Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:00, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Финансовое право"
1 Предмет и понятие финансового права.
2 Финансовое право в системе права Республики Беларусь.
3 Структура системы финансового права.
4 Принципы и источники финансового права.
5 Понятие финансово-правовых норм. Особенности и специфические характеристики финансово-правовых норм.
6 Виды финансово-правовых норм.
7 Финансовые правоотношения: понятие и сущность.
8 Классификация финансовых правоотношений.
9 Субъекты финансового права.
10 Понятие финансовой деятельности государства. Концепция финансовой деятельности государства.
11 Принципы осуществления финансовой деятельности государства.
12 Правовое положение и функции органов, осуществляющих финансовую деятельность.
13 Формы финансовой деятельности государства.
14 Предмет и понятие бюджетного права.
15 Бюджетное право в системе права Республики Беларусь.
16 Система и источники бюджетного права.
17 Бюджетное устройство Республики Беларусь.
18 Состав доходов и расходов бюджета.
19 Бюджетные права Республики Беларусь и органов местного самоуправления.
20 Понятие и принципы бюджетного процесса.
21 Порядок составления бюджета.
22 Рассмотрение и утверждение бюджета.
23 Исполнение бюджетов.
24 Понятие и назначение бюджетного контроля.
25 Понятие и принципы государственного финансирования. Понятие и структура государственных расходов.
26 Основные принципы осуществления государственных расходов. Возвратные и безвозвратные государственные расходы.
27 Сметно-бюджетное планирование и финансирование.
28 Правовой режим государственных расходов.
29 Экономическая сущность и правовая природа налогов.
30 Налоговая система Республики Беларусь.
31 Виды общереспубликанских и местных налогов и сборов.
32 Налоговое законодательство Республики Беларусь.
33 Ответственность за нарушение налогового законодательства.
34 Банковское законодательство Республики Беларусь.
35 Банковская деятельность и принципы ее осуществления.
36 Правовой статус, цели и функции Национального банка.
37 Банки. Общие положения о банках. Статус банка.
38 Небанковские кредитно-финансовые организации.
39 Активные, пассивные и посреднические банковские операции
40 Основные понятия, применяемые в сфере инвестиционной деятельности
41 Государственное регулирование инвестиционной деятельности.
42 Государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь.
43 Деятельность иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями на территории Республики Беларусь.
44 Понятие валюты и валютных ценностей.
45 Валютное законодательство Республики Беларусь.
46 Понятие и значение валютного регулирования и валютных операций.
47 Понятие и сущность валютного контроля. Органы валютного регулирования и валютного контроля.
48 Понятие и значение страхования.
49 Страховой случай. Страховой риск. Страховая ответственность. Страховая стоимость (оценка). Страховая сумма. Страховое возмещение.
50 Отрасли, формы и виды страхования.
51 Правовое регулирование деятельности страховых организаций.
Лица, виновные в нарушении
законодательства Республики Беларусь
о декларировании доходов и имущества,
несут ответственность в
Ответственность за непредставление
декларации о доходах и имуществе
супругом (супругой), совершеннолетним
близким родств-ом лица, обязанного
в соотв. с настоящим Законом
и иными закон-и актами РБ представлять
декларацию о доходах и имуществе,
за указание ими в декларациии
неполных и недостоверных сведений,
нарушение ими порядка
Применение к физ. лицу мер ответ-и за нарушение законодательства Республики Беларусь о декларировании доходов и имущества не освобождает его от обязанности представления декларации о доходах и имуществе.
В случае обнаружения физ. лицом в представленной им декларации о доходах и имуществе неполных и (или) недостоверных сведений до их выявления гос. органами (организациями), в том числе нал. органами, проводящими проверку полноты и достоверности сведений, указанных в декларации, данное лицо вправе заявить об этом в соответствующий государственный орган (организацию), в том числе налоговый орган, и представить уточненную декларацию. При этом физ. лицо освобождается от ответ-ти за нарушение зак-ва РБ о декларировании доходов и имущества.
Лица, допустившие разглашение сведений о доходах и имуществе, а также сведений, содержащихся в пояснениях об источниках доходов, несут ответственность в соответствии с законодательными актами РБ.
34Банковское законодательство Республики Беларусь
Банковское законодательство Республики Беларусь – система нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности, и устанавливающих права, обязанности и ответственность субъектов и участников банковских правоотношений.
К актам банковского законодательства относятся:
- законодательные акты Республики Беларусь;
- распоряжения Президента Республики Беларусь, которые носят нормативный характер;
- постановления Правительства Республики Беларусь;
- нормативные правовые акты Национального банка Республики Беларусь (далее – Национальный банк);
- нормативные правовые акты, принимаемые Национальным банком совместно с Правительством РБ или республ. органами гос. управления на основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных закон. актов РБ.
35Банковская деятельность и принципы ее осуществления.
Банковская деятельность – совокупность осуществляемых банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковских операций, направленных на извлечение прибыли.
Основными принципами банковской деятельности являются:
- обязательность получения
банками и небанковскими
- независимость банков
и небанковских кредитно-
- разграничение ответственности
между банками, небанковскими
кредитно-финансовыми
- обязательность соблюдения
установленных Национальным
- обеспечение физическим
и юридическим лицам права
выбора банка, небанковской
- обеспечение банковской
тайны по операциям, счетам
и вкладам (депозитам)
- обеспечение возврата денежных средств вкладчикам банков.
36Правовой статус, цели и функции Национального банка.
Нац.банк – центр. банк и гос. орган РБ – действует исключительно в интересах РБ. Нац. банк осущ. свою деятельность в соотв. с Конституцией РБ, настоящим Кодексом, законами РБ, нормат. прав. актами Презид. РБ и независим в своей деятельности. Нац. банк подотчетен Презид. РБ. Подотчетность Нац. банка Президенту РБ означает: утвержд. Презид. Устава Нац. банка, изменений и (или) дополнений, вносимых в него; назначение Презид. РБ с согласия Совета Республики Нац. собрания РБ Председателя и членов Правления Нац. банка, освобождение их от должности с уведомлением Совета Республики Нац. собрания РБ; и др. Нац. банк явл. юр. лицом, имеет печать с изображением Гос. герба РБ и надписью «Нац. банк РБ». Место нахождения Нац. банка – город Минск.
Основными целями деятельности Нац. банка являются: 1. защита и обеспечение устойчивости бел. рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к ин. валютам; 2.развитие и укрепление банковской системы РБ; 3.обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы. Получение прибыли не является основной целью деятельности Нац. банка.
Национальный банк выполняет следующие функции:
- разрабатывает Осн. направления ден.-кред. политики РБ и совместно с Правительством РБ обеспечивает проведение единой ден.-кред. политики;
- осуществляет эмиссию денег;
- регулирует денежное обращение;
- регулирует кредитные отношения;
- организует функционирование платежной системы РБ;
- осуществляет валютное регулирование;
- организует и осуществляет валютный контроль;
- осуществляет выпуск (эмиссию) ценных бумаг Нац. банка;
- осущ. гос-ю регистрацию банков и небанковских кред.-фин. орг-й;
- осуществляет лицензирование банковской деятельности;
- устанавливает правила
и порядок осуществления
- соглас. выпуски цен.бумаг банков и небанковских кред.-фин. орг-ий;
- регулирует деятельность
банков и небанковских
- определяет порядок проведения в РБ расчетов в безн. и налич. формах;
- осущ. операции, необх. для выполнения осн. целей дея-ти Нац. банка;
- формирует золотой запас Гос. фонда драг. металлов и драг. камней РБ и осущ. оперативное управление им в пределах своей компетенции;
- устанавливает цены
купли-продажи драгоценных
- вып. др. функции, пред. настоящим Кодексом и иными зак. актами РБ.
37Банки. Общие положения о банках. Статус банка.
Статус банка. Банк явл. коммерческой организацией, зарегистрированной в порядке, устан. настоящим Кодексом, и имеющей на основании лицензии на осущ. банковской деятельности исключительное право осуществлять в совокупности банк. операции. Банк вправе осущ. иные банк. операции, указ. в лицензии на осущ. банк. деятельности.
Банк может создаваться в форме АО или УП в порядке. Банк для осущ. его уставных целей по согласованию с Нац.банком вправе выступать учредителем (участником) ком. организаций в порядке и на условиях, определяемых зак-ом РБ.
Банк имеет устав, утверж. в порядке, устан. зак-ом РБ для юр. лица соотв. организационно-правовой формы. В уставе банка должны содержаться: наимен. Банка, указание на его организационно-правовую форму; сведения о месте нахождения банка (месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа банка); перечень банковских операций, а также видов деятельности, кот. будут осущ. банком, если их указание предусмотрено актами зак-ва РБ; сведения о размере уставного фонда; сведения об органах управления, в том числе исполнит. органах и органах внутреннего контроля, о порядке образования этих органов и их полномочиях; иные сведения, предусмотренные зак-ом РБ.
Банк должен иметь наименование,
соответствующее требованиям
Уставный фонд банка формируется из вкладов (имущества) его учредителей (участников). Уставный фонд банка определяет мин. размер имущества банка, гарантирующего интересы его кредиторов. Мин. размер устанавливается Нац. банком по соглас. с Президентом РБ. При создании банка мин. размер его уст. фонда должен быть сформирован из ден. средств. Уставный фонд банка должен быть сформирован в полном объеме до государственной регистрации банка.
38Небанковские кредитно-финансовые организации.
Небанковская кред.-фин. организация создается в форме хоз-го общества и осущ. свою деятельность в порядке, устан. зак-ом РБ.
Наименование небанковской кред.-фин. орг-ии должно содержать указание на характер деятельности этой орг-ии посредством использования слов «небан. кред.-фин. орг-я», а также на ее орган.-правовую форму.
Юр. лица, зарег. на тер. РБ в уст. порядке, не могут использовать в своем наименовании слова «небан. кред.-фин. орг-я» либо иным образом указывать на то, что они имеют право на осущ. банк. деятельности, за исключением лиц, получивших от Нац.банка лицензию на осущ. банковской деятельности.
Небанк. кред.-фин. орг-ии подлежат гос.й регистрации в Нац.банке. Небанк. кред.-фин. орг-ия на основании лицензии, выданной Нац. банком, вправе осущ. отд. банк. операции. Перечень документов для гос. регистрации и получения лицензии на определяется Нац. банком. Решения о гос. регистрации или об отказе принимаются Нац.банком в срок, не превышающий 2 месяцев со дня представления необх. для гос. регистрации док-в. Одновременно с принятием решения о регистрации орг-и Нац. банк принимает решение о перечне банк. операций, кот. может осущ. эта орг-я. Зарегистрированной организации выдаются свидетельство о ее гос. регистрации и лицензия на осуществление банковской деятельности.
Реорганизация и ликвидация небан. кред.-фин. орг-ий осущ. в порядке, устан. зак-ом РБ для юр. лиц соотв. организационно-правовой формы, с учетом особенностей. В случае реорганизации небан. кред.-фин. орг-и путем преобразования ее в иную коммерческую организацию эта ком. организация не может быть преобразована в небан. кред.-фин. орг-ию ранее трех лет со дня отзыва лицензии на осущ. банк. деятельности.
Преобразование небанк.
кред.-фин. организации в банк допускается
при соблюдении требований, установленных
для гос. регистрации банков.
39Активные, пассивные и посреднические банк. операции.
Под активными банковскими
операциями понимаются операции, направленные
на предоставление денежных средств
банками и небанковскими
Под пассивными банковскими
операциями понимаются операции, направленные
на привлечение денежных средств, драгоценных
металлов и (или) драгоценных камней
банками и небанковскими
Под посредническими банковскими
операциями понимаются операции, содействующие
осуществлению банковской деятельности
банками и небанковскими
40Осн.понятия, применяемые в сфере инвест. деятельности.
Инвестиции — долгосрочные вложения государственного или частного капитала в собственной стране или за рубежом с целью получения дохода в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты. Дают отдачу через значительный срок после вложения.
Инвестициями являются финансовые, материальные ресурсы и другие имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которой образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект.
Под инвестиционной
деятельностью в соответствии с белорусским
законодательством понимаются действия
юридического или физического лица либо
государства (административно-
Субъектами инвестиционной деятельности могут быть государства, советские и иностранные юридические и физические лица.
Инвесторы - субъекты инвест. деятельности, приним. решения по инв. деятельности и осуществляющие инвестиции (вложения).
Объектами инв. деят-ти явл. вновь создаваемые и модернизируемые осн. фонды, обор. средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, цен. бумаги, интел. ценности, научно-техническая продукция, а также имущ. права. В качестве объекта инв. деятельности могут выступать земля и другие природные ресурсы в их стоимостной (денежной) форме.