Финансовое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:00, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Финансовое право"

Содержание

1 Предмет и понятие финансового права.
2 Финансовое право в системе права Республики Беларусь.
3 Структура системы финансового права.
4 Принципы и источники финансового права.
5 Понятие финансово-правовых норм. Особенности и специфические характеристики финансово-правовых норм.
6 Виды финансово-правовых норм.
7 Финансовые правоотношения: понятие и сущность.
8 Классификация финансовых правоотношений.
9 Субъекты финансового права.
10 Понятие финансовой деятельности государства. Концепция финансовой деятельности государства.
11 Принципы осуществления финансовой деятельности государства.
12 Правовое положение и функции органов, осуществляющих финансовую деятельность.
13 Формы финансовой деятельности государства.
14 Предмет и понятие бюджетного права.
15 Бюджетное право в системе права Республики Беларусь.
16 Система и источники бюджетного права.
17 Бюджетное устройство Республики Беларусь.
18 Состав доходов и расходов бюджета.
19 Бюджетные права Республики Беларусь и органов местного самоуправления.
20 Понятие и принципы бюджетного процесса.
21 Порядок составления бюджета.
22 Рассмотрение и утверждение бюджета.
23 Исполнение бюджетов.
24 Понятие и назначение бюджетного контроля.
25 Понятие и принципы государственного финансирования. Понятие и структура государственных расходов.
26 Основные принципы осуществления государственных расходов. Возвратные и безвозвратные государственные расходы.
27 Сметно-бюджетное планирование и финансирование.
28 Правовой режим государственных расходов.
29 Экономическая сущность и правовая природа налогов.
30 Налоговая система Республики Беларусь.
31 Виды общереспубликанских и местных налогов и сборов.
32 Налоговое законодательство Республики Беларусь.
33 Ответственность за нарушение налогового законодательства.
34 Банковское законодательство Республики Беларусь.
35 Банковская деятельность и принципы ее осуществления.
36 Правовой статус, цели и функции Национального банка.
37 Банки. Общие положения о банках. Статус банка.
38 Небанковские кредитно-финансовые организации.
39 Активные, пассивные и посреднические банковские операции
40 Основные понятия, применяемые в сфере инвестиционной деятельности
41 Государственное регулирование инвестиционной деятельности.
42 Государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь.
43 Деятельность иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями на территории Республики Беларусь.
44 Понятие валюты и валютных ценностей.
45 Валютное законодательство Республики Беларусь.
46 Понятие и значение валютного регулирования и валютных операций.
47 Понятие и сущность валютного контроля. Органы валютного регулирования и валютного контроля.
48 Понятие и значение страхования.
49 Страховой случай. Страховой риск. Страховая ответственность. Страховая стоимость (оценка). Страховая сумма. Страховое возмещение.
50 Отрасли, формы и виды страхования.
51 Правовое регулирование деятельности страховых организаций.

Вложенные файлы: 1 файл

shpory_po_fin_pravu.docx

— 70.30 Кб (Скачать файл)

Лица, виновные в нарушении  законодательства Республики Беларусь о декларировании доходов и имущества, несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Ответственность за непредставление  декларации о доходах и имуществе  супругом (супругой), совершеннолетним близким родств-ом лица, обязанного в соотв. с настоящим Законом  и иными закон-и актами РБ представлять декларацию о доходах и имуществе, за указание ими в декларациии  неполных и недостоверных сведений, нарушение ими порядка представления  декларации несут супруг (супруга), совершеннолетний близкий родственник  указ. лица.

Применение к физ. лицу мер ответ-и за нарушение законодательства Республики Беларусь о декларировании доходов и имущества не освобождает  его от обязанности представления  декларации о доходах и имуществе.

В случае обнаружения физ. лицом в представленной им декларации о доходах и имуществе неполных и (или) недостоверных сведений до их выявления гос. органами (организациями), в том числе нал. органами, проводящими проверку полноты и достоверности сведений, указанных в декларации, данное лицо вправе заявить об этом в соответствующий государственный орган (организацию), в том числе налоговый орган, и представить уточненную декларацию. При этом физ. лицо освобождается от ответ-ти за нарушение зак-ва РБ о декларировании доходов и имущества.

Лица, допустившие разглашение  сведений о доходах и имуществе, а также сведений, содержащихся в  пояснениях об источниках доходов, несут  ответственность в соответствии с законодательными актами РБ.

 

34Банковское законодательство Республики Беларусь

Банковское законодательство Республики Беларусь – система нормативных  правовых актов, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении  банковской деятельности, и устанавливающих  права, обязанности и ответственность  субъектов и участников банковских правоотношений.

К актам банковского  законодательства относятся:

- законодательные акты Республики Беларусь;

- распоряжения Президента Республики Беларусь, которые носят нормативный характер;

- постановления Правительства Республики Беларусь;

- нормативные правовые акты Национального банка Республики Беларусь (далее – Национальный банк);

- нормативные правовые акты, принимаемые Национальным банком совместно с Правительством РБ или республ. органами гос. управления на основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных закон. актов РБ.

 

35Банковская  деятельность и принципы ее  осуществления. 

Банковская деятельность – совокупность осуществляемых банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковских операций, направленных на извлечение прибыли.

Основными принципами банковской деятельности являются:

- обязательность получения  банками и небанковскими кредитно-финансовыми  организациями специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской  деятельности (далее – лицензия  на осуществление банковской  деятельности);

- независимость банков  и небанковских кредитно-финансовых  организаций в своей деятельности, невмешательство со стороны государственных  органов в их работу, за исключением  случаев, предусмотренных законодательными  актами Республики Беларусь;

- разграничение ответственности  между банками, небанковскими  кредитно-финансовыми организациями  и государством;

- обязательность соблюдения  установленных Национальным банком  нормативов безопасного функционирования  для поддержания стабильности  и устойчивости банковской системы  Республики Беларусь;

- обеспечение физическим  и юридическим лицам права  выбора банка, небанковской кредитно-финансовой  организации;

- обеспечение банковской  тайны по операциям, счетам  и вкладам (депозитам) клиентов;

- обеспечение возврата  денежных средств вкладчикам  банков.

 

36Правовой статус, цели и функции Национального банка.

Нац.банк – центр. банк и гос. орган РБ – действует исключительно в интересах РБ. Нац. банк осущ. свою деятельность в соотв. с Конституцией РБ, настоящим Кодексом, законами РБ, нормат. прав. актами Презид. РБ и независим в своей деятельности. Нац. банк подотчетен Презид. РБ. Подотчетность Нац. банка Президенту РБ означает: утвержд. Презид. Устава Нац. банка, изменений и (или) дополнений, вносимых в него; назначение Презид. РБ с согласия Совета Республики Нац. собрания РБ Председателя и членов Правления Нац. банка, освобождение их от должности с уведомлением Совета Республики Нац. собрания РБ; и др. Нац. банк явл. юр. лицом, имеет печать с изображением Гос. герба РБ и надписью «Нац. банк РБ». Место нахождения Нац. банка – город Минск.

Основными целями деятельности Нац. банка являются:  1. защита и обеспечение устойчивости бел. рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к ин. валютам; 2.развитие и укрепление банковской системы РБ; 3.обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы. Получение прибыли не является основной целью деятельности Нац. банка.

Национальный  банк выполняет следующие функции:

- разрабатывает Осн. направления ден.-кред. политики РБ и совместно с Правительством РБ обеспечивает проведение единой ден.-кред. политики;

- осуществляет эмиссию  денег;

- регулирует денежное  обращение;

- регулирует кредитные  отношения;

- организует функционирование  платежной системы РБ;

- осуществляет валютное регулирование;

- организует и осуществляет  валютный контроль;

- осуществляет выпуск (эмиссию)  ценных бумаг Нац. банка;

- осущ. гос-ю регистрацию банков и небанковских кред.-фин. орг-й;

- осуществляет лицензирование  банковской деятельности;

- устанавливает правила  и порядок осуществления банковских  операций;

- соглас. выпуски цен.бумаг банков и небанковских кред.-фин. орг-ий;

- регулирует деятельность  банков и небанковских кредитно-финансовых  организаций по выдаче и обращению  векселей;

- определяет порядок  проведения в РБ расчетов в  безн. и налич. формах;

- осущ. операции, необх. для выполнения осн. целей дея-ти Нац. банка;

- формирует золотой запас  Гос. фонда драг. металлов и драг. камней РБ и осущ. оперативное управление им в пределах своей компетенции;

- устанавливает цены  купли-продажи драгоценных металлов  и драг. камней при осуществлении банковских операций;

- вып. др. функции, пред. настоящим Кодексом и иными зак. актами РБ.

 

37Банки. Общие положения о банках. Статус банка.

Статус банка. Банк явл. коммерческой организацией, зарегистрированной в порядке, устан. настоящим Кодексом, и имеющей на основании лицензии на осущ. банковской деятельности исключительное право осуществлять в совокупности банк. операции. Банк вправе осущ. иные банк. операции, указ. в лицензии на осущ. банк. деятельности.

Банк может создаваться  в форме АО или УП в порядке. Банк для осущ. его уставных целей  по согласованию с Нац.банком вправе выступать учредителем (участником) ком. организаций в порядке и  на условиях, определяемых зак-ом РБ.

Банк имеет устав, утверж. в порядке, устан. зак-ом РБ для юр. лица соотв. организационно-правовой формы. В уставе банка должны содержаться: наимен. Банка, указание на его организационно-правовую форму; сведения о месте нахождения банка (месте нахождения постоянно  действующего исполнительного органа банка); перечень банковских операций, а также видов деятельности, кот. будут осущ. банком, если их указание предусмотрено актами зак-ва РБ; сведения о размере уставного фонда; сведения об органах управления, в том числе  исполнит. органах и органах внутреннего  контроля, о порядке образования  этих органов и их полномочиях; иные сведения, предусмотренные зак-ом РБ.

Банк должен иметь наименование, соответствующее требованиям зак-ва РБ. Наименование банка должно содержать  указание на характер деятельности этого  банка посредством использования  слова «банк», а также на его  организационно-правовую форму. Юр. лица, зарег. на тер. РБ в устан. порядке, не могут использовать в своем наименовании слово «банк», за исключ. юр. лиц, получивших от Нац. банка лицензию на осущ. банк. деят-ти.

Уставный фонд банка  формируется из вкладов (имущества) его учредителей (участников). Уставный фонд банка определяет мин. размер имущества  банка, гарантирующего интересы его  кредиторов. Мин. размер  устанавливается  Нац. банком по соглас. с Президентом  РБ. При создании банка мин. размер его уст. фонда должен быть сформирован  из ден. средств. Уставный фонд банка  должен быть сформирован в полном объеме до государственной регистрации  банка.

 

38Небанковские кредитно-финансовые организации.

Небанковская кред.-фин. организация создается в форме  хоз-го общества и осущ. свою деятельность в порядке, устан. зак-ом РБ. 

Наименование небанковской кред.-фин. орг-ии должно содержать указание на характер деятельности этой орг-ии посредством использования слов «небан. кред.-фин. орг-я», а также  на ее орган.-правовую форму.

Юр. лица, зарег. на тер. РБ в  уст. порядке, не могут использовать в своем наименовании слова «небан. кред.-фин. орг-я» либо иным образом  указывать на то, что они имеют  право на осущ. банк. деятельности, за исключением лиц, получивших от Нац.банка  лицензию на осущ. банковской деятельности.

Небанк. кред.-фин. орг-ии подлежат гос.й регистрации в Нац.банке. Небанк. кред.-фин. орг-ия на основании  лицензии, выданной Нац. банком, вправе осущ. отд. банк. операции. Перечень документов для гос. регистрации и получения лицензии на определяется Нац. банком. Решения о гос. регистрации или об отказе принимаются Нац.банком в срок, не превышающий 2 месяцев со дня представления необх. для гос. регистрации док-в. Одновременно с принятием решения о регистрации орг-и Нац. банк принимает решение о перечне банк. операций, кот. может осущ. эта орг-я. Зарегистрированной организации выдаются свидетельство о ее гос. регистрации и лицензия на осуществление банковской деятельности.

Реорганизация и ликвидация небан. кред.-фин. орг-ий осущ. в порядке, устан. зак-ом РБ для юр. лиц соотв. организационно-правовой формы, с учетом особенностей. В случае реорганизации небан. кред.-фин. орг-и путем преобразования ее в иную коммерческую организацию эта ком. организация не может быть преобразована в небан. кред.-фин. орг-ию ранее трех лет со дня отзыва лицензии на осущ. банк. деятельности.

Преобразование небанк. кред.-фин. организации в банк допускается при соблюдении требований, установленных для гос. регистрации банков.  

39Активные, пассивные и посреднические банк. операции.

Под активными банковскими  операциями понимаются операции, направленные на предоставление денежных средств  банками и небанковскими кредитно-финансовыми  организациями.

Под пассивными банковскими  операциями понимаются операции, направленные на привлечение денежных средств, драгоценных  металлов и (или) драгоценных камней банками и небанковскими кредитно-финансовыми  организациями.

Под посредническими банковскими  операциями понимаются операции, содействующие  осуществлению банковской деятельности банками и небанковскими кредитно-финансовыми  организациями.

 

40Осн.понятия, применяемые в сфере инвест. деятельности.

Инвестиции — долгосрочные вложения государственного или частного капитала в собственной стране или за рубежом с целью получения дохода в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты. Дают отдачу через значительный срок после вложения.

Инвестициями  являются  финансовые,  материальные ресурсы и другие  имущественные  и  интеллектуальные  ценности, вкладываемые в объекты   предпринимательской   и   других   видов  деятельности,  в результате  которой  образуется   прибыль  (доход)  или  достигается социальный эффект.

Под инвестиционной деятельностью в соответствии с белорусским законодательством понимаются действия юридического или физического лица либо государства (административно-территориальной единицы государства) по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их иному использованию для получения прибыли (дохода) или достижения иного значимого результата.

Субъектами   инвестиционной    деятельности   могут   быть государства, советские и иностранные юридические и физические лица.

Инвесторы   -    субъекты   инвест.  деятельности, приним. решения по  инв. деятельности и осуществляющие инвестиции (вложения).

Объектами  инв. деят-ти    явл.   вновь создаваемые и модернизируемые осн.  фонды, обор. средства во всех   отраслях  и   сферах  народного   хозяйства,  цен. бумаги, интел.  ценности,  научно-техническая продукция,  а также имущ. права.      В качестве объекта инв. деятельности могут выступать земля и другие природные ресурсы в их стоимостной (денежной) форме.

Информация о работе Финансовое право