей, таких как оборона, управление, фундаментальная наука и некоторые другие.

 

31Виды общереспубликанских  и местных налогов и сборов.

К республиканским  налогам, сборам (пошлинам) относятся:

- налог на добавленную  стоимость;

- акцизы;

- налог на прибыль;

- налог на доходы иностранных  организаций, не осуществляющих  деятельность в Республике Беларусь  через постоянное представительство;

- подоходный налог с  физических лиц;

- налог на недвижимость;

- земельный налог;

- экологический налог;

- налог за добычу (изъятие)  природных ресурсов;

- сбор за проезд автомобильных  тран. средств иностранных государств  по автомобильным дорогам общего  пользования Республики Беларусь;

- оффшорный сбор;

- гербовый сбор;

- консульский сбор;

- государственная пошлина;

- патентные пошлины;

- таможенные пошлины  и таможенные сборы.

 

К местным налогам  и сборам относятся:

- налог за владение  собаками;

- курортный сбор;

- сбор с заготовителей.

 

32Налоговое законодательство Республики Беларусь. 

1. Налоговое законодательство  РБ – система принятых на  основании и в соотв. с Конституцией  РБ норм.- прав. актов, которая  включает:

- настоящий Кодекс и  принятые в соотв. с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения;

- декреты, указы и  распоряж. През. РБ, содержащие вопросы  налого-я;

- международные договоры  Республики Беларусь;

- постановления Прав. РБ, регулирующие вопросы налого-я  и принимаемые на основании  и во исполнение наст. Кодекса,  принятых в соотв. с ним законов,  регулирующих вопросы налогообложения,  и актов През. РБ;

- норм.-прав. акты респуб-х  органов гос.упр-я, органов местн.упр-я  и самоуправления, регулирующие  вопросы налог-я и издаваемые  в случаях и пределах, предусм.  наст. Кодексом, а также принятыми  в соотв. с ним законами, регулир.  вопросы налого-я, актами Президента  РБ и постановлениями Правительства  РБ.

2. Положения норм.-прав. актов, приним. на основании и во исполнение наст. Кодекса, не могут противоречить положениям наст. Кодекса, а равно выходить за пределы содержания этих положений или предоставленных ими соотв. органу полномочий. Положения настоящего пункта не распространяются на акты През.РБ, изданные в соотв. с Конст. РБ.

3. В случае расхождения  акта нал.зак-ва с Конст.РБ действует Конст-я.

4. В случае расхождения акта нал. зак-ва с актом др. отрасли права, содерж. вопросы нал-ия, применяются положения акта нал. зак-ва.

5. Офиц.толкование полож-й акта нал.зак-ва осущ. в порядке, уст.зак-ом.

7. Применение актов нал. законодательства по аналогии не допускается.

8. Законы РБ и решения  местных Советов депутатов, устан. или отменяющие налоги, сборы (пошлины), повышающие или понижающие нал. ставки, устан. или отменяющие нал. льготы, изменяющие порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), прим. с момента (даты) вступления их в силу и распространяют свое действие на нал. или отчетные периоды, на кот. приходятся соотв. дата факт. реализации, дата факт. получения дохода, иная аналогичная дата, если иное не предусмотрено законами РБ или актами През. РБ. Аналогичный порядок распространяется и на акты През. РБ.

Декреты През. РБ и законы РБ, устанав. ответ-ть за несоблюдение нал. зак-ва, не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда они смягчают или отменяют ответ-ть граждан. Указы и распор. През. РБ, решения местных Советов депутатов, отменяющие налоги, сборы (пошлины), понижающие нал.ставки, устанавливающие нал.льготы, устраняющие обязанности плательщиков (иных обязанных лиц), иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

 

33Ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о декларировании доходов и имущества.

Информация о работе Финансовое право